Напоминание

Формирование профессиональных компетенций по специальности Дизайн


Автор: Сухова Алла Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Филиал ОГБПОУ "Рязанский педагогический колледж" в г. Касимове
Населённый пункт: г. Касимов
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессиональных компетенций по специальности Дизайн
Раздел: среднее профессиональное





Назад





«Формирование

профессиональных

компетенций

по

специальности

Дизайн в практической деятельности»
Автор статьи Сухова А.Д. Сегодня трудно представить какую-либо сферу, в которой бы не работал дизайнер. Дизайн создает комфортную для человека среду, облегчая человеку работу и быт, воспитывает его эстетический вкус, ориентируясь на самые последние научно-технические достижения, передовые технологии и материалы, самые современные веяния моды, самые изысканные запросы потребителей. Фактически дизайнер проектирует быт человека, помещая его в определенную среду, диктуя моду на одежду, бытовые предметы и даже продукты питания. Поэтому основной задачей дизайнообразования является подготовка молодых специалистов творчески владеющих компетенциями по специальности «дизайн». Представляемый мною КМО по МДК 01.01 Дизайн-проектирование, является частью ПМ. 01 Творческая художественно- проектная деятельность. Структура КМО: 1. Рабочая программа; 2. Технологические карты; 3. Конспекты лекций; 4. Учебно-методическое пособие по дизайну; 5. Методические указания; 6. Положение о курсовом проектировании; 7. Методические указания (рекомендации) по разработке заданий на курсовое проектирование; 8. Рекомендации по самостоятельной работе студентов ОГБОУ СПО РПК; 9. Рекомендации по оформлению самостоятельных работ; 10.Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости студентов; 11.Положение по итоговому контролю учебных достижений; 12.Оценочные средства для промежуточной аттестации студентов; 13.Комплект контрольных оценочных средств по МДК 01.01; 14.Учебная и производственная практика по ПМ: - рабочая программа практики; 15.Технология развития дизайнерского мышления. ФГОС СПО предъявляет определенные требования к умениям, знаниям и приобретению практического опыта по МДК Дизайн-проектирование. Содержание МДК предполагает формирование общих и профессиональных компетенций по специальности дизайн. Конечно, слово «компетенции» для нас достаточно ново, а вот содержание компетенций, наверное, никого не удивляет. В частности ПК по специальности «дизайн» являются не чем иным, как этапами, либо совокупностью этапов проектной деятельности и затрагивают основные
требования, предъявляемые к проектам и проектной документации, которые озвучили в своем учебнике «Художественное проектирование» замечательные советские авторы Борис Нешумов и Евгений Щедрин еще 1979г. Рассмотрим формирование профессиональных компетенций в практической деятельности. ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия. Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для художников, архитекторов, дизайнеров, поскольку их профессиональная деятельность требует знаний законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения. Следует отметить, что композиция свойственна решительно всем направлениям искусства. Можно говорить о композиции города, отдельного архитектурного сооружения, о композиции романса, музыкального произведения, о композиции романа или лирического стихотворения. Поэтому знание основ композиции значительно влияет на развитие творческой личности, формирует основы элементарной грамотности, которая необходима будущему специалисту в его самостоятельной профессиональной работе. Эту компетенцию формирует раздел курса формальной композиции, в проце ссе и зу ч е н и я формообразования фронтальной, объемной и глубинно-пространственной формы. ПК 1.3. Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования. Эта компетенция отражает один из первоначальных этапов проектной деятельности по сбору предварительной информации о проектируемом объекте (планы, архивные данные, обмеры территории, пожелания клиентов, поиск аналогов и их анализ и выдвижение собственной концепции). Студент, собрав всю информацию об исходной ситуации, проводит анализ функциональности, эстетичности, эргономичности и экономичности объектов. Обобщая все «за», и отметая все «против», приходит к пониманию того, каким должна быть ситуация в идеале. Соединив и обобщив всю информацию, студент складывает общую картину своего концептуального проекта, а это очень сложный мыслительный процесс, в котором большую помощь оказывает технология развития дизайнерского мышления, автором которой я являюсь. ПК 1.5. Владеть классическими изобразительными и техническими приемами, материалами и средствами проектной графики и макетирования. В комплексе эта компетенция отражает совокупность этапов проектной деятельности. Это: разработка эскизов с использованием различных графических средств и приемов; графическая часть проекта; пластическое проектирование. На основе проведенного анализа, студент разрабатывает свою, идеальную, в его понимании, ситуацию. Разрабатывается авторская
