Автор: Бурлакова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 13"
Населённый пункт: г. Иваново Ивановская область
Наименование материала: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Тема: "Деятельностный подход в организации образовательного процесса в старшей группе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В
ОРГАНИЗАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ
СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ
ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ
ПЕРВОЙ КВ. КАТЕГОРИИ
БУРЛАКОВА ОЛЬГА
АЛЕКСАНДРОВНА
Процесс учения - это процесс деятельности
ученика, направленный на становление его
сознания и его личности в целом том, что
новые знания не даются в готовом виде. Вот
что такое “деятельностный подход” в
образовании!» (А.А.Леонтьев).
Основная особенность деятельностного метода
заключается в деятельности обучающихся. Дети
«открывают» их сами в процессе самостоятельной
исследовательской деятельности. Педагог лишь
направляет эту деятельность и подводит итог, давая
точную формулировку установленных алгоритмов
действия. Таким образом полученные знания
приобретают личностную значимость и становятся
интересными не с внешней стороны, а по сути
.
История вопроса
Концепцию «учения через деятельность» впервые
предложил американский учёный
Д. Дьюи.
Им были определены основные принципы
деятельностного подхода в обучении:
- учёт интересов детей;
- учение через обучение мысли и действию;
- познание и знание как следствие преодоления
трудностей;
- свободная творческая работа и сотрудничество.
.
Деятельностный подход,
разработанный в трудах
Л.С.Выготского,
А.Н.Леонтьева,
Д.Б.Эльконина,
П.Я.Гальперина,
В.В.Давыдова признает,
что развитие личности в
системе образования
обеспечивается, прежде
всего, формированием
универсальных учебных
действий, выступающих
основой
образовательного и
воспитательного
процесса.
Л.С Выгодский
А.Н.Леонтьев
Д.Б. Эльконин
П.Я. Гальперин
В.В. Давыдов
.
Понятие деятельностного
подхода.
Деятельностный подход - это организация и
управление педагогом деятельностью ребенка при
решении им специально организованных учебных
задач разной сложности и проблематики. Эти задачи
развивают не только предметную, коммуникативную и
другие виды компетентностей ребенка, но и его самого
как личность. (Л.Г. Петерсон)
Деятельностный подход – это способ освоения
образовательной среды без психических и физических
перегрузок детей, при котором каждый ребёнок может
самореализоваться, почувствовать радость творчества.
.
Задачи деятельностного
подхода:
-Создать условия для того, чтобы сделать процесс
приобретения знаний ребёнком мотивированным;
- учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой
цель и находить пути, в том числе средства, её
достижения;
-
помогать ребёнку сформировать у себя умение
контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Основная идея деятельностного подхода в
воспитании связана не с самой деятельностью как
таковой, а с деятельностью, как средством
становления и развития ребенка.
.
Принципы деятельностного
подхода:
-принцип субъектности воспитания;
-принцип учета ведущих видов деятельности и
законов их смены;
-Принцип учёта сензитивных периодов развития;
- принцип преодоления зоны ближайшего развития
и организация в ней совместной деятельности
детей и взрослых;
-
принцип обогащения, усиления, углубления
детского развития;
-
принцип проектирования, конструирования и
создание ситуации воспитывающей деятельности
(деятельность должна быть социально значимой и
общественно полезной);
- принцип обязательной результативности каждого
вида деятельности;
.
- Принцип высокой мотивированности любых
видов деятельности;
-
Принцип обязательной рефлексии всякой
деятельности;
-
принцип нравственного обогащения
используемых в качестве средства видов
деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и
управлении различными видами деятельности;
- принцип активности ребёнка в
образовательном процессе.
.
Структура образовательной
деятельности на основании
деятельностного подхода.
- Создание проблемной ситуации
- Целевая установка
- Мотивирование к деятельности
- Проектирование решений проблемной ситуации
- Анализ результатов деятельности
- Подведение итогов
.
Схема развития любого
вида деятельности у
детей
-Самостоятельная деятельность.
- Затруднение.
- Совместная деятельность со взрослыми
(вместе, а потом рядом) и со сверстниками.
- Совместная деятельность со сверстниками.
- Самодеятельность.
.
РЕАЛИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА С ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.
.
Виды деятельности
дошкольника по ФГОС:
1.
Игровая деятельность (ведущая);
2.
Коммуникативная
3.
Познавательно-исследовательская
деятельность;
4.
Восприятие худ. литературы и фольклора;
5.
Самообслуживание и элементарный бытовой
труд;
6.
