Напоминание

"Деятельностный подход в организации образовательного процесса в старшей группе ДОУ"


Автор: Бурлакова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 13"
Населённый пункт: г. Иваново Ивановская область
Наименование материала: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Тема: "Деятельностный подход в организации образовательного процесса в старшей группе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В

ОРГАНИЗАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В

СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ

СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ

ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ

ПЕРВОЙ КВ. КАТЕГОРИИ

БУРЛАКОВА ОЛЬГА

АЛЕКСАНДРОВНА

Процесс учения - это процесс деятельности

ученика, направленный на становление его

сознания и его личности в целом том, что

новые знания не даются в готовом виде. Вот

что такое “деятельностный подход” в

образовании!» (А.А.Леонтьев).

Основная особенность деятельностного метода

заключается в деятельности обучающихся. Дети

«открывают» их сами в процессе самостоятельной

исследовательской деятельности. Педагог лишь

направляет эту деятельность и подводит итог, давая

точную формулировку установленных алгоритмов

действия. Таким образом полученные знания

приобретают личностную значимость и становятся

интересными не с внешней стороны, а по сути

.

История вопроса

Концепцию «учения через деятельность» впервые

предложил американский учёный

Д. Дьюи.

Им были определены основные принципы

деятельностного подхода в обучении:

- учёт интересов детей;

- учение через обучение мысли и действию;

- познание и знание как следствие преодоления

трудностей;

- свободная творческая работа и сотрудничество.

.

Деятельностный подход,

разработанный в трудах

Л.С.Выготского,

А.Н.Леонтьева,

Д.Б.Эльконина,

П.Я.Гальперина,

В.В.Давыдова признает,

что развитие личности в

системе образования

обеспечивается, прежде

всего, формированием

универсальных учебных

действий, выступающих

основой

образовательного и

воспитательного

процесса.

Л.С Выгодский

А.Н.Леонтьев

Д.Б. Эльконин

П.Я. Гальперин

В.В. Давыдов

.

Понятие деятельностного

подхода.

Деятельностный подход - это организация и

управление педагогом деятельностью ребенка при

решении им специально организованных учебных

задач разной сложности и проблематики. Эти задачи

развивают не только предметную, коммуникативную и

другие виды компетентностей ребенка, но и его самого

как личность. (Л.Г. Петерсон)

Деятельностный подход – это способ освоения

образовательной среды без психических и физических

перегрузок детей, при котором каждый ребёнок может

самореализоваться, почувствовать радость творчества.

.

Задачи деятельностного

подхода:

-Создать условия для того, чтобы сделать процесс

приобретения знаний ребёнком мотивированным;

- учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой

цель и находить пути, в том числе средства, её

достижения;

-

помогать ребёнку сформировать у себя умение

контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Основная идея деятельностного подхода в

воспитании связана не с самой деятельностью как

таковой, а с деятельностью, как средством

становления и развития ребенка.

.

Принципы деятельностного

подхода:

-принцип субъектности воспитания;

-принцип учета ведущих видов деятельности и

законов их смены;

-Принцип учёта сензитивных периодов развития;

- принцип преодоления зоны ближайшего развития

и организация в ней совместной деятельности

детей и взрослых;

-

принцип обогащения, усиления, углубления

детского развития;

-

принцип проектирования, конструирования и

создание ситуации воспитывающей деятельности

(деятельность должна быть социально значимой и

общественно полезной);

- принцип обязательной результативности каждого

вида деятельности;

.

- Принцип высокой мотивированности любых

видов деятельности;

-

Принцип обязательной рефлексии всякой

деятельности;

-

принцип нравственного обогащения

используемых в качестве средства видов

деятельности;

- принцип сотрудничества при организации и

управлении различными видами деятельности;

- принцип активности ребёнка в

образовательном процессе.

.

Структура образовательной

деятельности на основании

деятельностного подхода.

- Создание проблемной ситуации

- Целевая установка

- Мотивирование к деятельности

- Проектирование решений проблемной ситуации

- Анализ результатов деятельности

- Подведение итогов

.

Схема развития любого

вида деятельности у

детей

-Самостоятельная деятельность.

- Затруднение.

- Совместная деятельность со взрослыми

(вместе, а потом рядом) и со сверстниками.

- Совместная деятельность со сверстниками.

- Самодеятельность.

.

РЕАЛИЗАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО

ПОДХОДА С ДЕТЬМИ

СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА.

.

Виды деятельности

дошкольника по ФГОС:

1.

Игровая деятельность (ведущая);

2.

Коммуникативная

3.

Познавательно-исследовательская

деятельность;

4.

