Автор: Муллагалиева Фируза Фаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Росинка"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение сказок в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Значение сказок в жизни ребенка
Сказка входит в жизнь
ребенка
с
самого
раннего
возраста,
сопровождает
на
п р о т я ж е н и и
в с е г о
д ошкольного
д е т с т ва
и
остается с ним на всю жизнь.
Со
сказки
начинается
его
знакомство
с
миром
литературы,
с
миром
человеческих
взаимоотношений
и
со
всем
окружающим миром в целом.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве
слушали
сказки.
Педагогическое
значение
сказочного
жанра
трудно
переоценить:
он
знакомит
дошкольников
с
окружающим
миром,
нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам.
Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях
развивается чувство прекрасного.
Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но
явно
ощутимый.
Сказочное
повествование
вневременно:
ты
никогда
не
поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она
поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека
и жизненном пути.
Народные
сказки
воспитывают
ребенка
в
традициях
народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных
народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных
сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного
мира
ребенка
неоценима.
Строятся
эти
сказки
по
определенному ритму, тому самому, который организовывал
жизнь
людей
сезонными
сельскохозяйственными
работами,
сезонными
изменениями
в
жизни
и
годовым
церковным
кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение
не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень
поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих.
В
наш
век
духовного
обнищания,
сказка,
как
и
другие
ценности
традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом
этому
способствуют
современные
издатели
книг
и
создатели
детских
мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих
сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.
Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный
образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы
же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые
лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.
Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и
утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы
незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и
традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и
испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам,
передают
им
и
свою
частицу
жизненного
опыта.
Через
сказку
старшее
поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.
Рекомендуемые сказки для детей 3-4 лет
«Рукавичка», «Коза-дереза» украинская сказка, обр. Е. Благининой;
«Два жадных медвежонка», венгерская сказка, обр. А. Краснова и В, Важдаева;
«Упрямые козы», узбекская сказка, обр. Ш. Сагдуллы;
«У солнышка в гостях», переводе с словацкого С. Могилевской и Л. Зориной;
«Лиса-нянька», переводе с финского Е. Сойни;
«Храбрец-молодец», переводе с болгарского Л. Грибовой;
«Пых», белорусская сказка, обр. Н. Мялика;
«Лесной
мишка
и
проказница
мышка»,
латышская
сказка,
обр.
Ю.
Ванага,
пер.
Л.
Воронковой;
«Петух и лиса», переводе с шотланского М, Клягиной-Кондратьевой;
«Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, переводе с португальского Ю. Чубкова.