"Модель взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях логопедического пункта. Артикуляционная гимнастика — основа формирования речевых звуков — фонем – в коррекции нарушений звукопроизношения"
Автор: Пангаева Ирина Алексеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №44" г. Тоболска Населённый пункт: г.Тобольск, Тюменская область Наименование материала: мастер-класс Тема: "Модель взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях логопедического пункта. Артикуляционная гимнастика — основа формирования речевых звуков — фонем – в коррекции нарушений звукопроизношения" Раздел: дошкольное образование
(МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 44» г. ТОБОЛЬСКА)
626157, Тюменская обл., г.Тобольск, 7 микрорайон, тел./факс (3456)24-41 - 87,
dsad44@mail.
ru
Мастер-класс
«Модель взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях
логопедического пункта. Артикуляционная гимнастика — основа
формирования речевых звуков — фонем – в коррекции нарушений
звукопроизношения»
(В рамках проведения Единых методических дней
учителей-логопедов образовательных организаций
города Тобольска)
Выполнила
:
учитель-логопед И.А. Пангаева,
МАДОУ «Детский сад №44» г. Тобольск
Тобольска, 2016
Цель мастер-класса : представить педагогическому сообществу,
общественности города и родителям систему работы учителя - логопеда в
условиях логопедического пункта в условиях внедрения ФГОС.
В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
1. Представить систему артикуляционных упражнений как основу
формирования речевых звуков — фонем.
2.
Актуализировать
эффективные
подходы
к коррекции
нарушений
звукопроизношения
( автоматизация
поставленных
звуков
музыкальными
средствами).
Добрый день, коллеги! Добрый день, уважаемые родители!
Я
искренне
рада
такому
замечательному
сообществу.
Сам
термин
«сообщество» гласит о том, что мы связаны общими условиями жизни и
появились здесь для того, чтобы сплотиться. А в результате сплочения выйти
на
взаимодействие
в
очень
важном
для
всех
делании
-
воспитании
подрастающего поколения.
Предлагаю композицию взаимодействия с учетом интересов обеих сторон.
1 часть Теоретическая по данной проблеме:
« Модель взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях
логопедического пункта».
Десять минут
я
занимаю
ваше
внимание
обзором
теоретического
материала, который излагается в психолого-педагогической и популярной
литературе и поможет осмыслить суть проблемы.
2 часть. Носит практический характер и состоит из двух модулей:
«Формирование
правильного
звукопроизношения
у
детей
средствами
артикуляционной гимнастики» и «Автоматизации поставленных звуков
музыкальными
средствами». Эта часть займет ваше внимание
десять
минут.
« Модель взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях
логопедического пункта»
Одним из исходных принципов построения коррекционного обучения
согласно
современным
требованиям
государственного
стандарта
является
принцип
комплексности,
предусматривающий
взаимосвязь
в
работе
всех
специалистов
образовательного
учреждения:
логопеда,
психолога,
воспитателя,
музыкального
руководителя,
инструктора
по
физическому
воспитанию, родителей. Чаще всего происходит так: семья или раскроет все
заложенные в человеке способности, или же изуродует его, сделав ни к чему
не пригодным. Поэтому сегодня, как никогда, важна роль учителя –логопеда в
выборе
форм
и
методов
взаимодействия
по
преодолению
речевых
недостатков у детей.
Отметим распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на
речевое развитие ребенка
Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Многие
родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что
излишнее
общение
с
ребенком
ни
к
чему.
Таким
образом,
игнорируя
особенности формирования
детской речи, многие родители собственными
руками
лишают
ребенка
очень
важной
составляющей
его
развития.
Одним из наиболее пагубных факторов является нарочито искаженная речь
родителей в подражание малышу. Степень этих искажений и их вариации
могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Ребенок
быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не
торопится что-то исправлять в своей речи.
Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет
патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Но
родители
ошибочно
упускают
те
сензитивные
периоды,
когда
патологию
можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только
помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
Так подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие
ребенка. Существует такой феномен, как нежелание родителей работать над
с о б с т в е н н ы м и
н е с о в е р ш е н с т в а м и .
Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого.
В
этой
ситуации,
во-первых,
срабатывает
механизм
подражания,
и
дети
неосознанно
перенимают
некую
неряшливость
в
общении.
Во-вторых,
у
ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов.
Если
ребенок
не
может
разобрать,
услышанное,
то
и
воспроизвести
полноценно
он
это
никогда
не
сможет.
В-третьих,
при
быстрой
и
невыразительной
речи
теряются
окончания
слов,
поэтому
страдает
и
грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.
Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой
опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей,
кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое
развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать,
им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Родителям проще
включить
ребенку
телевизор
, компьютер,
нежели
почитать
ему
книгу,
спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что
дети, не освоив речевуюсистему, знают, где включается компьютер.
Подытожив вышесказанное, можно выделить несколько основных правил,
которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном
становлении его речи.
К подобным правилам стоит отнести следующие:
1. Грамотная и выразительная речь взрослых.
2. Проговаривание действий, называний предметов при общении с детьми
раннего возраста (накапливание пассивного словаря).
3. Создание ситуаций для выражения желания ребенка в словесной форме.
4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов,
акцентирование его внимания на правильном образце.
5. Организация игр, стимулирующих речевую активность детей.
6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению
всех членов семьи.
7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных
кружков, секций, общения со сверстниками.
8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при
отклонениях в развитии речи ребенка.
Иными словами – создание благоприятной речевой среды для речевого
развития.
Соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но
их соблюдение способно существенно облегчить развитие ребенку и жизнь
родителю.
На что стоит обратить внимание при организации коррекционной
работы дома?
1. Прежде всего, стоит помнить о том, что любая задача легче, если ее
решение осуществляется на эмоциональном подъеме. Ребенок должен быть
отдохнувшим, выспавшимся и в хорошем настроении. Не стоит заставлять
ребенка заниматься, это может вызвать негативный настрой к
логопедическим занятиям в целом.
2. Занятия должны осуществлять регулярно, ребенок должен осознавать, что
эта работа необходима, но организация занятий не должна иметь
принудительный характер и превращаться в дополнительные уроки.
3. Стоит обратить внимание на выбор места занятия. Лучше выбрать место
удобнее и психологически комфортное для ребенка, например, можно
разместиться на ковре (разумеется, если речь не идет о выполнении
письменных заданий при коррекции письменной речи). Многие задания
требуют полной сосредоточенности ребенка на определенном виде
деятельности, поэтому, стоит ликвидировать все отвлекающие факторы и
создать спокойную атмосферу. Некоторые виды работы можно осуществлять
во время совместной прогулки. В основном это различные игры,
направленные на развитие речи детей.
4. Занятия не должны быть продолжительными и утомлять ребенка. Если
ребенок устал, лучше дробить задания и выполнять их в несколько подходов.
Не стоит утомлять ребенка и заставлять доделывать задания, если он устал.
В работе необходимо использовать разные методы и формы работы.
5. Занятия должны включать игровые виду деятельности, кроме того, следует
чередовать виды работ. Например, если выполнялись задания по коррекции
звуко-произносительной стороны речи, стоит их разнообразить игрой,
направленной на обогащение словаря ребенка. Кроме того, не лишними будут
задания на развитие внимания, памяти, мышления. Ведь как показывает опыт,
у детей с речевыми нарушениями, часто вторично страдают и
вышеперечисленные психические функции.
6. В работе обязательно должен присутствовать наглядный материал. Если
используются иллюстрации, необходимо, чтобы они были цветными. Если же
в тетради ребенка присутствуют черно-белые картинки, их следует
раскрасить. Что в свою очередь будет способствовать развитию мелкой
моторки и, как мы все понимаем, не будет лишним.
7. При работе над звуко-произносительными навыками следует помнить, что
мало научить ребенка правильно выговаривать тот или иной звук. Много сил
требуется
для
того,
чтобы
автоматизировать
его,
ввести
в
речь
ребенка.
