Автор: Лукманова Рима Минибаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОО детский сад "Ёлочка"
Населённый пункт: город Лянтор,Сургутский район
Наименование материала: статья
Тема: Использование проектного метода в развитии познавательной активности детей в ДОО.
Раздел: дошкольное образование
Использование проектного метода в развитии познавательной
активности детей в ДОО.
В
настоящее
время
наш
коллектив
реализует
основную
общеобразовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС и
создает условия для формирования общей культуры воспитанников, развитие
физических,
интеллектуальных
и
личностных
качеств,
формирования
предпосылок
учебной
деятельности,
обеспечивающих
социальную
успешность, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста,
коррекцию
недостатков
в
физическом
и
(или)
психическом
развитии.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем
того мира, который его окружает. Для него все впервые: страх и радость,
солнце и дождь. Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так
как
познавательная
активность
очень
высокая:
каждый
ответ
на
вопрос
рождает новые вопросы.
Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, пришла к выводу,
что развитие познавательной активности в дошкольном детстве – один из
важнейших
объектов
исследования,
это
самостоятельная
инициативная
деятельность
ребенка,
направленная
на
познание
окружающей
действительности
(как
проявление
любознательности)
и
определяющая
необходимость решать задания, которые ставятся перед ним в конкретных
жизненных ситуациях.
Проведя диагностику, увидела, что воспитанники недостаточно владеют
разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят
мыслительные
операции
(затрудняются
задавать
вопросы,
отвечать
на
поставленные им вопросы), анализировать, сравнивать, группировать.
У
большинства
детей
предпосылки
поисковой
деятельности
развиты
недостаточно
хорошо.
По
результатам
диагностики
я
сделала
вывод
о
необходимости работы по развитию познавательной активности детей.
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя
собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая на их
основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые
кем-то знания в «готовом виде». (А.И. Савенков). Следовательно, необходимо
увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном
процессе.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так,
чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них
ответы.
Однако
нет
целостного
подхода
к
развитию
исследовательской
деятельности в аспекте личностного развития ребенка- дошкольника. И это
свидетельствует
об
актуальности
проблемы
развития
исследовательской
деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане
развития ребенка.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы,
которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми
дошкольного
возраста.
Именно
этот
возраст
характеризуется
более
устойчивым
вниманием,
наблюдательностью,
способностью
к
началам
анализа,
синтеза,
самооценке,
а
также
стремлением
к
совместной
деятельности.
И,
что
немало
важно,
проект
учитывает
совместную
познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. А
также проектный метод основан на интеграции образовательных областей,
видов
детской
деятельности,
что
нашло
свое
отражение
в
федеральных
государственных
требованиях
(ФГОС),
которое
направлено
на
развитие
творческих
способностей.
Развитие
познавательной
активности
ребенка
дошкольного возраста в последнее время очень актуально по целому ряду
причин:
Во-первых: ребенок как можно раньше получает позитивный социальный
опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых: все возрастающая динамичность экономических и социальных
отношений
требует
поиска
новых,
нестандартных
действий
при
самых
разных
обстоятельствах.
Нестандартность
действий
основывается
на
оригинальности мышления.
Конечно, мы педагоги дошкольных учреждений очень чутко относимся к
детям
и
поддерживаем
их
эмоционально,
однако
не
надо
выполнять
творческие задания за ребенка, а надо целенаправленно подводить его к
нестандартным решениям вопроса, находя различные пути достижения цели.
Таким
образом,
возникает
противоречие
между
пониманием
того,
что
необходимо
использовать
проектную
деятельность
в
детском
саду
для
развития познавательной активности и отсутствием достаточного опыта в
практике.
Целью
является
создание
системы
работы
по
развитию
познавательной
деятельности дошкольников на основе проектного метода.
1.
Увеличить развивающее пространство через подбор стимулирующего,
дидактического
и
развивающего
материала
соответственно
сенситивным периодам детского развития.
2.
Формировать
активную
родительскую
позицию
на
о снове
продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.
3.
Провести
экспериментальную
проверку
эффективности
проведения
проектной деятельности.
ФГОС предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности
детей в рамках образовательной деятельности, в режимных моментах. Свою
деятельность рассматриваю с позиции интеграции образовательных областей
(социально-коммуникативное
развитие,
познавательное
развитие,
речевое
развитие,
художественно-эстетическое
и
физическое
развитие)
и
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
детей.
Считаю,
что
использование
проектной
деятельности
детей
приведет
к
активизации
механизма
детского
саморазвития,
в
результате
которой
познавательная
инициативность и творческая активность перейдут на качественно новый
уровень. Вместе с детьми провели ряд проектов (краткосрочные): «Спички
детям не игрушка!», «Жили –были…». Долгосрочный проект «Сделай мир
добрее»
В
своей
работе
опираюсь
на
взгляды
современных
педагогов
–
новаторов:
Л.А.
Венгера,
Б.П.
Никитина,
А.
В.
Запорожца
и
других.
Использую технологии авторов Н. Е. Вераксы, А. Н. Вераксы «Проектная
деятельность
дошкольников»,
Л.
С.
Киселевой
«Проектный
метод
в
деятельности дошкольного учреждения»
.
Основные этапы метода проектов
1.
Целеполагание: выбираем с детьми наиболее актуальную и посильную для
них задачу на определенный отрезок времени.
2.
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
К кому обратиться за помощью (родителям, воспитателю);
В каких источниках можно найти информацию;
Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
С какими предметами научиться работать для достижения цели;
3.
Выполнение проекта – практическая часть.
4.
Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Для
развития
познавательной,
исследовательской
активности
у
детей,
использую различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный,
практический,
проблемно-поисковый,
исследовательский,
сюрпризный
момент,
элементы
загадочности,
создание
воображаемой
ситуации,
использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.