Автор: Шатырько Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа – интернат станицы Старолеушковской
Населённый пункт: ст. Старолеушковская
Наименование материала: программа творческого объединения "Волшебный сундучок"
Тема: изготовление мягкой игрушки и сувениров
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная
(коррекционная) школа - интернат станицы Старолеушковской.
Утверждено
решением педсовета
Протокол №1 от 30.08.2016г.
Председатель педсовета
________________ А.А. Жогло
Рабочая программа
Творческого объединения «
Волшебный сундучок
»
Обучение изготовлению игрушек - сувениров.
Срок реализации 3 года.
Вид программы – модифицированный.
Количество часов 204ч.
Возраст детей от 12 до 16 лет.
Программа разработана на основе программы В.И. Иванченко
«Восхождение к искусству»(издательство «Учитель»2007)
Педагог
Шатырько Оксана Николаевна
.
Пояснительная записка.
Игрушка – одно из самых ранних и светлых воспоминаний детства. Огромное
значение в творческом развитии ребёнка имеет игрушка – самоделка. Этот первый
творческий труд ребёнка наряду с рисунками всегда выражает не только его
творческие способности, но и техническое изобретательство, конструкторские
способности.
Игрушка – не только забава и развлечение, это способ творческого самовыражения.
Цель программы:
Увлечь, научить детей поначалу изготавливать игрушки – сувениры по образцу, а
затем вызвать интерес творить самостоятельно, стремление самим придумывать,
решать образ воплощать его в материале.
Задачи программы:
Обучить определённым технологическим навыкам и умениям, и практическому их
применению при изготовлении игрушки.
Познакомить детей с прекрасным миром народного искусства, который несёт в себе
многовековые представления о красоте и гармонии.
Развивать стремление совершенствовать знания не только в области касающейся
объединения, но и в других областях: в спорте, музыке, эстетике.
Формировать у детей инициативность, стремление к эксперименту и творчеству.
Участвовать в спортивных и других мероприятиях способствующих воспитанию
здоровой духовной личности.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 13-15 лет позволяет
выполнять работу различной сложности. В группе от 8 до 10 человек.
Работа с учащимися обучающихся в школе VIII вида вызывает определённые
трудности, занятия в каникулярное время не проводятся, так как дети уезжают домой,
но также имеет и положительные стороны, занятия в объединении позволяют детям
реализовать себя в коллективе. В группе практически нет единого задания, только
индивидуальная работа.
Изготовление игрушки очень увлекательный процесс, который требует фантазии,
изобретательности, наблюдательности, умение подмечать характерные черты
животных, людей, видеть их образы. Поэтому она связана с такими предметами, как
математика (представление конуса, круга), рисование (эскизы игрушки) и другие.
В данной программе представлены практически все разновидности игрушек, что
позволяет взаимозаменять темы занятий или исключать какой – либо вид игрушки,
увеличивая количество часов на изготовление игрушек другого вида.
Методическое обеспечение программы.
Используя различные методы обучения, поддерживается постоянный интерес к
занятиям.
Обучение на первом этапе осуществляется в форме беседы - диспута, беседы -
рассказа, сюжетной игры. Здесь преобладает способ творческого самовыражения.
Разграничивая игру и труд, мы тем самым невольно утверждаем в сознании ребенка,
что игра - занятие приятное, интересное, но несерьезное, а труд – дело серьезное,
нужное, но подчас скучное и тяжелое. Исключая эту форму обучения, мы заранее
планируем отрицательный результат.
Один из методов обучения является наглядный - это начиная с определенной
атмосферы
кабинета
и
заканчивая
особой
выразительностью
дидактического
материала
и
пособий.
Демонстрация
различного
рода
наглядных
пособий,
дает
наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде,
форме,
оформлении,
учащиеся
активнее
воспринимают
материал.
Этот
метод
способствует развитию фантазии и художественного вкуса.
На начальном этапе обучения используется метод «копирования» - это когда
ребенок
полагаясь
на
личный
бытовой,
эмоциональный
опыт
может
изменить
выражение глаз, облика игрушки (поворотом головы, размером глаз, расположением
носа и т.д.)
