Автор: Негуляева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Малыш"
Населённый пункт: с. Бондари, Бондарского района, Тамбовской области
Наименование материала: ЭССЕ
Тема: " Я педагог "
Раздел: дошкольное образование
ЭССЕ. «Я педагог»
« Что я могу?
Что я должен?
На что я смею надеяться?
Что я сам за человек?»
И.Кант
Передо мной чистый лист. На нём я должна изложить свои размышления.
Написать всегда труднее, чем думать вслух. Очень много вопросов, на
которые я хочу дать себе ответ. Почему я стала педагогом?
«Моя педагогическая философия….» Каждое из этих ёмких слов рождает в
сознании сотни ассоциативных связей. Что значит «моя»? Это то, что
присуще мне. То, что мне ближе, понятней, т.е. то, что я выбираю лично для
себя в своей работе. Что значит «педагогическая»? Педагог с греческого
языка переводится буквально так. «Пейда» - ребёнок, «гогос» - вести. То есть
педагог - это тот, который ведёт ребёнка, но не в пустую, а даёт знания,
умения, навыки, с которыми ему идти затем дальше во взрослой жизни, в
социуме. Значит, мне как педагогу, нужно конкретно ставить и решать такие
задачи по воспитанию и обучению, которые соответствовали бы требованиям
современного общества. Что значит «философия»? Это такое широкое
понятие. С греческого слово конкретно переводится как «любомудрие». Что
же получается? Мудрость, присущая мне. А мудрость приходит с опытом.
Значит, «Моя педагогическая философия» - это мои педагогические
убеждения, которые пришли с опытом.
Я, проработав в детском саду двадцать лет, поняла, что работать с детьми не
скучно. Все эти годы были разные. Я разная, дети разные, жизнь разная. Но,
не смотря на это, воспитатель не должен быть слабым. Он должен быть
сильным и интересным, прежде всего самому себе (а иначе ты никому не
будешь интересен), он должен сначала "возлюбить самого себя", чтобы потом
также "возлюбить" своих детей. Не отрицая силы и значения Разума, в
основание всего следует положить именно Любовь и Доброту, ибо жизнь,
большинство наших детей, не балует, а "уменьшение
любви и доброты есть всегда уменьшение жизни". (И.Бунин). И дай бог,
чтобы она не сломала наших детей, чтобы их "опыты быстротекущей жизни"
не были слишком горькими и не оказались сильнее всего доброго и
прекрасного, что может и должен заложить в них детский сад. В моей работе
на первый план выходит просто человеческое качество: помочь, увидеть
прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам.
Потому что самая большая ценность на земле – это дети. То, во имя чего мы
живем. Ведь если мы посадим дерево, построим дом, но не воспитаем сына,
то для кого этот дом и дерево?
Дети – это наше будущее. Я с радостью иду на работу, и получаю
удовольствие от общения с детьми. С ними я забываю о проблемах, не
чувствую усталости, они вдохновляют меня на творчество. Каждый день,
приходя в детский сад, я вижу детские глаза, которые горят радостью от
встречи со мной. Дети бегут ко мне на встречу, ожидая какого-то чуда, следя
за каждым моим словом, за интонацией голоса. С детьми не бывает скучных
и однообразных дней, каждый раз происходит что-то новое, интересное,
открывается новый мир, новая жизнь.
Именно благодаря воспитателю ребенок впервые знакомиться с социумом,
проявляет себя в командной деятельности и, конечно же, развивается как
личность. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю
жизнь. Поэтому я стараюсь обеспечить детям эмоциональный комфорт,
атмосферу любви и взаимопонимания, интересную, содержательную и
познавательную жизнь в детском саду, создавая условия для полноценного
разностороннего развития.
Великий педагог Г.Песталоцци, практиковавший педагогику, сказал: «Если не
любить, то не имеешь право воспитывать». Действительно, без любви не
может быть воспитателя. Любовь воспитателя к детям - это любовь не к
избранным, а к каждому ребенку – покладистому и трудному, подвижному и
медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому.
Своим достижением в работе я считаю достижения моих воспитанников, их
успехи. А еще благодарность родителей, сотрудников, учителей. И, конечно
же - любовь, доверие и привязанность детей. Это счастье для воспитателя,
когда ребенок, приходя в детский сад, говорит: «Я по тебе скучал!». А
бывшая воспитанница, воспитанник при встрече скажет: «Как я рада видеть
Вас, моя любимая воспитательница». Вот она бесценная награда за твои
труды.
Я убеждена, что мне как воспитателю и как педагогу, надо приложить все
усилия, чтобы детям жилось легко, интересно. Надо выбрать такие методы и
приёмы, чтобы воспитанники усвоили и поняли материал. А они такие
разные! Следовательно, надо сориентироваться на каждого индивидуально.
Ведь недаром В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»
говорил, что успех возможен только при глубоком знании духовной жизни и
особенностей каждого ребёнка». Это актуально и в 20 веке и в 21. А
технологии в 21 веке шагнули далеко вперёд. И надо не отстать, поспеть в
ногу. Даже А.С.Пушкин говорил «в просвещении быть с веком наравне».
Очень хорошо, что появились новые образовательные ресурсы. Они
облегчают обучение, делают его наглядным, доступным, интересным. Но не
надо торопиться. Надо жить. Но жизнь наша не сказка. А так хочется счастья.
И детям в том числе. Значит моя главная задача как педагога в том, чтобы
ребенок был счастлив. А он будет счастлив тогда, когда приносит радость,
когда преодолеваются трудности, когда он может реализовать себя как
личность, когда есть удовлетворение от проделанной работы. Это и есть мое
педагогическое убеждение.
И я уверена, что в нашем сложном мире мои воспитанники станут
настоящими людьми: умными, чуткими, надежными, активными и
творческими.