Напоминание

"В мире загадок"


Автор: Белова Алёна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Старозятцинский детский сад
Населённый пункт: Удмуртская Республика, Якшур-Бодьинский район, село Старые Зятцы
Наименование материала: долгосрочный проект
Тема: "В мире загадок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление народного образования Администрации МО «Якшур –

Бодьинский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Старозятцинский детский сад

Проект

Тема «В мире загадок»

Воспитатель МБДОУ Старозятцинский детский сад

Белова Алёна Васильевна

Актуальность проекта

Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще

выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для

ума» говорил К. Д. Ушинский [6].

Загадывание и отгадывание загадок является одним из эффективных

средств развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Загадка

жанр

устного

народного

творчества,

иносказательно

описывающая предмет или явление.

Загадка даёт наглядный пример того, как емко, красочно можно сказать

о предмете или явлении, что способствует активному развитию речи ребёнка

и умению кратко и образно выразить свои мысли и свои наблюдения.

Знание

загадок

развивает

память,

отгадывание

их

позволяет

более

глубоко и разносторонне осмысливать мир, развивает сообразительность,

быстроту реакции, умственную активность, нестандартность мышления [2].

Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у детей интерес

к

миру

вещей

и

явлений,

помогают

ребенку

обратить

внимание

на

их

признаки, свойства и качества. Об одном и том же предмете может быть

несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны.

Загадка,

как

ни

одно

другое

произведение

малого

жанра,

дает

наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об

одном

и

том

же

предмете.

Она

непреднамеренно

заставляет

ребенка

анализировать

ее

языковую

структуру,

учит

открывать

«секреты»

этой

структуры, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания [4].

Отгадывание загадок упражняет ум детей, развивает интеллектуальные

способности, умения анализировать и обобщать, углубляет и уточняет знания

о признаках различных предметов и явлений окружающего мира. Не менее

значимо и умение конструировать, придумывать загадки, в процессе чего у

детей

развивается

находчивость,

сообразительность,

речь,

стимулируется

умственная

активность,

а

также

все

познавательные

процессы,

что

2

обусловливает востребованность загадки в образовательно-воспитательном

процессе.

Выделяют

два

основных

признака

загадки

с

позиции

ее

педагогического

исследования

в

педагогических

мероприятиях

с

дошкольниками.

Во-первых, главным жанровым признаком загадки является требование

отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей,

вызывает их интерес, желание.

Во-вторых, основными языковыми особенностями являются яркость

образов, их описательность [8].

Загадки

обогащают

словарь

детей

за

счет

многозначности

слов,

помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о

переносном

значении

слова.

Они

помогают

усвоить

звуковой

и

грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой

форме и анализировать ее.

В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не

только как задачка, требующая точного ответа.

Ребенок учиться ценить

изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в

игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в

положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».

Теоретическое обоснование проекта

В теории и практике дошкольного образования накоплен не малый

опыт

развития

психических

процессов

(логики,

памяти,

мышления,

творческого

воображения)

детей

в

разных

видах

художественной

деятельности, в том числе в процессе разгадывания и составления загадок

( Т.И.Алиева, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова, О.С. Ушакова и др.)

Анализ

теоретических исследований позволил выявить ряд противоречий между:

- имеющимися научными данными о важности дошкольного периода

для развития психических процессов и недостаточности специальной работы

по развитию психических процессов детей в дошкольном учреждении

3

- наличие интереса педагогов к развитию творческой деятельности

детей

и

недооценкой

такого

вида

деятельности

дошкольников,

как

составление загадок.

На основании выделенных противоречий были обозначены проблемы:

1. Недостаточная компетентность педагогов в развитии психических

процессов детей старшего дошкольного возраста.

2. Увеличивается количество детей с нарушениями в речевом развитии.

Руководитель проекта:

Участники проекта: дети – педагоги – родители.

Сроки выполнения проекта: 01.04.2017-20.12.2017 г.

