Автор: Архипенко Яна Рашитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №143 "Детский сад присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Тема: "Люби и знай родной свой край"
Раздел: дошкольное образование
1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 143
«Детский сад присмотра и оздоровления»
Принята решением
Утверждаю
педагогического совета Заведующая МБДОУ № 143
Протокол №_____от_______2015г. ___________Т.М. Прянишникова
Приказ от______№_______2015г.
Дополнительная общеразвивающая программа
по нравственно-патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста
«Люби и знай родной свой край»
(от 3 до 7 лет)
Составитель:
Архипенко Яна Рашитовна
воспитатель МБДОУ № 143
Кемерово-2015
2
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………3
2.Цели и задачи программы………………………………………………...…….5
3.Создание развивающей предметно – пространственной среды……………..6
4.Принципы построения программы……………………………………..……..9
5.Методы и формы реализации программы…………………………..………..10
6. Структура занятий…………………………………………………...………..14
7.Тематическое планирование………………..…………………………………18
Вторая младшая, средняя группы………………………………………..18
Старшая группа……………………………………………...……………19
Подготовительная группа…………………...……………………………20
8.Перспективное планирование по нравственно – патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста…………………………………..….21
Вторая младшая, средняя группы…………………………..……………21
Старшая группа………………………………………………….………..23
Подготовительная группа……………………………………...…………25
9.Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о
родном городе у детей 3 – 7 лет…………………………………...……………28
10.Педагогическая диагностика по программе………………………………..33
Список литературы…………………………….………………………………..36
Приложение………………………………...……………………………………37
3
Пояснительная записка
Научное обоснование. Теоретические
основы
нравственно
-патриотического
воспитания
в
современной
дошкольной
организации
базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций
его развития и могу быть сформулированы следующим образом:
- нравственно – патриотическое воспитание формируется и развивается как
чувство посредством духовно – нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и
поступками детей и взрослых;
- нравственно – патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по
своей
природе
явлением,
представляет
собой
источник
существования
и
развития общества, в котором воспитывается ребенок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно – патриотического воспитания
выступает
личность,
задача
которой
–
осознать
свою
историческую,
культурную, национальную, духовную и иную принадлежность к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность
высшего уровня духовно – нравственного и культурного развития.
Социальные
потребности. Первые чувства патриотизма – доступны
ли они малышам?
Исходя
из
своего опыта
работы,
мы
можем
утвердительно сказать, что детям дошкольного возраста доступно чувства
любви к родному краю, так как фундамент будущего человека закладывается
в раннем детстве. Для дошкольного периода
характерны
наибольшая
обучаемость
и
податливость
педагогическим
влияниям,
сила
и
глубина
впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, знания, навыки,
привычки,
способы
поведения,
складывающиеся
черты
характера
–
оказываются
особенно
прочными
и
являются
в
полном
смысле
слова
фундаментом
дальнейшего
развития
личности.
Работая
с
детьми
дошкольного возраста, мы столкнулись с актуальными проблемами:
4
- дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о
родном крае, о родном городе, стране, особенностях русских традиций;
-
равнодушное
отношение
детей
к
близким
людям,
товарищам
по
группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
На
основе
этих
проблем,
познакомившись
с
литературой,
методическими разработками, наблюдая за поведением детей в реальной
жизни, решили изучать и применять в своей работе данную тему, которая
привлекла своей:
- актуальностью и перспективностью;
- новизной материала;
- высокой результативностью, доступностью понимания;
- стабильностью, системностью, возможностью творческого применения.
При
адаптации
программы следует
руководствоваться
уровнем
интеллектуального
развития
детей,
их
психологическими
особенностями,
уровнем
работоспособности.
Программа
ориентирована
на
детей
дошкольного возраста с 3 до 7 лет.
1 занятие в две недели во второй младшей группе, всего 32 занятия
продолжительностью 15 – 20 минут.
1 занятие в неделю в старшей и подготовительной группе, всего 64
занятия продолжительностью 25 – 30 минут.
Основные организационные формы:
- групповые занятия по расписанию;
- в свободное время от занятий (беседы, чтение художественной литературы,
рассматривание фото, иллюстрации о родном крае, просмотр видеофильмов,
слушание песен);
- целевые прогулки по городу;
- экскурсии с различной тематикой о городе (памятные места; профессии
города и т.д.)
- праздники, развлечения; тематические выставки;
5
- тестирование по нравственно - патриотическим способностям детей.
Цели и задачи программы
Цели программы:
-
нравственно
–
патриотическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста
через
приобщение
их
к
истории
народа,
родного
края,
города,
знакомство с прошлым и настоящим;
-
становление
у
дошкольников
научно
–
познавательного,
эмоционально
–
нравственного,
практически
–
деятельного
отношения
к
окружающей среде и к своему народу на основе единства чувственного и
эмоционального познания природного и социального окружения.