Поэтому,
родители
должны
регулярно
напоминать
ребенку,
чтобы
он
правильно
произносил
звуки,
которые
уже
знает.
При
искаженном
произнесении пройденных звуков стоит акцентировать внимание ребенка на
о ш и б к е
и
п о п р о с и т ь
п о в т о р и т ь
е г о .
8.
Одним
из
основных
факторов
успешной
работы
является
похвала
и
поощрение. Родители должны указывать ребенку на его достижения. Кроме
того, ребенка стоит хвалить не только за результат, но и за старание. Тем не
менее, важно найти «золотую середину» и не перехваливать малыша. Ребенок
должен понимать, что он дожжен постараться и хорошо позаниматься, чтобы
п о л у ч и т ь
о д о б р е н и е
с о
с т о р о н ы
р о д и т е л е й .
9. И, самое главное, ребенок должен чувствовать любовь родителей, веру в
его силы и успехи.
Активизация родителей:
– Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да!)
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Конфуций говорил: « Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и
понимаю».
Опираясь
на
философский
вывод,
переходим
к
практической
части взаимодействия.
1 часть мастер- класса. « Формирование правильного звукопроизношения
у детей средствами артикуляционной гимнастики»
На экране вы увидите иллюстрированные слайды упражнений.
Посмотрим, как происходит артикуляционная гимнастика на индивидуальном
занятии.
Мною использована технология адаптированной сказки « Путешествие в
зоопарк» . Будем выполнять упражнения с учетом следующих рекомендаций:
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1.
Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить
за качеством
выполняемых
ребенком
движений:
точность
движения,
плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения
к другому.
Также
важно
следить,
чтобы
движения
каждого
органа
артикуляции
выполнялись
симметрично
по
отношению
к правой
и левой
стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает
своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем,
ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,
облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что
любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
движений
органов
артикуляционного
аппарата.
Постепенно
напряжение
исчезает,
движения
становятся
непринужденными
и вме сте
с
т е м
координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна
включать
как
статические
упражнения,
так
и упражнения,
направленные
на развитие динамической координации речевых движений.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите
рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Же л а т е л ь н о ,
ч т о б ы
п а с с и в н а я гимнастика сопровождалась
зрительным контролем и речевой инструкцией в стихотворной форме.
На
индивидуальном
занятии
логопед
отрабатывает
артикуляционные
позиции,
поэтому
дома
для
ребенка
не
составит
трудности
повторить
упражнение, и если понадобится, то научить родителей.
Практическая часть
На основании учебно-методического пособия Е.Н. Косиновой «Уроки
логопеда. Игры для развития речи». М.: Эксмо. ОЛИСС, 2013 отправляемся в
путешествие в зоопарк.
Путешествие в зоопарк
Жил - был на свете Язычок,и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с
Языком
отправимся
в
зоопарк
и
мы:
будем
изображать
всех
животных,
которых Язычок встретит.
Бегемотики.
Широко откроем ротик, как голодный бегемотик. Удерживаем
позицию под счет до 10.
Лошадка.
Улыбнуться,
широко
открыть
рот,
щёлкать
языком
громко
и
энергично, следить, чтобы подбородок не двигался, а прыгал только язычок
(2 раза).
Грибок. Улыбнуться, открыть рот, язык «приклеить» (присосать к нёбу). Рот
должен быть широко открыт. Если не получается, то медленно пощёлкайте,
как лошадка.
Дятел.
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка с
силой ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Дддддддд…»
Божья коровка так увлеклась работой, прочитала книгу вместе с нами и не
заметила, как произошло чудо - у нее на спинке появились черненькие
пятнышки.
Сейчас она полетит на День рождения Комара. А мы Споем его любимую
песню. Улыбнуться, открыть рот поднять язык вверх и упереть его в бугорки
за верхними зубами, произнося Дзззз…
Соблюдаем меру, чтобы не получилось так, как Конфуций замечал:
« …мы принимаем каплями, зато даем ведром».
