Автор: Панасюк Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №20 "Полянка"
Населённый пункт: город Верхний Уфалей, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие математических способностей у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
Раздел: дошкольное образование
Развитие математических способностей у детей среднего
дошкольного возраста через игровую деятельность.
Математика- гимнастика ума.
(А.В. Суворов)
В
наше
время,
в
век
«компьютеров»
одной
из
основных
задач
дошкольного образования является развитие математических способностей
детей.
Огромная роль математики – в умственном воспитании, в развитии
интеллекта. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольников считать,
измерять и решать задачи.
Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит
логике. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем
мире
свойства,
отношения,
зависимости,
умение
их
«конструировать»
предметами, знаками и словами.
Для дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра
для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма
воспитания.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,
способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления,
развитию
творческих
способностей
направлены
на
умственное
развитие
дошкольников
в
целом.
Огромную
роль
в
умственном
развитие
играет
математика.
Лучшие дидактические игры построены по принципу самообучения, то
есть
так,
что
сама
игра
направляет
ребенка
на
овладение
знаниями
и
умениями.
Дидактическая
игра
требует
усидчивости,
серьезный
настрой
в
использование
мыслительного
процесса.
Игра
-
естественный
способ
развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои
творческие
способности,
осваивает
новые
навыки
и
знания,
развивает
ловкость,
наблюдательность,
фантазию,
память,
учиться
размышлять,
анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый
опыт общения. У детей развиваются познавательные способности, интеллект.
Все дидактические игры делятся на пять групп:
1.
Игры с цифрами и числами;
2.
Игры путешествия во времени;
3.
Игры на ориентировку в пространстве;
4.
Игры с геометрическими фигурами;
5.
Игры на логическое мышление.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и
обратном
порядке.
Используя
сказочный
сюжет,
детей
знакомят
с
образованием всех чисел в пределах 5(10), путем сравнивания равных и
неравных
групп
предметов.
Сравниваются
две
группы
предметов,
расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это
делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о
том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на -
нижней. Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?",
"Сколько?",
"Путаница?",
"Исправь
ошибку",
"Убираем
цифры",
"Назови
соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5(10) и
сопровождать
словами
свои
действия.
Дидактические
игры,
такие
как
"Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь
цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие
используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей
внимания,
памяти,
мышления.
Игра
"Считай
не
ошибись!",
помогает
усвоению
порядка
следования
чисел
натурального
ряда,
упражнения
в
прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом.
Перед началом игры педагогом задается вопрос, в каком порядке (прямом или
обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал
мяч, продолжает считать дальше. Задания повторяются многократно, чтобы
дать возможность всем детям принять в ней участие. Такое разнообразие
дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное
время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления
порядкового
счета
помогают
таблицы,
со
сказочными
героями,
направляющимися к Вини – Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй
и т.д.
Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени)
служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день
недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название
дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета и табличками.
Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый
день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно
сделать
вывод,
что
последовательность
дней
недели
неизменна.
Детям
рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день
недели
по
счету:
понедельник
–
первый,
день
после
окончания
недели,
вторник
-
второй
день,
среда
–
третий
день,
четверг
-
четвертый
день,
пятница
-
пятый.
После
такой
беседы
предлагаются
игры
с
целью
закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с
удовольствием играют в игру "Живая неделя". Для игры вызываются к доске
пересчитываются
по
порядку
и
получают
кружочки
разного
цвета,
обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности,
как
по
порядку
идут
дни
недели.
Например,
первый
ребенок
с
желтым
кружочком в руках, обозначающий первый день недели - понедельник и т.д.
В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни
недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев",
которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название
месяцев, их последовательность.
В
третью
группу входят
игры
на
ориентирование
в
пространстве.
Пространственные
представления
детей
постоянно
расширяются
и
закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является
научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных
ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи
дидактических
игр
и
упражнений
дети
овладевают
умением
определять
словом
положение
того
или
иного
предмета
по
отношению
к
другому.
Например, справа стоит заяц, слева - пирамида и т.д. Выбирается ребенок и
игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это
вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы
заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные
игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди
игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" - говорится детям, - "к
нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить,
поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти". Затем
распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом
воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети выполняют задание, находят
игрушку. Затем, задание усложняется - т.е. в письме дается не описание
местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны
определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр,
упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования
у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров",
"Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя, дети
учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
4 группа. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур
детям
предлагается
узнать
в
окружающих
предметах
форму
круга,
треугольника,
квадрата.
Например,
спрашивается:
"Какая
фигура
у
дна
тарелки?" (у крышки стола, у листа бумаги т.д.). Проводится игра типа
"Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых
они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем,
предлагается
детям подложить
табличку
и
назвать,
что
они
нашли.
Дидактическую
игру
"Геометрическая
мозаика"
можно
использовать
на
занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических
фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом
игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и
навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
· Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа
по готовому расчлененному образцу)
· Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
· Работа по собственному замыслу (просто человека)
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети
самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке
работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании
геометрической
фигуры,
добавляя
свой
элемент,
составляя
отдельный
элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои
фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей
памяти, внимания, мышления.
5 группа. Рассмотрим дидактические игры для развития логического
мышления.
В
дошкольном
возрасте
у
детей
начинают
формироваться
элементы
логического
мышления,
т.е.
формируется
умение
рассуждать,
делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и
упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей,
так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию
нестандартного
мышления
у
детей.
Это
такие
игры
как
"Найди
нестандартную
фигуру,
чем
отличаются?",
"Мельница",
и
другие.
Они
направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания
на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на
поиск
чисел.
Знакомство
с
такими
играми
начинается
с
элементарных
заданий
на
логическое
мышление
-
цепочки
закономерностей.
В
таких
упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям
предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того
даются
задания
такого
характера:
продолжить
цепочку,
чередуя
в
определенной
п
оследовательности квадраты, большие и маленькие круги
желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие
упражнения,
задания
для
них
усложняются.
Предлагается
выполнить
задание,
в
котором
необходимо
чередовать
предметы,
учитывать
одновременно цвет и величину. Любая математическая задача на смекалку,
для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную
умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают
игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении,
развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Начинать
надо с самых простых головоломок - с палочками, где в ходе решения идут,
как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не
только
изменение
их
количества.
В
ходе
решения
каждой
новой
задачи
ребенок
включается
в
активную
мыслительную
деятельность,
стремясь
достичь
конечной
цели.
Ежедневные
упражнения
в
составлении
геометрических
фигур
(квадрат,
прямоугольник,
треугольник)
из
счетных
палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.
Знакомлю детей со способами пристроения, присоединения, перестроения
одной
формы
из
другой.
Первые
попытки
не
всегда
приводят
к
положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому,
что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения
фигур,
дети
осваивают
способ
построения
фигур
путем
деления
геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два
треугольника,
на
два
квадрата).
Работая
с
палочками,
дети
способны
представить
возможные
пространственные,
количественные
изменения.
Задачи
на
смекалку
различны
по
степени
сложности,
характеру
преобразования (трансфигурации). Их нельзя решить каким-либо усвоенным
ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в
активную
умственную
деятельность,
стремясь
достичь
конечной
цели
-
видоизменить
или
построить
пространственную
фигуру.
Используя
различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они
дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и
расширить знания по математике. Надо добиваться, чтобы радость от игровой
деятельности постепенно перешла в радость учения.