Автор: Алейникова Елена Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ " Армавирский медицинский колледж"министерства здравоохранения Краснодарского края
Населённый пункт: Армавир
Наименование материала: статья
Тема: "Деловая игра – понятие принципы проектирования и проведения"
Раздел: среднее профессиональное
Алейникова Е.И.
«Деловая игра – понятие принципы проектирования и проведения»
Методы
активного
обучения
–
это
способы
активизации
учебно-познавательной
деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической
деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но
активны и студенты
.
Преимущества применения активных методов обучения наличествуют в решении всех
задач
обучения.
Так
в
области
дидактики
это
расширение
кругозора,
активизация
познавательной деятельности; возможность применения знаний и умений в практической
деятельности;
формирование
определенных
умений
и
навыков,
необходимых
в
профессиональной
деятельности;
развитие
или
выработка
техники
перегруппировки,
реорганизации и систематизации чего-либо; умение формулировать вопросы.
В сфере воспитания - развитие самостоятельности, активности и воли; формирование
определенных
подходов,
позиций,
нравственных
и
мировоззренческих
установок;
формирование умения работать в коллективе и коммуникативных качеств. Помимо этого
можно говорить о том, что применение активных методов обучения, а в частности учебных
деловых игр способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,
сопоставлять, соединять воедино; творческих способностей, рефлексии, умения находить
оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать ожидаемый результат, находить
способ
варьирования
или
перестройки
чего-либо.
Кроме
того,
позволяют
упростить
приобщение к нормам и ценностям социума; адаптировать к условиям среды; осуществлять
контроль,
саморегуляцию;
обучение
общению;
психотерапии;
совершенствовать
умение
выразить свою мысль в устной и письменной форме, умение установить и поддерживать
психологический
контакт;
умение
слушать
собеседника,
понимать
его
мотивы,
текущее
психологическое состояние, навык владения широким спектром поведения; умение доказать,
убедить, высказать согласие (несогласие).
Одним из наиболее эффективных методов активного обучения является деловая игра.
Педагогическая
суть
деловой
игры
–
активизировать
мышление
студентов,
повысить
самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, подготовить к
профессиональной практической деятельности.
Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может
продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с
другими
участниками.
Активность
студентов
проявляется
ярко,
носит
продолжительный
характер и «заставляет» их быть активными. В процессе подготовки и проведения деловой
игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития.
Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему
самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.
Активное
внедрение
в
практику
преподавания
метода
деловых
игр,
как
уже
отмечалось выше, способно дать плодотворные результаты. В отличие от традиционных форм
обучения, использование данного метода позволяет формировать профессиональные умения
и
деятельную
реализацию
приобретенных
знаний,
моделировать
целостное
содержание
самостоятельной
работы,
стоит
отметить,
что
при
этом
смещается
центр
значимости
с
процесса передачи, переработки и усвоения информации на самостоятельную творческую
деятельность.
1
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических
словарях,
например:
«Деловая
игра
—
форма
воссоздания
предметного
и
социального
содержания
профессиональной
деятельности,
моделирования
систем
отношений,
характерных для данного вида практики .
К
этому
определению
необходимо
добавить,
что,
являясь
средством
моделирования
разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности
и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов
ее
выполнения»,
и
«методом
эффективного
обучения,
поскольку
снимает
противоречия
между
абстрактным
характером
учебного
предмета
и
реальным
характером
профессиональной деятельности».
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра
позволяет
задать
в
обучении
предметный
и
социальный
контексты
будущей
профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению
с традиционным обучением условия формирования личности специалиста».
Как отмечается в словаре-справочнике «Управление персоналом», в деловой игре
«обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый
решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в
деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым
делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной
изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение
совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества».
Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала
использоваться достаточно давно и довольно стихийно. Самым близким предшественником
деловых игр можно назвать зародившуюся в 17-18 веках военную игру. «Первое упоминание
деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно,
что в 19 веке “военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание
молодых
военнослужащих
и
уменьшить
трудности
при
обучении”.
Один
из
прусских
генералов применял игровой метод при обучении офицеров».
В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование игрового подхода
для решения серьезных экономических , экологических и даже политических проблем.
На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно
активно
деловые
игры
используются
в
практике
высшего
образования,
многие
ВУЗы
являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже
несколько
тысяч
различных
видов
обучающих
игр.
Издаются
пособия,
каталоги
и
справочники
по
деловым
играм,
проводятся
регулярные
школы
и
семинары.
Создана
Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм. Все это говорит об
эффективности применения в образовательном процессе данного метода.
Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область
применения
деловых
игр
как
особого
метода
обучения
довольно
широка:
экономика,
управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история,
география, и т.д.
Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных
критерия:
– наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;
– наличие ролей.
2
Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в
рамках последних выделяют игровые и неигровые. Как следует из нижеприводимой Таблицы
№1,
деловая
игра
— имитационный
игровой
метод
активного
обучения .