Задачи:
1.воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому,
детскому саду, родной улице, городу;
2.формировать
бережное
отношения
к
природе
и
всему
живому;
формировать экологические и краеведческие знания;
3.системно и углубленно познакомить юных
кемеровчан
с историей и
культурой родного города;
4.формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных
культурных традиций;
5.знакомить с государственными символами: флагом, гербом, гимном;
6.формировать чувства уважения и симпатии к другим людям и традициям.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Работа по данной программе будет более эффективной при создании в
группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.
6
Развивающая предметно – пространственная среда включает:
1. Центр краеведения, куда входят:
- Уголок «Старый Кемерово», «Современный Кемерово», в котором дети
могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о
г о р о д е
с о в р е м е н н о м
и
с т а р и н н о м ;
р е ш а т ь
п о з н а в а т е л ь н ы е
з а д а ч и
о
г о р о д е ;
путешествовать по районам города (карта);
-Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные
фотографии,
но
и
составить
семейное
дерево;
или
наоборот
уединится
одному, рассматривая фото;
-Уголок «Ряженья», где можно перевоплотиться в своих бабушек и дедушек
(старинная одежда, обувь, украшения для ряженья; игрушки наших бабушек
– собраны силами родителей, коллег);
2. Центр Волшебника: экспериментирование и обсуждение, что могло
бы произойти в той или иной нереальной ситуации.
3 . Центр Экологии: растения и животные; размещение детских работ,
касающихся определения признаков живого; условия жизни живых существ;
4
. Стол
с
материалами,
периодически
меняющимися
игрушки:
сувениры
киселевских
умельцев;
карандаши,
ножницы
и
другие
принадлежности для свободного творчества;
5 . Сменные стенды «Россия — большая страна», «Кемерово-сегодня»
(различные тематики);
6. Библиотека — книги и открытки о Кемерово;
7 . Картотеки:
—
«Народные
игры»
-
«Пословицы,
поговорки»,
подборка
стихотворений
местных
авторов,
аудиозаписи,
видеофильмы,
фотографии.
Отличительной
особенностью
нравственно-патриотиче ского
воспитания
и
обучения
в
рамках
программы
является
тесная
связь
дошкольной организации и семьи, чтобы воспитывать духовно-нравственное
7
чувство в раннем возрасте, чувство Родины…. А оно начинается у ребенка с
отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату,
сестре.
Ребенок
впервые
открывает
малую
Родину
в
своей
семье.
Это
ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «дом»,
«долг», «честь». Развитие любви и привязанности к родному дому, к семье -
первая
ступень
духовно-нравственного
воспитания
детей. Что
же
следует
иметь в виду, воспитывая у ребенка первые чувства духовно – нравственного
воспитания? Как раскрыть перед таким маленьким человечком содержание
такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»? Оно включает
в себя:
- отношение к себе как к личности;
- семью, где ребенок родился и вырос, атмосферу домашнего очага,
которая во многом определяется семейными традициями, культурой;
- дом, в котором ребенок живет;
- родная улица, детский сад.
Успех
духовно-нравственного
воспитания
наших
детей
во
многом
зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в
детском саду. С родителями полезно проводить консультации, беседы, давать
им
рекомендации
о
том,
как
следует
общаться
с
ребенком
в
плане
патриотического
воспитания,
а
также
рекомендовать
художественные
произведения с указанием того, на что следует обращать внимание. Все это
будет способствовать продолжению занятий, начатых в детском саду, их
закреплению. Что же нужно сделать, чтобы получить желаемый результат?
Во-первых, самому быть грамотным, повысить нравственно-патриотическую
грамотность
родителей;
во-вторых,
соблюдать
последовательность
и
системность. Учитывая возрастные особенности дошкольников, содержание
программы представлено не в виде традиционных занятий, а в виде циклов
учебных ситуаций, которые могут быть использованы целиком или частями, в
8
зависимости от форм и видов работы, которым отдается предпочтение в
детском саду, в данной возрастной группе.
Принципы построение программы
9
1. Принцип
гуманизации - формирование гуманных черт личности
дошкольников
в
отношении
к
природе,
воспитание
радости
восприятия
жизни.
2. Краеведческий принцип - организация экологического образования
на
краеведческой
основе,
исходя
из
восприятия
локальных
(местных)
объектов и явлений природы, позволяющего организовать не только процесс,
но и выявление экологических проблем и способов участия дошкольников в
их решении.
Рекомендации для проведения работы поданному направлению:
1.Занятия
проводятся
в
непринужденной,
естественной
форме,
используя игры и развлечения.
2.
Обеспечивается
благоприятный
психологический
климат;
оказывается детям своевременная помощь.
Работая
по
программе,
предусматривается
наличие
технического
оснащения занятий, большого подбора дидактического, демонстрационного и
наглядного материала.
Приемы
обучения:
наглядно
–
слуховые,
визуальные,
звуковые,
методические указания.
Методы и формы реализации программы
10
1.
Наглядный
метод
используется
во
время: чтения
педагогом
рассказов; наблюдения; рассматривания иллюстраций; экскурсии по
городу,
целевых
прогулок;
беседы с просмотром фотографий,
иллюстраций, фильмов, экспериментально – опытной деятельности.
