Автор: Иваник Лилиана Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: станица Ивановская Краснодарского края
Наименование материала: социальный проект
Тема: Проценты в нашей жизни
Раздел: среднее образование
Краснодарский край, Красноармейский район, станица Ивановская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
Проект
на тему:
«Проценты в нашей жизни»
Авторы проекта: учащиеся 5 "В" класса
Руководитель: учитель математики Иваник Л.Е.
Время работы над проектом:
апрель - май 2016 года
Социальный проект
«Проценты в нашей жизни»
Авторы: Учащиеся 5 «В» класса
Руководитель проекта: Иваник Лилиана Евгеньевна
Короткое описание идеи проекта:
Работа в социуме – популяризация исторических материалов по истории
процентов,
занимательной
математики,
значения
математики
для
различных областей жизни человека
П р о е к т рассказывает об
увлекательной
работе
с
источниками
математических знаний
«Союзники»: Директор МБОУ СОШ №18 Капустьянова Е.В..
Родители
Цели проекта:
**** Формирование личности подростков в рамках социума
**** Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность
**** Формирование навыков работы с программами МS Office Word, MS
Office PowerPoint
**** Популяризация математики и математических знаний
**** Развитие интереса к предмету «Математика»
Задача:
Популяризация математики и математических знаний, для того
чтобы учащиеся понимали насколько важен предмет математики и
насколько он интересен, потому что изучая вопросы истории
математики, жизни великих математиков, а также занимательную
математику, решая различные вопросы математики и мы учимся
логически думать и делать выводы.
Основополагающие вопросы проекта
- Что нас заставляет изучать проценты?
- Зачем людям проценты в повседневной жизни?
Проблемные вопросы проекта:
- Какое место занимают проценты в математике?
- Как влияет знание математики на общую культуру поведения
подростка?
Учебные вопросы проекта:
Что такое проценты?
«Строим» математические модели реальных ситуаций.
Каков порядок действий при работе с математической моделью?
Срок реализации проекта : апрель – май 2016 года
Этапы реализации
Этап
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Постановка проблемы
Определение цели проекта и
название. Уяснение проблемы
Координирование
проблемных вопросов
Подготовка проекта
Сбор материала
Распределение обязанностей
Оказание помощи в
подборе
необходимых
источников
информации
Подготовка мероприятия
(информационная)
Создание рекламы
Консультация
Реализация проекта
Участие в мероприятиях
Руководство
проведения
мероприятия
Завершение проекта
Защита проекта
Оценка работы
учащихся над
проектом
Использование ИКТ:
Работа с текстовым редактором
Работа с программой обработки рисунков
Создание презентации
Готовый продукт проекта
Презентация.
Оценки проекта
Творческий успех
Благодарность
Глубокие знания по предмету
Ориентация в мире профессий
Дидактические материалы проекта:
Материалы для работы из дополнительных источников: журналы,
газеты, Интернет-ресурсы, энциклопедии, словари
Как будет проходить представление проекта:
Представление презентации
Какие компетенции формируются и развиваются в ходе проекта:
Информационные, коммуникативные, учебно-познавательные,
творческие, социумные
Возможные точки роста проекта:
Подготовка пятиклассников к участию в следущем, более
расширенном проекте
Директор МБОУ СОШ №18 __________________Е.В.Капустьянова
Проблема.
На уроке математики мы изучили тему «Проценты».Мы заинтересовались,
где это встречается в нашей жизни. Учитель порекомендовал нам выяснить
этот вопрос. Мы решили изучить необходимую литературу, пораспрашивать
родителей, бабушек и дедушек.
Задачи проекта.
Изучить историю происхождения процента;
Рассмотреть задачи на проценты из практической жизни ;
Определить сферу практического применения процента.
Цель:
Выяснить, где и как проценты применяются в нашей жизни. Понять как
история доказывает появление процентов.
План наших действий.
Изучить литературу о истории возникновения процентов.
Выяснить, что знают родители, бабушки и дедушки о процентах и как
они применяют это в своей профессии.
