Напоминание

Сказка, как метод формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Зыкова Анна Сергеевна, Шутько Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 7
Населённый пункт: город Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: Доклад
Тема: Сказка, как метод формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказка, как метод формирования нравственных

представлений детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда

закладываются

предпосылки

гражданских

качеств,

формируются

ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других

людей. Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста

является приоритетным направлением работы в настоящее время.

Среди

методов,

направленных

на

формирование

нравственных

представлений, суждений и оценок, входят в группу художественных средств:

беседа воспитателя на этические темы;

рассматривание и обсуждение картин;

общение с природой;

метод убеждения, а также метод поощрений и наказаний;

чтение и анализ художественных произведений (сказки, предания,

сказы, былины, легенды).

Сказка занимает особое место среди многих жанров устной прозы.

Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно

любимым жанром детей всех возрастов.

Рассмотрим основные понятия: "образ", "символ", "сказка".

В

психологическом

словаре

понятие

образ

трактуется

как

"субъективная картина мира или его фрагментов. Включает в себя самого

субъекта,

других

людей,

пространственное

окружение

и

временною

последовательность событий".

Используется

также

такое

понятие

как

символ

-

"универсальный

знаковый

образ,

несущий

в

себе

социально

закрепленный

обобщенный

символ".

Сказка - древнейший жанр народного творчества. Она учит человека

жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За

фантастичностью

сказочной

фабулы

и

вымысла

скрываются

реальные

человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение

сказочной фантастики.

С

древнейших

времён

русские

народные

сказки

служили

верную

службу

в

нравственном

и

эстетическом

воспитании

подрастающего

поколения.

В литературной энциклопедии понятие сказки у русских до XVII века

(баснь, байка) - это рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в

доклассовом

обществе

производственные

и

религиозные

функции,

т.е.

представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как

жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные

в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и

отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением.

Появление первых форм сказки обнаруживается в глубокой древности.

Излечение

ревнивца

и

садиста,

слушавшего

сказки,

свидетельство

их

терапевтической роли и одна из общих тем цикла сказок «Тысяча и одна

ночь». В «Диалогах» Платона можно прочитать об использовании волшебных

и с т о р и й

д л я

в о с п и т а н и я

и

о б у ч е н и я

д е т е й .

До XVII - XVIII веков сказки рассказывались не только детям, но и взрослым.

Рассказывание сказок было не только развлечением и времяпрепровождением

в

зимние

вечера,

это

была

школа

жизни,

обретения

глубинного

опыта

проживания кризисов, преодоления препятствий, духовного развития.

В сказках содержится всё, что может искать душа человека; часто

первую информацию о взаимоотношениях между людьми дети получают из

сказок. В волшебных сказках обнаруживаются сходные сюжеты и образы,

характерные

для

доисторических

времён

и

нашего

времени.

В

период

поздней античности (II век н. э.) философ и писатель Апулей включил в свой

известный античный роман «Золотой осёл» сказку - миф «Амур и Психея»,

содержащую архетипический сказочный сюжет типа «красавица и чудовище»

(женщина, спасающего своего возлюбленного в обличии зверя). Этот сюжет

существует

две

тысячи

лет

и

сохранился

до

сегодняшнего

дня.

Есть

свидетельства

о

других

даже

более

ранних

сказочных

сюжетах:

о

двух

братьях, о происхождении Божества, Мачехе и Падчерице и др. Возникнув

давно, у древних народов, которые имели другой, отличный от нас язык,

государственное устройство, обычаи, сказки продолжают оказывать на нас

сильное воздействие.

К.Д. Ушинский первым ввел фольклор в учебную книгу для классного

чтения.

В

его

«Родном

слове»

помещены

сказки,

загадки,

пословицы.

Большое внимание уделял фольклору Л.Н. Толстой в первый период своей

педагогической деятельности. Он отмечал исключительный интерес детей к

народным произведениям. В журнале «Ясная поляна» помещались сказки,

поговорки, загадки.

В

советской

педагогике

изучением

вопроса

об

использовании

произведений устного народного творчества в воспитании детей занимались

многие исследователи. Неоднократно подчеркивала педагогическую ценность

сказок Е.А. Флерина.

А.П. Усова в книге «Русское народное творчество в детском саду»

характеризует народные песни, игры, сказки, потешки с точки зрения их

значения в воспитании у ребенка моральных чувств.

В.М.

Федяевская

уделяла

большое

внимание

народным

сказкам,

потешкам, прибауткам как средству воздействия на детей раннего возраста.

