Автор: Шапочанская Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №36
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Творческий проект "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"
Раздел: дошкольное образование
Творческий проект
«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством
нетрадиционных техник рисования»
Вид проекта: групповой
Тип проекта: творческо-исследовательский
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители
Актуальность:
Формирование
творческой
личности,
наиболее
полное
ее
раскрытие
–
важнейшая
задача
педагогики
на
современном
этапе.
Эффективным
средством
ее
решения
является
изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм
ее
организации.
Практика
показывает:
нетрадиционные
художественные
техники
являются
эффективным средством усвоения детьми закономерностей композиции и колорита и могут
обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.
Противоречия:
— между желанием экспериментировать и нарисовать, как в природе;
— между желанием поиграть с изобразительными средствами и справиться с заданием;
— между оценками результатов деятельности родителей, педагога, ребенком.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2016 – май 2017)
Цель проекта: повысить уровень развития художественно — творческих способностей детей
используя в работе нетрадиционные техники рисования.
Направление проекта: развитие творческих способностей детей
Задачи проекта:
Обучающие:
1.
Формировать
умение
активно
и
творчески
применять
усвоенные
способы
в
изобразительной деятельности.
2.
Формировать коммуникативную компетентность.
3.
Способствовать формированию учебно-познавательной компетентности.
4.
Вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с
ними.
5.
Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования.
Развивающие:
1.
Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки
окружающих объектов.
2.
Развивать
и
поощрять
стремление
детей
к
изобразительной
деятельности
через
нетрадиционные техники выполнения работ.
Воспитательные:
1.
Воспитывать у детей аккуратность и усидчивость при выполнении работы.
Ожидаемые результаты:
— повышение качества умений по изобразительной деятельности;
— улучшение учебно-познавательной компетентности;
— расширение знаний и применение усвоенных техник в изобразительной деятельности;
— развитие самореализации ребёнка в художественном творчестве;
— развитие воображения, творческого мышления, стремления искать новые средства реализации
своего замысла;
Проектный продукт:
— Анкетирование родителей на тему: « Чем занимается ваш ребенок дома?».
— Открытое занятие с использованием различных техник рисования «Домик в деревне».
— Мастер – класс для родителей с использованием нетрадиционной техники рисования –
пуантилизм « Аквариум», с использованием ИКТ.
— Выставки творческих работ.
Принципы проекта:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей
обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает
разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать,
рассуждать,
делается
акцент
на
возможности
и
необходимости
вариативных
путей
решения
задач;
стимулируют
к
творческим
поискам
и
находкам,
развивают
наблюдательность.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная
память,
чем
словесно-логическая,
поэтому
мышление
опирается
на
восприятие
или
представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный
процесс.
Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и
другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном
планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное
ребенком от окружающей действительности.
Принцип доступности материала.
Направления:
— от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному
рисованию;
—
от
применения
наиболее
простых
видов
нетрадиционной
техники
изображения
к
более
сложным;
—
от
использования
готового
оборудования,
материала
к
применению
таких,
которые
необходимо самим изготовить;
— от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
—
от
применения
в
рисунке
одного
вида
техники
к
использованию
смешанных
техник
изображения;
—
от
индивидуальной
работы
к
коллективному
изображению
предметов,
сюжетов
нетрадиционной техники рисования.
Побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и
приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
просьба
о
помощи,
ведь
дети
никогда
не
откажутся
помочь
слабому,
им
важно
почувствовать себя значимым;
музыкальное сопровождение и т. п.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать
приёмы изображения.
Использование новых развивающих технологий:
— личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
— коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
— игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
— педагогические (доверительная беседа, стимулирование)
Методы:
— анализ теоретических источников по изучаемой проблеме;
— наглядные, практические, словесные;
— анализ процесса обучения;
— анализ продуктов детского творчества, полученных в специально-организованных условиях.
Девиз проекта:
«Акварель» — для ребят!
Все рисуют, все творят!
Этапы проекта:
1 Подготовительный этап (сентябрь 2016 –октябрь 2016)
Знакомство
с
теоретическими
знаниями
о
нетрадиционной
технике
рисования.
Изучение
литературы,
отбор
технологий,
подбор
диагностического
материала.
Подбор
наглядно-
дидактического
материала;
художественной
литературы;
организация
развивающей
среды
в
группе.
2 Основной этап (ноябрь 2016 – апрель 2017)
Апробация различных технологий, методик организации работы с дошкольниками, составление
перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций
3 Заключительный этап (май 2017)
Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Формы
работы
по
реализации
проекта: наблюдения,
создание
презентации,
слайд
шоу,
выставки, конкурсы, итоговое мероприятие.
Критерии оценки результативности проекта:
Диагностику провести по методике Комаровой Т.С. по двум направлениям:
— анализ продуктов детской деятельности;
— выявление уровня творческого развития.
Критерии сформированности умений:
Передача формы
Строение предмета
Передача пропорции предмета в изображении
Композиция
Передача движения
Цвет
Критерии творческого развития:
Продуктивность
Разработанность образа
Оригинальность
Качество
Формы и методы работы с родителями:
1.
Информирование родителей в индивидуальных беседах о результатах детского творчества.
2.
Участие родителей в выполнении домашних совместных творческих работ «Семейный
вернисаж».
3.
Помощь родителей в пополнении технического материала.
4.
Посещение
открытых
групповых
занятий
мастер
–
классов
по
изобразительной
деятельности.
5.
Выставки детских работ.
Вывод:
Занятия
по
изобразительной
деятельности
с
использованием
нетрадиционных
техник
представляют широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не
только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.
Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.
Итог проекта:
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
формирование
у
детей
дошкольного
возраста
знаний
о
нетрадиционных
способах
рисования;
владение дошкольниками различными техническими приемами работы с разнообразным
изобразительным материалом;
умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
повышение
компетентности
родителей
воспитанников
в
вопросе
рисования
с
использованием
нетрадиционной
техники,
активное
участие
родителей
в
совместных
творческих проектах;
представление
проекта
«Развитие
художественно-творческих
способностей
детей
дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования» на
городском, областном, Всероссийском уровнях.