2.
Словесный
метод
представляется
наиболее
эффективным
в
процессе: чтения легенд, литературных произведений, стихотворений;
проведения
разнообразных
игр;
загадывания
загадок;
проведения
конкурсов, тематических вечеров;
3.
Практический
метод
используется,
когда
необходимо:
организовать
продуктивную
деятельность;
изготовить
наглядные
пособия
для
занятий;
Формы
работы
с
детьми:
занятия,
беседы;
игры
–
путешествия,
викторины;
проведение
совместных
праздников;
экскурсии,
целевые
прогулки;
развлечения,
основанные
на
русском
фольклоре;
спортивно
–
театрализованные досуги; выставки детского рисунка.
Каждое последующее занятие продолжает и конкретизирует главную
тему,
заканчивая
творческую
деятельность,
где
высказывают
свои
впечатления, отражают в рисунках, чертежах, картах – схемах, изготавливают
макеты.
Во
время
таких
занятий
дети
наблюдают
явления
природы,
знакомятся с объектами, упражняются в освоении туристических навыков и
умений,
учатся
контактировать
друг
с
другом
и
взрослыми.
На
основе
собранного материала во время походов организовывается Ландшафтно –
этнографический
музей,
который
позволит
познакомить
дошкольников
с
национальными
природными
особенностями
края,
с
использованием
ресурсов
и
отношением
людей
к
природе
в
конкретном
районе,
с
экологическими проблемами на примере своей местности. Большое значение
в экологическом воспитании ребят имеет среда, в которой они проводят
длительное
время,
в
частности,
среда
нашего
детского
сада.
Поэтому
в
первом блоке «Детский сад» идет оценка экологической ситуации, в которой
находится детский сад и составляется «Экологический паспорт». Во втором и
11
третьем блоке итоговые занятия. Программа «Малая родина
Кемерово»
может использоваться дошкольными организациями любого типа.
Пути реализации. Большая часть работы по ознакомлению с родным
краем проходит вне занятий. Начинать работу следует с целевых прогулок по
ближайшим
улицам;
беседы
об
увиденном,
наблюдаемом.
Совместный
просмотр иллюстраций о городе, совместный труд по озеленению родного
города
(участок
группы,
район,
улица);
закрепление
в
играх
и
изобразительной деятельности полученной информации.
Работа по темам:
1. Я в мире людей.
2. Мир вокруг дома - мир природы и людей в их единстве.
3. «Круглый год» - народное изобразительное искусство нашего края,
традиции, календарь.
4. Что такое Родина?
5.Этих дней не смолкает слава.
Данные
темы
представляют
циклы
и
блоки
занятий.
Процесс
патриотического
воспитания
реализуется
через
различные
формы
его
организации
(на
основе
разработанных
материалов):
комплексно
–
тематическое
планирование,
игры,
экскурсии,
вечера
досуга,
встречи
с
интересными людьми, кружковую работу.
1.Предварительный разговор о патриотизме следует начать с себя.
Анкета
«Готовность
к
работе
по
духовно-нравственному
воспитанию».
2.Раздел: «Я в мире людей»
- «Детский сад – моя вторая семья»
- «Мои друзья»
- «Общаемся друг с другом»
- «Наши имена и фамилии»
-«Я и моя семья»
-«У нас в саду»
- «День защиты детей»
3.Раздел: «Мир вокруг дома - мир природы и людей в их единстве»
-«Что такое заповедник»
-«Красная книга - сигнал опасности»
-«Все про ветер»
-Игра - викторина «Животные нашего края»
- «Знатоки природы родного края»
-«Земля – мать, умей за нее постоять»
12
- «Дикие животные родного края»
- «Одуванчик» (занятие по изодеятельности, нетрадиционный способ)
- «Как человек охраняет природу»
- «Чудесный мешочек»
4.Раздел: « Круглый год» - народное изобразительное искусство нашего
края, традиции, календарь
-«В гостях у бабушки в деревне»
- «Заюшкина избушка»
- «Краса ненаглядная»
- «Эти мудрые русские сказки»
-«Чудо - чудное, диво - дивное»
-«Праздник Пасхи»
-«Знакомство с русской печью»
-Беседа по теме: «Декоративно-прикладное искусство в народных промыслах
Кемеровской области»
5. Блок занятий « Что такое Родина»
- Цикл занятий «Стоит над Сосною град старинный…»
-«Мы расскажем о Кемерово»
- Интегрированное занятие «Москва – столица России»
- «Россия родина моя»
-«Наша Родина - Россия, наш язык – русский»
-«Что мы знаем о нашей Родине?»
