Напоминание

Теоретические и методические основы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Алиева Эльвира Варфачитиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 "Василек"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО- Югра
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические и методические основы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Теоретические и методические основы воспитания трудолюбия у

детей старшего дошкольного возраста.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом,

вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом

месте.

Это

привитие

детям

уважения

к

людям

труда,

природному

и

рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная

возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного

отношения

к

учению,

стремления

к

созидательной

деятельности,

что

в

последствии становиться жизненной позицией человека, главным средством

самоуважения, мерой его социальной значимости.

Труд - центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в

предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На

протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых,

которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на

производстве и в быту.

Во все времена и на всех этапах развития общества главной заботой

всех

народов

являлось

воспитание

в

труде,

так

как

вне

труда

нет

ни

эстетического,

ни

нравственного,

ни

физического,

ни

полноценного

умственного развития.

Труд как человеческой деятельности большое внимание уделяется в

народной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы

и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень

портит», «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь и рыбку из

пруда», «Без труда нет добра» и др.

На

протяжении

многих

веков

вопрос

о

воспитании

трудолюбия

привлекал внимание выдающихся зарубежных (Я.;А. Коменский, Дж. Локк,

Ж.;Ж. Руссо, И.;Г. Песталоцци, Ф. Фребель, П. Кергомар, О. Декроли и др.) и

отечественных

(К.Д.

Ушинский,

Л.Н.

Толстой,

Е.Н.

Водовозова,

П.П.

Блонский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацкий, Н.К.

Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) ученных и педагогов.

В

энциклопедическом

словаре

понятие

труд

трактуется

как

«целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменении и

приспособление предметов природы для удовлетворения свои потребностей».

Трудолюбие

и

способность

к

труду

не

дается

от

природы,

но

воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим,

потому

что

именно

творческий

труд,

делает

человека

богато

духовно.

Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки

тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных

ступенях

воспитательно-образовательного

процесса

в

конечном

итоге

обеспечит

желаемую

педагогическую

отдачу

-

формирование

нового

человека.

Разные авторы дают разное определение «трудолюбию»:

Трудолюбие

-

это

чувство

удовольствия

от

труда;

работа

с

душевным подъемом и охотой. Показатели проявления трудолюбия: чувство

удовольствия, невзирая на вид труда. (Асланова З.М. Развитие трудолюбия у

детей старшего дошкольного возраста. Дисс. … канд. пед. Наук. М., 1984)

Трудолюбие

-

это

качество

личности,

сущность

которого

составляет наличие потребности в труде, привычки трудиться. Показатели

проявления

трудолюбия:

способность

видеть

красоту

труда,

преодоление

трудностей

в

работе.

(Киселева

Г.М.

Трудовые

поручения

и

их

роль

в

воспитании

положительного

отношения

к

труду

у

детей

старшего

дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984)

Трудолюбие

- не врожденное свойство, а формирующееся в

процессе развития и воспитания качество личности. Показатели проявления

трудолюбия: умение планировать; охотно проявлять поручения; проявлять

интерес к труду, бережное отношение к результатам труда; желание помогать

взрослым;

проявлять

творчество,

инициативу,

самостоятельность,

ответственность, бережливость; понимать ценности труда. (Малунова Г.С.

Теоретические

основы

воспитания

трудолюбия

у

детей

дошкольного

возраста. Дисс. …д-ра пед. наук. Улан-Удэ, 2001)

Представленные

толкования

понятия

«трудолюбие

старшего

дошкольника» позволяют увидеть общее в его трактовках. Так, трудолюбие

как качество личности включает в себя четыре основных компонента (или

критерия): познавательный, эмоционально-мотивационный, поведенческий,

личностный.

Охарактеризуем

каждый

из

них

по

отношению

к

личности

старшего дошкольника.

Познавательный компонент сориентирован на понимании детьми

необходимости трудиться, осознание ими общественного назначения труда,

наличие знаний о труде взрослого и о профессиях.

Эмоционально-мотивационный компонент предполагает интерес

к трудовым делам, желание и стремление трудиться для себя и для других,

наслаждение качеством труда и чувство удовлетворения от выполненной

работы.

Поведенческий

компонент

характеризует

умения

ребенка

планировать, рационально организовывать свою работу, владеть способами

работы (используя для этого необходимые детские инструменты), адекватно

оценивать результаты труда (самооценка).