Цель

проекта: Способствовать

развитию психических процессов

(память,

логика,

мышление,

творческое

воображение)

у

детей

старшего

дошкольного возраста, посредством составления загадок.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей познавательный интерес к загадкам.

2. Развивать у дошкольников познавательные психические процессы.

3.

Формировать

универсальные

предпосылки

учебной

деятельности

(умение слышать, воспринимать и выполнять инструкцию взрослого).

4. Учить разгадывать и составлять загадку по схемам.

Планируемый результат:

1. Дети проявляют интерес к составлению загадок.

2. Начинают формироваться предпосылки учебной деятельности.

Этапы проектной деятельности

1.Этап

Организационный

(апрель-май)

-подбор загадок

-первичная диагностика детей (память,

творческое воображение, внимание)

-ознакомление детей и родителей с целями е

задачами проекта

-подбор дидактического и методического

оснащения проекта

4

2.Этап

Практический

(май-сентябрь)

-цикл мероприятий и реализации проекта (4

блока)

-конкурсы, викторины, игры…

3.Этап

Заключительный

(октябрь-декабрь)

-итоговая диагностика познавательных

процессов (сравнительный анализ)

-отчет о реализации проекта

-сбор полученного материалу по проекту

-рефлексия создателей проекта

План реализации проекта

1 Блок

Апрель 2017 г.

Тема: История появления загадки. Знакомство с загадкой.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Каникулярная неделя

Беседа. « История появления

загадки»

Цель: Познакомить детей с понятием

« загадка»

Рассказать историю загадки

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Развлечение «В

гости к бабушке-

загадушке»

Цель:

Формирование

интереса к

народному

творчеству

(загадкам)

Беседа «Загадки

и отгадки»

Цель:

Правильное

понимание

загадки, ее

значения и

способа

построения;

знакомство с

языком загадки.

Выставка

«Рисунок»

Цель: Оценить

степень развития

воображения.

Игра «Поезд»

Цель: Учить

детей соединять

картинки по

смыслу

( например:

кастрюля-

тарелка-ложка)

2 Блок

Май-июль 2017 г.

Тема: Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами,

олицетворение)

5

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4.неделя

Выставка.

Задание

«Неполные

фигурки»

Цель: Учить

детей

дорисовывать

фигурки так,

чтобы

получилось

осмысленное

изображение,

использовать

фигуру в разных

ракурсах

Выставка

«Подарок-загадка

для мамы»

Цель:

Познакомить

детей с

составлением

загадок с

помощью

аппликации

Словесная игра «Рифмованные

загадки»

Цель: Знакомство с образными

средствами в загадках ( рифмой,

метафорами, олицетворением)

Июнь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра «Шляпа»

Цель: Научить

детей

перевоплощаться

в сказочных

героев»

Праздник.

«Загадки-

королевы»

Цель: Оценить

умение детей

образовывать и

расширять

метафоры

Праздник

«Сказочные

загадки»

(методика Т.А.

Сидорчук)

Цель: Развитие

способности по

отдельным

штрихам

определять целое,

формирование

умения задавать

вопросы,

отсекающие

сразу большое

поле поиска

решения

Июль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Словесная игра

«Город

противоречий»

Цель:

Познакомить

детей с понятием

6

противоречия

3 Блок

Июнь – сентябрь 2017 г.

Тема: Развитие творческого воображения.

Июнь-июль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Выставка.

«Удивительный

подводный мир

морей и океанов»

Цель: Развивать

воображение

через

изобразительную

деятельность.

Учить детей

изображать на

листе бумаги то,

что задумали

Игра-

драматизация.

«Чего на свете не

бывает»

Цель:

Формировать у

детей образное

воображение

(загадай и покажи)

август

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра-

драматизация.

«Мы

инопланетяне»

Цель: Оценить

умение детей

«отстраняться»

от знакомых

вещей, описать

их новые

свойства

сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Анкетирование

«что вы

понимаете под

творческим

воображением

своего ребенка?»

(анкета для

родителей)

Игра-драмаизация.

