Автор: Якименко Нина Валентиновна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа имени Кирова"
Населённый пункт: Белгородская область, пгт. Борисовка
Наименование материала: Электронный образовательный ресурс "Конспект урока в 9 классе"
Тема: "Механические колебания и волны"
Раздел: среднее образование
Урок - конференция по теме «Механические колебания и волны» в 9 классе
Учитель: Якименко Нина Валентиновна
Тема урока : Механические колебания и волны
Цель:
1. Систематизация и углубление знаний учащихся о механических колебаниях и волнах
2. Развитие самостоятельности мышления , умения работать с книгой и дополнительной
литературой. Овладение эксперементальными умениями
Оборудование: пружинный и математический маятники, метроном , волновая машина,
камертоны, шары на нитях.
Ход урока:
1.
На доске таблица:
Отличительные черты
колебаний
Механические колебания
Свободные
Вынужденные
Колебательныя система
Процесс изменения во
времени
Период
Частота
Математический и
пружинный маятники
Затухают
T=2П√m/k
T=2П√l/g
ν=1/T
Игла со швейной машины,
поршень двигателя
Не затухают
Значение периода
Изменение внешней силы
Значение частоты ,
изменение внешней силы
2.
Первый ученик.
Делает сообщение о колебаниях, сопровождая его рисунком.
Показывает силы, действующие на тела при колебаниях , даёт определение
колебательного движения , указывает основные характеристики этого движения
( приводит определения амплитуды , периода, частоты)
Т.к. механическое движение характеризуется координатой, скоростью и ускорением, то
подробно рассматривается изменение этих величин со временем
Сообщение завершается записями
Вывод: координата, скорость и ускорение при колебательном движении изменяются
периодически.
3.
второй ученик
Демонстрируем колебания вертикального пружинного маятника( ведёрко Архимеда) и
колебания математического маятника.
4.
Третий ученик
Рассказывает о превращениях энергии
5.
Четвёртый ученик
Вывод формулы периода колебаний тела на пружине
Опыт:
Совместное рассмотрение колебаний пружинного маятника и движение шарика по
окружности
Ученик: При совпадении теней шарика и цилиндра на маятнике v=v(max)
T=2πA/v(max)
T=2П√m/k
Для математического маятника F=F(у) + F(т)
В проекции F=F(т)
Значит F=-mg F= - kx
Следовательно: k=mg/х
Выполняя подстановку T=2П√l/g
Учитель: 1)Аналогичность формул
2) Возможность применения: для изменения массы тела ( в уловиях
невесомости) для обнаружения полезных ископаемых ( по изменению g в зависимости от
плотности пород, залегающих около поверхности Земли.)
Пример: Курская магнитная аномалия – способ П. П. Лазарева
6.
Пятый ученик:
Рассказывает о графическом представлении колебаний. Развёртку колебаний он
получает на опыте с вертикальным пружинным маятником.
Вычерчивает на листе бумаги прямую линию ( при неподвижном маятнике) и
синусоиду ( при колебаниях маятника)
Рисунок переносится в тетрадь
7.Шестой ученик:
Сообщение посвящается вынужденным колебаниям и резонансу
Даёт определение вынужденным колебаниям, приводит примеры: (колебание иглы
швейной машины, поршня, биения сердца); подчёркивает, что во всех случаях
вынужденные колебания происходят под действиям внешней периодически
изменяющейся силы
Опыт:
К стержню метронома укрепляют конец нитяного маятника. Показывает явления
резонанса.
Приводит примеры вреда резонанса:
1)
1750 год во Франции из-за него рухнул висячий мост по которому проходил
военный отряд ( 487 человек)
2)
Разрушение зданий во время землетрясений
8.Седьмой ученик:
Делает сообщения о волнах. Он предлагает рассмотреть колебания, которые
распространяются внутри среды.
Опыт:
Колебания связанных шаров
Вывод:
Процесс распространения колебаний и есть волна
С помощью волновой машины демонстрируются поперечные, продольные волны. На
графике отмечают длину волны, период, амплитуду.
Все учащиеся записывают в тетрадях определения этих величин и формулы, по которым
они вычисляются.
Учащиеся приводят примеры поперечных и продольных волн.
9. Восьмой ученик:
Демонстрирует получения звуковых волн с помощью камертона. Чтобы показать ,что
ветви камертона колеблются, прикасается к ним шариком на нити.
Рассказ о звуках в природе:
1)
Скорость в различных средах ( земля, стены домов, рельсы)
2)
Примеры распространения звука в воздухе по сравнению с остальными средами
3)
Звуковой резонанс ( опыт с камертонами)
4)
Значение резонаторного ящика
5)
Усиление звука – гитара, балалайка, носоглотка человека
10. Девятый ученик:
Сообщение об инфразвуке и ультразвуке
В конце урока учитель подводит итог, опираясь на сообщения учащихся