Автор: Зегря Лариса Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ Центр образования 633 Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Во имя твое, Ленинград" Раздел: среднее образование
Методическая разработка по патриотическому воспитанию
«Растим патриотов России»
«ВО ИМЯ ТВОЕ, ЛЕНИНГРАД»
Организация и проведение «Уроков Мужества», тематических занятий,
обучающих экскурсий (занятий), торжественных мероприятий, посвященных
памятным событиям Российской истории
Зегря Лариса Николаевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Центр образования №633
Пр. Науки 24 корп.3
Калининского района
Санкт-Петербург
2016
От автора
Предлагаемый материал представляет собой разработку проведения
внеклассного мероприятия (7-9 классы), посвященного теме: «Урок
мужества» с целью воспитания патриотизма у подрастающего поколения,
всестороннего развития личности, ее творческого потенциала.
Внеклассное мероприятие позволяет выйти за рамки школьной программы,
расширить кругозор, активизировать познавательную деятельность.
Разработку можно использовать как один из вариантов построения
мероприятия.
«Во имя твое, Ленинград!»
Цель: воспитать патриотизм, уважение, чувство гордости и благодарности к
великим подвигам героев Великой Отечественной войны.
Музыкальное сопровождение: Д. Шостакович Седьмая симфония
Ход мероприятия
Ведущий 1. История знает немало примеров героической обороны крепостей
и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь
далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого
мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900-
дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной
войны.
Ведущий 2.Вымирали целыми семьями, кварталами. Весной 1942 года при
таянии снега на улицах и площадях было найдено около 13 тысяч трупов.
Всего в ноябре голод унес жизни свыше 11 тысяч жителей, в декабре – 53
тысяч, в марте – 90 тысяч! Люди замерзали на улицах, на площадях, в
парадных, угасали в постелях, сидя на стульях.
Ведущий 1. Город переживал трагические дни.
Ведущий 2. Не было продуктов, прекратилась подача электроэнергии, вышли
из строя водопровод и паровое отопление. Топливо по ценности
приравнивалось к хлебу.
Ведущий 1. Город казался черным. Узкие тропинки вдоль домов. Снежные
шапки на трамваях и троллейбусах. Тишина, глухая, беспробудная.
Чтец.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных…
Свистят снаряды, свирепеет стужа…
-Товарищи, мы в огненном кольце…
О. Берггольц
Ведущий 2. Но город жил.
В осажденном городе Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал свою
знаменитую симфонию, названную Ленинградской. В подвалах Эрмитажа
работали прославленные художники, архитекторы, ученые, отказавшиеся
уехать из Ленинграда. Иван Яковлевич Билибин до последнего дня работал
над образами былинных русских богатырей. На все предложения уехать
старый художник отвечал: « Из осажденной крепости не бегут, а
обороняются»
Звучит отрывок из Седьмой симфонии Шостаковича
Ведущий 1.Зал филармонии был переполнен. Жители города и фронтовики
сидели в креслах и не хорах. Среди музыкантов было много вчерашних
защитников города. В этот вечер в центре Ленинграда не разорвался ни один
снаряд. Это была пауза, наполненная жизнеутверждающей музыки.
Чтец.
И когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним
Как гром величаво
Другая симфония началась…
И в зале – шквал…
И по фронту шквал…
…А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий.
Защитив от обстрела площадь Искусств.
Н.Савков. «Седьмая симфония»
Ведущий 2. После концерта Ольга Берггольц вспоминала: «Я глядела на него
(Шостаковича) маленького и хрупкого, в больших очках и думала: «Этот
человек сильнее Гитлера».
Ведущий 1. Композитор знал, что такое счастье, мир, он увидел сам, как в
светлое и святое вторгается фашизм. Он рассказал и показал горе, боль
народа, его силу и величие, мужество, необходимое стремление народа к
Победе.
Чтец.
…Над миром взрывалась гроза.
Еще никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти.
Как дом, от полов до стропил,
Охваченный пламенем сразу,
Оркестр, обезумев, вопил
Одну музыкальную фразу.
Ее пламя дышало в лицо,
Глушила ее канонада.