-«Россия на карте мира»
-«Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы»
- «Люби и знай родной край»
- «Ознакомление дошкольников с родным краем»
- «Знакомство с историей основания г. Кемерово, его гербом и народностями,
заселяющими Кемеровскую область»
- «Мой родной любимый Кемерово»
-«Прогулка по городу»
- Экскурсия « Вот эта улица, вот этот дом»
5.Блок занятий «Этих дней не смолкает слава»
- «Никто не забыт, ничто не забыто»
- «Мир» – это главное слово на свете»
-«Ордена и медали Великой Отечественной Войны»
- «Великий и светлый День Победы»
13
Структура занятий
Работу по каждой теме можно условно разделить на 3 этапа:
На
первом
дети
накапливают
впечатления,
получаемые
на
основе
предметно
-
чувственного
опыта,
делают
простейшие
предложения,
используют доступные им средства и способы познания.
На
втором
этапе
работа
расширяется
и
углубляется:
проводятся
наблюдения
и
эксперименты,
сравниваются
и
сопоставляются
причинно-
следственные связи, объясняющие характер познанного.
На третьем этапе детям предоставляется возможность использовать
обобщенные способы решения задач.
Ожидаемый результат
Воспитание интереса к истории малой родины.
Система отслеживания результатов
1. Первоначальная диагностика.
Цель:
определение
начального
уровня
развития
ребенка
до
освоения
содержания программы
2.Оновная диагностика.
Цель: определение итогового уровня развития ребенка в результате освоения
программных задач.
Результатом
уровня
освоения
программы
является
диагностика,
в
которую вошли следующие параметры:
Развивающие и дидактические игры:
«Кому спасибо говорим»
«Зоопарк»
«Спрячь зверюшку»
«Зайцы и волк»
«Звери в лесу»
«Собери птицу»
«Виды города» (разрезные картинки)
14
«Герб г. Кемерово» (разрезные картинки с гербами др. городов)
«Район, в котором мы живем» (настольная игра)
2 младшая группа
Детский сад. Начать работу по приобщению детей к социальному миру.
Понимать, что детский сад – это все помещение детского сада, помещение
группы, участок для прогулок, дети и взрослые, которые здесь работают и
заботятся о детях.
Природа.
Неживая природа. Иметь представление о некоторых ее объектах и их
свойствах: солнце круглое, яркое, светит, обогревает землю, радует все живое
теплом; вода теплая, холодная горячая, льется, переливается, проливается;
снег белый, холодный, пушистый, падает, лежит, лепится, рассыпается, тает;
песок
влажный,
сухой,
рассыпается;
камни
большие,
маленькие,
разной
формы, неровные, разноцветные; земля сухая, влажная.
Живая природа. Иметь представление о некоторых объектах живой
природы.
Узнавать
деревья,
травянистые
растения,
комнатные
растения,
выделять общие признаки растений.
Животный мир. Домашние звери и птицы; дикие звери и птицы; рыбы
местных водоемов и аквариумов; насекомые; земноводные.
Средняя группа
Улица. Знать, на какой улице живет, что улица – это дома, дворы,
дороги,
насаждения.
Понимать,
что
люди,
живут
рядом,
называются
соседями. Соседи знают друг друга, здороваются, общаются, обращаются за
помощью. Понимать, что соседями являются не только взрослые, но и дети.
Город. Понимать, что улица – часть города; город больше (поселка),
чем улица, улиц много, они разные. Знать памятные места города, культурные
15
центры. У города есть имя – название Кемерово. Знать, что люди, живущие в
городе, называются «Кемеровчане».
Неживая природа. Иметь представление об объектах неживой природы
и их свойствах в разное время года и при погодных и природных явлениях:
солнце, вода, лед, снег, песок, почва.
Живая природа.
Иметь представление о некоторых объектах живой
природы. Знать породы деревьев, травянистых растений, комнатные растения
Животный мир. Домашние звери и птицы, дикие звери и птицы, рыбы
местных водоемов и аквариумов. Насекомые, земноводные.
Старшая группа
Город. Знать, что рядом с Кемерово находятся другие города. Иметь
представление о некоторых исторических и культурных местах города, о
значении символов гербов и их назначении, о некоторых традициях.
Кемеровская
область. Иметь
представление
о
том,
что
Кемерово
является частью Кемеровской области. Область большая территория, в ней
много
городов,
поселков,
деревень.
Знать,
что
Кемеровская
область
так
названа по главному в ней городу – Кемерово. Знать, что люди, живущие в
городах,
в
поселках
и
деревнях
Кемеровской
области
называются
Кузбассовцами.
Представлять
символику
герба
Кемеровской
области.
Проявлять интерес к познанию своего края.
Природа.
Неживая природа. Знать особенности неживой природы;
Живая природа. Иметь представление о некоторой экосистеме родного
края:
Растения,
деревья
хвойные,
кустарники,
травы,
грибы,
животные,
растения.
16
Подготовительная группа
Город, Кемеровская область. Проявлять стойкий интерес к истории и
традиции города, края.
Понимать,
что
место,
где
он
родился,
вырос,
дорого
для
каждого
человека. Это его малая родина. Испытывать чувство гордости за нее.
Россия.
Иметь элементарные представления о том, что наша страна – Россия,
она
большая.