«Веселый

зоопарк»

Цель: Оценить

умения выделять

главные признаки

объекта, владеть

речью.

7

4 Блок

Октябрь-декабрь 2017 г

Тема: Составление загадок. Контрольно-оценочная деятельность.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Выставка.

«Молчаливые

загадки»

Цель:

Познакомить

детей с

составлением

загадок с

помощью

рисунка

Развлечение.

«Вечер загадок»

Цель:

Формировать к

самостоятельном

у составлению

загадок, умение

планировать

речевую

деятельность

стимулировать

творческую

активность

Словесная игра.

«Пропуск в

страну сказок»

Цель: Научить

детей составлять

загадки по

опорным

таблицам

(схемам) АА

Нестеренко;

закреплять

умение

аргументировано

доказать отгадку

Словесная игра.

«Город

загадочных

частей»

Цель:

Продолжать

знакомство с

составлением

загадок с

использованием

схем-опор

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Праздник.

«Сказкины

загадки»

(методика Т.А

Сидорчук)

Цель: Развивать

способности

кодировать

основную идею

известной детям

сказки

Развлечение.

«Сказочный

КВН» (родии,

дети)

Цель: Развивать

способность

кодировать

основную идею

известных

сказочных героев

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Конкурсы, игры

Цель: выявить

умение

составлять

загадки

8

Итоговые конкурсы (декабрь 2017)

В

конкурсе

участвуют

две

команды:

мальчики

и

девочки.

Они

придумывают

себе

названия,

оформляют

их

в

виде

загадок,

выбирают

капитанов.

Под вальс входит команда девочек, под марш – команда мальчиков.

Ведущий (воспитатель). Внимание! Внимание! Сегодня мы проводим

конкурс загадок. Он начинается с представления команд.

1-й конкурс «Узнай название команд»

1. Команда девочек (говорят хором)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки.

Белые… (снежинки).

Ответы дают мальчики.

2. Команда мальчиков (говорят хором)

Погляди на молодцов –

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Без работы, хоть убей,

Жить не может…(муравей)

Ответы дают девочки.

2-й конкурс «Из чего же сделаны наши мальчишки? Из чего же

сделаны наши девчонки?»

Девочки загадывают загадки мальчикам (о ягодах, конфетах, цветах)

Что за чудо – синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

И питается бензином

(Автобус).

9

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет,

Что же это?

(Самолет)

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут (Поезд)

Два колеса подряд,

Их ногами вертят,

А поверх торчком –

Сам хозяин крючком

(Велосипед)

Мальчики

загадывают

загадки

девочкам

машинах,

оружии,

самолетах).

Колосится в поле рожь,

Там во ржи, цветок найдешь,

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый (Василек).

Стоят в лугах сестрички –

Золотой глазок, белые реснички (Ромашка).

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти,

Дети, птицы и медведи

(Малина).

Голова на ножке,

В голове горошки.

10

Солнце жжет макушку,

Сделать хочет погремушку (Мак).

3-й конкурс «Узнай меня»

Команды показывают пантомиму. Команда – соперник должна назвать и

загадку и отгадку. Задание подготавливают дома.

Девочки

Маленького роста я,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Иголка с ниткой.)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Ведь они сидят друг в дружке,

А всего одна подружка.

(Матрешка.)

Мальчики

Толстый тонкого побьет –

Тонкий что – ни будь прибьет. (Молоток и гвозди.)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

(Поезд.)

4-й конкурс «Нарисуй отгадку»

Детям дают бумагу и фломастеры. Ведущий зачитывает загадки, нужно

нарисовать отгадки. ПОБЕЖДАЕТ КОМАНДА, КОТОРАЯ СДЕЛАЕТ ЭТО

БЫСТРЕЕ И ЛУЧШЕ.

11

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка.)

Три глаза – три приказа,

Красный самый опасный.

(Светофор.)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь.)

5-й конкурс «Какое имя лишнее»

Для мальчиков – Ира, Оля, Наташа, Сережа, Катя.