Наиболее эффективная форма изготовления игрушки – это коллективное выполнения
задания. Эта форма - позволяет при наименьших затратах сил и времени удается
выполнить трудоемкую работу. Коллективная форма воспитывает общительность,
дружеское взаимоотношение, чувство взаимопомощи.
Метод поощрительной деятельности по отношению к детям - это может быть и
похвала, и награда за хорошо выполненное дело, или же участие в выставке, что
является сильным мотивом, как в учебном так и в воспитательном процессе.
Разработки
сюжетных
композиции.
1.
«Дом в котором мы живем» (использование игрушек с шарнирным соединением).
2.
«Наш край» (проволочный каркас цветов и другие).
3.
«От улыбки всем... (использование различных выражений «лица» игрушки)
Демонстрационный
материал
и
пособия.
1.
Технологические карты раскроя игрушки.
2.
Схемы каркасной игрушки.
3.
Таблицы последовательности сборки игрушек.
4.
Описание технологической последовательности
изготовление игрушки.
5.
Таблица оформления лица.
6.
Схемы изготовления игрушек в движении.
7.
Шарнирное соединение деталей.
8.
Схемы изготовления различных видов игрушек, например: игрушка - секрет;
Веревочная игрушка; Игрушка - футляр.
9.
Карты
самоконтроля
на
темы:
виды
швов,
последовательность
оформления
игрушки, порядок раскроя, последовательность изготовления игрушки.
10.Альбом различных видов игрушек.
«Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия
на
духовное
и
физическое
развитие
личности,
...
и
тесно
связанного
образованием и обучением.
Задачи воспитания можно сформулировать так:
1.
Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к делу,
свободной импровизации. Все это дает выразительность и индивидуальность
выполняемой игрушки.
2.
Эстетическое
воспитание
-
воспитание
чувства
прекрасного,
культуры
человеческих отношений практикуется через беседы о добре и зле «Теплышка»,
«Девочка со спичками» и другие. Ведется взаимное поздравление детей.
3.
Воспитание
нравственных
качеств,
таких
как
милосердие,
чувство
долга,
ответственности
осуществляется
участие
в
акции
«День
матери»,
«День
пожилого человека», в оформлении «Герба семьи», «Родословного дерева».
4.
Формирование практических навыков, понимания необходимости трудиться, как
для себя, так и для других. Практикуется коллективное выполнение задания.
5.
Экологическое воспитание - значит бережное отношение к природе, к родному
краю. Культивируется - это в походах, викторинах о родном крае.
Особое воспитательное значение имеет - выставка работ,
подведение итогов работы, анализ и оценка ее.
Игрушка несложная в исполнении, не требует каких-либо особенных материалов
и
инструментов.
Прежде
чем
приступить
к
изготовлению
игрушки,
необходимо
освоить технологические приемы ее изготовления, выполнить несколько игрушек по
готовым
лекалам.
И
только
после
этого
можно
переходить
к
самостоятельному
моделированию игрушки и созданию лекал по эскизу.
Работая над плоскими комбинированными игрушками, дети приобретают навыки
работы с мехом, узнают о его декоративных возможностях в соединении с тканью.
Накапливая
практический
опыт
в
изготовлении
игрушек,
дети
от
простых
изделий постепенно переходят к сложным. Работая над объемными изделиями, дети
знакомятся
с
видами
каркасной,
шарнирной
игрушки,
осваивают
способы
соединения.
Одним из самых простых видов игрушки являются куклы - пальчики (чехлы). На
них
дети
хорошо
осваивают
технологию.
Легкость
выполнения
объясняется
одинаковой
основой
–
чехлом
и
неполным
циклом
изготовления
-
без
набивки,
каркаса, что ускоряет и упрощает работу.
Для занятий требуется просторное, светлое помещение. Оно должно быть сухим,
хорошо проветриваемым, с достаточным освещением.
Наглядные пособия:
1.
Образцы игрушек.
2.
Виды игрушек.
3.
Карточки по темам.
4.
Альбом с изображением игрушек.
5.
Карточки контрольных срезов.
