Автор: Ворошилова Светлана Врежовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №15 "Золотая рыбка" Населённый пункт: г.Серов, Свердловская обл. Наименование материала: Методическая разработка Тема: Сюжетно-ролевая игра "Морское путешествие" Раздел: дошкольное образование
Сюжетно-ролевая
игра
« М о р с к о е
путешествие».
(старшая группа)
Цели и задачи игры:
1.
Создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут
быть использованы в игре.
2.
Развивать умение детей самостоятельно готовить обстановку для игры:
подбирать предметы, атрибуты, выбирать удобное место, использовать
строительный материал для постройки корабля.
3.
Совершенствовать
умение
объединяться
в
игре,
распределять
роли,
выполнять
игровые
действия,
действовать
в
соответствии
с
общим
игровым замыслом.
Развивать активное речевое общение расширять и обогащать словесный запас
детей, развивать воображение и фантазию
Предварительная работа
1.
Рассматривание иллюстраций и чтение произведений о море.
2.
Рассказ воспитателя об обязанностях капитана, матросов, о назначении
разных кораблей (грузовые, пассажирские, военные и т.д.)
3.
Рисование корабля, на котором дети хотели бы отправиться в морское
путешествие.
4.
Знакомство с географическими картами, учить детей определять на
карте сушу и море, уметь выделять разные обозначения.
5.
Познакомить детей с компасом и маяком.
6.
Знакомство
с
морской
терминологией
«поднять
якорь»,
«полный
вперёд» и т. д.
Материал для игры
- Кубики для постройки корабля.
- Две стойки низких и одна стойка высокая.
- Флаг корабля.
- Флажки, якорь штурвал, спасательные круги 2 шт.
- Письмо с посланием.
- Кукольный театр «Курочка Ряба»
-
Для
волшебного
магазина
–
весы,
волшебные
палочки,
волшебные
овощи, волшебная расческа, туфли и т. д.
- Большая карта пути.
- Атлас огромного мира
- Шары воздушные, спица
- 3шт. пластиковых бутылки 0,5 прозрачных
- Костюм фокусника, шапочка золотой рыбки.
- Изображение каждой страны отдельно.
- Касса, деньги.
- Бескозырки, капитанская фуражка, тельняшки, бинокли.
Ход игры
Воспитатель:
Ребята давайте отправимся в путешествие. А на чем мы
можем поехать?
- наши далёкие страны за морем, как же нам к ним добраться?
Дети: На пассажирские корабле.
Воспитатель : Чему нас может море научить?
Воспитатель: Отваги, смелости. Узнаем много интересного…
(звучит запись стихотворения)
Воспитатель: Ребята давайте распределим роли.
(Дети
выбирают
капитана
и
двух
моряков,
кассир. Остальные
дети
пассажиры.)
Воспитатель: Давайте собираться в дорогу.
(дети собираются вещи в рюкзачки: очки, веера, головные уборы, запасы
еды.
Капитан
и
матросы
надевают
элементы
костюмов.
Каждому
выдаются игровые деньги в сумме 5 рублей).
Воспитатель: Прежде чем сесть на корабль нужно, что сделать?
Дети: Купить билеты!
Воспитатель: Правильно. Подходите к кассе.
(кассир занимает свое место за столом. На столе арка с надписью «касса» и
табличка 1 билет стоит 2 рубля. Дети выстраиваются в очередь, покупают
билеты
и
проходят
на
корабль.
Корабль
ребята
построили
заранее
из
кубиков и стульев. На каждом стуле номер, дети занимают свои места,
матросы помогают. Так же заранее детьми придумано название корабля
«Солнышко». На корабле флаг с изображение солнышка и спасательные
круги
с
названием
корабля,
якорь
на
верёвке,
штурвал,
мачта
и
яркие
разноцветные флажки. Так же большая карта пути: детский сад –стрелка-
Волшебная страна- стрелка- Страна сказок – стрелка – Страна фокусов –
стрелка – Страна танцующей золотой рыбки).
Капитан: Внимание всем занять свои места. Поднять якорь! Задраить люки!
Полный вперед! (Звучит запись шум моря).
Воспитатель: Дети обратите внимание на карту.
(дети рассматривают направление пути)
Капитан: Мы плывём в Волшебную страну
Воспитатель: Пока
мы
в
пути
давайте
споем!
«Капитан,
капитан
улыбнитесь…»
Воспитатель : Ой, смотрите здесь письмо, давайте прочитаем.
