Напоминание

"Деловая игра – понятие принципы проектирования и проведения"


Автор: Алейникова Елена Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ " Армавирский медицинский колледж"министерства здравоохранения Краснодарского края
Населённый пункт: Армавир
Наименование материала: статья
Тема: "Деловая игра – понятие принципы проектирования и проведения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Алейникова Е.И.

«Деловая игра – понятие принципы проектирования и проведения»

Методы

активного

обучения

это

способы

активизации

учебно-познавательной

деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической

деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но

активны и студенты

.

Преимущества применения активных методов обучения наличествуют в решении всех

задач

обучения.

Так

в

области

дидактики

это

расширение

кругозора,

активизация

познавательной деятельности; возможность применения знаний и умений в практической

деятельности;

формирование

определенных

умений

и

навыков,

необходимых

в

профессиональной

деятельности;

развитие

или

выработка

техники

перегруппировки,

реорганизации и систематизации чего-либо; умение формулировать вопросы.

В сфере воспитания - развитие самостоятельности, активности и воли; формирование

определенных

подходов,

позиций,

нравственных

и

мировоззренческих

установок;

формирование умения работать в коллективе и коммуникативных качеств. Помимо этого

можно говорить о том, что применение активных методов обучения, а в частности учебных

деловых игр способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,

сопоставлять, соединять воедино; творческих способностей, рефлексии, умения находить

оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать ожидаемый результат, находить

способ

варьирования

или

перестройки

чего-либо.

Кроме

того,

позволяют

упростить

приобщение к нормам и ценностям социума; адаптировать к условиям среды; осуществлять

контроль,

саморегуляцию;

обучение

общению;

психотерапии;

совершенствовать

умение

выразить свою мысль в устной и письменной форме, умение установить и поддерживать

психологический

контакт;

умение

слушать

собеседника,

понимать

его

мотивы,

текущее

психологическое состояние, навык владения широким спектром поведения; умение доказать,

убедить, высказать согласие (несогласие).

Одним из наиболее эффективных методов активного обучения является деловая игра.

Педагогическая

суть

деловой

игры

активизировать

мышление

студентов,

повысить

самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, подготовить к

профессиональной практической деятельности.

Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может

продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с

другими

участниками.

Активность

студентов

проявляется

ярко,

носит

продолжительный

характер и «заставляет» их быть активными. В процессе подготовки и проведения деловой

игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития.

Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему

самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.

Активное

внедрение

в

практику

преподавания

метода

деловых

игр,

как

уже

отмечалось выше, способно дать плодотворные результаты. В отличие от традиционных форм

обучения, использование данного метода позволяет формировать профессиональные умения

и

деятельную

реализацию

приобретенных

знаний,

моделировать

целостное

содержание

самостоятельной

работы,

стоит

отметить,

что

при

этом

смещается

центр

значимости

с

процесса передачи, переработки и усвоения информации на самостоятельную творческую

деятельность.

1

Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических

словарях,

например:

«Деловая

игра

форма

воссоздания

предметного

и

социального

содержания

профессиональной

деятельности,

моделирования

систем

отношений,

характерных для данного вида практики .

К

этому

определению

необходимо

добавить,

что,

являясь

средством

моделирования

разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности

и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов

ее

выполнения»,

и

«методом

эффективного

обучения,

поскольку

снимает

противоречия

между

абстрактным

характером

учебного

предмета

и

реальным

характером

профессиональной деятельности».

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра

позволяет

задать

в

обучении

предметный

и

социальный

контексты

будущей

профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению

с традиционным обучением условия формирования личности специалиста».

Как отмечается в словаре-справочнике «Управление персоналом», в деловой игре

«обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый

решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в

деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым

делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной

изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение

совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества».

Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала

использоваться достаточно давно и довольно стихийно. Самым близким предшественником

деловых игр можно назвать зародившуюся в 17-18 веках военную игру. «Первое упоминание

деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно,

что в 19 веке “военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание

молодых

военнослужащих

и

уменьшить

трудности

при

обучении”.

Один

из

прусских

генералов применял игровой метод при обучении офицеров».

В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование игрового подхода

для решения серьезных экономических , экологических и даже политических проблем.

На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно

активно

деловые

игры

используются

в

практике

высшего

образования,

многие

ВУЗы

являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже

несколько

тысяч

различных

видов

обучающих

игр.

Издаются

пособия,

каталоги

и

справочники

по

деловым

играм,

проводятся

регулярные

школы

и

семинары.

Создана

Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм. Все это говорит об

эффективности применения в образовательном процессе данного метода.

Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область

применения

деловых

игр

как

особого

метода

обучения

довольно

широка:

экономика,

управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история,

география, и т.д.

Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных

критерия:

– наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;

– наличие ролей.

2

Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в

рамках последних выделяют игровые и неигровые. Как следует из нижеприводимой Таблицы

№1,

деловая

игра

— имитационный

игровой

метод

активного

обучения .

Важно

также

отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. «В деловых играх

решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите

решений собственной группы, а также при критике решений других групп…» .

