Авторы: Зыкова Анна Сергеевна, Шутько Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 7
Населённый пункт: город Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: Доклад
Тема: Сказка, как метод формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Сказка, как метод формирования нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда
закладываются
предпосылки
гражданских
качеств,
формируются
ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других
людей. Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста
является приоритетным направлением работы в настоящее время.
Среди
методов,
направленных
на
формирование
нравственных
представлений, суждений и оценок, входят в группу художественных средств:
беседа воспитателя на этические темы;
рассматривание и обсуждение картин;
общение с природой;
метод убеждения, а также метод поощрений и наказаний;
чтение и анализ художественных произведений (сказки, предания,
сказы, былины, легенды).
Сказка занимает особое место среди многих жанров устной прозы.
Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно
любимым жанром детей всех возрастов.
Рассмотрим основные понятия: "образ", "символ", "сказка".
В
психологическом
словаре
понятие
образ
трактуется
как
"субъективная картина мира или его фрагментов. Включает в себя самого
субъекта,
других
людей,
пространственное
окружение
и
временною
последовательность событий".
Используется
также
такое
понятие
как
символ
-
"универсальный
знаковый
образ,
несущий
в
себе
социально
закрепленный
обобщенный
символ".
Сказка - древнейший жанр народного творчества. Она учит человека
жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За
фантастичностью
сказочной
фабулы
и
вымысла
скрываются
реальные
человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение
сказочной фантастики.
С
древнейших
времён
русские
народные
сказки
служили
верную
службу
в
нравственном
и
эстетическом
воспитании
подрастающего
поколения.
В литературной энциклопедии понятие сказки у русских до XVII века
(баснь, байка) - это рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в
доклассовом
обществе
производственные
и
религиозные
функции,
т.е.
представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как
жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные
в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и
отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением.
Появление первых форм сказки обнаруживается в глубокой древности.
Излечение
ревнивца
и
садиста,
слушавшего
сказки,
свидетельство
их
терапевтической роли и одна из общих тем цикла сказок «Тысяча и одна
ночь». В «Диалогах» Платона можно прочитать об использовании волшебных
и с т о р и й
д л я
в о с п и т а н и я
и
о б у ч е н и я
д е т е й .
До XVII - XVIII веков сказки рассказывались не только детям, но и взрослым.
Рассказывание сказок было не только развлечением и времяпрепровождением
в
зимние
вечера,
это
была
школа
жизни,
обретения
глубинного
опыта
проживания кризисов, преодоления препятствий, духовного развития.
В сказках содержится всё, что может искать душа человека; часто
первую информацию о взаимоотношениях между людьми дети получают из
сказок. В волшебных сказках обнаруживаются сходные сюжеты и образы,
характерные
для
доисторических
времён
и
нашего
времени.
В
период
поздней античности (II век н. э.) философ и писатель Апулей включил в свой
известный античный роман «Золотой осёл» сказку - миф «Амур и Психея»,
содержащую архетипический сказочный сюжет типа «красавица и чудовище»
(женщина, спасающего своего возлюбленного в обличии зверя). Этот сюжет
существует
две
тысячи
лет
и
сохранился
до
сегодняшнего
дня.
Есть
свидетельства
о
других
даже
более
ранних
сказочных
сюжетах:
о
двух
братьях, о происхождении Божества, Мачехе и Падчерице и др. Возникнув
давно, у древних народов, которые имели другой, отличный от нас язык,
государственное устройство, обычаи, сказки продолжают оказывать на нас
сильное воздействие.
К.Д. Ушинский первым ввел фольклор в учебную книгу для классного
чтения.
В
его
«Родном
слове»
помещены
сказки,
загадки,
пословицы.
Большое внимание уделял фольклору Л.Н. Толстой в первый период своей
педагогической деятельности. Он отмечал исключительный интерес детей к
народным произведениям. В журнале «Ясная поляна» помещались сказки,
поговорки, загадки.
В
советской
педагогике
изучением
вопроса
об
использовании
произведений устного народного творчества в воспитании детей занимались
многие исследователи. Неоднократно подчеркивала педагогическую ценность
сказок Е.А. Флерина.
А.П. Усова в книге «Русское народное творчество в детском саду»
характеризует народные песни, игры, сказки, потешки с точки зрения их
значения в воспитании у ребенка моральных чувств.
В.М.
Федяевская
уделяла
большое
внимание
народным
сказкам,
потешкам, прибауткам как средству воздействия на детей раннего возраста.
