Напоминание

Использование проектного метода в развитии познавательной активности детей в ДОО.


Автор: Лукманова Рима Минибаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОО детский сад "Ёлочка"
Населённый пункт: город Лянтор,Сургутский район
Наименование материала: статья
Тема: Использование проектного метода в развитии познавательной активности детей в ДОО.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование проектного метода в развитии познавательной

активности детей в ДОО.

В

настоящее

время

наш

коллектив

реализует

основную

общеобразовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС и

создает условия для формирования общей культуры воспитанников, развитие

физических,

интеллектуальных

и

личностных

качеств,

формирования

предпосылок

учебной

деятельности,

обеспечивающих

социальную

успешность, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста,

коррекцию

недостатков

в

физическом

и

(или)

психическом

развитии.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем

того мира, который его окружает. Для него все впервые: страх и радость,

солнце и дождь. Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так

как

познавательная

активность

очень

высокая:

каждый

ответ

на

вопрос

рождает новые вопросы.

Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, пришла к выводу,

что развитие познавательной активности в дошкольном детстве – один из

важнейших

объектов

исследования,

это

самостоятельная

инициативная

деятельность

ребенка,

направленная

на

познание

окружающей

действительности

(как

проявление

любознательности)

и

определяющая

необходимость решать задания, которые ставятся перед ним в конкретных

жизненных ситуациях.

Проведя диагностику, увидела, что воспитанники недостаточно владеют

разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят

мыслительные

операции

(затрудняются

задавать

вопросы,

отвечать

на

поставленные им вопросы), анализировать, сравнивать, группировать.

У

большинства

детей

предпосылки

поисковой

деятельности

развиты

недостаточно

хорошо.

По

результатам

диагностики

я

сделала

вывод

о

необходимости работы по развитию познавательной активности детей.

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя

собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая на их

основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые

кем-то знания в «готовом виде». (А.И. Савенков). Следовательно, необходимо

увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном

процессе.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так,

чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них

ответы.

Однако

нет

целостного

подхода

к

развитию

исследовательской

деятельности в аспекте личностного развития ребенка- дошкольника. И это

свидетельствует

об

актуальности

проблемы

развития

исследовательской

деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане

развития ребенка.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы,

которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми

дошкольного

возраста.

Именно

этот

возраст

характеризуется

более

устойчивым

вниманием,

наблюдательностью,

способностью

к

началам

анализа,

синтеза,

самооценке,

а

также

стремлением

к

совместной

деятельности.

И,

что

немало

важно,

проект

учитывает

совместную

познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. А

также проектный метод основан на интеграции образовательных областей,

видов

детской

деятельности,

что

нашло

свое

отражение

в

федеральных

государственных

требованиях

(ФГОС),

которое

направлено

на

развитие

творческих

способностей.

Развитие

познавательной

активности

ребенка

дошкольного возраста в последнее время очень актуально по целому ряду

причин:

Во-первых: ребенок как можно раньше получает позитивный социальный

опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых: все возрастающая динамичность экономических и социальных

отношений

требует

поиска

новых,

нестандартных

действий

при

самых

разных

обстоятельствах.

Нестандартность

действий

основывается

на

оригинальности мышления.

Конечно, мы педагоги дошкольных учреждений очень чутко относимся к

детям

и

поддерживаем

их

эмоционально,

однако

не

надо

выполнять

творческие задания за ребенка, а надо целенаправленно подводить его к

нестандартным решениям вопроса, находя различные пути достижения цели.

Таким

образом,

возникает

противоречие

между

пониманием

того,

что

необходимо

использовать

проектную

деятельность

в

детском

саду

для

развития познавательной активности и отсутствием достаточного опыта в

практике.

Целью

является

создание

системы

работы

по

развитию

познавательной

деятельности дошкольников на основе проектного метода.

1.

Увеличить развивающее пространство через подбор стимулирующего,

дидактического

и

развивающего

материала

соответственно

сенситивным периодам детского развития.

2.

Формировать

активную

родительскую

позицию

на

о снове

продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.

3.

Провести

экспериментальную

проверку

эффективности

проведения

проектной деятельности.

ФГОС предусматривает решение программных образовательных задач в

совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности

детей в рамках образовательной деятельности, в режимных моментах. Свою

деятельность рассматриваю с позиции интеграции образовательных областей

(социально-коммуникативное

развитие,

познавательное

развитие,

речевое

развитие,

художественно-эстетическое

и

физическое

развитие)

и

в

соответствии

с

возрастными

особенностями

детей.

Считаю,

что

использование

проектной

деятельности

детей

приведет

к

активизации

механизма

детского

саморазвития,

в

результате

которой

познавательная

инициативность и творческая активность перейдут на качественно новый

уровень. Вместе с детьми провели ряд проектов (краткосрочные): «Спички

детям не игрушка!», «Жили –были…». Долгосрочный проект «Сделай мир

добрее»

В

своей

работе

опираюсь

на

взгляды

современных

педагогов

новаторов:

Л.А.

Венгера,

Б.П.

Никитина,

А.

В.

Запорожца

и

других.

Использую технологии авторов Н. Е. Вераксы, А. Н. Вераксы «Проектная

деятельность

дошкольников»,

Л.

С.

Киселевой

«Проектный

метод

в

деятельности дошкольного учреждения»

.

Основные этапы метода проектов

1.

Целеполагание: выбираем с детьми наиболее актуальную и посильную для

них задачу на определенный отрезок времени.

2.

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.

К кому обратиться за помощью (родителям, воспитателю);

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

С какими предметами научиться работать для достижения цели;

3.

Выполнение проекта – практическая часть.

4.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Для

развития

познавательной,

исследовательской

активности

у

детей,

использую различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный,

практический,

проблемно-поисковый,

исследовательский,

сюрпризный

момент,

элементы

загадочности,

создание

воображаемой

ситуации,

использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.



В раздел образования