Таблица №1. Активные методы обучения

Неимитационные

Имитационные

Имитационные

Неигровые

Игровые

Проблемное обучение.

Лабораторная работа.

Практическое занятие.

Эвристическая лекция, семинар.

Тематическая дискуссия.

Курсовая работа.

Программированное обучение.

Дипломное проектирование.

Научно-практическая

конференция.

Занятие на производстве.

Стажировка

без

выполнения

ролей.

А н а л и з

к о н к р е т н ы х

ситуаций.

Имитационное

упражнение.

Действия по инструкции.

Разбор документации.

Деловая игра.

Разыгрывание ролей.

Игровое проектирование.

Стажировка

с

выполнением

ролей.

Деловая

игра

является

сложно

устроенным

методом

обучения,

поскольку

может

включать

в

себя

целый

комплекс

методов

активного

обучения,

например:

дискуссию,

мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.

Современная система образования развивается и совершенствуется. Возрастающие

требования к специалистам на рынке приводят к необходимости внедрять в процесс обучения

все новые и новые методы и технологии, позволяющие эффективно и быстро развивать в

будущих

специалистах

необходимые

навыки.

Для

того,

чтобы

подготовить

высококвалифицированного специалиста, недостаточно только передать ему теоретическую

базу

осваиваемой

профессии,

необходимо

также

снабдить

его

определенным

багажом

практических умений и навыков, которые позволят ему быть компетентным в выбранной

отрасли. Одним из наиболее эффективных методов приобретения обучаемыми практических

навыков и становятся деловые игры с конкретными жизненными ситуациями. Именно игры

дают возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых

участники

игры

ведут

напряженную

умственную

работу,

ищут

оптимальные

решения

сообща, используя свои теоретические знания и собственный практический опыт.

Образовательная

функция

деловой

игры

очень

значима,

поскольку

деловая

игра

позволяет

задать

в

обучении

предметный

и

социальный

контексты

будущей

профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению

с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

Широко

распространенные

в

настоящее

время

деловые

игры

оказываются

неудовлетворительными именно с точки зрения целей и задач профессионального обучения.

В

общем

виде

каждая

деловая

игра

предполагает

две

основных

образующих

своей

организации: а) модель имитируемого процесса, которая отражает зависимость изменений в

среде

или

объекте,

происходящих

под

влиянием

тех

или

иных

действий

или

решений

участников

игры;

б)

систему

предлагаемых

игроку

решений

и

действий,

вызывающих

3

изменения в среде, результаты которых определяются по модели. Принципы построения

модели и законы имитируемых процессов остаются скрытыми от играющих. Исходя из

имеющегося

профессионального

опыта,

игроки

принимают

решения,

и

после,

в

виде

обратной связи, получают результаты своих действий. Следовательно, играющие могут в

условиях конкуренции или кооперации с другими участниками анализировать и оценивать

свои

действия

только

по

результатам.

За

счет

имитации

в

игре

особенностей

профессиональной

сферы

деятельности

или

ее

частных

ситуации

участники

имеют

возможность сравнивать и критически оценивать эффективность уже имеющихся у них

способов деятельности. При этом содержание деятельности и ее способы остаются скрытыми

для рефлексивного анализа. Фактически в традиционных деловых играх расширяется ранее

сформированная профессиональная ориентировка, но не создаются условия для овладения

новыми способами деятельности. Отсутствие условий для осуществления рефлексивного

сознательного отношения к собственным действиям определяется тем, что в таких формах

организации

игрового

обучения

не

делается

специального

акцента

на

необходимости

возникновения у учащихся игрового отношения к игровой деятельности.

Деловые игры особенно ценны благодаря присутствию почти во всех играх момента

дискуссии,

обсуждения

и

анализа

участниками

своих

действий

между

собой

и

с

координатором

игры.

Именно

в

этом

моменте

они

действительно

рефлексивно

и

исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации.

Применение

в

процессе

обучения

метода

деловых

игр

способно

внеси

в

образовательный процесс элемент развлечения для студентов, атмосферу соревнования и

сильной заинтересованности изучаемой дисциплиной. Благодаря рассмотренному методу,

становится

возможным

легкое

и

глубокое

погружения

студента

в

реальные

условия

получаемой им профессии. Полученные после участия в деловых играх навыки особенно

ценны для студентов, поскольку позволяют не только укрепить имеющийся теоретический

фундамент, но и послужить отправной точкой для приобретения других более сложных

профессиональных умений.

Используемая литература

1. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.— 4-е изд.,

испр. и доп.— М.: Политиздат, 2002г.— 494 с.

3. Вербицкий

А.А. Активное

обучение

в

высшей

школе:

контекстный

подход:

Метод.

Пособие.— М.: Высш. шк., 2011.— 207 с

4. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей

сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 2001.— 320 с.

5. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. — М.: Знание, 2009.— 208 с.

6. Комаров В.Ф. Управленческие

имитационные

игры.—

Новосибирск:

Наука.

Сибирское

отделение, 2009.— 272 с.

4



В раздел образования