Центрально-черноземный
район
–
часть
России.
В
России
много краев и областей. Знать государственную символику России: герб,
флаг,
гимн.
Понимать,
что
есть
Родина
большая
и
малая:
Россия
–
это
большая Родина. Всех, кто живет в России, называется россиянами. Знать,
что
Москва
–
главный
город,
столица
России.
Иметь
представление
о
некоторых культурных и исторических местах Москвы. Проявлять интерес к
познанию свое Родины, испытывать чувство гордости за нее.
П р и р ода . Продолжить
знакомство
с
природой
родного
края,
растительным и животным миром, природной зоны региона, страны.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
17
Вторая младшая, средняя группы
Месяц
Тема занятия
Количество
занятий
Октябрь Детский сад – наш дом
1
Ноябрь
Экскурсия по детскому саду
1
Дом растений и животных
1
Декабрь Микрорайон, в котором ты живешь
1
Январь
Творческая деятельность
«Дом, в котором я живу»
1
Феврал
ь
Экскурсия по городу – главные
достопримечательности города
1
Март
Творческая деятельность «Город глазами
малышей»
1
Апрель
Животные нашего края
1
Май
Растения родного края
1
Всего
1 занятие в месяц
9 занятий в год
Старшая группа
Месяц
Тема занятий
Количество занятий
Сентябрь Мой замечательный город (просмотр
фильма)
1
18
Октябрь
История названия улиц нашего района
1
Ноябрь
Мы по улице пойдем
1
Декабрь
Государственные символы России
1
Январь
Реки
1
Февраль
Экологическая тропа
1
Они прославили наш город
Март
Папа, мама, я - Кемеровская семья
1
Апрель
Кемерово – спортивный
1
Май
Боевая слава города
1
Всего
1 занятие в месяц
9 занятий в год
Подготовительная группа
Месяц
Тема занятий
Количество занятий
Сентябрь Детский сад наш дом
1
Как живут наши друзья
1
Октябрь
Мой город, дороже которого нет
2
Ноябрь
Вот моя улица
1
Вечный огонь
1
Декабрь
Москва – столица Родины
1
Рождение города
1
19
Январь
Герб Кемерово
1
Музыкально – литературная гостиная
1
Февраль
Люби и знай родной край
1
Творческая деятельность
1
Март
Растения нашего леса
1
Полезные богатства нашего края
1
Апрель
Животные нашего леса
1
Реки нашего края
1
Май
Этот День победы
1
Итоговое занятие «Что? Где? Когда?»
1
Всего
2 занятия в месяц
18 занятий в год
Перспективный план работы по
нравственно – патриотическому воспитанию детей
(вторая младшая и средняя группы)
Месяц
Тема
Содержание занятий
Октябрь
«Детский сад наш дом»
«Прогулка по группам»
1. «Давайте познакомимся»
Цель: Помочь детям познакомится
друг с другом. Потешка «Кто из нас
хороший».
«Путешествие по группе»
Цель: Познакомить с основными
помещениями группы.
2. «В гости к детям»
Цель: Познакомить детей с
элементарной этикой приветствия,
воспитывать навык культурного
общения.
Рисование «Ладошки детей»
«Наши игрушки»
Цель: Воспитывать бережное
20
отношение к игрушкам.
Ноябрь
«Экскурсия по
детскому саду»
«Дом растений и
животных»
1.Рассматривание картины «Дети
играют в детском саду».
Экскурсия по детскому саду.
Цель: отвлечение детей от
переживаний; установление
доверительных отношений с
сотрудниками детского сада.
2. «Наш участок»
Цель: знакомство с участком группы.
Подвижная игра «Листопад».
Декабрь
«Микрорайон, в
котором ты живешь»
Экскурсия «Нас
окружают разные
дома»
1.Рассказ о микрорайонах нашего
города.
Цель: Воспитывать любовь к родному
городу.
Просмотр иллюстраций и фотографий
(дома, здания нашего города)
Январь
Творческая
деятельность
«Дом, в котором я
живу»
Рисование пальчиками «Мой дом»
Изготовление альбома, составление
рассказов «Дом, в котором я живу»
Февраль
«Его имя Кемерово»
Экскурсия по городу –
«главные
Рассказ о городе.
Просмотр фотографий города.
21
достопримечательности
города»
Март
Творческая
деятельность «Город
глазами малышей»
Рисование пальчиками «Мой город»
Апрель
«Животные нашего
края»
1.« Кто в домике живет»
Цель: Дать понятие зверей, которые
живут в наших родных краях: лиса,
волк, медведь, заяц.
2.«По дорожке в лес».
Цель: Воспитывать добрые чувства к
животным.
Подвижная игра «Зайка беленький
сидит».
Май
«Растения родного
края»
1.« Смотрит солнышко в окошко»
Цель: Формировать представление о
растительном мире родного края:
деревья, цветы, трава; воспитывать
любовь к природе родного края.
«А у нас цветут цветы»
Цель: бережное, заботливое
отношение к своему участку.