Материалы, инструменты, приспособления.
1.
Клей. Для склеивания ткани, бумаги клей ПВА, «Момент» для оформления
игрушки.
2.
Ножницы. Для раскроя меха, ткани.
3.
Нитки. Для пошива игрушек № 40, 10, разных цветов. Для оформления -
мулине, шерстяные, ирис.
4.
Электрический утюг. Для разглаживания ткани.
5.
Иголки, наперстки. Иголки различной величины.
6.
Поролон, вата. Для набивки игрушек.
7.
Кусачки, пассатижи. Для откусывания проволок при изготовлении каркасов.
8.
Мех разной расцветки и длины ворса.
9.
Ручка, фломастеры, карандаши. Для эскизов, переноса на ткань.
10.Синтепон - для накладок на мордочки.
11 .Ткань различная по цвету, фактуре и виду.
12.Пуговицы, бусины, кожа, клеенка - для изготовления глаз, носика, язычка.
13.Линейка, картон, калька, бумага.
Основная часть.
Тема 1: Вводное занятие. (2 ч.)
Знакомство с программой, целями и задачами. Организация рабочего места. Техника
безопасности. Роль декоративно – прикладного искусства в развитии национальной
культуры.
Тема 2: Инструменты и оборудование. (2 ч.)
Знакомство с необходимыми инструментами и материалами. Организация рабочего
места. Техника безопасности при работе с инструментами. Условные обозначения.
Тема 3: Материалы и их подбор. (4 ч.)
Различные виды ткани и меха. Цветовое решение игрушки. Сочетание меха и ткани.
Качество материалов. Основа, длина ворса. Работа с лекалами.
Тема 4: Технология изготовления. (6 ч.)
Последовательность
изготовления
каждого
вида
игрушки.
Правила
раскроя
материала.
Каркасные
игрушки.
Оформление
и
набивка
игрушек.
Изготовление
выкроек – лекал.
Тема 5: Виды швов. (8 ч.)
Закрепление нити на ткани. Способы закрепления. Шов «строчка», «вперёд иголка»,
«назад иголка», «через край», «петельный». Изготовление образцов.
Тема 6: Игрушка – домовушка. (16 ч.)
Изготовление лекал выбранной игрушки. Перенос на ткань. Раскрой. Соединение,
пошив деталей игрушки. Оформление. Примерный перечень изделий: игольницы –
шляпка, ёжик, грибок.
Тема 7: Плоская – комбинированная игрушка. (20 ч.)
Зарисовка эскиза. Подбор меха и ткани. Изготовление выкройки. Перенос на картон и
материал.
Раскрой.
Наклеивание
на
основу.
Оформление.
Примерный
перечень
изделий: гном, заяц и другие.
Тема 8: Подарочный сувенир «Мастерская Деда Мороза». (14 ч.)
Работа с бумагой. Изготовление открыток. Изготовление шкатулок. Работа с тканью.
Технология работы со смешанным материалом. Выбор сувенира по желанию детей.
Тема 9: Игрушки малышки. (16 ч.)
Технология изготовления. Подбор ткани и меха. Выбор ткани игрушки. Перенос на
ткань
и
мех.
Раскрой.
Смётывание
и
пошив
деталей
игрушки.
Оформление.
Примерный перечень изделий: птички, бим – бом, ламбадо и другие.
Тема 10: История иголки. Как и когда она появилась? (2 ч.)
Техника
безопасности
при
работе
с
иглой.
Знакомство
с
историей
иголки.
Предназначение иглы, её виды.
Тема 11: Технология изготовления игольницы. (4 ч.)
Последовательность изготовления каждого вида игольницы: тряпичных, на картонной
основе, на жёстком каркасе. Изготовление выкроек – лекал. Количество деталей при
раскрое. Оформление.
Тема 12: «Пасхальное деревце». (8 ч.)
Знакомство
с
историей
праздника
«Пасха».
Подготовка
основы.
Выбор
цветовой
гаммы. Разметка. Раскрой. Смётывание и пошив. Оформление изделия.
Тема 13: Плоская кукла и др. (8 ч.)
