Напоминание

Развитие математических способностей у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность


Автор: Панасюк Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №20 "Полянка"
Населённый пункт: город Верхний Уфалей, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие математических способностей у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие математических способностей у детей среднего

дошкольного возраста через игровую деятельность.

Математика- гимнастика ума.

(А.В. Суворов)

В

наше

время,

в

век

«компьютеров»

одной

из

основных

задач

дошкольного образования является развитие математических способностей

детей.

Огромная роль математики – в умственном воспитании, в развитии

интеллекта. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольников считать,

измерять и решать задачи.

Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит

логике. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем

мире

свойства,

отношения,

зависимости,

умение

их

«конструировать»

предметами, знаками и словами.

Для дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра

для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма

воспитания.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,

способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления,

развитию

творческих

способностей

направлены

на

умственное

развитие

дошкольников

в

целом.

Огромную

роль

в

умственном

развитие

играет

математика.

Лучшие дидактические игры построены по принципу самообучения, то

есть

так,

что

сама

игра

направляет

ребенка

на

овладение

знаниями

и

умениями.

Дидактическая

игра

требует

усидчивости,

серьезный

настрой

в

использование

мыслительного

процесса.

Игра

-

естественный

способ

развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои

творческие

способности,

осваивает

новые

навыки

и

знания,

развивает

ловкость,

наблюдательность,

фантазию,

память,

учиться

размышлять,

анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый

опыт общения. У детей развиваются познавательные способности, интеллект.

Все дидактические игры делятся на пять групп:

1.

Игры с цифрами и числами;

2.

Игры путешествия во времени;

3.

Игры на ориентировку в пространстве;

4.

Игры с геометрическими фигурами;

5.

Игры на логическое мышление.

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и

обратном

порядке.

Используя

сказочный

сюжет,

детей

знакомят

с

образованием всех чисел в пределах 5(10), путем сравнивания равных и

неравных

групп

предметов.

Сравниваются

две

группы

предметов,

расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это

делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о

том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на -

нижней. Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?",

"Сколько?",

"Путаница?",

"Исправь

ошибку",

"Убираем

цифры",

"Назови

соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5(10) и

сопровождать

словами

свои

действия.

Дидактические

игры,

такие

как

"Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь

цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие

используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей

внимания,

памяти,

мышления.

Игра

"Считай

не

ошибись!",

помогает

усвоению

порядка

следования

чисел

натурального

ряда,

упражнения

в

прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом.

Перед началом игры педагогом задается вопрос, в каком порядке (прямом или

обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал

мяч, продолжает считать дальше. Задания повторяются многократно, чтобы

дать возможность всем детям принять в ней участие. Такое разнообразие

дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное

время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления

порядкового

счета

помогают

таблицы,

со

сказочными

героями,

направляющимися к Вини – Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй

и т.д.

Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени)

служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день

недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название

дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета и табличками.

Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый

день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно

сделать

вывод,

что

последовательность

дней

недели

неизменна.

Детям

рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день

недели

по

счету:

понедельник

первый,

день

после

окончания

недели,

вторник

-

второй

день,

среда

третий

день,

четверг

-

четвертый

день,

пятница

-

пятый.

После

такой

беседы

предлагаются

игры

с

целью

закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с

удовольствием играют в игру "Живая неделя". Для игры вызываются к доске

пересчитываются

по

порядку

и

получают

кружочки

разного

цвета,

обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности,

как

по

порядку

идут

дни

недели.

Например,

первый

ребенок

с

желтым

кружочком в руках, обозначающий первый день недели - понедельник и т.д.

В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни

недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев",

которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название

месяцев, их последовательность.

В

третью

группу входят

игры

на

ориентирование

в

пространстве.

Пространственные

представления

детей

постоянно

расширяются

и

закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является

научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных

ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи

дидактических

игр

и

упражнений

дети

овладевают

умением

определять

словом

положение

того

или

иного

предмета

по

отношению

к

другому.

Например, справа стоит заяц, слева - пирамида и т.д. Выбирается ребенок и

игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это

вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы

заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные

игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди

игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" - говорится детям, - "к

нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить,

поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти". Затем

распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом

воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети выполняют задание, находят

игрушку. Затем, задание усложняется - т.е. в письме дается не описание

местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны

определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр,

упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования

у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров",

"Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя, дети

учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

4 группа. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур

детям

предлагается

узнать

в

окружающих

предметах

форму

круга,

треугольника,

квадрата.

Например,

спрашивается:

"Какая

фигура

у

дна

тарелки?" (у крышки стола, у листа бумаги т.д.). Проводится игра типа

"Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых

они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем,

предлагается

детям подложить

табличку

и

назвать,

что

они

нашли.

Дидактическую

игру

"Геометрическая

мозаика"

можно

использовать

на

занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических

фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом

игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и

навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

· Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа

по готовому расчлененному образцу)

· Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

· Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети

самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке

работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании

геометрической

фигуры,

добавляя

свой

элемент,

составляя

отдельный

элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои

фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей

памяти, внимания, мышления.

5 группа. Рассмотрим дидактические игры для развития логического

мышления.

В

дошкольном

возрасте

у

детей

начинают

формироваться

элементы

логического

мышления,

т.е.

формируется

умение

рассуждать,

делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и

упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей,

так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию

нестандартного

мышления

у

детей.

Это

такие

игры

как

"Найди

нестандартную

фигуру,

чем

отличаются?",

"Мельница",

и

другие.

Они

направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания

на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на

поиск

чисел.

Знакомство

с

такими

играми

начинается

с

элементарных

заданий

на

логическое

мышление

-

цепочки

закономерностей.

В

таких

упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям

предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того

даются

задания

такого

характера:

продолжить

цепочку,

чередуя

в

определенной

п

оследовательности квадраты, большие и маленькие круги

желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие

упражнения,

задания

для

них

усложняются.

Предлагается

выполнить

задание,

в

котором

необходимо

чередовать

предметы,

учитывать

одновременно цвет и величину. Любая математическая задача на смекалку,

для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную

умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают

игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении,

развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Начинать

надо с самых простых головоломок - с палочками, где в ходе решения идут,

как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не

только

изменение

их

количества.

В

ходе

решения

каждой

новой

задачи

ребенок

включается

в

активную

мыслительную

деятельность,

стремясь

достичь

конечной

цели.

Ежедневные

упражнения

в

составлении

геометрических

фигур

(квадрат,

прямоугольник,

треугольник)

из

счетных

палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.

Знакомлю детей со способами пристроения, присоединения, перестроения

одной

формы

из

другой.

Первые

попытки

не

всегда

приводят

к

положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому,

что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения

фигур,

дети

осваивают

способ

построения

фигур

путем

деления

геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два

треугольника,

на

два

квадрата).

Работая

с

палочками,

дети

способны

представить

возможные

пространственные,

количественные

изменения.

Задачи

на

смекалку

различны

по

степени

сложности,

характеру

преобразования (трансфигурации). Их нельзя решить каким-либо усвоенным

ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в

активную

умственную

деятельность,

стремясь

достичь

конечной

цели

-

видоизменить

или

построить

пространственную

фигуру.

Используя

различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они

дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и

расширить знания по математике. Надо добиваться, чтобы радость от игровой

деятельности постепенно перешла в радость учения.



В раздел образования