Перспективный план работы по
нравственно – патриотическому воспитанию детей
(старшая группа)
Месяц
Тема
Содержание занятий
Сентябрь
«Мой замечательный
город»
Просмотр фильма
Октябрь
«История возникновения
города»
Изготовление
альбома
«Природа моего края».
«Памятники города».
Оформление стенда
22
Кемерово теперь и
прежде»
Ноябрь
«Мы по улице пойдем»
Изготовление макета
города.
Дидактическая игра
«Путешествие по городу».
Декабрь
«Государственные
символы России».
«Герб города Кемерово»
Цель: Формировать
элементарное
представление о
символике нашей страны;
развивать познавательный
интерес к истории
государства.
Знакомство с флагом,
гербом;
изодеятельность «Нарисуй
герб семьи».
Январь
«Реки»
Рассказ о реках нашего
края и просмотр
иллюстраций с
изображением рек
Февраль
«Экологическая тропа»
Изучение растительности
нашего края с просмотром
иллюстраций и фотографий
«Они прославили наш
город»
Беседа о важности труда
выдающихся людей.
Март
Папа, мама, я –
Кемеровская семья
Викторина
Цель: выявить знания
семей о родном городе
Апрель
«Кемерово – спортивный»
Выставка детского рисунка
«Мы любим спорт»
Май
«Боевая слава города»
Изготовление
праздничных открыток,
встреча
с
ве т е р а н а м и
(прадедушкой
одного
из
детей).
Беседа о подвигах солдат в
Великой Отечественной
23
войне.
Перспективный план работы по
нравственно – патриотическому воспитанию детей
(подготовительная к школе группа)
Месяц
Тема
Содержание занятий
Сентябрь «Детский сад - наш дом»
Цель: Познакомить с
основными помещениями
детского сада.
В гости к детям.
Цель: Познакомить детей с
элементарной этикой
приветствия, воспитывать
навык культурного общения.
«Как живут наши друзья»
Прогулка по территории
24
детского сада (условия для
жизни растений)
Октябрь
«Мой город, дороже которого
нет»
Прогулки по городу.
Рассказы о
достопримечательностях
г. Кемерово, о людях разных
профессий, которые живут и
работают в нашем городе.
Звание «Почетный гражданин».
Изготовление альбома
совместно с родителями «Мой
город – моя судьба»,
чтение стихов о родном городе,
прослушивание песен
Ноябрь
«Вот моя улица»
Экскурсия по микрорайону,
знакомство с улицами:
Дидактическая игра «Найди,
где я живу».
«Вечный огонь»
История возникновения
«Вечного огня» и Аллеи
героев.
Декабрь
Москва – столица Родины
Знакомство с государственной
символикой.
Герб. Флаг. Гимн России.
Рождение города
Фотографии старого и нового
города
Январь
«Герб Кемерово»
Знакомство с флагом, гербом;
изодеятельность
«Закрашивание изображения
герба Кемерово»
Музыкально – литературная
гостиная
«Песни и стихи для тебя,
Кемерово»
Февраль
« Люби и знай родной край»
Оформление альбома
«Природа родного края».
Цель: Знакомить детей с
природой родного края.
25
Творческая деятельность
Пусть цветы радуют глаз
Март
«Растения нашего леса»
Дидактическая игра «Растения
нашего леса»
«Полезные богатства нашего
края»
Рассказ о полезных
ископаемых нашего края,
просмотр иллюстраций
Апрель
Животные нашего леса
Цель: рассказать детям о
животных, обитающих в наших
лесах; формировать
ответственное и бережное
отношение к родной природе.
Реки нашего края
Цель: продолжить знакомить
детей с ценностями Сибири, с
ее богатствами.
Май
«Этот день Победы»
1.Рассказ – Беседа о Дне
Победы «Никто не Забыт,
Ничто не Забыто»
Цель: обогатить знания детей о
великом и светлом празднике
— Дне Победы.
2.Оформление стенда «Никто
не Забыт, ничто не забыто».
Цель: пробудить у детей
интерес к истории своего
района, города, страны;
воспитывать детей в духе
патриотизма, любви к Родине,
гордости ее историческим
прошлым.
«Что? Где? Когда?»
Викторина
(знания о родном городе)
26
Контрольные задания для определения уровня сформированности
знаний о родном городе у детей 5-7 лет
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить
уровень
знаний
о
родной
городе,
крае
(знать
н а з ва н и е
своего
города,
района,
домашнего
адреса. Называть
достопримечательности города, площадей, скверов).
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть
на
фотографию,
назвать
памятник
и
обозначить
фишкой
на
карте
его
местонахождение.
Оценка результатов
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний
адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает
27
достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы,
площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок
иногда
допускает
незначительные
ошибки.
Знает
название
достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На
поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают
слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок
часто
допускает
ошибки.
Затрудняется
назвать
домашний
адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с
трудом, в основном неверно.
Задание 2. «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о
гербе родного города.