Зарисовка эскиза. Подбор меха и ткани. Изготовление выкройки. Перенос на картон и
материал.
Раскрой.
Наклеивание
на
основу.
Оформление.
Примерный
перечень
изделий: кукла, зайчик, медведь и др.
Тема 14: «Технология раскроя». (2 ч.)
Изготовление лекал выбранной игрушки. Перенос на ткань. Раскрой. Контрольный
срез.
Тема 15: «Лукоморье».Знакомство со сказками А. С. Пушкина. (14 ч.)
Знакомство
со
сказками
А.
С
.Пушкина.
Технология
работы
со
смешанным
материалом. Технология изготовления. Подбор ткани и меха. Выбор лекал игрушек.
Оформление композиции «Лукоморье». Примерный перечень изделий: царь, кот,
русалка и др.
Тема 16: Творческий отчёт. (2 ч.)
«Выставка детского творчества». Выставка работ. Обсуждение работ выполненных
в течение работы, соединения. Анализ качества работ. Подведение итогов.
Учебно – тематическое планирование
1 год обучения.
№
Тема:
Кол –во
теоретич
.
часов
Кол- во
практич.
часов
Всего
часов
1.
Вводное занятие.
2
2
2.
Инструменты.
1
1
2
3.
Материал и их подбор.
2
2
4
4.
Технология изготовления.
2
4
6
5.
Виды швов.
2
6
8
6.
Игрушка – домовушка.
4
12
16
7.
Плоская – комбинированная игрушка.
4
16
20
8.
Мастерская Деда Мороза.
4
10
14
9.
Игрушка – малышка.
4
14
16
10.
История иголки. Как и когда она
появилась? Т/ б при работе с иглой.
2
2
11.
Технология изготовления игольницы.
2
3
4
12.
«Пасхальное деревце».
2
6
8
13.
Плоская кукла и другие.
2
6
8
14.
Технология раскроя.
1
1
2
15.
«Лукоморье». Знакомство со сказками
А. С. Пушкина.
1
12
14
16.
Творческий отчёт «Выставка детского
творчества».
2
2
Итого:
33
95
128
Учебно – тематическое планирование
2 год обучения.
№
Тема:
Кол –во
теоретич.
часов
Кол- во
практич.
часов
Всего
часов
1.
Вводное занятие.
4
2
6
2.
Работа с лекалами.
2
4
6
3.
Повторение видов швов.
2
4
6
4.
Простейшие игрушки колобок, лягушка и
др.
2
6
8
5.
Подарок маме.
2
10
12
6.
Мастерская Деда Мороза.
8
22
30
7.
Кукла бибабо.
12
30
42
8.
Плоскостная игрушка.
4
18
22
9.
Мультяшки и зверюшки.
4
26
30
10.
Игрушка с секретом.
2
6
8
11.
Полезные игрушки для дома и семьи.
2
14
16
12.
Итоговое занятие.
2
4
6
Итого:
46
146
192
Основная часть.
Тема 1: Вводное занятие. (6 ч.)
Знакомство с техникой безопасности. Знакомство с детьми (семейное положение,
увлечения, интересы). Повторение приемов работы при изготовлении игрушки.
Тема 2: Работа с лекалом – выкройками. (6 ч.)
Сборка деталей игрушки. Просмотр книг, журналов. Выбор понравившихся игрушек.
Перенос
на
картон.
Заготовка
лекал,
соответствующие
надписи,
указатели,
количество деталей. Различные виды ножек, ладошек, ручек.
Тема 3: Повторение видов швов.
(6 ч.)
«Сметочный», «назад игла», «через край». Знакомство с различными видами швов.
Тема 4: Простейшие игрушки: Колобок, лягушка и другие. (8 ч.)
Подбор ткани меха. Эскиз игрушки. Раскладка лекал. Раскрой. Сметывание деталей.
Пошив игрушки. Оформление игрушки.
Примерный перечень изделий: колобок, лягушка, мышка и др.
Тема 5: Подарок маме. (12 ч.)
Подбор
ткани,
синтепона,
тесьмы.
Заготовка
лекал.