Восприятие худ. литературы и фольклора;

5.

Самообслуживание и элементарный бытовой

труд;

6.

Конструирование;

7.

Изобразительная деятельность;

8.

Музыкальная деятельность;

9.

Двигательная деятельность.

.

Игровая деятельность.

Игровая деятельность

является ведущей.

Она включает в себя

сюжетно- ролевые игры, игры

с правилами и другие виды

игр.

Для игр старших

дошкольников характерны

многообразие тематики и

сюжетов; бытовая, трудовая,

общественная, на темы

литературных произведений.

Игры старших дошкольников

приобретают характер

совместной, коллективной

деятельности.

.

Коммуникативная

деятельность.

Включает в себя общение и

взаимодействие со взрослыми и

сверстниками.

К старшему возрасту ведущим

средством общения становится слово. В

процессе деятельности по развитию

речи, у детей развивается словарь,

грамматическая сторона

речи, связная речь

(монолог), фонетика.

Ребенок старшего

дошкольного возраста

способен сознательно

управлять своим

коммуникативным

поведением.

.

Познавательно-

исследовательская

деятельность.

В основе познавательно-

исследовательской деятельности

лежат жажда познания,

стремление к открытиям,

любознательность и потребность

в умственных впечатлениях.

В старшем возрасте

познавательно-

исследовательская деятельность

вычленяется в особую

деятельность ребёнка со своими

познавательными мотивами,

осознанным намерением понять,

как устроены вещи, узнать

новое о мире.

.

Восприятие художественной

литературы и фольклора.

В этот вид деятельности входит:

чтение (слушание), обсуждение

(рассуждение), рассказывание

(пересказывание), разучивание,

ситуативный разговор.

Дети старшего возраста способны

более глубоко осмысливать

содержание литературного

произведения и осознавать

некоторые особенности

художественной формы,

выражающей содержание. Они

могут различать жанры

литературных произведений и

некоторые специфические

особенности каждого жанра.

.

Самообслуживание и

элементарный бытовой

труд

В этот вид деятельности входит:

самообслуживание, хозяйственно-

бытовой труд, труд в природе, ручной

труд.

В старшей группе формируется

осознанное отношение и интерес к

трудовой деятельности, умение

достигать результата.

.

Конструирование.

Сюда входит конструирование из бумаги, строительных

материалов, бросового материала, природного материала,

аппликация, художественный труд.

В старшем возрасте конструктивная деятельность может

осуществляться на основе схемы, по замыслу и по

условиям. Дети способны выделить основные части

предполагаемой постройки. Появляется конструирование в

ходе совместной деятельности.

.

Изобразительная

деятельность

В этот вид деятельности входит: рисование,

лепка, аппликация.

В возрасте 5-6 лет у детей возникает тяга

к предметному рисованию. Ребёнок

старается создать свой образ, выражая

своё отношение к тому, что он

изображает.

Дети более осознанно выделяют

эстетические качества предметов.

Тематика работ

приобретает

сказочный,

фантастический

характер.

.

Музыкальная деятельность

В этом виде деятельности у

ребёнка развивается

восприятие и понимания

смысла музыкальных

произведений, музыкально-

ритмические движения,

умение играть на детских

музыкальных инструментах.

К 5-6 годам у детей расширяется

приобретённый опыт, развиваются

слуховые ощущения, происходит

более активное включение в

различные виды музыкальной

деятельности. Возникает

оценочное отношение к

музыкальным произведениям.

.

Двигательная деятельность.

К двигательной деятельности

относится овладение детьми

основными движениями. Сюда

входит гимнастика, строевые и

танцевальные упражнения, летние

и зимние виды спорта,

физкультура. Игры (подвижные, с

элементами спорта), катание на

самокате, санках, велосипеде и др.

.

Золотые правила

деятельностного подхода.

1. Подари ребенку радость творчества, осознание

авторского голоса;

2. Веди ребенка от собственного опыта к

общественному;

3. Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

5. Учи анализировать каждый этап работы;

6. Критикуя, стимулируй активность ребенка.

.

Вывод

Деятельностный подход имеет большое значение в

организации образовательного процесса и развитии

личности ребёнка.

Посредником между деятельностью и субъектом

деятельности (ребенком) призвана стать личность

педагога. Осваивая новые сферы деятельности,

требующие произвольного контроля поведения,

дети учатся владеть своими эмоциями и по этому

уже во время обучения необходимо в меру

возрастных особенностей вовлекать детей в

разнообразные виды деятельности, организовывать

полноценную в социальном отношении

жизнедеятельность детей.

.

Спасибо за внимание!



В раздел образования