Для девочек – Витя, Виталик, Стасик, Оксана, Артем.

Дидактическая игра «Защитники девочек»

Цель: формировать представления о сходстве и различиях мальчиков и

девочек. Воспитывать желание заботливо относиться к девочкам.

Педагог рассматривает картинки с ситуациями общения мальчиков и

девочек. Беседует, чем похожи и различаются они, почему мальчики сильнее

девочек. Что значит защищать? Не драться, а помочь, если девочка упала,

донести тяжёлое, пропустить в дверях, уступить место и т.п. Упражнение на

закрепление.

Выходят

мальчики

и

девочки

и

показывают

действия,

изображённые на картинках.

Мальчики и девочки – все у нас равны.

Только помнить мальчики об одном должны:

Девочки слабее их, могут и пищать,

И должны их мальчики храбро защищать.

12

Подвижная игра «Защитим девочку»

Воспитатель: Защищать – не значит с кем-то драться, надо просто быть

к девочкам более внимательными. Как могут мальчики защищать девочек?

Дети:

Поднять,

если

она

упала.

Пропустить

вперед.

Помочь

нести

вещи.

Воспитатель: Давайте покажем, как это надо делать.

(Дети разыгрывают сценки.)

Воспитатель:

А

сейчас

мы

проверим,

хорошо

ли

вы

поняли,

чем

мальчики отличаются от девочек. Задание: «Угадай слово, которое стоит в

конце строчки».

Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только... (девочки)

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у…(мальчики)

Болтали час без передышки в цветастых платьицах... (девочки)

При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь… (мальчики).

Боятся темноты, трусишки, все как один они... (девочки)

Подвижная игра «Не скучай и попляши»

В ходе игры девочки приглашают потанцевать только мальчиков, а

мальчики – только девочек.

Жюри

подводит

итоги,

награждает

участников

сувенирами,

сделанными данными руками детей.

13

Результат

Работая над данным проектом, мы узнали, что существует множество

видов загадок и возникли они в древности как язык "тайной" речи. Затем

загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для

интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что

все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из

поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли

писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки.

Проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:

Все дети любят загадки, знают историю возникновения, различают

виды, проявляют интерес к составлению загадок, большинство детей любит

их

загадывать

и

придумывать,

каждый

ребенок

знает

несколько

загадок

наизусть, может их загадать.

Проявляют интерес, любознательность, активность.

Родители также

были активными

участниками

проекта.

Помогали

в поиске

информации

о

происхождении

загадки.

Выполняли

творческие

задания с детьми дома по изготовлению, поделок, рисунков, разучиванию с

детьми загадок. Участвовали в подборке детских сборников загадок.

14

Список использованной литературы

1.

Алексеева

М.М.

Методика

развития

речи

и

обучения

родному

языку

дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия,

2000.

2.

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко

– М.: Просвещение, 2005.

3.

Выготский,

Л.С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте

/

Л.С.Выготский. Спб: Союз, 1997.

4.

Илларионова

Ю.Г.

Учите

детей

отгадывать

загадки

[Текст]

/

Ю.Г.

Илларионова – М.: Просвещение, 1985.

5.

Кудрявцева

Е.

Использование

загадок

в

дидактической

игре

(старший

дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. - 1986.- № 9, с. 23-26.

6.

Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей

детских

садов

[Текст]

/

под

ред.

Ф.А.

Сохина.

3-е

изд.

М.:

Просвещение, 1984. – 283 с.

7.

Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности

детей // Дошкольное воспитание. – 1990. – №7.

8.

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов. – М.:

1994. – 344 с.

9.

Хабарова О. В., Алешкина С. В., Гончарова Е. А. Использование загадок

как

средства

развития

речи

в

образовательной

деятельности

детей

дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 451-453.

10.

Хмелюк,

М.

Использование

загадок

в

работе

с

детьми

//

Дошк.

воспитание. – 1983. – №7.

15



В раздел образования