Перенос
на
ткань.
Раскрой,
сметывание, пошив. Оформление изделия.
Примерный перечень изделий: прихватка, варежка - хваталка, грелка для чайника и
другие.
Тема 6: Мастерская Деда Мороза. (30 ч.)
Работа с бумагой. Изготовление шкатулок. Упаковочный материал. Работа с тканью,
поролон.
Технология
работы
со
смешанным
материалом.
Выбор
сувенира
по
желанию детей.
Тема 7: Кукла бибабо.
(42 ч.)
Эскиз игрушки. Подбор ткани, меха. Технология работы со смешанным материалом.
Изготовление ушек, лапок и т.д. Сбор игрушки. Оформление изделия.
Тема 8: Плоскостная игрушка.
(22 ч.)
Работа с бумагой, тканью, поролоном. Изготовление плоскостной игрушки. Разметка,
раскрой. Оформление игрушки.
Примерный перечень изделий: кот, слон, мишка и другие.
Тема 9: Мультяшки и зверюшки.
(30 ч.)
Подбор ткани, синтепона, тесьмы. Заготовка лекал. Перенос на ткань. Раскрой,
сметывание,
пошив.
Оформление
изделия.
Выбор
игрушки
по
желанию
детей.
Примерный перечень изделий: утенок, зайка, мышка и другие.
Тема 10: Игрушка с секретом.
(8 ч.)
Выбор игрушки. Подготовка основы туловища. Разметка на ткани, мехе. Раскрой,
сметывание деталей игрушки. Пошив чехла туловища. Оформление игрушки.
Примерный перечень изделий: флорик, шуршунчики, радужка и другие.
Тема 11: Полезные игрушки для дома и семьи. (16 ч.)
Используемый материал (мех, молния, фурнитура). Разметка, раскрой. Соединение
деталей и сметывание. Пошив. Вшивание молнии. Оформление игрушки.
Примерный
перечень
изделий:
кукла
на
чайник,
игрушка
-
кошелек,
сумочка
и
другие.
Тема 12: Итоговое занятие.
(6 ч.)
Обсуждение
работ
выполненных
в
течении
четверти.
Отбор
лучших
работ
на
выставку.
Повторение
пройденных
тем.
Закрепление
полученных
знаний
по
карточкам. Анализ качества работ.
Учебно – тематическое планирование
3 год обучения.
№
Тема:
Кол –во
теоретич.
часов
Кол- во
практич.
часов
Всего
часов
1.
Вводное занятие.
4
2
6
2.
Работа с лекалами.
4
4
8
3.
Друзья из мультфильмов. Процесс
выполнения мягкой игрушки.
4
10
14
4.
Объёмная комбинированная игрушка.
8
22
30
5.
Объёмная игрушка.
4
20
24
6.
Новогодние хлопоты.
12
30
42
7.
В соавторстве с природой (работа с
природным материалом).
6
26
32
8.
Подарки из цветных квадратиков.
6
20
26
9.
Итоговое занятие.
4
6
10
Итого:
192
Основная часть.
Тема 1: Вводное занятие. (6 ч.)
Техника безопасности при работе с режущими и колющими предметами. Повторение
приёмов работы. При изготовлении игрушек. Последовательность изготовления,
раскроя. Цветовое решение игрушек.
Тема 2: Работа с лекалами. (8 ч.)
Просмотр журналов, книг. Выбор понравившихся игрушек. Изготовление выкроек –
лекал. Комплекты выкроек. Количество деталей с указанием номера. Оформление
конвертов с выкройками.
Тема 3: Друзья из мультфильмов. Процесс выполнения мягкой
игрушки. (14 ч.)
Цветовое решение. Подбор лекал, ткани, меха. Разметка деталей, смётывание и пошив
деталей. Набивка изделия. Сборка. Оформление игрушки.
Примерный перечень работ: волк, заяц, пятачок и др.
Тема 4: Объёмная комбинированная игрушка. (30 ч.)
Технология выполнения. Виды ткани, меха, отделочного материала. Разметка,
раскрой. Соединение, смётывание, пошив деталей игрушки. Набивка. Оформление
изделия.
