Автор: Савицкая Марина Николаевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №5"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: урок русского языка в 6 классе
Тема: "Слитное и раздельное написание не с существительным"
Раздел: полное образование
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО
Дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон
Русский язык, 6 класс
Тема: « Не с существительными»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
Предметные:
1) сформировать умение строить правила не с существительными
2)
сформировать
умение
применять
правило
написания
не
с
существительными
Метапредметные:
тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение
работать в парах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Материалы к занятию
Демонстрационный
материал: 1)
задание
на
актуализацию
знаний;
2)
задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного
действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 5)
грамматическая арифметика;
6) шаги плана действий; 7) эталон.
Раздаточный
материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2)
задание
на
первичное
закрепление
во
внешней
речи;
3)
основа
для
выполнения самостоятельной работы
Ход урока
− Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости из комедии Д.И. Фонвизина это
Митрофанушка а это Правдин и они хотят что-то вам показать. Давайте
посмотрим.Мотивация
Сценка
Митрофан. Вот, грамматика
Правдин. Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете.
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта прилагательна!
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста
неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.
Правдин. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что
прилагается к глупому человеку.
-Каким вы увидели вы Митрофанушку.
~ 1 ~
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО
Дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон
-А вы хотите быть таким, как Митрофан? А что нужно сделать, чтобы не
быть на него похожим?
-О каких частях речи рассуждает Митрофан?
- Чего он не знает? Как определить, к какой части речи относится слово. А
какую часть речи мы изучаем? А мы всё о ней знаем. Хотите узнать новое об
этой части речи? С чего мы начнём работать? Открываем тетради,
записываем число, классная работа.
-Посмотрите на доску и выполните задание на маркерных досках. На доске
необходимо написать только буквы. У вас минута времени. Кто сделал, тот
поднимает доску, я проверяю.
1задание
2 задание
3 задание
1.
башмач…к
2.
снеж…к
3.
реч…нка
4.
рубаш…ка
5.
медвеж…нок
6.
мяч…м
7.
грач..м
8.
врач…м
1.
Сыноч…к
2.
подароч…к
3.
мяч..к
4.
самолёт…к
5.
звоноч…к
6.
дружоч…к
7.
ключ…к
8.
карандаш…к
1. (не)был
2. (не) сделал
3. (не)хотел
4. (не)знал
5. (не)выучил
6. (не) мог
7. (не)зависел
8. (не)слышал
9.(не)годовал
10.(не)навидел
Смотри эталон
− Молодцы! Какие правила вы повторили при помощи данного упражнения?
Как пишется частица не? А как пишется приставка не? Почему слова
негодовал и ненавидел пишутся вместе? Что вам помогло так быстро
выполнить данное упражнение?
Запись на доске
1.
(Не)везение преследовало меня.
2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
3. Это была явная (не)правда.
4.
Свой своему вовсе (не)брат
4.
Что объединяет все эти предложения? За 1 минуту раскройте скобки .
Раскройте скобки.
Скажите, у кого вызвало затруднение это задание?
Написание какой части речи с не вам знакомо?
Что вам помогло понять данное задание?(Что мы не знаем?)
Как надо относится к возникшим трудностям?(Спокойно)
− Как вы поступаете дальше, когда понимаете, что столкнулись с
затруднением? (Надо остановиться, подумать, где и почему возникла
проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)
− Верно! Вам обязательно поможет это в работе.
− Что особенного вы можете отметить в данных словах? Какой частью речи
они являются? Что вы не смогли сделать?
~ 2 ~
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО
Дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон
-Какое задание вы должны были сделать?
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем
правила, по которому можно определить, как пишется не с существительным)
-Сформулируйте тему урока
-Какова же цель нашей деятельности?
Цель урока:
1) познакомиться с правилом написания не с существительными;
2) учиться правильно писать не с именами существительными.
− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)
1.
Установить закономерность
2.
Сделать вывод
3.
