Напоминание

"Ребенок ругается матом"


Автор: Спорышева Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Гимназия №44
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Ребенок ругается матом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Ребенок ругается матом»

В каждой семье рано или поздно случается этот «черный день», когда ваш

ребенок вдруг ошарашивает вас вопросом «А что такое ...?», или вы застаете

его врасплох за написанием неприличного слова в лифте, или случайно

слышите, как ваше нежное и чистое дитя, общаясь со сверстниками,

использует ненормативную лексику во всей ее полноте. Первый и

естественный позыв – настучать своему сокровищу по губам и вымыть ему

рот с мылом, чтобы в следующий раз неповадно было. Но это, к сожалению,

не выход.

Откуда это берется

Отовсюду. Из всей нашей жизни. И бесполезно тешить себя иллюзиями, что

вы сможете оградить своего ребенка от мата. Даже если он растет в

культурнейшей семье, где ненормативная лексика – абсолютное табу,

защитить от нее детские уши невозможно. Как только ребенок вступает в

контакт с реальной жизнью, подцепить эту «заразу» он может где угодно: на

детской площадке, на прогулке в парке, в детском саду, на переменке в школе,

в общественном транспорте, по телевизору, да просто бездумно читая все,

что написано на стенах и заборах. В нашем современном обществе, как это не

печально, мат стал почти естественным и неотделимым от обычной речи. Но

это не значит, что стоит махнуть рукой – мол, все теперь так говорят. Или

понадеяться на то, что «само пройдет».

Как реагировать

Ни в коем случае не возмущаться, не кричать и не ругать. Если ребенок еще

маленький – лет до четырех – на первый раз можно вообще сделать вид, что

вы ничего особенного не услышали, пропустить мимо ушей, не

акцентировать внимание на «плохом» слове. Возможно, малыш случайно где-

то услышал и твердит его, как попугайчик. Если же эта ситуация повторяется,

ребенку следует в доступной и мягкой форме, без нажима и упреков

объяснить, что это слово – ругательное, что его произносят тогда, когда хотят

кого-то сильно обидеть; показать, что вам неприятно слышать это слово;

сделать упор на то, что в вашей семье такие слова не употребляются.

Чтобы понять, сознательно или бессознательно ребенок произносит

«запретные» слова, поговорите с ним, спросите, что, по его мнению, они

обозначают. Если ребенок употребляет их осмысленно, то, как советуют

психологи, стоит пойти на хитрость и подобрать этим словам пристойную

замену – русский язык для этого достаточно богат. И тут очень важна

открытость: если малыш заметит, что вы сами смущаетесь или сердитесь, он

может почувствовать себя виноватым и замкнуться.

Как все, так и я

Лет в шесть-восемь ребенок, как правило, употребляет матерные слова уже

вполне сознательно. Побудительные мотивы могут быть самые разные.

Желание «быть, как все». У детей очень развиты «стадные инстинкты», и,

если ребенок оказался в среде, где большинство сверстников ругаются матом,

он будет стремиться подражать им в этом, чтобы не выделяться, чтобы стать

своим и избежать насмешек.

Если ребенок растет в неблагополучной семье и испытывает постоянный

стресс от ссор или равнодушия постоянно занятых родителей, то для него мат

– это еще и способ обратить на себя внимание, пусть даже негативное. У

детей мат часто ошибочно ассоциируется со «взрослостью» – им кажется,

что, используя ненормативную лексику, они выглядят старше и авторитетней

в глазах своих приятелей.

Некоторые психологи считают, что, поскольку мат так или иначе будет

присутствовать в окружении ребенка, родителям стоит самим объяснить ему

значение основных матерных слов. Но при этом дать понять, что

употребление их в повседневной речи – это не признак «крутости», а дурная

привычка, как грызть ногти или ковырять в носу; что по-настоящему

завоевать дружбу и доверие с их помощью невозможно, а вот потерять

уважение и симпатию – запросто. Можно сыграть на самолюбии ребенка,

объяснив, что мат – это признак как раз «детскости» и что в его исполнении

он звучит нелепо и глупо.

Запретный плод

Невозможно просто взять и запретить ругаться матом. Даже если ребенок для

видимости согласится, ничто не помешает ему делать это, когда вы его не

видите и не слышите. Вообще запрет – это самый неэффективный метод

воспитания: он побуждает ребенка противостоять вам и поступать ровно

наоборот – «мне не разрешают, а я все равно буду!»

Если в семье родители сами используют нецензурные выражения – в споре, в

выяснении отношений или просто, попав молотком по пальцу, – то не стоит

требовать от ребенка, чтобы он не повторял их. Это выльется в неразрешимое

противоречие – «им можно, а мне нельзя» – и может озлобить ребенка и

привести к скрытой агрессии, которую он будет тайком срывать на своих

сверстниках.

И понятно, что, если в семье кто-то из взрослых позволяет себе «крепкие»

выражения, ребенка, который их повторяет, не стоит наказывать. Если уж

бороться с ненормативной лексикой, то всем вместе. Можно, например,

установить определенный штраф за каждое матерное слово – кто бы его не

произнес.

То, что становится повседневным, быстро надоедает: если ребенок уже

достаточно взрослый, можно предложить ему завести тетрадь и писать туда

все, что он хотел бы сказать, в любых выражениях. Или, в конце концов, дать

почитать ему словарь ненормативной лексики – ведь то, что доступно и не

наказуемо, очень быстро приедается.

Попытка защиты

В восемь-двенадцать лет дети уже прекрасно понимают, где можно, а где

нельзя использовать бранные слова; что дома могут «получить по шее», а в

компании приятелей удостоиться восхищенного хлопка по плечу, а для них в

таком возрасте это часто важнее родительского одобрения или порицания.

Кроме подражательства, мат в этом возрасте – это еще и способ

почувствовать себя увереннее. Вообще считается, что мат – это не столько

оскорбление, сколько защита. Для ребенка, подростка мир еще слишком

враждебен, и брань – это попытка скрыть свои слабости, показаться сильнее.

Мат – это и выход агрессивных эмоций, а детская и подростковая агрессия –

один из этапов развития личности, и от этого никуда не деться.

Несколько советов

Самый главный – следите за своей речью. Потому что все, что закладывается

в характер и привычки ребенка, изначально идет от вас. Вы можете думать –

«он еще маленький, ничего не поймет» – да, возможно. Но обязательно

запомнит, особенно, если будет слышать эти «запретные» слова часто.

Если ребенок сказал неприличное слово при посторонних, не ругайте его

прилюдно, постарайтесь сменить тему и сделать вид, что ничего страшного

не произошло. Любые воспитательные меры стоит применять только наедине

с ребенком, иначе он почувствует себя униженным и захочет «отомстить»,

попытавшись в следующий раз поставить вас в еще более неудобное

положение.

Если ребенок сам спрашивает вас, что значит то или иное бранное слово, не

ужасайтесь, а попробуйте спокойно и доступно объяснить. В конце концов,

основные нынче табуированные выражения пришли к нам из древности –

славяне-язычники отпугивали ими нечистую силу, спасались от порчи и

сглаза, а также взывали к плодородию матери-земли.

Не делайте скоропалительных выводов: если ребенок по незнанию употребил

бранное слово, не стоит записывать его в «пропащие» и сурово наказывать.

Вспомните себя в детстве: наверняка и вы, узнав «запретное» слово, не могли

удержать его в себе.

И, как это не банально звучит, ходите вместе на детские спектакли, в музеи,

читайте вслух хорошие книги. Эта «прививка культуры» обязательно

скажется в будущем.



В раздел образования