Материалы: Герб города Кемерово.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба города Кемерово.
Оценка результатов
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок
правильно
называет
цвета
флага
и
знает
порядок
их
расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего
города. Может объяснить символику Кемеровского герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок
допускает
незначительные
ошибки.
С
помощью
взрослого
рассказывает о символах гербов и их значении.
28
Низкий уровень (1 балл)
Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за
помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание
3. «Историко-географический и природный компоненты
родного края»
Цель: Определить
уровень
сформированности
знаний
о
природных
богатствах нашего края; о историко-географическом расположении родного
города.
Ход
проведения. Педагог
предлагает
рассказать
о
географическом
расположении
города,
о
растительности,
животном
мире
родного
края.
Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба
водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего
края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при
ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень: (2 балла)
29
Ребенок
иногда
затрудняется
ответить
на
вопрос,
или
отвечает
на
вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при
ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4. «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно,
последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный
вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие
вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в
городе Кемерове?
- Что интересного о родном городе ты запомнил?
Оценка результатов
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает
на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он
узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с
книгой.
30
Средний уровень (2 балла)
Ребенок
не
всегда
связно
отвечает
на
поставленные
вопросы.
Ему
требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы
дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не
оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок
затрудняется
отвечать
на
поставленные
вопросы.
Помощь
педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на
ответы,
дети
часто
отмалчиваются.
Речь
односложная,
с
ограниченным
запасом слов, не используют предметные термины.
Уровни сформированности знаний о родном городе
у детей 5-7 лет
Ф. И. ребенка_____________________________________
Контрольные задания
Количество баллов
«Родной город»
«Символика родного города»
«Историко – географический и природный
компоненты родного края»
«Личностное отношение к родному городу»
Общее количество баллов:
Высокий уровень (10 – 12 баллов). Знает название города, края, свой
адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые
зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города,
может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы
быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний
уровень
(7
–
9
баллов).
Знает
название
города,
свой
д о м а ш н и й адрес,
герб
города
Кемерово;
затрудняется
назвать
31
достопримечательности,
улицы,
площади
города
(делает
это
после
пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы
быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным
запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (4 – 6 баллов). Ребенок затрудняется отвечать на
поставленные
вопросы,
знает
названия
города,
не
может
объяснить
символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не
оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь
односложная,
с
ограниченным
запасом
слов,
не
используют
предметные
термины.
Педагогическая диагностика по программе
«Люби и знай родной свой край»
Уровни усвоения программы
2 младшая группа
Низкий
Средний
Высокий
В ответ на просьбу
взрослого ребенок
показывает и называет
объекты природы,
наиболее яркие их
признаки. Под
руководством взрослого
выполняет некоторые
обследовательские
действия. Эпизодически
принимает участие в
уходе за растениями и
животными.
Эмоциональные реакции
в общении с природой
слабо выражены. Знает,
как зовут детей,
воспитателя. Называет
помещения в группе.
Ребенок самостоятельно и
по просьбе взрослого
различает и называет
несколько объектов
природы, выделяет их
признаки, свойства
непосредственности. Под
руководством взрослого
обследует объекты,
сравнивает их по
отдельности отличительным
признакам. Проявляет
интерес к ярким,
динамичным объектам
природы. Под влиянием
взрослого выражает
сочувствие, сопереживание,
восхищение. Имеет понятие
о микрорайоне, в котором
Ребенок различает и
называет конкретные
виды деревьев,
кустарников,
травянистых растений,
животных разных
групп нашего края.
Определяет основные
особенности органов,
замечает и понимает
признаки живого,
движение, питание,
состояние по сезонам.
Устанавливает
отдельные частные
связи с помощью
взрослого. Активно
участвует в уходе за
растениями и
32
живет. Знает название
города, что дети маленькие
жители родного города.
Называет помещения
детского сада, знает о
назначении детского сада.
животными.
Любознателен,
эмоционален в
общении с природой,
проявляет бережное
отношение к объектам
природы. Умеет
различать и выделять
микрорайон, в
котором живет. Знает
главные площади,
домашний адрес.
Средняя группа
Низкий
Средний
Высокий
Объем представлений
о растениях и
животных
незначителен.
Ребенок знает
совместно со
взрослым некоторые
признаки внешнего
строения, яркие
особенности
поведения движения,
отдельные части
растений. Наблюдает
за растениями и
животными только по
предложению
взрослого. Интерес к
природе ситуативен,
эмоциональные
реакции в общении с
ней слабо развиты.
Знает домашний
адрес. Учет
ориентироваться в
помещении детского
сада и на территории
Ребенок узнает и называет
несколько растений, некоторых
зверей, птиц, рыб, ярких
насекомых, опираясь на
отдельные признаки. Интерес и
желание ухаживать за
растениями и животными не
устойчивы, избирательны.
Самостоятельные наблюдения
за ним редки. Знает понятие
«улица», знает название
прилегающих к детскому саду
улиц. Знаком с
достопримечательностями
города. Знает о том, что
сознательная дисциплина –
основа безопасных прогулок.