концепция. Выполняет эскизы с использованием различных графических средств и приемов. Моделируется пространство, ведется художественно- конструкторский поиск объектов дизайна. Это не только эскизы, а так же наброски, чертежи видов, разрезы, схемы, черновые и доводочные макеты. ПК 1.6. Учитывать при проектировании особенности материалов, технологии изготовления, особенности современного производственного оборудования. Эта компетенция формируется в процессе еще в эскизной стадии разработки проекта. Как говорится «материал диктует форму». Нельзя проектировать объект без учета материалов и технологий изготовления. Кроме того, во время производственной практики, студенты знакомятся с производственным оборудованием, проектируют объекты с учетом материалов и технологий изготовления. ПК 1.8. Находить художественные специфические средства, новые образно- пластические решения для каждой творческой задачи. На мой взгляд, деятельность, отраженная в данной компетенции, наиболее трудно формируема. Поскольку предполагает не только формирование ЗУНов, но и скачек в развитии мышления, отказ от стереотипности в мышлении, об это чуть позже. Но вернемся к структуре КМО, итак. Рабочая программа. Это программа ПМ, в которой изложено содержание и МДК Дизайн-проектирование, практические занятия, самостоятельная работа, курсовое проектирование. В результате прохождения курса обучения студенты должны получить знания по специальности и практические навыки, необходимые им в дальнейшей самостоятельной работе. В программе нашли отражение современные требования к данной специальности, а специальность, в свою очередь, требует от дизайнера глубины знаний во многих вопросах, широкого кругозора, логического подхода к решению творческих проблем и практической смекалки. Обучение дизайн-проектированию строится на логической связи одного задания с другими, с постепенным усложнением понятий и требований, от плоскостных к объемным, от объемных к пространственным решениям. От теоретических выкладок к практическим упражнениям, от них к собственным выводам и творчески выполненным заданиям. Предложенная схема конкретных заданий дает возможность творчески подойти к ее прочтению. Материал, излагаемый в беседах с учащимися, должен всегда пополняться новыми сведениями и п р е п о д н о с и т ь с я в доступном для понимания изложении. Цель дисциплины – выработать у студентов творческий подход к формированию жилой среды, дать навыки архитектурно-дизайнерского проектирования жилого интерьера. Технологические карты, входящие так же в структуру КМО, содержат тематику, цель, задачи, методические указания, требования и последовательность работы над дизайн-проектом. Конспекты лекций разработаны специально по разделам и темам МДК.
Четыре года назад, перед тем как было открыто отделение «Дизайн», мне выпала возможность получить несколько индивидуальных консультаций у преподавателя ВлГУ (ВГГУ), члена союза дизайнеров России, автора многочисленных публикаций, статей, ряда учебно-методических пособий, человека, стоящего у истоков открытия отделения «Дизайн» в том же университете Библова А.П. В результате нашего общения, были получены не только устные консультации по организации и проведению уроков дизайна, получены рецензии на программы и на учебное пособие, автором которого я являюсь, мне было подарено уникальное учебное пособие, выпущенное Александром Петровичем небольшим тиражом – всего 500 экземпляров, в 2006 году. Инновация – это новое, и мы часто говорим о том, что преподавать по старому не актуально, не совсем соглашусь, инновация – это и умение подать старый, накопленный и отработанный десятилетиями материал. А.