Автор: Спорышева Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Гимназия №44
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Ребенок ругается матом"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Ребенок ругается матом»
В каждой семье рано или поздно случается этот «черный день», когда ваш
ребенок вдруг ошарашивает вас вопросом «А что такое ...?», или вы застаете
его врасплох за написанием неприличного слова в лифте, или случайно
слышите, как ваше нежное и чистое дитя, общаясь со сверстниками,
использует ненормативную лексику во всей ее полноте. Первый и
естественный позыв – настучать своему сокровищу по губам и вымыть ему
рот с мылом, чтобы в следующий раз неповадно было. Но это, к сожалению,
не выход.
Откуда это берется
Отовсюду. Из всей нашей жизни. И бесполезно тешить себя иллюзиями, что
вы сможете оградить своего ребенка от мата. Даже если он растет в
культурнейшей семье, где ненормативная лексика – абсолютное табу,
защитить от нее детские уши невозможно. Как только ребенок вступает в
контакт с реальной жизнью, подцепить эту «заразу» он может где угодно: на
детской площадке, на прогулке в парке, в детском саду, на переменке в школе,
в общественном транспорте, по телевизору, да просто бездумно читая все,
что написано на стенах и заборах. В нашем современном обществе, как это не
печально, мат стал почти естественным и неотделимым от обычной речи. Но
это не значит, что стоит махнуть рукой – мол, все теперь так говорят. Или
понадеяться на то, что «само пройдет».
Как реагировать
Ни в коем случае не возмущаться, не кричать и не ругать. Если ребенок еще
маленький – лет до четырех – на первый раз можно вообще сделать вид, что
вы ничего особенного не услышали, пропустить мимо ушей, не
акцентировать внимание на «плохом» слове. Возможно, малыш случайно где-
то услышал и твердит его, как попугайчик. Если же эта ситуация повторяется,
ребенку следует в доступной и мягкой форме, без нажима и упреков
объяснить, что это слово – ругательное, что его произносят тогда, когда хотят
кого-то сильно обидеть; показать, что вам неприятно слышать это слово;
сделать упор на то, что в вашей семье такие слова не употребляются.
Чтобы понять, сознательно или бессознательно ребенок произносит
«запретные» слова, поговорите с ним, спросите, что, по его мнению, они
обозначают. Если ребенок употребляет их осмысленно, то, как советуют
психологи, стоит пойти на хитрость и подобрать этим словам пристойную
замену – русский язык для этого достаточно богат. И тут очень важна
открытость: если малыш заметит, что вы сами смущаетесь или сердитесь, он
может почувствовать себя виноватым и замкнуться.
Как все, так и я
Лет в шесть-восемь ребенок, как правило, употребляет матерные слова уже
вполне сознательно. Побудительные мотивы могут быть самые разные.
Желание «быть, как все». У детей очень развиты «стадные инстинкты», и,
если ребенок оказался в среде, где большинство сверстников ругаются матом,
он будет стремиться подражать им в этом, чтобы не выделяться, чтобы стать
своим и избежать насмешек.
Если ребенок растет в неблагополучной семье и испытывает постоянный
стресс от ссор или равнодушия постоянно занятых родителей, то для него мат
– это еще и способ обратить на себя внимание, пусть даже негативное. У
детей мат часто ошибочно ассоциируется со «взрослостью» – им кажется,
что, используя ненормативную лексику, они выглядят старше и авторитетней
в глазах своих приятелей.
Некоторые психологи считают, что, поскольку мат так или иначе будет
присутствовать в окружении ребенка, родителям стоит самим объяснить ему
значение основных матерных слов. Но при этом дать понять, что
употребление их в повседневной речи – это не признак «крутости», а дурная
привычка, как грызть ногти или ковырять в носу; что по-настоящему
завоевать дружбу и доверие с их помощью невозможно, а вот потерять
уважение и симпатию – запросто. Можно сыграть на самолюбии ребенка,
объяснив, что мат – это признак как раз «детскости» и что в его исполнении
он звучит нелепо и глупо.
Запретный плод
Невозможно просто взять и запретить ругаться матом. Даже если ребенок для
видимости согласится, ничто не помешает ему делать это, когда вы его не
видите и не слышите. Вообще запрет – это самый неэффективный метод
воспитания: он побуждает ребенка противостоять вам и поступать ровно
наоборот – «мне не разрешают, а я все равно буду!»
Если в семье родители сами используют нецензурные выражения – в споре, в
выяснении отношений или просто, попав молотком по пальцу, – то не стоит
требовать от ребенка, чтобы он не повторял их. Это выльется в неразрешимое
противоречие – «им можно, а мне нельзя» – и может озлобить ребенка и
привести к скрытой агрессии, которую он будет тайком срывать на своих
сверстниках.
И понятно, что, если в семье кто-то из взрослых позволяет себе «крепкие»
выражения, ребенка, который их повторяет, не стоит наказывать. Если уж
бороться с ненормативной лексикой, то всем вместе. Можно, например,
установить определенный штраф за каждое матерное слово – кто бы его не
произнес.
То, что становится повседневным, быстро надоедает: если ребенок уже
достаточно взрослый, можно предложить ему завести тетрадь и писать туда
все, что он хотел бы сказать, в любых выражениях. Или, в конце концов, дать
почитать ему словарь ненормативной лексики – ведь то, что доступно и не
наказуемо, очень быстро приедается.
Попытка защиты
В восемь-двенадцать лет дети уже прекрасно понимают, где можно, а где
нельзя использовать бранные слова; что дома могут «получить по шее», а в
компании приятелей удостоиться восхищенного хлопка по плечу, а для них в
таком возрасте это часто важнее родительского одобрения или порицания.
Кроме подражательства, мат в этом возрасте – это еще и способ
почувствовать себя увереннее. Вообще считается, что мат – это не столько
оскорбление, сколько защита. Для ребенка, подростка мир еще слишком
враждебен, и брань – это попытка скрыть свои слабости, показаться сильнее.
Мат – это и выход агрессивных эмоций, а детская и подростковая агрессия –
один из этапов развития личности, и от этого никуда не деться.
Несколько советов
Самый главный – следите за своей речью. Потому что все, что закладывается
в характер и привычки ребенка, изначально идет от вас. Вы можете думать –
«он еще маленький, ничего не поймет» – да, возможно. Но обязательно
запомнит, особенно, если будет слышать эти «запретные» слова часто.
Если ребенок сказал неприличное слово при посторонних, не ругайте его
прилюдно, постарайтесь сменить тему и сделать вид, что ничего страшного
не произошло. Любые воспитательные меры стоит применять только наедине
с ребенком, иначе он почувствует себя униженным и захочет «отомстить»,
попытавшись в следующий раз поставить вас в еще более неудобное
положение.
Если ребенок сам спрашивает вас, что значит то или иное бранное слово, не
ужасайтесь, а попробуйте спокойно и доступно объяснить. В конце концов,
основные нынче табуированные выражения пришли к нам из древности –
славяне-язычники отпугивали ими нечистую силу, спасались от порчи и
сглаза, а также взывали к плодородию матери-земли.
Не делайте скоропалительных выводов: если ребенок по незнанию употребил
бранное слово, не стоит записывать его в «пропащие» и сурово наказывать.
Вспомните себя в детстве: наверняка и вы, узнав «запретное» слово, не могли
удержать его в себе.
И, как это не банально звучит, ходите вместе на детские спектакли, в музеи,
читайте вслух хорошие книги. Эта «прививка культуры» обязательно
скажется в будущем.