Ребенок знает
достаточно большое
количество растений и
животных, их
характерные
признаки. Правильно
определяет их
принадлежность к
живым существам на
основании выделения
у конкретных
объектов признаков
живого. Проявляет
интерес к
особенностям их
жизни, радость от
общения, сочувствие
попавшим в беду.
Отношение к
животным и
растениям достаточно
осознанное. Умеет
различать и называть
район в котором он
живет. Знает
памятные места
33
детского сада.
города.
Старшая, подготовительная к школе группы
Низкий
Средний
Высокий
Ребенок знает некоторые
потребности растений и
животных, устанавливает
частные связи объектов со
средой обитания. Сложились
некоторые существенные
представления о живом.
Трудовые процессы
выполняет не самостоятельно,
качество труда низкое.
Проявление гуманного
отношения к природе
ситуативно. Знаком с
правилами личной
безопасности: не пить
грязную воду, не есть
грязными руками. Знает
историю города.
Знает признаки
живого, устанавливает
частные и некоторые
общие связи объекта
со средой обитания.
Использует известные
способы наблюдения
для познания
закономерностей
природы. Трудовые
процессы выполняет
самостоятельно, но не
достаточно
результативно.
Замечает нарушения
правил поведения в
природе, мотивирует
необходимость их
соблюдения
отдельными
ценностями
природных объектов –
практической пользой,
красотой. Имеет
представление о
природных богатствах
недр родного края.
Знает, что такое
Легко устанавливает
частные и общие связи
между состоянием
живых существ, средой
обитания и
соответствием условий
потребностям. Владеет
первоначальными
обобщенными
представлениями о
живом. Умеет доказать
принадлежность к
живому людей,
животных, растений,
называет всю
совокупность
существенных
признаков. Гуманно
относится к природе,
охотно и качественно
выполняет трудовые
процессы. По
собственной
инициативе длительно
наблюдает за природой.
Моделирует признаки
объектов и связи.
Эмоционально
34
Красная книга; какие
растения и животные
Кемеровской области
занесены в нее.
воспринимает природу,
видит ее красоту.
Знаком с проблемой
загрязнения
окружающей среды.
Знает обычаи,
традиции русского
народа. Историю
возникновения,
символику, столицу
Родины – Москву.
Список литературы
1.
Бойчук, И. В. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного
возраста
с
русским
народным
творчеством
[Текст]:
методическое
пособие / И. В. Бойчук.- Москва: изд. «Росмэн», 2009.
2.
Громыко, М. М. Мир русской деревни [Текст]: методическое пособие /
М. М. Громыко. – Москва: «Линка-пресс»,1991.
3.
Князева,
О.
Л.
Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной
культуры [Текст]:
методическое
пособие
/
О.
Л.
Князева.- Москва:
«Линка-пресс»,1999.
4.
Кондратьева,
Н.
Н.
Программа
экологического
образования
детей
[Текст]: методическое пособие / Н. Н. Кондратьева.- Санкт-Петербург:
изд.: «Детство-Пресс»,2006.
5.
Гнатишин, В. Н. Атлас Кемеровской области [Текст] / В. Н. Гнатишин. -
Новосибирск: фабрика Роскартографии, 2002. — 36 с.
6.
Логинова, В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в
детском саду [Текст]: методическое пособие / В. И. Логинова .- Санкт-
Петербург, изд.: «Детство-Пресс»,2006.
7.
Маневцева, М. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического
воспитания
дошкольников [Текст]:
методическое
пособие
/
М.
Г.
Маневцева.- Москва: изд. «Росмэн», 2009.
8.
Модонова, Л. П. Беседа с детьми о нравственности и экологии [Текст]:
методическое пособие / Л. П. Модонова.- Москва: изд. «Росмэн», 2009.
35
Приложение
Анкета «Готовность к работе по духовно-нравственному воспитанию»
1.Какой смысл вы вкладываете в понятие « гражданин», «гражданское
воспитание»? _________________________________________________
______________________________________________________________
2.Считаете ли вы необходимым и возможным начинать духовно-
нравственное воспитание с раннего дошкольного детства? Почему?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
3.Достаточно ли хорошо вы знаете культурно - историческое наследие города,
края (в рамках дошкольного возраста), чтобы обеспечить знания детей?
_________________________________________________ _______
4.Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах
культуры и истории родного города, края?
______________________________________________________________
5.Как вы думаете, с какого лучше возраста необходимо развивать у детей
интерес к природному и культурному наследию родного города, края?
_______________________________________________________________
6.Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении
детей с родным городом, краем? Перечислите известные вам источники.
_________________________________________________________________
36
7.Какую развивающую среду вы бы сделали (или имеется) по данной теме?
Перечислите.
_______________________________________________ _______________
_________________________________________________
8.Какими профессиональными умениями по данной теме Вы могли бы
поделиться? _________________________________________________
____ _________________________________________________________
Спасибо!