Важно
также
отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. «В деловых играх
решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите
решений собственной группы, а также при критике решений других групп…» .
Таблица №1. Активные методы обучения
Неимитационные
Имитационные
Имитационные
Неигровые
Игровые
Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция, семинар.
Тематическая дискуссия.
Курсовая работа.
Программированное обучение.
Дипломное проектирование.
Научно-практическая
конференция.
Занятие на производстве.
Стажировка
без
выполнения
ролей.
А н а л и з
к о н к р е т н ы х
ситуаций.
Имитационное
упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации.
Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.
Стажировка
с
выполнением
ролей.
Деловая
игра
является
сложно
устроенным
методом
обучения,
поскольку
может
включать
в
себя
целый
комплекс
методов
активного
обучения,
например:
дискуссию,
мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.
Современная система образования развивается и совершенствуется. Возрастающие
требования к специалистам на рынке приводят к необходимости внедрять в процесс обучения
все новые и новые методы и технологии, позволяющие эффективно и быстро развивать в
будущих
специалистах
необходимые
навыки.
Для
того,
чтобы
подготовить
высококвалифицированного специалиста, недостаточно только передать ему теоретическую
базу
осваиваемой
профессии,
необходимо
также
снабдить
его
определенным
багажом
практических умений и навыков, которые позволят ему быть компетентным в выбранной
отрасли. Одним из наиболее эффективных методов приобретения обучаемыми практических
навыков и становятся деловые игры с конкретными жизненными ситуациями. Именно игры
дают возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых
участники
игры
ведут
напряженную
умственную
работу,
ищут
оптимальные
решения
сообща, используя свои теоретические знания и собственный практический опыт.
Образовательная
функция
деловой
игры
очень
значима,
поскольку
деловая
игра
позволяет
задать
в
обучении
предметный
и
социальный
контексты
будущей
профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению
с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.
Широко
распространенные
в
настоящее
время
деловые
игры
оказываются
неудовлетворительными именно с точки зрения целей и задач профессионального обучения.
В
общем
виде
каждая
деловая
игра
предполагает
две
основных
образующих
своей
организации: а) модель имитируемого процесса, которая отражает зависимость изменений в
среде
или
объекте,
происходящих
под
влиянием
тех
или
иных
действий
или
решений
участников
игры;
б)
систему
предлагаемых
игроку
решений
и
действий,
вызывающих
3
изменения в среде, результаты которых определяются по модели. Принципы построения
модели и законы имитируемых процессов остаются скрытыми от играющих. Исходя из
имеющегося
профессионального
опыта,
игроки
принимают
решения,
и
после,
в
виде
обратной связи, получают результаты своих действий. Следовательно, играющие могут в
условиях конкуренции или кооперации с другими участниками анализировать и оценивать
свои
действия
только
по
результатам.
За
счет
имитации
в
игре
особенностей
профессиональной
сферы
деятельности
или
ее
частных
ситуации
участники
имеют
возможность сравнивать и критически оценивать эффективность уже имеющихся у них
способов деятельности. При этом содержание деятельности и ее способы остаются скрытыми
для рефлексивного анализа. Фактически в традиционных деловых играх расширяется ранее
сформированная профессиональная ориентировка, но не создаются условия для овладения
новыми способами деятельности. Отсутствие условий для осуществления рефлексивного
сознательного отношения к собственным действиям определяется тем, что в таких формах
организации
игрового
обучения
не
делается
специального
акцента
на
необходимости
возникновения у учащихся игрового отношения к игровой деятельности.
Деловые игры особенно ценны благодаря присутствию почти во всех играх момента
дискуссии,
обсуждения
и
анализа
участниками
своих
действий
между
собой
и
с
координатором
игры.
Именно
в
этом
моменте
они
действительно
рефлексивно
и
исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации.
Применение
в
процессе
обучения
метода
деловых
игр
способно
внеси
в
образовательный процесс элемент развлечения для студентов, атмосферу соревнования и
сильной заинтересованности изучаемой дисциплиной. Благодаря рассмотренному методу,
становится
возможным
легкое
и
глубокое
погружения
студента
в
реальные
условия
получаемой им профессии. Полученные после участия в деловых играх навыки особенно
ценны для студентов, поскольку позволяют не только укрепить имеющийся теоретический
фундамент, но и послужить отправной точкой для приобретения других более сложных
профессиональных умений.
Используемая литература
1. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.— 4-е изд.,
испр. и доп.— М.: Политиздат, 2002г.— 494 с.
3. Вербицкий
А.А. Активное
обучение
в
высшей
школе:
контекстный
подход:
Метод.
Пособие.— М.: Высш. шк., 2011.— 207 с
4. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей
сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 2001.— 320 с.
5. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. — М.: Знание, 2009.— 208 с.
6. Комаров В.Ф. Управленческие
имитационные
игры.—
Новосибирск:
Наука.
Сибирское
отделение, 2009.— 272 с.
4