Напоминание

Применение мониторинга в образовательном процессе


Автор: Головкова Галина Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Большие Санники
Населённый пункт: Ульчский район Хабаровский край
Наименование материала: Статья
Тема: Применение мониторинга в образовательном процессе
Раздел: полное образование





Назад




«Применение мониторинга в образовательном процессе»

Мониторинг - слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов

определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому

результату или первоначальным предположениям.

Назначение мониторинга: сбор, систематизация и хранение информации о состоянии качества образования.

Функции мониторинга:

Интегративная, диагностическая, экспертная, информационная, прогностическая.

Основные направления мониторинговой деятельности:

создание и постоянное совершенствование инструментария, обеспечивающего объективность измерения качества

образования;

сбор информации по показателям:

систематизация информации, формирование базы данных;

сравнительный анализ информации (в соответствии с показателями)

формирование выводов, тенденций, обоснование проблем и т.п.;

распространение опыта мониторинговых исследований.

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они

(учителя, ученики, родители) получают информацию, анализируют ее.

Объектами мониторинга является образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников

образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Способы сбора информации: использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и

журналов посещений.

Из опыта работы

Виды мониторинга для обучающихся(общеучебные навыки):

Виды

мониторинга

Цели мониторинга

Использование результатов

Стартовый

Получение данных об

исходном уровне

обученности учащихся

в начале учебного года.

Для получения наиболее

объективной оценки

результатов обучения за

предыдущий учебный год,

планирования

образовательного процесса.

Рубежный

Получение информации

об успешности

усвоения учебного

материала.

Для коррекции учебно-

воспитательного процесса.

Итоговый

Установление степени

достижения

планируемого уровня

учебных достижений

учащихся.

Для анализа работы по

итогам учебного года,

принятия эффективных

решений, планирования

образовательного процесса

на следующий учебный год.

Алгоритм действий при мониторинге:

1.

С б о р

и н ф о р м а ц и и

(тестирование,

анкетирование и т.д).

2.

Проблемно-ориентированный

а н а л и з

информации.

3.

Целеполагание.

4.

Мотивация

учащихся

н а

д о с т и ж е н и е

поставленных целей.

5.

Диагно стика

ре сурсов

и

условий

их

реализации.

6.

Прогнозирование,

п р о гр а мми р о ва н и е ,

планирование.

7.

Организация деятельности.

8.

Контроль организации деятельности.

9.

Коррекция и регулирование деятельности.

10. Оценка результата.

Последние тенденции в оценке результатов обучения

1. Переход к когнитивной точке зрения на обучение

и оценку:

от оценки исключительно результатов

обучения к рассмотрению также процесса обучения;

от пассивного ответа на заданный вопрос к

активному конструированию содержания ответа;

от оценки отдельных, изолированных умений

к интегрированной и междисциплинарной оценке;

внимание к метапознанию (самоконтролю,

общеучебным умениям и умениям, связанным с

волевыми проявлениями личности (мотивации и другим

сферам, влияющим на процесс обучения и

образовательные достижения);

изменение значения понятия "знающий" и

"умеющий", отход от рассмотрения этих понятий как

некоторого накопления изолированных фактов и

умений и новое наполнение понятия в терминах

применения и использования знаний.

2.

Изменение

формы

оценки:

переход

от

письменной проверки к аутентичной проверке, основными

особенностями которой являются:

значимая для учащихся оценка;

использование заданий с определенным

контекстом (контекстуализированные задачи);

основное внимание к комплексным умениям;

включение заданий с несколькими

правильными ответами;

ориентация оценки на стандарты, известные

учащимся;

оценка динамики индивидуальных

достижений учащихся.

3.

Изменение

характера

оценки,

проводимой

учителями,

самооценки

учащихся,

оценки,

проводимой

родителями: от единовременной оценки с помощью одного

измерителя (чаще всего теста) - к портфолио (оценке работ,

выполненных учащимися за определенное время).

4.

Переход

от

одномерного

к

многомерному

измерению

-

от

оценки

только

одной

характеристики

образовательных

достижений

к

оценке

нескольких

характеристик одновременно.

5 .

П е р е х о д

о т

о ц е н к и

и с к л ю ч и т е л ь н о

индивидуальных

достижений

учащихся

к

оценке

достижения группы учащихся:

оценка умений работать в коллективе;

оценка результатов групповой работы.



В раздел образования