Текст письма: «Дорогие ребята вы отправляетесь в морское путешествие,
попадает
в
Волшебную
страну,
Страну
сказок,
Страну
фокусов,
Страну
танцующей золотой рыбки, но там сейчас никого нет. Если вы доплывете и
исполните все роли за жителей этих стран, то в каждой стране найдете часть
золотого ключа. Соединив части, вы узнаете, где спрятан клад. Счастливого
пути! »
Капитан: Стоп
машина!
Опустить
якорь!
Мы
прибыли
в
Волшебную
страну!
(Дети выходят и ищут Волшебную страну по обозначению как на карте.
Дети находят изображение Волшебной страны).
Воспитатель: Смотрите
волшебный
магазин.
Здесь
должны
быть
роли
продавца и покупателей. Кто хочет быть продавцом? Продавец занимай свое
место, а покупатели становятся в очередь.
(Дети
покупают
разные
волшебные
товары.
Воспитатель
покупает
большую книгу карт «Атлас огромного мира»)
Продавец : смотрите я нашла часть ключа.
Капитан: Внимание! Всем занять свои места! Задраить люки! Поднять
якорь! Полный вперёд!
Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим волшебную книгу!
(рассматривают, обсуждают).
Воспитатель : Капитан куда мы плывём дальше?
Капитан: Следующая остановка Страна сказок. Стоп машина! Опустить
якорь!
(Дети выходят и ищут изображение Страны сказок как на карте. Ребята
находят страну. На столе находятся куклы для кукольного театра).
Воспитатель: Дети здесь у нас роли артисты и зрители. Какую сказку
можно показать с помощью кукол, которых нам оставили?
Дети: «Курочка ряба»
Воспитатель: Кто хочет быть артистом?
(Зрители садятся на ковер, артисты берут кукол, одевают их на руку и
показывают детям сказку «Курочка ряба». Зрители благодарят артистов
аплодисментами. Артисты находят часть ключа).
Капитан :
Внимание! Все на корабль! Занять свои места! Поднять якорь!
Полный вперёд!
Воспитатель: Ребята, а что вы видите за бортом?
Дети: чаек, рыб, дельфинов…
Воспитатель: А если грянет буря и будит шторм, что мы будем делать?
Дети: опустим паруса, спрячемся в трюм, будим помогать друг другу…
Капитан :
Внимание!
Мы
прибываем
в
страну
Фокусов.
Стоп
машина!
Опустить якорь!
(дети находят Страну Фокусов).
Воспитатель : Кто будет фокусником?
(Зрители занимают места на ковре фокусник показывает фокус. На столе 3
прозрачные пластиковые бутылки 0,5).
Фокусник : первый фокус - Раз, два, три, четыре, пять
Хочу фокус показать.
(фокусник берёт бутылку переворачивает, трясет и вода становиться цветной.
На крышку наносится краска).
Второй фокус – Сейчас я проткну воздушный шар острой спицей, а он не
лопнет.
(На шарик наклеивается скотч и после протыкается спицей)
(Зрители аплодируют. Фокусник находит часть ключа).
Капитан :
Внимание! Все на корабль! Занять свои места! Поднять якорь!
Полный вперёд!
(капитан на большой карте показывает маршрут) Давайте споем.
Капитан : Внимание! Мы прибываем в страну Танцующей золотой рыбки.
Стоп машина! Опустить якорь!
(дети находят страну Танцующей золотой рыбки.
Воспитатель: Кто будет золотой рыбкой?
Золотая рыбка: Я золотая рыбка я очень люблю танцевать и хочу, чтобы вы
танцевали со мной. Если вы справитесь, я вас отпущу, а кто не справится,
навсегда останется на моем острове. (Звучит весёлая музыка. Дети танцуют,
повторяют движения за рыбкой. Золотая рыбка отдаёт часть ключа.)
Капитан: Внимание! Все на корабль! Занять свои места! Поднять якорь!
Полный вперёд!
Воспитатель: Капитан куда мы теперь отправляемся?
Капитан: Отправляемся в наш детский сад.
Воспитатель: Пока мы плывем, давайте соберем все части ключа!(Дети
складывают ключ. Воспитатель читает надпись на ключе)
Надпись на ключе: клад находится в уголке, который делает нас сильными и
ловкими.
Воспитатель :
Догадались? Сейчас доплывём до садика и сможем найти
клад.
Капитан : Внимание! Мы прибываем в детский сад! Стоп машина! Поднять
якорь! Задраить люки!
(Дети выходят и ищут клад.)
Воспитатель: Молодцы вы нашли клад, а что там может быть?
(открывают коробку, а там конфеты)
Воспитатель : Ребята вам понравилась наша игра? Что узнали нового и
интересного?
Наше путешествие было долгим, давайте устроим веселый отдых – привал.
(матросы расстилают одеяло ) Дети устраиваются , достают свои запасы:
печенье, конфеты, соки …)