Напоминание

"Исрользование здоровьесберегающих технологий в развитии личности дошкольников"


Автор: Пчелова Инесса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ - детский сад № 48 "Ласточка"
Населённый пункт: город Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Исрользование здоровьесберегающих технологий в развитии личности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование здоровьесберегающих технологий в развитии личности

дошкольника

Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего

здоровья,

для

сохранения

трудоспособности,

физической

активности

и

бодрости

до

глубокой

старости.

Самой

актуальной

проблемой

на

сегодняшний

день

является

сохранение и укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и

еще

раз

повторить:

забота

о

здоровье

ребенка

-

это

важнейший

труд

воспитателя».

Здоровье

рассматривается

как

полное

физическое,

психическое

и

социальное

благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть

активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Общеизвестно,

что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От

здоровья

подрастающего

поколения

зависит

будущее

России.

Однако

ученые

констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И

более того имеет тенденцию к нарастанию.

К

сожалению,

в

иерархии

человеческих

потребностей,

здоровый

образ

жизни

находится

далеко

не

на

переднем

плане,

а

по

сути

своей

именно

он

должен

стать

первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства,

воспитывать

у

детей

активное

отношение

к

своему

здоровью,

понимание

того,

что

здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о

своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у

детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и

укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому

образу жизни.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся

жизнедеятельность ребёнка в детском саду должна быть направлена на сохранение и

укрепление здоровья.

По

данным,

опубликованным

в

Государственном

докладе

о

состоянии

здоровья

населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в

состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому

проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

С

этой

позиции

в

центре

работы

по

полноценному

физическому

развитию

и

укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов

и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок

проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в

основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому

в

ДОУ

необходим

поиск

новых

подходов

к

оздоровлению

детей,

базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния

здоровья

каждого

ребенка,

учете

и

использовании

особенностей

его

организма,

индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Здоровьесберегающая

среда,

созданная

в

условиях

детского

сада,

способствует

обеспечению

адаптации

ребенка

в

социуме,

реализации

потребностей

детей

в

двигательной

активности

и

более

эффективному

развитию

двигательных

навыков,

целостному

формированию

потребностей

в

сохранении

и

укреплении

здоровья,

в

осознанной

мотивации

на

здоровый

образ

жизни

посредством

методов

воспитания,

самовоспитания.

Только

здоровый

ребенок

может

быть

успешен

в

процессе

личностного

и

интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных

привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением

дошкольников

приемам

совершенствования

и

сохранения

здоровья

приведут

к

положительным результатам.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс

мер,

направленных

на

сохранение

здоровья

ребёнка

на

всех

этапах

его

обучения

и

развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на

сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее

время их общее название «здоровьесберегающие технологии».

Цель

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

обеспечить

ребенку

в

условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья,

сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного

характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в

повседневной жизни.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

-

это

система,

создающая

максимально

возможные

условия

для

сохранения,

укрепления

и

развития

духовного,

эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов

образовательного процесса (учащихся, педагогов и др.).

Задачи здоровье сберегающей технологии:

1.

объединить

усилия

сотрудников

и

родителей

для

эффективной

организации

физкультурно-оздоровительной

работы,

в

том

числе

и

профилактике

нарушений

плоскостопия и осанки.

2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в

природе и мегаполисе.

3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением

и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Современные здоровьесберегающие технологии:

1.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг,

ритмопластика,

динамические

паузы,

подвижные

и

спортивные

игры,

релаксация,

технологии

эстетической

направленности,

гимнастика

пальчиковая,

гимнастика

для

глаз,

гимнастика

дыхательная,

гимнастика

бодрящая,

гимнастика

корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное

занятие,

проблемно-игровые

(игротреннинги

и

игротерапия),

коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж,

биологическая обратная связь (БОС).

3.

Коррекционные технологии:

Арттерапия,

технологии

музыкального

воздействия,

сказкотерапия,

технологии

воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и

логопедическая ритмика

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела

оздоровительную

направленность,

а

используемая

в

комплексе

здоровьесберегающая

деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ

жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Роль проектной деятельности в формировании основ здорового образа жизни у

детей дошкольного возраста.

Использование проектного метода в системе создания максимально возможных

условий

для

сохранения,

укрепления

и

развития

духовного,

эмоционального,

интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников считаю, наиболее

эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии

с собственным профессиональным уровнем;

Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе

физического воспитания и укрепления здоровья детей;

Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и

потребностями.

Основываясь

на

личностно-развивающем

подходе

к

обучению

и

воспитанию,

проектный

метод

развивает

познавательный

интерес,

любознательность

к

различным

областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в

данном

случае,

дает

представления

об

окружающем

и

способствует

физическому

развитию .

Спецификой

метода

является

сотворчество

взрослого

и

ребенка

в

решении

проблемы,

лично

значимой

для

ребенка.

Основа

этого

метода

самостоятельная

деятельность

детей

исследовательская,

познавательная,

продуктивная,

в

процессе

которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети

свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются

новые проекты.

Мы педагоги ДОУ и дети идем этим путем вместе, от проекта к проекту, постепенно

усложняя практические задания, планируемые и выполняемые детьми.

Работая

над

проектом,

дети

учатся

ставить

цель,

подбирать

средства

для

ее

достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность,

учатся мыслить, т. е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это

система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная

перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений,

развиваются

такие

качества

личности,

как

самостоятельность,

инициативность,

любознательность, опыт взаимодействия.

Проекты помогают развивать:

активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей;

осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

творческие способности детей;

умение наблюдать;

умение слушать;

навыки обобщения и анализа;

мышление;

видение проблемы с разных сторон, комплексно;

воображение;

внимание, память, речь.

Таким

образом,

мы

можем

сформулировать

основные

теоретические

позиции

проектного обучения следующим образом:

В центре внимания – ребенок.

Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный

смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.

Здоровье

дошкольника

необходимое

условие

физического

и

психического

развития. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного

психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент

здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Метод

проектов

актуален

и

очень

эффективен.

Он

дает

ребенку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания,

развивать

творческие

способности, коммуникативные, физические умения и навыки.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает

связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает

познавательную

активность,

самостоятельность,

творчество,

умение

планировать,

работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.



В раздел образования