Она прорвала кольцо
Блокадного Ленинграда…
М.Матусовский «Седьмая симфония в Москве»
Ведущий 1. Еще с одним известным именем связан период самых тяжелых
испытаний во время блокады – ленинградской поэтессы Ольги Берггольц.
Вот некоторые цитаты из ее биографии.
Ученица. « …жизнь моя, как и большинства моих современников, так
счастливо сложилась, что все главные даты ее совпадают с главными
событиями страны и народа. Я родилась в Петербурге за Невской заставой 18
мая 1910 года. Тургеневской девушки из меня не получилось, как мечтала моя
мама».
Перебирая в памяти былое,
Я вспоминаю песни первые свои:
«Звезда горит над розовой Невою,
Заставские бормочут соловьи…»
Теперь - ты прав, мой первый и пропавший,
Пою другое, плачу о другом.
А юные девчонки и мальчишки
Они о том же: сумерки, Нева…
И та же нега в этих песнях дышит.
И молодость по-прежнему права.
Ведущий 2. Как сумела она все вынести? Первый муж, поэт Борис Корнилов,
расстрелян. Второй, Николай Молчалин, умер от голода в блокаду. Две
дочери умерли еще до ареста. Ирине не было восьми лет, Майе – года.
Третий ребенок, которого ждала Берггольц, не родился: его и ее сгубила
тюрьма.
Ученица. «В начале 1937 года меня обвинили в связи с врагом народа,
арестовали, исключили из партии». Позднее «я была полностью
освобождена и реабилитирована. Вернулась в пустой наш дом».
Чтец. Нет, не из книжек наших скудных –
Подобья нищенской сумы,
Узнаете о том, как трудно,
Как невозможно жили мы.
Как на допросах, стиснув зубы,
Мы отрекались от себя.
Как в духоте бессонных камер
И дни, и ночи напролет
Без слез, разбитыми губами
Твердили «РОДИНА», «НАРОД».
И находили оправданье
Жестокой матери своей,
На бесполезное страданье
Пославшей лучших сыновей…
Ведущий 1.Любовь к Родине – вот что помогло выжить и выстоять в самый
тяжелый период жизни.
Чтец
Он настал, наш час, и что он значит,
Только нам с тобою не дано.
Я люблю тебя – я не могу иначе.
Я и ты – по-прежнему – одно.
Ведущий 2. Ее называли «блокадной мадонной». По распоряжению горкома
Ольга Берггольц выступала по радио почти ежедневно. «Ленинградская
поэма», «Февральский дневник» - сами названия этих говорят нам о
дневниковом характере ее творчества.
Чтец.
Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила…
Горжусь, что до сих пор могу трудиться,
Не складывая ослабевших рук.
О да, мы счастье страшное открыли –
Достойно не воспетое пока,
Когда последней коркою делились,
Последнею щепоткой табака…
Ведущий 2. Долгожданный час наступил в ночь с18 на 19 января 1943 года.
Кольцо разорвано!!!
Чтец. О как мы встретим наших ленинградцев,
Не забывавших колыбель свою!
Нам только надо в городе прибраться:
Он пострадал, он потемнел в бою.
Но мы залечим все его увечья,
Следы ожогов злых, пороховых.
Мы в новых платьях выйдем к нам навстречу.
Ведущий 2. 27 января 1944 года – день великого ликований ленинградцев,
которого ждали все. Каждый год в этот день идут жители города
поклониться и возложить цветы к мемориалу на Пискаревском кладбище,
Аэродрому «Гражданка», «Блокадному колодцу», в память о тех, кто умер от
холода и голода во время блокады. Мы никогда не забудем трагедию, которую
перенесли ленинградцы в Великую Отечественную войну.
Отмечая каждую весну День Победы, глядя в расцвеченное праздничным
салютом небо мы вспоминаем о жертвах блокады.
Литература
1.
Политическая литература, 1988/1989, 1989/1990
2.
Сборник сценариев. Чебоксары: КЛИО,1997
3.
Синова И.В. Государственные праздники России. СПб. Литера, 2006.
4.
Детская энциклопедия. Космос. М.: АСТ, 1997