Напоминание

"Значение сказок в жизни ребенка"


Автор: Муллагалиева Фируза Фаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Росинка"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение сказок в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение сказок в жизни ребенка

Сказка входит в жизнь

ребенка

с

самого

раннего

возраста,

сопровождает

на

п р о т я ж е н и и

в с е г о

д ошкольного

д е т с т ва

и

остается с ним на всю жизнь.

Со

сказки

начинается

его

знакомство

с

миром

литературы,

с

миром

человеческих

взаимоотношений

и

со

всем

окружающим миром в целом.

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве

слушали

сказки.

Педагогическое

значение

сказочного

жанра

трудно

переоценить:

он

знакомит

дошкольников

с

окружающим

миром,

нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам.

Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях

развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но

явно

ощутимый.

Сказочное

повествование

вневременно:

ты

никогда

не

поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она

поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека

и жизненном пути.

Народные

сказки

воспитывают

ребенка

в

традициях

народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных

народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных

сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного

мира

ребенка

неоценима.

Строятся

эти

сказки

по

определенному ритму, тому самому, который организовывал

жизнь

людей

сезонными

сельскохозяйственными

работами,

сезонными

изменениями

в

жизни

и

годовым

церковным

кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение

не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень

поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих.

В

наш

век

духовного

обнищания,

сказка,

как

и

другие

ценности

традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом

этому

способствуют

современные

издатели

книг

и

создатели

детских

мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих

сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.

Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный

образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы

же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые

лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и

утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы

незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и

традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и

испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам,

передают

им

и

свою

частицу

жизненного

опыта.

Через

сказку

старшее

поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.

Рекомендуемые сказки для детей 3-4 лет

«Рукавичка», «Коза-дереза» украинская сказка, обр. Е. Благининой;

«Два жадных медвежонка», венгерская сказка, обр. А. Краснова и В, Важдаева;

«Упрямые козы», узбекская сказка, обр. Ш. Сагдуллы;

«У солнышка в гостях», переводе с словацкого С. Могилевской и Л. Зориной;

«Лиса-нянька», переводе с финского Е. Сойни;

«Храбрец-молодец», переводе с болгарского Л. Грибовой;

«Пых», белорусская сказка, обр. Н. Мялика;

«Лесной

мишка

и

проказница

мышка»,

латышская

сказка,

обр.

Ю.

Ванага,

пер.

Л.

Воронковой;

«Петух и лиса», переводе с шотланского М, Клягиной-Кондратьевой;

«Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, переводе с португальского Ю. Чубкова.



В раздел образования