Напоминание

"Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в контексте психолого – педагогических условий в условиях введения ФГОС ДО"


Автор: Журавлева Валентина Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Айдарская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Бориса Григорьевича Кандыбина Ровеньского района Белгородской области" - структурное подразделение "Детский сад"
Населённый пункт: с. Айдар Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в контексте психолого – педагогических условий в условиях введения ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Оценка индивидуального развития детей дошкольного

возраста

в

контексте

психолого

педагогических

условий в условиях введения ФГОС ДО.

В современных условиях модернизации системы образования основной

линией преобразований стало осуществление индивидуализированного

подхода к каждому ребенку.

Особое значение в контексте решения проблем детей дошкольного

возраста приобретает индивидуализация обучения, под которой мы понимаем

научно обоснованную систему психолого-педагогических мер,

осуществляемых с учетом потенциальных возможностей каждого

дошкольника.

Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из

окружающей ее массы.

Согласно ФГОС, при реализации образовательной программы

дошкольного образования в ДОУ может проводиться оценка

индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках

педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической

диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей

предусматривается также авторами проектов примерных основных

образовательных программ дошкольного образования.

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками

основной образовательной программы дошкольного образования в связи с

тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности,

мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и

охватывать определенные направления развития и образования

(образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития детей может

заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей:

социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-

эстетическое, физическое развитие.

Психолого – педагогическая диагностика – особый вид деятельности,

преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста:

для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта

познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков,

видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения

в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом

педагогического проектирования, позволяя определить актуальные

образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и

завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на

выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как

основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном

учреждении определяет использование им преимущественно

малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых

являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с

другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с

детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов

детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические

ситуации.

Психолого - педагогическая диагностика достижений ребенка

направлена на изучение:

деятельностных умений ребенка

интересов, предпочтений, склонностей ребенка

личностных особенностей ребенка

поведенческих проявлений ребенка

особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов,

обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает:

соответствие диагностических методик возрастным и

личностным особенностям диагностируемых;

фиксация всех проявлений личности ребёнка; сопоставление

полученных данных с данными других педагогов, родителей;

перепроверка, уточнение полученного фактического материала

при проведении диагностики; постоянный самоконтроль педагога

за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями

и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов;

развитие педагогической рефлексии.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает:

Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь

информацию о различных аспектах его развития:

социальном,

эмоциональном,

интеллектуальном,

физическом,

художественно-творческом.

Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный

процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может

рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны

между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в

изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности,

состоят в том, чтобы

не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками

без выявления закономерностей развития;

учитывать половозрастные и социокультурные особенности

индивидуально-личностного становления ребенка;

обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого

предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений

только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку;

запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия,

которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в

правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

в безопасности для испытуемого применяемых методик;

в доступности для педагога диагностических процедур и

методов;

во взвешенности и корректном использовании диагностических

сведений (разумной конфиденциальности результатов

диагностики).

В правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в

диагностике).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической

деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих

закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от

нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций

становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Этапы процесса диагностирования.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики

(например, оценить проявления детьми старшей группы активности и

любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные

особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого

необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность

диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на

диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т.д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение

количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат

того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего

результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от

нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация

воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и

прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные

показатели обладают возможностью их различного толкования, порой

диаметрально противоположного.

Пятый этап – целеобразовательный: он предполагает определение

актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в

целом. Результаты диагностики используются преимущественно для

обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его

развития.

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и

сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные

действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка

следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется

оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в

том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития,

показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших

успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности

становилась полноценной, богатой, неповторимой.



В раздел образования