Составить свои задачи на проценты и привести как можно больше
примеров жизненных ситуаций, связанных с процентами.
Собрать весь материал воедино и оформить продукт нашего труда в виде
брошюры и презентации.
1. Из истории возникновения процента.
Слово процент от латинского слова pro centum, что буквально означает «за
сотню» или «со ста». Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех
же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в
древности у вавилонян. Проценты были особенно распространены в Древнем
Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник
заимодавцу за каждую сотню. Уже в клинописных таблицах вавилонян
содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные
вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить
сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии. Индийские
математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило,
т. е. пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные
вычисления с применением процентов. Денежные расчеты с процентами были
особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами
деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский
сенат вынужден был установить максимально допустимый процент,
взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в
получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим
народам.
В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особо много
внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось
рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т. е. сложные
проценты, как называют их в наше время. Отдельные конторы и предприятия
для облегчения труда при вычислениях процентов разрабатывали свои особые
таблицы, которые составляли коммерческий секрет фирмы.
Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон
Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды). Стевин известен
замечательным разнообразием научных открытий в том числе – особой записи
десятичных дробей.
Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в
процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем
дальнейшего упрощения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту
(/), возник современный символ для обозначения процента .
«Римляне брали с должника лихву (т. е. деньги сверх того, что дали в долг).
При этом говорили: «На каждые 100 сестерциев долга заплатить 16 сестерциев
лихвы».
Примеры двух задач исторического содержания, по теме «Проценты»:
Задача 1. Один небогатый римлянин взял в долг у заимодавца 50 сестерциев.
Заимодавец поставил условие: «Ты вернешь мне в установленный срок
50 сестерциев и еще 20% от этой суммы». Сколько сестерциев должен отдать
небогатый римлянин заимодавцу, возвращая долг?
Ответ: 60 сестерциев.
Задача 2 Некий человек взял в долг у ростовщика 100 р. Между ними было
заключено соглашение о том, что должник обязан вернуть деньги ровно через
год, доплатив еще 80% от суммы долга. Но через 6 месяцев должник решил
вернуть свой долг. Сколько рублей он вернет ростовщику?
Ответ: 140 руб.
Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в.
Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или
убыток на каждые 100 рублей. Проценты применялись только в торговых и
денежных сделках. Затем область их применения расширилась. Проценты
встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и
технике. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля
целого (принимаемого за единицу).
2.Проценты в нашей жизни.
Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в
повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что
в выборах приняли участие 57% избирателей,
рейтинг победителя хит-парада равен 75%,
успеваемость в классе 85%,
банк начисляет 17% годовых,
молоко содержит 1,5% жира,
материал содержит 100% хлопка и т.д.
Как известно из практики, с помощью процентов часто показывают
изменение той или иной конкретной величины. Такая форма является
наглядной числовой характеристикой изменения, характеризующей значимость
произошедшего изменения. Например, уровень воды на Краснодарском
водохранилище повысился на 3%, в этом ничего страшного нет – быть может,
эта цифра отражает только естественные колебания уровня. Ну, а если он
повысился на 30%, то это уже говорит о серьезности проблемы и
необходимости изучения причин такого явления и
принятия, соответствующих мер.
Если речь идет о проценте от данного числа, то это число принимается за
100%. Например, 1% зарплаты – это сотая часть зарплаты; 100% зарплаты –
это 100 сотых частей зарплаты. Т.е. вся зарплата. Подоходный налог с зарплаты
берется в размере 13%, т. е. 13 сотых от зарплаты. Надпись «60%» хлопка на
этикетке обозначает, что материал содержит 60 сотых хлопка, т. е. более чем на
половину состоит их чистого хлопка. 3,2 жира в молоке означает, что 3,2 сотых
массы продукта составляет жир ( или, другими словами, в каждых 100 граммах
этого продукта содержится 3,2 грамма жира).
Цвет глаз в нашем классе
Наш класс.