П. Библов смог обобщить и систематизировать материал, ведь на сегодняшний момент нет ни одного полного и достаточно актуального учебника по дизайну, весь материал существует в разбросанном виде, в виде отдельных статей. Учебное пособие предназначено для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Дизайн». В пособии представлена система учебных знаний и упражнений (пропедевтика), необходимая в освоении теории и практики формальной композиции. Тематический план курса «Основы формальной композиции» раскрывает содержание учебных знаний, направленных на усвоение композиционных свойств и закономерностей, изучаемых в рамках дисциплины «Проектирование». Следует отметить, что в учебно-методическом пособии рассматриваются проблемы формальной композиции, основная концептуальная идея которой заложена в начале ХХ века родоначальниками мирового дизайна, двумя архитектурно-направленными школами «БАУХАУЗ», «ВХУТЕМАС», ставшая впоследствии основой формирования профессионализма современных дизайнеров и архитекторов. В пособии раскрыты виды, история развития дизайна, закономерности и принципы формообразования объектов дизайна, требования технической эстетики к промышленным изделиям. А так же учет формообразующих факторов при проектировании изделий, закономерности и средства композиции в дизайне, этапы проектной деятельности, основы цветоведения и графический дизайн. Методические указания, раскрывающие технологию макетирования так же входят в КМО. Положение о курсовом проектировании, методические указания (рекомендации) по разработке заданий на курсовое проектирование, рекомендации по самостоятельной работе студентов ОГБОУ СПО РПК, рекомендации по оформлению самостоятельных работ разработаны методистами нашего колледжа Певцовой Александрой Викторовной и Агжитовой Ольгой Игоревной.
Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости студентов представлены в виде тестовых и кейсовых заданий по МДК. Результаты освоения ОК и ПК и задания для их проверки содержит комплект контрольных оценочных средств ПМ. 01. Известно, что все компетенции в ходе экзамена проверить нельзя, поэтому несколько компетенций мы проверяем с помощью заданий и практикума, а остальные с помощью портфолио. В портфолио должен находиться материал, подтверждающий сформированность оставшихся компетенций. Программа производственной практики по ПМ. Это труд работы кафедры Дизайна, содержащий все виды практик по ПМ. Для реализации программы модуля подготовлена база практики холдинговая компания "Кротберс", ООО «Декор», где руководство практикой будет предоставлено выпускнице отделения Дизайн филиала РПК в г. Касимове Харитоновой Н.К., принятой на работу по результатам ее проектной деятельности по оформлению кафе «Старый город». Вернусь к компетенции ПК 1.8. Находить художественные специфические средства, новые образно-пластические решения для каждой творческой задачи. Уже было сказано, что это наиболее сложный этап в развитии мышления, сформировать который помогает «Технология развития дизайнерского мышления». Технология развития дизайнерского мышления является инновационной, поскольку разработана в соответствии с целями, продиктованными современностью. Сегодня обществу нужны люди самых разных профессий (учителя, врачи, конструкторы, художники, философы и т.д.) Но все чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, современный социальный заказ образованию заключается в подготовке не исполнителей, но творческих людей. Поэтому образование вынуждено искать все новые резервы и избегать непродуктивных затрат времени. Сегодня на первое место встает урок, развивающий мышление, актуальными становятся методики развивающего обучения. Технология построена с учетом научных разработок последних десятилетий в области педагогики, психологии и ряда других наук. Эта концепция созвучна таким идеям новой педагогики, как развивающее обучение, гуманно- личностный подход, личностно-ориентированного развивающего обучения, культурологическая направленность общего образования. А также с учетом новой, нетрадиционной концепции трудового обучения Н.М. Конышевой. В технологии раскрыты: понятие «дизайнерское мышление»; компоненты дизайнерского мышления; методы развития дизайнерского мышления, помогающие формировать эту компетенцию. Вывод: КМО на самом деле гораздо шире, вниманию представлены лишь лучшие, на мой взгляд, разработки.
Конечно, еще возникает необходимость корректировки и дополнения остального материала. Есть трудности при формировании компетенций в связи с нехваткой программного обеспечения, но и эти вопросы решаемы.


В раздел образования