Напоминание

Проценты в нашей жизни


Автор: Иваник Лилиана Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: станица Ивановская Краснодарского края
Наименование материала: социальный проект
Тема: Проценты в нашей жизни
Раздел: среднее образование





Назад




Краснодарский край, Красноармейский район, станица Ивановская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18

Проект

на тему:

«Проценты в нашей жизни»

Авторы проекта: учащиеся 5 "В" класса

Руководитель: учитель математики Иваник Л.Е.

Время работы над проектом:

апрель - май 2016 года

Социальный проект

«Проценты в нашей жизни»

Авторы: Учащиеся 5 «В» класса

Руководитель проекта: Иваник Лилиана Евгеньевна

Короткое описание идеи проекта:

Работа в социуме – популяризация исторических материалов по истории

процентов,

занимательной

математики,

значения

математики

для

различных областей жизни человека

П р о е к т рассказывает об

увлекательной

работе

с

источниками

математических знаний

«Союзники»: Директор МБОУ СОШ №18 Капустьянова Е.В..

Родители

Цели проекта:

**** Формирование личности подростков в рамках социума

**** Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность

**** Формирование навыков работы с программами МS Office Word, MS

Office PowerPoint

**** Популяризация математики и математических знаний

**** Развитие интереса к предмету «Математика»

Задача:

Популяризация математики и математических знаний, для того

чтобы учащиеся понимали насколько важен предмет математики и

насколько он интересен, потому что изучая вопросы истории

математики, жизни великих математиков, а также занимательную

математику, решая различные вопросы математики и мы учимся

логически думать и делать выводы.

Основополагающие вопросы проекта

- Что нас заставляет изучать проценты?

- Зачем людям проценты в повседневной жизни?

Проблемные вопросы проекта:

- Какое место занимают проценты в математике?

- Как влияет знание математики на общую культуру поведения

подростка?

Учебные вопросы проекта:

Что такое проценты?

«Строим» математические модели реальных ситуаций.

Каков порядок действий при работе с математической моделью?

Срок реализации проекта : апрель – май 2016 года

Этапы реализации

Этап

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Постановка проблемы

Определение цели проекта и

название. Уяснение проблемы

Координирование

проблемных вопросов

Подготовка проекта

Сбор материала

Распределение обязанностей

Оказание помощи в

подборе

необходимых

источников

информации

Подготовка мероприятия

(информационная)

Создание рекламы

Консультация

Реализация проекта

Участие в мероприятиях

Руководство

проведения

мероприятия

Завершение проекта

Защита проекта

Оценка работы

учащихся над

проектом

Использование ИКТ:

Работа с текстовым редактором

Работа с программой обработки рисунков

Создание презентации

Готовый продукт проекта

Презентация.

Оценки проекта

Творческий успех

Благодарность

Глубокие знания по предмету

Ориентация в мире профессий

Дидактические материалы проекта:

Материалы для работы из дополнительных источников: журналы,

газеты, Интернет-ресурсы, энциклопедии, словари

Как будет проходить представление проекта:

Представление презентации

Какие компетенции формируются и развиваются в ходе проекта:

Информационные, коммуникативные, учебно-познавательные,

творческие, социумные

Возможные точки роста проекта:

Подготовка пятиклассников к участию в следущем, более

расширенном проекте

Директор МБОУ СОШ №18 __________________Е.В.Капустьянова

Проблема.

На уроке математики мы изучили тему «Проценты».Мы заинтересовались,

где это встречается в нашей жизни. Учитель порекомендовал нам выяснить

этот вопрос. Мы решили изучить необходимую литературу, пораспрашивать

родителей, бабушек и дедушек.

Задачи проекта.

Изучить историю происхождения процента;

Рассмотреть задачи на проценты из практической жизни ;

Определить сферу практического применения процента.

Цель:

Выяснить, где и как проценты применяются в нашей жизни. Понять как

история доказывает появление процентов.

План наших действий.

Изучить литературу о истории возникновения процентов.