2-я часть мастер- класса «Автоматизации поставленных звуков
музыкальными средствами»
Опыт показывает, что музыка – одно из могучих средств эстетического
воспитания детей, а музыка в дошкольном учреждении – источник особой
детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную
силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой
творческий потенциал.
Наиболее близки детям песни. В них дано сочетание музыки и речи. Это
делает вокальные произведения наиболее понятными, доступными.
Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности
в
песне
является
повтор.
Пение
может
быть,
в
известной
степени,
развлечением. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают
слова, так как произносят их снова и снова.
Повтор важен и для заучивания песен наизусть, что должны делать дети,
еще
не
овладевшие
навыками
чтения.
Заучивание
куплетов
из
песен
в
большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.
Песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко
воспроизвести, потому что речевой поток сопровождается музыкой. Пение
также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой
артикуляции со стороны и педагога и воспитанника.
В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для
детей с речевыми проблемами.
Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй
языка,
ведь
детям
приходится
пропеть
каждый
слог.
При
пении
дети
неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие
слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать
слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве. Чудеса творит
Его
величество-Ритм!
Он
в
основе
мирозданья,
а
слово-
средство
существования мирозданья!
Пение знакомит детей
с новыми понятиями, способствует пополнению
словарного запаса ребенка.
Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. На
подгрупповых занятиях я разучиваю с детьми музыкальные произведения,
которые помогают автоматизации поставленных звуков. На индивидуальном
занятии
использую
пение
в
качестве
работы
над
голосообразованием,
отработки четких артикуляционных движений языка, и всех задействованных
в говорении групп мышц
Алгоритм данного вида деятельности:
Учитель - логопед предлагает сесть детям принять позу исполнителей:
ровные спинки, ноги упираются в пол. Во время разучивания неоднократно
напоминать детям о правильной посадке. Прослушиваем все произведение,
определяем
хлопками
ритмический
рисунок
произведения,
разучиваем
мелодию на звуки «ля», «ли», «ле» -это зависит от поставленных задач.Далее
разучивание песни происходит по фразам. Учитель исполняет первую фразу,
обращая внимание на звуковедение и звукоизвлечение, а также на окончание
фраз. Обращается внимание на отдельные гласные и согласные звуки. Перед
исполнением первой фразы детям дается первый звук (тоника), с которого
начинается первая фраза, а затем фраза учится с детьми в рабочем темпе.
Затем с детьми разучивается вторая фраза по принципу разучивания первой.
Перед исполнением второй фразы не забываем давать детям прослушать звук,
с которого начинается вторая фраза. Соединяем первую и вторую фразу
вместе. Третью и четвертую фразу разучиваем по аналогичной схеме. Следим
за дыханием, ровным звуковедением, поем, не напрягая голосовые связки,
следим за окончанием фраз.
При разучивании песни могут встретиться
незнакомые детям слова, смысл которых нужно детям объяснить .
После
работы
над
отдельными
фразами
учитель
-
логопед
приступает
к
исполнению всей песни.
Вот таким чудесным образом, с помощью музыкальной технологии
автоматизируем поставленные звуки. Легко, без особого принуждения. Его
величество - Ритм! Он в основе мирозданья, а слово - средство
существования мирозданья!
Сейчас мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли
сегодня: свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку то,
что получили на этом занятии нового……и одновременно сильно хлопнем в
ладоши и скажем «спасибо» !
Итог обыденной работы-
Восторг волшебного полета!
Все это дивное явленье-
Урок, рожденный вдохновеньем!
В заключение, обращаясь к Святоотеческому наследию, скажу устами
Преподобного Нила Синайского: «Кто хочет рачительно воспитать детей
своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы
отличившись и в науках, и в поведении, могли они со временем получить
плоды трудов своих.
Таким образом, ни одна педагогическая система не может быть в полной мере
эффективной, если в ней не задействована семья.
Благодарю за внимание! Творческих всем успехов!