Напоминание

Творческий проект "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"


Автор: Шапочанская Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №36
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Творческий проект "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Творческий проект

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством

нетрадиционных техник рисования»

Вид проекта: групповой

Тип проекта: творческо-исследовательский

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители

Актуальность:

Формирование

творческой

личности,

наиболее

полное

ее

раскрытие

важнейшая

задача

педагогики

на

современном

этапе.

Эффективным

средством

ее

решения

является

изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм

ее

организации.

Практика

показывает:

нетрадиционные

художественные

техники

являются

эффективным средством усвоения детьми закономерностей композиции и колорита и могут

обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

Противоречия:

— между желанием экспериментировать и нарисовать, как в природе;

— между желанием поиграть с изобразительными средствами и справиться с заданием;

— между оценками результатов деятельности родителей, педагога, ребенком.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2016 – май 2017)

Цель проекта: повысить уровень развития художественно — творческих способностей детей

используя в работе нетрадиционные техники рисования.

Направление проекта: развитие творческих способностей детей

Задачи проекта:

Обучающие:

1.

Формировать

умение

активно

и

творчески

применять

усвоенные

способы

в

изобразительной деятельности.

2.

Формировать коммуникативную компетентность.

3.

Способствовать формированию учебно-познавательной компетентности.

4.

Вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с

ними.

5.

Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования.

Развивающие:

1.

Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки

окружающих объектов.

2.

Развивать

и

поощрять

стремление

детей

к

изобразительной

деятельности

через

нетрадиционные техники выполнения работ.

Воспитательные:

1.

Воспитывать у детей аккуратность и усидчивость при выполнении работы.

Ожидаемые результаты:

— повышение качества умений по изобразительной деятельности;

— улучшение учебно-познавательной компетентности;

— расширение знаний и применение усвоенных техник в изобразительной деятельности;

— развитие самореализации ребёнка в художественном творчестве;

— развитие воображения, творческого мышления, стремления искать новые средства реализации

своего замысла;

Проектный продукт:

— Анкетирование родителей на тему: « Чем занимается ваш ребенок дома?».

— Открытое занятие с использованием различных техник рисования «Домик в деревне».

— Мастер – класс для родителей с использованием нетрадиционной техники рисования –

пуантилизм « Аквариум», с использованием ИКТ.

— Выставки творческих работ.

Принципы проекта:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей

обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает

разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать,

рассуждать,

делается

акцент

на

возможности

и

необходимости

вариативных

путей

решения

задач;

стимулируют

к

творческим

поискам

и

находкам,

развивают

наблюдательность.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная

память,

чем

словесно-логическая,

поэтому

мышление

опирается

на

восприятие

или

представление.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный

процесс.

Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и

другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном

планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное

ребенком от окружающей действительности.

Принцип доступности материала.

Направления:

— от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному

рисованию;

от

применения

наиболее

простых

видов

нетрадиционной

техники

изображения

к

более

сложным;

от

использования

готового

оборудования,

материала

к

применению

таких,

которые

необходимо самим изготовить;

— от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от

применения

в

рисунке

одного

вида

техники

к

использованию

смешанных

техник

изображения;

от

индивидуальной

работы

к

коллективному

изображению

предметов,

сюжетов

нетрадиционной техники рисования.

Побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и

приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

просьба

о

помощи,

ведь

дети

никогда

не

откажутся

помочь

слабому,

им

важно

почувствовать себя значимым;

музыкальное сопровождение и т. п.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать

приёмы изображения.

Использование новых развивающих технологий:

— личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

— коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

— игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

— педагогические (доверительная беседа, стимулирование)

Методы:

— анализ теоретических источников по изучаемой проблеме;

— наглядные, практические, словесные;

— анализ процесса обучения;

— анализ продуктов детского творчества, полученных в специально-организованных условиях.

Девиз проекта:

«Акварель» — для ребят!

Все рисуют, все творят!

Этапы проекта:

1 Подготовительный этап (сентябрь 2016 –октябрь 2016)

Знакомство

с

теоретическими

знаниями

о

нетрадиционной

технике

рисования.

Изучение

литературы,

отбор

технологий,

подбор

диагностического

материала.

Подбор

наглядно-

дидактического

материала;

художественной

литературы;

организация

развивающей

среды

в

группе.

2 Основной этап (ноябрь 2016 – апрель 2017)

Апробация различных технологий, методик организации работы с дошкольниками, составление

перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций

3 Заключительный этап (май 2017)

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Формы

работы

по

реализации

проекта: наблюдения,

создание

презентации,

слайд

шоу,

выставки, конкурсы, итоговое мероприятие.

Критерии оценки результативности проекта:

Диагностику провести по методике Комаровой Т.С. по двум направлениям:

— анализ продуктов детской деятельности;

— выявление уровня творческого развития.

Критерии сформированности умений:

Передача формы

Строение предмета

Передача пропорции предмета в изображении

Композиция

Передача движения

Цвет

Критерии творческого развития:

Продуктивность

Разработанность образа

Оригинальность

Качество

Формы и методы работы с родителями:

1.

Информирование родителей в индивидуальных беседах о результатах детского творчества.

2.

Участие родителей в выполнении домашних совместных творческих работ «Семейный

вернисаж».

3.

Помощь родителей в пополнении технического материала.

4.

Посещение

открытых

групповых

занятий

мастер

классов

по

изобразительной

деятельности.

5.

Выставки детских работ.

Вывод:

Занятия

по

изобразительной

деятельности

с

использованием

нетрадиционных

техник

представляют широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не

только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.

Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.

Итог проекта:

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

формирование

у

детей

дошкольного

возраста

знаний

о

нетрадиционных

способах

рисования;

владение дошкольниками различными техническими приемами работы с разнообразным

изобразительным материалом;

умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

повышение

компетентности

родителей

воспитанников

в

вопросе

рисования

с

использованием

нетрадиционной

техники,

активное

участие

родителей

в

совместных

творческих проектах;

представление

проекта

«Развитие

художественно-творческих

способностей

детей

дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования» на

городском, областном, Всероссийском уровнях.



В раздел образования