Выяснить, что знают родители, бабушки и дедушки о процентах и как

они применяют это в своей профессии.

Составить свои задачи на проценты и привести как можно больше

примеров жизненных ситуаций, связанных с процентами.

Собрать весь материал воедино и оформить продукт нашего труда в виде

брошюры и презентации.

1. Из истории возникновения процента.

Слово процент от латинского слова pro centum, что буквально означает «за

сотню» или «со ста». Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех

же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в

древности у вавилонян. Проценты были особенно распространены в Древнем

Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник

заимодавцу за каждую сотню. Уже в клинописных таблицах вавилонян

содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные

вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить

сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии. Индийские

математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило,

т. е. пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные

вычисления с применением процентов. Денежные расчеты с процентами были

особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами

деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский

сенат вынужден был установить максимально допустимый процент,

взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в

получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим

народам.

В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особо много

внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось

рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т. е. сложные

проценты, как называют их в наше время. Отдельные конторы и предприятия

для облегчения труда при вычислениях процентов разрабатывали свои особые

таблицы, которые составляли коммерческий секрет фирмы.

Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон

Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды). Стевин известен

замечательным разнообразием научных открытий в том числе – особой записи

десятичных дробей.

Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в

процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем

дальнейшего упрощения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту

(/), возник современный символ для обозначения процента .

«Римляне брали с должника лихву (т. е. деньги сверх того, что дали в долг).

При этом говорили: «На каждые 100 сестерциев долга заплатить 16 сестерциев

лихвы».

Примеры двух задач исторического содержания, по теме «Проценты»:

Задача 1. Один небогатый римлянин взял в долг у заимодавца 50 сестерциев.

Заимодавец поставил условие: «Ты вернешь мне в установленный срок

50 сестерциев и еще 20% от этой суммы». Сколько сестерциев должен отдать

небогатый римлянин заимодавцу, возвращая долг?

Ответ: 60 сестерциев.

Задача 2 Некий человек взял в долг у ростовщика 100 р. Между ними было

заключено соглашение о том, что должник обязан вернуть деньги ровно через

год, доплатив еще 80% от суммы долга. Но через 6 месяцев должник решил

вернуть свой долг. Сколько рублей он вернет ростовщику?

Ответ: 140 руб.

Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в.

Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или

убыток на каждые 100 рублей. Проценты применялись только в торговых и

денежных сделках. Затем область их применения расширилась. Проценты

встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и

технике. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля

целого (принимаемого за единицу).

2.Проценты в нашей жизни.

Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в

повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что

в выборах приняли участие 57% избирателей,

рейтинг победителя хит-парада равен 75%,

успеваемость в классе 85%,

банк начисляет 17% годовых,

молоко содержит 1,5% жира,

материал содержит 100% хлопка и т.д.

Как известно из практики, с помощью процентов часто показывают

изменение той или иной конкретной величины. Такая форма является

наглядной числовой характеристикой изменения, характеризующей значимость

произошедшего изменения. Например, уровень воды на Краснодарском

водохранилище повысился на 3%, в этом ничего страшного нет – быть может,

эта цифра отражает только естественные колебания уровня. Ну, а если он

повысился на 30%, то это уже говорит о серьезности проблемы и

необходимости изучения причин такого явления и

принятия, соответствующих мер.

Если речь идет о проценте от данного числа, то это число принимается за

100%. Например, 1% зарплаты – это сотая часть зарплаты; 100% зарплаты –

это 100 сотых частей зарплаты. Т.е. вся зарплата. Подоходный налог с зарплаты

берется в размере 13%, т. е. 13 сотых от зарплаты. Надпись «60%» хлопка на

этикетке обозначает, что материал содержит 60 сотых хлопка, т. е. более чем на

половину состоит их чистого хлопка. 3,2 жира в молоке означает, что 3,2 сотых

массы продукта составляет жир ( или, другими словами, в каждых 100 граммах

этого продукта содержится 3,2 грамма жира).

Цвет глаз в нашем классе

Наш класс.