Примерный перечень работ: тигрёнок, щенок, котёнок и т.д.
Тема 5: Объёмная игрушка. (24 ч.)
Разновидность объёмной игрушки. Подбор меха и ткани. Разметка. Раскрой.
Соединение, смётывание деталей игрушки. Пошив. Виды шарнирного соединения.
Каркасные игрушки. Набивка. Сборка игрушки. Оформление.
Примерный перечень работ: лиса, кот, петрушка и т.д.
Тема 6: Новогодние хлопоты. (42 ч.)
Подбор материала. Заготовка лекал. Разметка линий (для открытки, упаковки).
Технология выполнения работы. Работа с различными материалами (тесьма, поролон
и т.д)
Примерный перечень работ: шкатулка, открытка, Дед Мороз, Снегурочка и т.д.
Тема 7: В соавторстве с природой (работа с природным материалом).
(32 ч.)
Технология выполнения. Виды флористических композиций. Подбор материала.
Выполнение работы, составление композиций. Оформление.
Примерный перечень работ: Коллаж «Лето», икебана «Взморье», «Музыка ветра» и
т.д.
Тема 8: Подарки из цветных квадратиков. (26 ч.)
Технология выполнения. Подбор ткани. Разметка, раскрой. Соединение, смётывание,
пошив деталей игрушки. Оформление изделия.
Примерный перечень работ: мотыльки, картина «Тюльпаны», бабочки и др.
Тема 9: Итоговое занятие. (10 ч.)
Обсуждение работ. Отбор лучших работ на выставку. Повторение пройденных тем.
Закрепление полученных знаний по карточкам. Анализ качества работ.
Этапы педагогического контроля.
1 год обучения.
№
Контролируемые знания, навыки, умения.
Формы контроля.
1.
Техника безопасности при работе.
Викторина «Вредные
советы»
2.
Определить вид материала.
В процессе общения.
3.
Работа с лекалами, мехом и тканью.
Контрольный раскрой.
4.
Определить вид шва.
Контрольное задание.
2 год обучения.
№
Контролируемые знания, навыки, умения.
Формы контроля.
1.
Последовательность переноса деталей игрушки
на ткань и мех.
Контрольное задание.
2.
Виды игрушек. Назначение.
Викторина «Угадай – ка».
3.
Технология изготовления различных видов
игрушек.
В процессе общения.
4.
Цветовое решение.
Игровой момент.
3 год обучения.
№
Контролируемые знания, навыки, умения.
Формы контроля.
1.
Последовательность оформления игрушки.
Карточки «Точка, точка,
носик, ротик».
2.
Шарнирное соединение.
В процессе общения.
3.
Понятие объёмной игрушки.
Викторина «Жил – был…»
4.
Качество изготовленных игрушек.
Выставка работ.
Содержание обучения
Содержание обучения рабочей программы, перечень
практических работ, требования к подготовке учащихся по
предмету в полном объёме совпадают с примерной программой по
предмету.
Список рекомендуемой литературы
Учебно – методический комплекс учителя
1. «Мягкие игрушки своими руками» И.В.Осипов.
«Издательство мир книги» - 2007г.
2. «Мягкая игрушка» В.И. Петухова, Е.Н. Ширшикова. М.:
«Народное творчество»-2005г.
3. «Уроки школы выживания» И.Я. Разумная.
Москва «Колос» -1994г.
4. «Лоскутная мозаика» М. Максимова, М. Кузьмина,
Н. Кузьмина.изд. Москва -2006г.
5.«Мягкая игрушка» З. Неботова, Т. Кононович.
Санкт –Петербург -2002г.
6.«Чудо - апплекация».К. Митителло. Москва 2006г.
7. «Мягкая игрушка».Н. Белова
Санкт –Петербург -2003г.
Согласованно Согласованно
протокол заседания методического заместитель директора по
объединения учителей и воспитателей воспитательной работе
ГБОУ школы – интерната __________Л.В. Полякова
станицы Старолеушковской от 30.08.2016г.
Краснодарского края
от 30.08.2016г.
________ С.В. Пешеходько