66,65%
33,35%
Распределение площади на пришкольном участке
18%
32%
50%
3.
Задачи на
проценты
Основные задачи
на дроби можно разделить на три группы:
1. Нахождение процентов от числа:
плод деревья
цветы
овощи
Сектор 4
мальчики
девочки
Сектор 3
Сектор 4
Чтобы найти проценты от числа нужно, проценты превратить в десятичную
дробь и умножить на это число.
2.Нахождение числа по его процентам:
Чтобы найти число по его процентам нужно, проценты превратить в
десятичную дробь и число разделить на эту дробь.
3.Нахождение процентного отношения чисел:
Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел
умножить на 100.
Вот какие задачи мы составили:
1.В магазине шуба стоит 2000 рублей. Летом на распродаже она подешевела на
23%.За сколько рублей можно купить шубу на распродаже?
2. На оптовой базе цена 1 кг арбуза равна 8 рублей. В магазине делают
наценку в 3%. По какой цене за килограмм мы купим арбуз в магазине?
3. Моя мама работает в клубе билетером. Билет на дискотеку стоит 20 рублей.
Но директор сказал, что с 1-го января билет подорожает на 5%. Сколько будет
стоить билет на дискотеку с 1-го января?
4. У меня есть друг, который учится в Шиловской СОШ №1. Он сказал, что в
их школе всего 900 учащихся и
3
2
всех учащихся посещают различные кружки
и секции. Мне стало интересно, а сколько это в процентах?
5. В газете я прочитала, что магазин «Элекс» проводит распродажу
компьютерной техники со скидкой 12%. Я прошу родителей купить мне
ноутбук, который стоит 20900 рублей. Сколько придется заплатить за этот
ноутбук с учетом скидки?
6. При ремонте школы из 28 окон на основном фасаде на пластиковые
заменили только 10.
Какой процент составляют пластиковые окна от окон на фасаде?
7. У нас в школе есть пришкольный участок. Мы знаем, что цветочные
культуры занимают 6,4 сотки, что составляет 32% от всего участка. Какова
площадь пришкольного участка?
8. Доход нашей семьи за месяц составляет 15600 рублей. На питание
расходуется 5000 рублей в месяц, коммунальные услуги обходятся в 900 руб.,
электроэнергия – 220 руб. Какой процент от всего бюджета составляют
расходы на питание, коммунальные услуги и электроэнергию.
9. Тетрадь стоит 40 рублей. Какое наибольшее количество таких тетрадей
можно купить на 650 рублей, после понижения цены на 15%? (Эта задача
взята из заданий ЕГЭ по математике 11 кл.)
10. Курящий человек сокращает свою жизнь на 15%, что составляет 8,4 года.
Какова средняя продолжительность жизни в России? ( из статистических
данных)
4. Заключение.
Изучение процентов продиктовано самой жизнью. Они нас окружают почти
везде. Люди многих профессий работают с процентами. Например,
экономисты, бухгалтера, банкиры, продавцы. Умение выполнять процентные
вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы
сталкиваемся в повседневной жизни. Мнение учителя русского языка
Маршицкой Светланы Юрьевны:
Вопрос задан был так « Где используют процент?»
Ответ: - В школе мы используем процент, вычисляем процент
успеваемости и процент качества знаний
- Высчитываем долю обучающихся и процент учащихся,
обеспеченных горячим питанием.
- Проводя анкетирования, также высчитываем процентное
соотношение.
Мнение секретаря школы Ворона Светланы Григорьевны:
- Где используют процент, спрашиваете вы.
В своей работе я довольно часто сталкиваюсь с процентами: Это
составление различных отчётов по подсчёту процентного
соотношения мальчиков и девочек в школе, процент отсутствующих
учащихся в школе и т.д.
Вывод: Проценты дают возможность легко сравнивать между собой части
целого, упрощают расчёты и поэтому очень распространены.
В процессе выполнения работы мы узнали много нового, думаем, что
проделали очень полезную работу для себя и это пригодится в учебе.