Имеются
исследования
(М.М.
Кониной,
О.И.
Соловьевой,
Е.Ф.
Луниной
и
др.),
освещающие
положительную
роль
художественной
литературы, а также и народной сказки в нравственном воспитании детей .
В Санкт-Петербурге создан Институт сказкотерапии психолога, доктора
психологии и его директора Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она утверждает, что
в античном мире, средневековье и сегодня человек проходит один и тот же
путь от рождения до смерти, встречает на пути любовь, друзей, недругов и
врагов, ищет себя, самоутверждается. Все эти этапы и события человеческого
существования содержатся в сказках.
На сегодняшний день в различных конспектах сказка применяется и как
терапевтическое направление как в психологии, так и в воспитании, и в
образовании, и в развитии.
Сказка, как и любой другой жанр, имеет свои признаки, подразделяется
на виды и функции.
К признакам сказки, по мнению В.Я. Пропп, относятся:
1.
В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном,
но
вместе
с
тем
вымысел
несет
определенную
идею,
обычно
материализованную
в
гиперболических
образах:
добро
и
зло
ведут
постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины,
отстаивать
добро,
справедливость.
В
ней
утверждение
нравственного
закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы,
эстетические идеалы.
2.
Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе,
а путем преодоления трудностей и борьбы со злом, что также является
одним из признаков сказки.
3.
Сказка
обязательно
занимательна,
необычна,
с
отчетливо
выраженной
идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью.
Все
события
в
ней
доведены
до
конца,
незавершенность
и
незаконченность
не
свойственны
сказочному
сюжету.
Основным
жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает
сказку «с потребностями коллектива». В русских сказках, которые бытуют
сейчас
доминирует
эстетическая
функция.
Она
обусловлена
особым
характером сказочного вымысла.
4.
Важнейший признак сказки - особая форма ее построения, особая поэтика.
Повествовательность
и
сюжетность,
установка
на
вымысел
и
назидательность, особая форма повествования - эти признаки встречаются
в различных жанрах эпического цикла.
5.
В
сказках,
как
и
во
всяком
подлинно
художественном
произведении,
основная идея, мораль, как правило, скрыта, завуалирована: от читателя
требуется известная работа мысли, чтобы ее обнаружить, понять и сделать
для себя выводы, которыми можно было бы руководствоваться в своих
поступках.
Такой
прием
преподнесения
морали
имеет
большую
воспитательную
ценность,
так
как
вызывает
внутреннюю
активность
слушателей и читателей, заставляет их думать, размышлять, формирует у
них способность проникать в сущность произведений.
6.
За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни -
мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа
вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его
повседневного быта.
Сказка, как художественное целое, существует только как совокупность
эти признаков.
С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая,
креативная,
голографическая,
валеолого-терапевтическая,
лексико-
этническая, вербально-образная функции сказки.
Воспитательное влияние народной сказки всегда признавалось русской
педагогикой.
К.Д.
Ушинский
дал
такую
оценку
устному
народному
творчеству: «Я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с
педагогическим гением народа».
Необходимо
использовать
перечисленные
функции
в
практике
обыденно-бытового,
педагогического,
художественного
и
других
видов
использования сказки.
Социализирующая
функция,
т.е.
при
общении
новых
поколений
к
общечеловеческому
и
этническому
опыту,
аккумулированному
в
интернациональном мире сказок.
Креативная
функция,
т.е.
способность
выявлять,
формировать,
развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и
абстрактное мышление.
Голографическая
функция
проявляется
в
трех
основных
формах:
-
с п о с о б н о с т ь
с к а з к и
в
м а л о м
я в л я т ь
б о л ь ш о е ;
- способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и
временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее -
будущее);
способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть
основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
Развивающее
-
терапевтическая
функция,
т.е.
воспитание
здорового
образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
Культурно-этническая
функция,
т.е.
приобщение
к
историческому
опыту
разных
народов,
этнической
культуре:
быт,
язык,
традиции,
атрибутика.
Лексико-образная
функция,
т.е.
формирование
языковой
культуры
личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством
речи.
Сказки
бывают
авторские
и
народные.
Народные
делятся
на
три
группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.
А) Сказки о животных. В русском репертуаре примерно 50 сюжетов
сказок о животных. Выделяются несколько тематических групп: сказки о
диких животных, о диких и домашних животных, о домашних животных, о
человеке и диких животных.
Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках действуют
животные. Показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека.
Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках
животные чем-то походи на человека, а чем-то нет. Здесь животные говорят
на человеческом языке.
Главная
задача
этих
сказок
-
высмеять
плохие
черты
характера,
поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. В программу ДОУ
включены сказки о животных. Больше всего детей занимает сама история.
Самые элементарные и в тоже время самые важные представления- об
уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и
трусости - ложатся в сознание и определяют в дальнейшем для ребенка
нормы поведения.
Детские
сказки
о
животных
затрагивают
социальные
и
этические
проблемы в доступной для детского восприятии трактовке.
Б)
Волшебные
сказки.
Волшебная
сказка
-
это
художественное
произведение
с
четко
выраженной
идеей
победы
человека
над
темными
силами
зла.
Детям
старшего
дошкольного
возраста
нравится
волшебная
сказка. Для них привлекательно развитие действия, сопряженное с борьбой
светлых и темных сил, и чудесный вымысел.
В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро
побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми
героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.
Эти сказки формируют устойчивые нравственные представления, при
условии
их
правильного
преподнесения
детям,
донесения
до
детей
их
истинного смысла, предоставления возможности прочувствования, то есть
вхождения в различные образы героев, как бы «примеривания их шкуры на
себя». В каждой из этих сказок герои прибегают к помощи предметов или
живых
существ,
обладающих
волшебной
силой.
Волшебные
сказки
объединяет волшебство: превращения.
В)
Бытовые
сказки.
В
бытовых
сказках
говорится
об
отношении
социальных классов. Разоблачение лицемерия правящих классов - основная
черта
бытовых
сказок.
Эти
сказки
отличаются
от
волшебных
тем,
что
вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера.
Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает
в
одном
времени
и
пространстве,
воспринимается
слушателем
как
повседневная реальность.
Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан - жадные и
равнодушные
люди,
бездельники
и
эгоисты.
Им
противопоставляются
бывалые солдаты, бедные батраки - ловкие, смелые и умные люди. Они
побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.
Бытовые
сказки
имеют
большое
воспитательное
и
познавательное
значение
при
формировании
нравственных
представлений
дошкольников,
поскольку ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают
нравственному воспитанию дошкольников, так как они передают народную
мудрость.
Таким
образом,
сказка
-
жанр
устного
народного
творчества;
художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового
характера.
Несмотря
на
классификацию
сказок,
каждая
из
них
несет
в
себе
огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка. Задача
педагога - донести до сознания ребенка народную мудрость.
В процессе работы с художественной литературой педагогу необходимо
развивать у детей абстрактно-логическое мышление. Дошкольники мыслят
лишь наглядными образами и еще не владеют абстрактными понятиями.
Наглядно-образное
мышление
детей
еще
непосредственно
и
полностью
подчинено
их
восприятию,
и
потому
они
пока
не
могут
отвлечься,
абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в
глаза
свойств
рассматриваемого
предмета.
На
основе
практического
и
наглядно-чувственного опыта у детей развивается сначала в простейших
формах
отвлеченное
мышление,
т.е.
мышление
в
форме
абстрактных
понятий.
Мышление
выступает
здесь
не
только
в
виде
практических
действий
и
не
только
в
виде
наглядных
образов
(восприятий
и
представлений),
а
прежде
всего
в
форме
отвлеченных
понятий
и
рассуждений.
Эта
неразрывная
связь
мыслительной
деятельности
с
наглядно-
чувственным опытом имеет еще большее значение в ходе формирования
понятий
у
дошкольников.
Наглядность
играет
важную
роль
в
процессе
развития
понятий
у
дошкольников.
Для
развития
мысли
ребенка
легче
оперировать с наглядным, чувственно-конкретным материалом.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста
воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа
развития нравственных качеств. У детей старшего дошкольного возраста
происходит
постепенное
осознание
нравственных
ценностей.
В
старшем
дошкольном
возрасте
происходит
наиболее
полноценная
работа
по
формированию гуманного отношения к окружающим. В этом возрасте дети
способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их
анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.
Можно
сделать
вывод,
что
сказка
-
неиссякаемый
источник
для
нравственного воспитания детей. За фантастичностью сказочной фабулы и
вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир
народной жизни. И чтобы все это дошло до сознания ребенка, педагогу
необходимы глубокие знания методики работы над сказкой. Таким образом,
сказка является эффективным средством нравственного воспитания детей
дошкольного возраста.