Вывести правило
− Итак,
давайте
установим
закономерность.
Как
можно
написать
не
с
сущетсвительным?
Слитно и раздельно. Запись на доске: слитно и раздельно
Небрежность
Неряха
Невежда
Ненастье
Невзгоды
недоросль
Не
было
бы
счастья,
да
несчастье(горе) помогло.
Неграмотность
-
признак
некультурного человека.
Нерешительность(робость
) у него была во всём.
Не
работа
сушит,
а
забота.
Не
пером
пишут,
а
умом.
Не печь кормит, а руки.
-Что объединяет данные слова?
− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили
новое правило. Обратите внимание на пословицу. Просмотрев ролик,
выведите ещё одно правило написания не с существительным. Какое правила
у нас получилось? Когда не пишется слитно, а когда раздельно?
Физкультминутка
Можете ли вы теперь выполнить задание, которое вызвало у вас
затруднение? Давайте его выполним.
−
Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило не с
существительными)Вы вывели правило. Используя данное правило,
объясните слитное и раздельное написание НЕ с существительными.
Объяснения вы найдете в нижнем блоке.
Неряшливость - ________________;
Не холод, а тепло - _________________ ;
Нелепость - _________________;
Неправда - ______________;
Ненастье - _____________________ ;
Не сила, а слабость - _________________;
Невоспитанность - _________________ .
~ 3 ~
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО
Дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон
Это был не волк.
Он не профессионал.
Объяснение:
1. Можно заменить синонимом без НЕ.
2. Без НЕ не употребляется.
3.Есть противопоставление.
4. Отрицание
− Предлагаю поработать в парах.. На работу отводится 3 минут.
К данным словам подберите синоним , например, недуг-болезнь.
негодование, непогода, нездоровье, невнимательность, неправда,
неприятель, несчастье, неволя,
невежливость, неуверенность
Слова для справок
Сомнение, болезнь, ложь, беда, противник, рабство, слякоть,
рассеянность,грубость,возмущение
−
Молодцы! справились с заданием.
Впишите в левый бок слова, в которых НЕ является приставкой, а в правый –
слова, в которых НЕ является частью корня:
НЕ – приставка
НЕ – часть корня
Незнание неряха
Незабудка нелепость
Неблагополучие негодование
Незадачливость ненастье
Неразбериха невежа
Неделимость негодование
− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новое правило или нет? (Надо
выполнить самостоятельную работу
(Не)работа сушит, а забота.
Чувствовать (не)приязнь.
Рассказывать (не)былицы.
Слезы (не)годования.
(Не)решительность действий.
(Не)точность в ответе.
Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.
(Не)пером пишут, а умом.
Лишний ум (не)помеха.
Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник (не)работник.
− Вы все молодцы!
− Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас
возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в
нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь
грамотно писать.)
−
Что
вы
должны
сделать
дальше? (Необходимо
выполнить
задание
на
повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего
~ 4 ~
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО
Дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон
урока.)
−
Для того чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить,
что такое синонимы. (Синонимы – это слова различные по звучанию, но
близкие по смыслу.)
− Верно. Потренируемся немного. Я вам буду предлагать слова – вы
будете подбирать синонимы. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.
Дорога – путь.
Еда – пища, кушанье.
Ложь – обман.
Крохотный – маленький.
Веселье – радость.
Работа с пословицами
− Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!
−
Что нового вы узнали на уроке
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог
нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чем у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
–
У
вас
на
партах
лежат
цветные
карточки.
Зеленая
карточка
означает
положительный ответ, оранжевая карточка – сомнение, розовая карточка –
отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы
поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
- Я понял правило не с существительным
- Я знаю, когда не с существительным пишется слитно, когда раздельно
- Я могу объяснить, когда не с существительным пишется слитно, когда
раздельно.
-− В самостоятельной работе у меня все получилось.– Молодцы!
Домашнее задание:
~ 5 ~
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО
Дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон
~ 6 ~