Напоминание

"презентация к консультации для воспитателей "Обучение конструированию детей с интеллектуальной недостаточностью"


Автор: Поливина Инга Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад №152"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "презентация к консультации для воспитателей "Обучение конструированию детей с интеллектуальной недостаточностью"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «ЦРР – д/с № 152»

консультация для

воспитателей

«ОБУЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

Учитель – дефектолог

Поливина И.В.

Пермь, 2017 г.

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ

КОНСТРУИРОВАНИЮ

ДЕТЕЙ С

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО

Й

НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Ю

В возрасте 4 – 5 лет, когда

нормально развивающиеся

дети с большим удовольствием

играют со строительным

материалом, создают

постройки в ходе сюжетно-

ролевых игр, умственно

отсталые малыши только

начинают знакомиться с

предметными действиями.

Со строительными деталями

они часто еще не знакомы,

не понимают их значения.

Они перекладывают

элементы строительных

наборов, нагромождают их,

нередко облизывают,

пробуют "на зуб" и т.д.

Отсутствие интереса к

конструированию,

непонимание умственно

отсталыми детьми

функционального значения

конструктивных материалов

является основанием для того,

чтобы с самого начала

обучения было обращено

внимание на формирование

интереса к деятельности.

На этом этапе работа

по конструированию

тесно связана с

обучением детей

предметным и игровым

действиям.

Чтобы передать в конструкции

целостный образ предмета, ребенок

должен понимать все пространственные

свойства, которыми обладает предмет.

Необходим определенный уровень

сенсорного развития. Поэтому с целью

ознакомления детей с многообразием

форм, отношениями по величине и

пространственному расположению

проводится систематическое сенсорное

воспитание детей.

Важной задачей

обучения

конструированию

является умственное

воспитание детей.

Полноценное умственное воспитание

может осуществляться тогда, когда цель

деятельности ребенка заключена не в

решении конструктивной задачи, а,

скажем, для использования в сюжетной

игре. При этом вся его деятельность

приобретает более сложную,

многоступенчатую структуру, а процесс

конструирования подчиняется конечной

цели, что положительно влияет как на

характер анализа образца, так и на

выбор средств деятельности, повышает

уровень детской самостоятельности.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

РАБОТЫ, МЕТОДЫ И

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

НАВЫКАМ

КОНСТРУИРОВАНИЯ

На начальных этапах обучения

очень важно пробудить у детей

интерес к конструированию и

желание самим создавать

постройки для дальнейшей игры. С

этой целью педагог на глазах у

детей строит различные предметы,

которые тут же включаются в

совместную игру (машины, здания,

мосты, улицы), при этом он

действует эмоционально, вызывая

у детей ответный отклик.

Процесс конструирования

сопровождается

объяснениями,

комментированием, насыщен

игровыми моментами. Речевое

сопровождение включает все

виды коммуникативных

высказываний: вопросы,

побуждения, сообщения.

Особое внимание взрослый уделяет

формированию у детей представления о

связи предмета со всеми видами

изображений. Он не только строит, но тут же

рисует, наклеивает на бумагу, показывая тем

самым, что каждый объект может быть

изображен в графической, аппликативной,

конструктивной формах. Это помогает

ребенку понять единство предмета и всех его

изображений, познакомиться с различными

видами моделирования образа предмета.

Для создания предпосылок к

самостоятельному конструированию

педагог показывает детям, что

предметы одного функционального

назначения (например, здание

детского сада) могут иметь разные

конструкции, т.е. построены по-

разному, но в то же время отвечать

общим требованиям (иметь

небольшую высоту, много входов и

т.д.).

Демонстрируя разнообразные

постройки на одну и ту же тему,

педагог проводит

пропедевтическую работу по

преодолению у умственно

отсталых детей склонности к

стереотипному воспроизведению

одного и того же вида

конструкций.

Педагог специально

использует различные виды

строительных наборов для

построения одних и тех же

конструкций, для того чтобы в

собственной деятельности

дети стремились и хотели

использовать различные

конструктивные материалы.

Специальные игры и

упражнения,

направленные на

освоения детьми

самостоятельным

конструированием

Для успешного овладения

самостоятельным конструированием

дети должны научиться видеть и

выделять в предмете

пространственные свойства,

которые отражаются в конструкции.

В целях сенсорного воспитания

детей проводятся специальные

игры и упражнения на

ознакомление с формой,

отношениями по величине и

пространственному расположению.

ИГРЫ НА

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С

ФОРМОЙ

Дидактическая игра

"Что катится, а что

не катится"

Соотнесение объемных и

плоскостных фигур

Дидактическая игра

"Найди игрушку"

ИГРЫ НА

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С

ОТНОШЕНИЯМИ ПО

ВЕЛИЧИНЕ

Дидактическая игра

"Найди такую же деталь"

ИГРЫ НА

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С

ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ

ОТНОШЕНИЯМИ

Дидактическая игра

"Что слева, что справа"

Дети учатся обращать внимание на

расположение предметов,

перечислять предметы, которые

находятся от них с "этой стороны

(левой)" и с "другой стороны

(правой)".

Дидактическая игра

"Встань так как скажу"

Дидактическая игра

"Где шарик?"

Восприятие

объемных

образцов и

воспроизве

дение на

объемном

материале

Восприятие

объемных

образцов и

воспроизве

дение на

плоскостно

м

материале

Восприятие

плоскостных

образцов и

воспроизвед

ение на

плоскостном

материале

Восприятие

плоскостны

х образцов

и

воспроизве

дение на

объемном

материале

Литература:

Гаврилушкина О.П.

Конструирование / Дошкольное

воспитание аномальных детей/

Под ред. Л.П. Носковой. М.,

1993.

Благодарю за

внимание!



В раздел образования