66,65%

33,35%

Распределение площади на пришкольном участке

18%

32%

50%

3.

Задачи на

проценты

Основные задачи

на дроби можно разделить на три группы:

1. Нахождение процентов от числа:

плод деревья

цветы

овощи

Сектор 4

мальчики

девочки

Сектор 3

Сектор 4

Чтобы найти проценты от числа нужно, проценты превратить в десятичную

дробь и умножить на это число.

2.Нахождение числа по его процентам:

Чтобы найти число по его процентам нужно, проценты превратить в

десятичную дробь и число разделить на эту дробь.

3.Нахождение процентного отношения чисел:

Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел

умножить на 100.

Вот какие задачи мы составили:

1.В магазине шуба стоит 2000 рублей. Летом на распродаже она подешевела на

23%.За сколько рублей можно купить шубу на распродаже?

2. На оптовой базе цена 1 кг арбуза равна 8 рублей. В магазине делают

наценку в 3%. По какой цене за килограмм мы купим арбуз в магазине?

3. Моя мама работает в клубе билетером. Билет на дискотеку стоит 20 рублей.

Но директор сказал, что с 1-го января билет подорожает на 5%. Сколько будет

стоить билет на дискотеку с 1-го января?

4. У меня есть друг, который учится в Шиловской СОШ №1. Он сказал, что в

их школе всего 900 учащихся и

3

2

всех учащихся посещают различные кружки

и секции. Мне стало интересно, а сколько это в процентах?

5. В газете я прочитала, что магазин «Элекс» проводит распродажу

компьютерной техники со скидкой 12%. Я прошу родителей купить мне

ноутбук, который стоит 20900 рублей. Сколько придется заплатить за этот

ноутбук с учетом скидки?

6. При ремонте школы из 28 окон на основном фасаде на пластиковые

заменили только 10.

Какой процент составляют пластиковые окна от окон на фасаде?

7. У нас в школе есть пришкольный участок. Мы знаем, что цветочные

культуры занимают 6,4 сотки, что составляет 32% от всего участка. Какова

площадь пришкольного участка?

8. Доход нашей семьи за месяц составляет 15600 рублей. На питание

расходуется 5000 рублей в месяц, коммунальные услуги обходятся в 900 руб.,

электроэнергия – 220 руб. Какой процент от всего бюджета составляют

расходы на питание, коммунальные услуги и электроэнергию.

9. Тетрадь стоит 40 рублей. Какое наибольшее количество таких тетрадей

можно купить на 650 рублей, после понижения цены на 15%? (Эта задача

взята из заданий ЕГЭ по математике 11 кл.)

10. Курящий человек сокращает свою жизнь на 15%, что составляет 8,4 года.

Какова средняя продолжительность жизни в России? ( из статистических

данных)

4. Заключение.

Изучение процентов продиктовано самой жизнью. Они нас окружают почти

везде. Люди многих профессий работают с процентами. Например,

экономисты, бухгалтера, банкиры, продавцы. Умение выполнять процентные

вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы

сталкиваемся в повседневной жизни. Мнение учителя русского языка

Маршицкой Светланы Юрьевны:

Вопрос задан был так « Где используют процент?»

Ответ: - В школе мы используем процент, вычисляем процент

успеваемости и процент качества знаний

- Высчитываем долю обучающихся и процент учащихся,

обеспеченных горячим питанием.

- Проводя анкетирования, также высчитываем процентное

соотношение.

Мнение секретаря школы Ворона Светланы Григорьевны:

- Где используют процент, спрашиваете вы.

В своей работе я довольно часто сталкиваюсь с процентами: Это

составление различных отчётов по подсчёту процентного

соотношения мальчиков и девочек в школе, процент отсутствующих

учащихся в школе и т.д.

Вывод: Проценты дают возможность легко сравнивать между собой части

целого, упрощают расчёты и поэтому очень распространены.

В процессе выполнения работы мы узнали много нового, думаем, что

проделали очень полезную работу для себя и это пригодится в учебе.



В раздел образования