Напоминание

Значение развития мелкой моторики для подготовки детей к школе


Автор: Абышева Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Малыш"
Населённый пункт: Омская область город Исилькуль
Наименование материала: родительское собрание - практикум
Тема: Значение развития мелкой моторики для подготовки детей к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ-ПРАКТИКУМ

Тема: «

Значение развития мелкой моторики для

подготовки детей к школе»

Цель:

-показать важность работы по развитию мелкой моторики пальцев

рук

-обозначить взаимосвязь мелкой моторики и речи дошкольников

-познакомить родителей с психотехническими играми и

упражнениям по развитию мелкой моторики

Повестка дня:

1.Выступление воспитателя «Значение мелкой моторики для

подготовки ребёнка к школе».

2.Сообщение «Многообразие способов развития мелкой моторики»

3.Практикум для родителей

Подготовительная работа:

1.Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок из

природного материала, пластилина

2.Организация выставки развивающих игр

3.Пальчиковые игры (картотека)

Ход собрания:

Добрый вечер! Я рада встречи с вами. Думаю, что наша встреча

будет интересна, поучительна, полезна. О чем мы будем сегодня

говорить Вы узнаете отгадав загадку:

Пять да пять – родные братцы

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие ПЯТЬ да ПЯТЬ.

Угадайте, как их звать?

(Пальцы)

Да. Это пальцы. Тема нашего собрания посвящена как раз им, а

точнее – развитию мелкой моторики рук у детей.

Предлагаю посмотреть выставку работ детей нашей группы.

(родители рассматривают работы детей)

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого

раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать

пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с

корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте

нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые

стихотворным текстом, например:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

Не забывать также о развитии элементарных навыков

самообслуживания: застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. А в

старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой

моторики и координации движений руки должна стать важной

частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких

координированных движений руки.

Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму?

Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с

развитием речи и мышлением ребёнка.

Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически

рассуждать, у него достаточно развиты: память, внимание, связная

речь.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не

обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной

техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами

развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 годам в

основном заканчивается созревание соответствующих зон

головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или

закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок

заменяет умение менять направление линии при помощи тонких

движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим

тренировки пальцев и руки.

Поэтому очень важно начать работу по развитию мелкой моторики

как можно раньше до поступления ребёнка в школу.

Способы развития мелкой моторики пальцев рук у детей:

Без специальной подготовки трудно организовать игры с ребёнком

на развитие мелкой моторики пальцев рук, поэтому сейчас я

коротко расскажу о них и как их можно применять дома:

Работа с ножницами

Работа с раскрасками (штриховка)

Пальчиковая гимнастика

Шнуровка

Игры с конструктором, мозаикой

Лепка из пластилина, теста

Нанизывание бусин, бисера

Игры с крупами

Эти игры:

Развивают мелкую моторику

Развивают пространственное ориентирование, способствуют

усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева

Формируют навыки шнуровки

Способствуют развитию речи

Развивают творческие способности

Косвенно готовят руку к письму

Развивают усидчивость

Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие

родители, развивать мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к

письму.А также создать условия для накопления ребёнком

двигательного и практического опыты, без которого невозможно

быстро и успешно освоить навык письма.

ПРАКТИКУМ для родителей:

1.

Помассировать пальцы с помощью шариков и колечек

2.

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту солим…»

3.

Приёмы развития мелкой моторики пальцев рук с помощью

лепки из солёного теста

- На столах дощечки для лепки, стеки, солёное тесто.

- Родителям предлагается сделать сувениры и украсить их.

4.

Оригами (притягательная сила этого искусства – в

способности будить детское воображение, память, оживлять

плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать

его в цветы, животных и птиц.

Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства

и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы

изготовления фигурок.

(Раздаю родителям листы бумаги и показываю несколько

простейших способов изготовления фигурок с помощью

Оригами).

Обращаю внимание родителей на выставку приготовленных

игр для развития мелкой моторики.

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и

мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед

школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на

первоклассника: кроме усвоения новой информации приходится

ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей

удастся избежать.

Вручаю памятка каждому участнику:

«Развитие у ребёнка мелкой моторики»:

Как можно чаще давайте ребёнку карандаш, пусть обводит всё

что попадётся под руку (дно стакана, ладонь, формочки для

печенья).

Пришивание пуговиц (под наблюдением взрослого)

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание.

Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы,

макароны, сушки, ягоды и т.д.

На листе в клетку нарисуйте несложный узор и предложите

ребёнку его повторить. Узоры усложняются.

Рисование крупами или песком. Можно рисовать одним, двумя

или сразу всеми пальцами

«Помогаем маме»: в небольшую ёмкость с низким бортиком

насыпьте в равных долях фасоль и горох (по 10 шт.).

Перемешайте. Ребёнок одной рукой должен выбирать фасоль,

другой – горох.

«Котёнок кусается»

Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги

поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на

ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котёнок глупыш

Он думает, это не палец, а мышь.

(смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

«На лыжах»: на столе перед ребёнком лежат резьбой вверх

две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок

ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги.

Двигается по столу плавно, как на лыжах.

На этом наша встреча заканчивается. Какие вопросы есть у вас?

Может кто-то хочет поделиться опытом?

Родители – мамы делятся опытом (дети «сортируют» крупы,

овощи; лепят из теста и т.д.)



В раздел образования