Имеются

исследования

(М.М.

Кониной,

О.И.

Соловьевой,

Е.Ф.

Луниной

и

др.),

освещающие

положительную

роль

художественной

литературы, а также и народной сказки в нравственном воспитании детей .

В Санкт-Петербурге создан Институт сказкотерапии психолога, доктора

психологии и его директора Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она утверждает, что

в античном мире, средневековье и сегодня человек проходит один и тот же

путь от рождения до смерти, встречает на пути любовь, друзей, недругов и

врагов, ищет себя, самоутверждается. Все эти этапы и события человеческого

существования содержатся в сказках.

На сегодняшний день в различных конспектах сказка применяется и как

терапевтическое направление как в психологии, так и в воспитании, и в

образовании, и в развитии.

Сказка, как и любой другой жанр, имеет свои признаки, подразделяется

на виды и функции.

К признакам сказки, по мнению В.Я. Пропп, относятся:

1.

В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном,

но

вместе

с

тем

вымысел

несет

определенную

идею,

обычно

материализованную

в

гиперболических

образах:

добро

и

зло

ведут

постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины,

отстаивать

добро,

справедливость.

В

ней

утверждение

нравственного

закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы,

эстетические идеалы.

2.

Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе,

а путем преодоления трудностей и борьбы со злом, что также является

одним из признаков сказки.

3.

Сказка

обязательно

занимательна,

необычна,

с

отчетливо

выраженной

идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью.

Все

события

в

ней

доведены

до

конца,

незавершенность

и

незаконченность

не

свойственны

сказочному

сюжету.

Основным

жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает

сказку «с потребностями коллектива». В русских сказках, которые бытуют

сейчас

доминирует

эстетическая

функция.

Она

обусловлена

особым

характером сказочного вымысла.

4.

Важнейший признак сказки - особая форма ее построения, особая поэтика.

Повествовательность

и

сюжетность,

установка

на

вымысел

и

назидательность, особая форма повествования - эти признаки встречаются

в различных жанрах эпического цикла.

5.

В

сказках,

как

и

во

всяком

подлинно

художественном

произведении,

основная идея, мораль, как правило, скрыта, завуалирована: от читателя

требуется известная работа мысли, чтобы ее обнаружить, понять и сделать

для себя выводы, которыми можно было бы руководствоваться в своих

поступках.

Такой

прием

преподнесения

морали

имеет

большую

воспитательную

ценность,

так

как

вызывает

внутреннюю

активность

слушателей и читателей, заставляет их думать, размышлять, формирует у

них способность проникать в сущность произведений.

6.

За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни -

мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа

вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его

повседневного быта.

Сказка, как художественное целое, существует только как совокупность

эти признаков.

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая,

креативная,

голографическая,

валеолого-терапевтическая,

лексико-

этническая, вербально-образная функции сказки.

Воспитательное влияние народной сказки всегда признавалось русской

педагогикой.

К.Д.

Ушинский

дал

такую

оценку

устному

народному

творчеству: «Я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с

педагогическим гением народа».

Необходимо

использовать

перечисленные

функции

в

практике

обыденно-бытового,

педагогического,

художественного

и

других

видов

использования сказки.

Социализирующая

функция,

т.е.

при

общении

новых

поколений

к

общечеловеческому

и

этническому

опыту,

аккумулированному

в

интернациональном мире сказок.

Креативная

функция,

т.е.

способность

выявлять,

формировать,

развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и

абстрактное мышление.

Голографическая

функция

проявляется

в

трех

основных

формах:

-

с п о с о б н о с т ь

с к а з к и

в

м а л о м

я в л я т ь

б о л ь ш о е ;

- способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и

временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее -

будущее);

способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть

основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

Развивающее

-

терапевтическая

функция,

т.е.

воспитание

здорового

образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

Культурно-этническая

функция,

т.е.

приобщение

к

историческому

опыту

разных

народов,

этнической

культуре:

быт,

язык,

традиции,

атрибутика.

Лексико-образная

функция,

т.е.

формирование

языковой

культуры

личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством

речи.

Сказки

бывают

авторские

и

народные.

Народные

делятся

на

три

группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.

А) Сказки о животных. В русском репертуаре примерно 50 сюжетов

сказок о животных. Выделяются несколько тематических групп: сказки о

диких животных, о диких и домашних животных, о домашних животных, о

человеке и диких животных.

Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках действуют

животные. Показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека.

Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках

животные чем-то походи на человека, а чем-то нет. Здесь животные говорят

на человеческом языке.

Главная

задача

этих

сказок

-

высмеять

плохие

черты

характера,

поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. В программу ДОУ

включены сказки о животных. Больше всего детей занимает сама история.

Самые элементарные и в тоже время самые важные представления- об

уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и

трусости - ложатся в сознание и определяют в дальнейшем для ребенка

нормы поведения.

Детские

сказки

о

животных

затрагивают

социальные

и

этические

проблемы в доступной для детского восприятии трактовке.

Б)

Волшебные

сказки.

Волшебная

сказка

-

это

художественное

произведение

с

четко

выраженной

идеей

победы

человека

над

темными

силами

зла.

Детям

старшего

дошкольного

возраста

нравится

волшебная

сказка. Для них привлекательно развитие действия, сопряженное с борьбой

светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро

побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми

героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.

Эти сказки формируют устойчивые нравственные представления, при

условии

их

правильного

преподнесения

детям,

донесения

до

детей

их

истинного смысла, предоставления возможности прочувствования, то есть

вхождения в различные образы героев, как бы «примеривания их шкуры на

себя». В каждой из этих сказок герои прибегают к помощи предметов или

живых

существ,

обладающих

волшебной

силой.

Волшебные

сказки

объединяет волшебство: превращения.

В)

Бытовые

сказки.

В

бытовых

сказках

говорится

об

отношении

социальных классов. Разоблачение лицемерия правящих классов - основная

черта

бытовых

сказок.

Эти

сказки

отличаются

от

волшебных

тем,

что

вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера.

Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает

в

одном

времени

и

пространстве,

воспринимается

слушателем

как

повседневная реальность.

Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан - жадные и

равнодушные

люди,

бездельники

и

эгоисты.

Им

противопоставляются

бывалые солдаты, бедные батраки - ловкие, смелые и умные люди. Они

побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.

Бытовые

сказки

имеют

большое

воспитательное

и

познавательное

значение

при

формировании

нравственных

представлений

дошкольников,

поскольку ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают

нравственному воспитанию дошкольников, так как они передают народную

мудрость.

Таким

образом,

сказка

-

жанр

устного

народного

творчества;

художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового

характера.

Несмотря

на

классификацию

сказок,

каждая

из

них

несет

в

себе

огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка. Задача

педагога - донести до сознания ребенка народную мудрость.

В процессе работы с художественной литературой педагогу необходимо

развивать у детей абстрактно-логическое мышление. Дошкольники мыслят

лишь наглядными образами и еще не владеют абстрактными понятиями.

Наглядно-образное

мышление

детей

еще

непосредственно

и

полностью

подчинено

их

восприятию,

и

потому

они

пока

не

могут

отвлечься,

абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в

глаза

свойств

рассматриваемого

предмета.

На

основе

практического

и

наглядно-чувственного опыта у детей развивается сначала в простейших

формах

отвлеченное

мышление,

т.е.

мышление

в

форме

абстрактных

понятий.

Мышление

выступает

здесь

не

только

в

виде

практических

действий

и

не

только

в

виде

наглядных

образов

(восприятий

и

представлений),

а

прежде

всего

в

форме

отвлеченных

понятий

и

рассуждений.

Эта

неразрывная

связь

мыслительной

деятельности

с

наглядно-

чувственным опытом имеет еще большее значение в ходе формирования

понятий

у

дошкольников.

Наглядность

играет

важную

роль

в

процессе

развития

понятий

у

дошкольников.

Для

развития

мысли

ребенка

легче

оперировать с наглядным, чувственно-конкретным материалом.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста

воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа

развития нравственных качеств. У детей старшего дошкольного возраста

происходит

постепенное

осознание

нравственных

ценностей.

В

старшем

дошкольном

возрасте

происходит

наиболее

полноценная

работа

по

формированию гуманного отношения к окружающим. В этом возрасте дети

способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их

анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

Можно

сделать

вывод,

что

сказка

-

неиссякаемый

источник

для

нравственного воспитания детей. За фантастичностью сказочной фабулы и

вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир

народной жизни. И чтобы все это дошло до сознания ребенка, педагогу

необходимы глубокие знания методики работы над сказкой. Таким образом,

сказка является эффективным средством нравственного воспитания детей

дошкольного возраста.



В раздел образования