Автор: Поливина Инга Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад №152"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "презентация к консультации для воспитателей "Обучение конструированию детей с интеллектуальной недостаточностью"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «ЦРР – д/с № 152»
консультация для
воспитателей
«ОБУЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»
Учитель – дефектолог
Поливина И.В.
Пермь, 2017 г.
УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ
КОНСТРУИРОВАНИЮ
ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО
Й
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
Ю
В возрасте 4 – 5 лет, когда
нормально развивающиеся
дети с большим удовольствием
играют со строительным
материалом, создают
постройки в ходе сюжетно-
ролевых игр, умственно
отсталые малыши только
начинают знакомиться с
предметными действиями.
Со строительными деталями
они часто еще не знакомы,
не понимают их значения.
Они перекладывают
элементы строительных
наборов, нагромождают их,
нередко облизывают,
пробуют "на зуб" и т.д.
Отсутствие интереса к
конструированию,
непонимание умственно
отсталыми детьми
функционального значения
конструктивных материалов
является основанием для того,
чтобы с самого начала
обучения было обращено
внимание на формирование
интереса к деятельности.
На этом этапе работа
по конструированию
тесно связана с
обучением детей
предметным и игровым
действиям.
Чтобы передать в конструкции
целостный образ предмета, ребенок
должен понимать все пространственные
свойства, которыми обладает предмет.
Необходим определенный уровень
сенсорного развития. Поэтому с целью
ознакомления детей с многообразием
форм, отношениями по величине и
пространственному расположению
проводится систематическое сенсорное
воспитание детей.
Важной задачей
обучения
конструированию
является умственное
воспитание детей.
Полноценное умственное воспитание
может осуществляться тогда, когда цель
деятельности ребенка заключена не в
решении конструктивной задачи, а,
скажем, для использования в сюжетной
игре. При этом вся его деятельность
приобретает более сложную,
многоступенчатую структуру, а процесс
конструирования подчиняется конечной
цели, что положительно влияет как на
характер анализа образца, так и на
выбор средств деятельности, повышает
уровень детской самостоятельности.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
РАБОТЫ, МЕТОДЫ И
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
НАВЫКАМ
КОНСТРУИРОВАНИЯ
На начальных этапах обучения
очень важно пробудить у детей
интерес к конструированию и
желание самим создавать
постройки для дальнейшей игры. С
этой целью педагог на глазах у
детей строит различные предметы,
которые тут же включаются в
совместную игру (машины, здания,
мосты, улицы), при этом он
действует эмоционально, вызывая
у детей ответный отклик.
Процесс конструирования
сопровождается
объяснениями,
комментированием, насыщен
игровыми моментами. Речевое
сопровождение включает все
виды коммуникативных
высказываний: вопросы,
побуждения, сообщения.
Особое внимание взрослый уделяет
формированию у детей представления о
связи предмета со всеми видами
изображений. Он не только строит, но тут же
рисует, наклеивает на бумагу, показывая тем
самым, что каждый объект может быть
изображен в графической, аппликативной,
конструктивной формах. Это помогает
ребенку понять единство предмета и всех его
изображений, познакомиться с различными
видами моделирования образа предмета.
Для создания предпосылок к
самостоятельному конструированию
педагог показывает детям, что
предметы одного функционального
назначения (например, здание
детского сада) могут иметь разные
конструкции, т.е. построены по-
разному, но в то же время отвечать
общим требованиям (иметь
небольшую высоту, много входов и
т.д.).
Демонстрируя разнообразные
постройки на одну и ту же тему,
педагог проводит
пропедевтическую работу по
преодолению у умственно
отсталых детей склонности к
стереотипному воспроизведению
одного и того же вида
конструкций.
Педагог специально
использует различные виды
строительных наборов для
построения одних и тех же
конструкций, для того чтобы в
собственной деятельности
дети стремились и хотели
использовать различные
конструктивные материалы.
Специальные игры и
упражнения,
направленные на
освоения детьми
самостоятельным
конструированием
Для успешного овладения
самостоятельным конструированием
дети должны научиться видеть и
выделять в предмете
пространственные свойства,
которые отражаются в конструкции.
В целях сенсорного воспитания
детей проводятся специальные
игры и упражнения на
ознакомление с формой,
отношениями по величине и
пространственному расположению.
ИГРЫ НА
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С
ФОРМОЙ
Дидактическая игра
"Что катится, а что
не катится"
Соотнесение объемных и
плоскостных фигур
Дидактическая игра
"Найди игрушку"
ИГРЫ НА
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С
ОТНОШЕНИЯМИ ПО
ВЕЛИЧИНЕ
Дидактическая игра
"Найди такую же деталь"
ИГРЫ НА
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С
ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ
ОТНОШЕНИЯМИ
Дидактическая игра
"Что слева, что справа"
Дети учатся обращать внимание на
расположение предметов,
перечислять предметы, которые
находятся от них с "этой стороны
(левой)" и с "другой стороны
(правой)".
Дидактическая игра
"Встань так как скажу"
Дидактическая игра
"Где шарик?"
Восприятие
объемных
образцов и
воспроизве
дение на
объемном
материале
Восприятие
объемных
образцов и
воспроизве
дение на
плоскостно
м
материале
Восприятие
плоскостных
образцов и
воспроизвед
ение на
плоскостном
материале
Восприятие
плоскостны
х образцов
и
воспроизве
дение на
объемном
материале
Литература:
Гаврилушкина О.П.
Конструирование / Дошкольное
воспитание аномальных детей/
Под ред. Л.П. Носковой. М.,
1993.
Благодарю за
внимание!