Конструирование;
7.
Изобразительная деятельность;
8.
Музыкальная деятельность;
9.
Двигательная деятельность.
.
Игровая деятельность.
Игровая деятельность
является ведущей.
Она включает в себя
сюжетно- ролевые игры, игры
с правилами и другие виды
игр.
Для игр старших
дошкольников характерны
многообразие тематики и
сюжетов; бытовая, трудовая,
общественная, на темы
литературных произведений.
Игры старших дошкольников
приобретают характер
совместной, коллективной
деятельности.
.
Коммуникативная
деятельность.
Включает в себя общение и
взаимодействие со взрослыми и
сверстниками.
К старшему возрасту ведущим
средством общения становится слово. В
процессе деятельности по развитию
речи, у детей развивается словарь,
грамматическая сторона
речи, связная речь
(монолог), фонетика.
Ребенок старшего
дошкольного возраста
способен сознательно
управлять своим
коммуникативным
поведением.
.
Познавательно-
исследовательская
деятельность.
В основе познавательно-
исследовательской деятельности
лежат жажда познания,
стремление к открытиям,
любознательность и потребность
в умственных впечатлениях.
В старшем возрасте
познавательно-
исследовательская деятельность
вычленяется в особую
деятельность ребёнка со своими
познавательными мотивами,
осознанным намерением понять,
как устроены вещи, узнать
новое о мире.
.
Восприятие художественной
литературы и фольклора.
В этот вид деятельности входит:
чтение (слушание), обсуждение
(рассуждение), рассказывание
(пересказывание), разучивание,
ситуативный разговор.
Дети старшего возраста способны
более глубоко осмысливать
содержание литературного
произведения и осознавать
некоторые особенности
художественной формы,
выражающей содержание. Они
могут различать жанры
литературных произведений и
некоторые специфические
особенности каждого жанра.
.
Самообслуживание и
элементарный бытовой
труд
В этот вид деятельности входит:
самообслуживание, хозяйственно-
бытовой труд, труд в природе, ручной
труд.
В старшей группе формируется
осознанное отношение и интерес к
трудовой деятельности, умение
достигать результата.
.
Конструирование.
Сюда входит конструирование из бумаги, строительных
материалов, бросового материала, природного материала,
аппликация, художественный труд.
В старшем возрасте конструктивная деятельность может
осуществляться на основе схемы, по замыслу и по
условиям. Дети способны выделить основные части
предполагаемой постройки. Появляется конструирование в
ходе совместной деятельности.
.
Изобразительная
деятельность
В этот вид деятельности входит: рисование,
лепка, аппликация.
В возрасте 5-6 лет у детей возникает тяга
к предметному рисованию. Ребёнок
старается создать свой образ, выражая
своё отношение к тому, что он
изображает.
Дети более осознанно выделяют
эстетические качества предметов.
Тематика работ
приобретает
сказочный,
фантастический
характер.
.
Музыкальная деятельность
В этом виде деятельности у
ребёнка развивается
восприятие и понимания
смысла музыкальных
произведений, музыкально-
ритмические движения,
умение играть на детских
музыкальных инструментах.
К 5-6 годам у детей расширяется
приобретённый опыт, развиваются
слуховые ощущения, происходит
более активное включение в
различные виды музыкальной
деятельности. Возникает
оценочное отношение к
музыкальным произведениям.
.
Двигательная деятельность.
К двигательной деятельности
относится овладение детьми
основными движениями. Сюда
входит гимнастика, строевые и
танцевальные упражнения, летние
и зимние виды спорта,
физкультура. Игры (подвижные, с
элементами спорта), катание на
самокате, санках, велосипеде и др.
.
Золотые правила
деятельностного подхода.
1. Подари ребенку радость творчества, осознание
авторского голоса;
2. Веди ребенка от собственного опыта к
общественному;
3. Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
5. Учи анализировать каждый этап работы;
6. Критикуя, стимулируй активность ребенка.
.
Вывод
Деятельностный подход имеет большое значение в
организации образовательного процесса и развитии
личности ребёнка.
Посредником между деятельностью и субъектом
деятельности (ребенком) призвана стать личность
педагога. Осваивая новые сферы деятельности,
требующие произвольного контроля поведения,
дети учатся владеть своими эмоциями и по этому
уже во время обучения необходимо в меру
возрастных особенностей вовлекать детей в
разнообразные виды деятельности, организовывать
полноценную в социальном отношении
жизнедеятельность детей.
.
Спасибо за внимание!