Личностный компонент проявляется у старшего дошкольника в

наличии

(или

отсутствии)

таких

качеств,

как

самостоятельность,

инициативность, активность, ответственность, самоконтроль, криативность в

работе, настойчивость и терпение в преодолении трудностей.

Воспитание трудолюбия у старших дошкольников -важнейшая задача

детского сада. Ее реализация способствует успешной подготовке детей к

школе, выравниванию их стартовых возможностей и формированию умению

легче

адаптироваться

к

новому

виду

деятельности

-

учению.

Дети,

воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко

всему,

чем

они

занимаются,

выделяются

с амо стоятельно стью,

ответственностью,

умением

себя

обслуживать,

держать

в

порядке

свое

рабочее место и др.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть

организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость

труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовь, видеть в ней

радость

-

необходимое

условие

для

проявления

творчества

личности,

ее

талантов.

Каждая

группа

детского

сада

обеспечивается

оборудованием

и

материалами для организации труда детей. Так, для хозяйственно-бытового

труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе —

лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и

другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян

для посевов и посадок, корм для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева

и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего

качества

и

соответствовать

возрасту

детей,

иметь

привлекательный

вид:

яркий

цвет

леек,

приятная

форма

коробок

для

хранения

природного

материала, нарядные фартучки и др. - все то радует детей, способствует

формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.

Оборудование в групповой комнате и на участке размещается таким

образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять

оборудование по видам труда: в природном уголке - лейки, пульверизаторы,

корм для животных; в месте, отведенном для ручного труда,- пилы, молотки;

принадлежности для хозяйственно-бытового труда - щеточки и совки для

уборки мусора можно разместить на специальных полках в умывальной

комнате, а для дежурных по столовой - ближе к буфетной и пр.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения

внимания,

поэтому

необходимо

дозировать

его,

учитывая

физические

возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под

дозировкой

труда

имеется

в

виду

его

длительность,

объем,

сложность,

определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет

могут выполнять работу в течении 10-15 мин., 6-7 лет - 20-30 мин. Наиболее

трудоемкие виды труда - сгребание снега, вскапывание земли - требует особо

тщательного

контроля

за

состоянием

дошкольников.

Наблюдая

за

ними,

воспитатель

обращает

внимание

на

появление

внешних

признаков

утомления:

учащенное

дыхание,

частые

остановки,

покраснения

лица,

потливость.

В

таких

случаях

он

переключает

ребенка

на

другую

деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать

смену действий через 10-15 мин.: один - вскапывает землю, другие - рыхлят

ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в

отведенное для будущего строительства место.

Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель

предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей.

Так,

работа,

требующая

напряжения

зрения

пришивание

пуговиц,

приклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог

наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе

(согнутыми,

на

корточках

и

т.п.).

Следует

обеспечить

регулярное

проветривание

помещения.

Особо

ценным

является

труд

на

воздухе.

Воспитательный эффект труда повышается, когда дети проявляют интерес к

нему.

Это

во

многом

определяется

трудовой

атмосферой

дошкольного

учреждения.

В

этой

связи

большое

значение

имеет

организация

совместной

деятельности взрослых и детей. Работая рядом с воспитателем, няней, с кем-

либо из близких, дети чувствую себя помощниками в нужном и полезном

деле.

Хорошо,

если

взрослый

в

процессе

совместного

труда

разъясняет

значение трудовых действий, выражает свое положительное отношение к

делу, работает ловко, в хорошем темпе.

Трудовое

воспитание

детей

осуществляется

успешно

только

при

условии

совместной

работы

детского

сада

и

семьи.

На

родительских

собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог

рассказывает

о

требованиях

«Программы

воспитания

в

детском

саду»

к

трудовому воспитанию детей, о той работе, которая проводится в этой связи

в дошкольном учреждении. Он даёт родителям конкретные рекомендации и

советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его

организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать

от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить,

что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не

перегружать,

создавать

нормальные

условия

для

труда

(подобрать

оборудование, позаботиться об удобном месте для труда, найти занятие,

которое бы включало ребёнка в помощь другим членам семьи).

Важно

добиться

того,

чтобы

родители

поняли

необходимость

совместной с детским садом

работы

по трудовому воспитанию детей,

поддерживали и продолжали её дома. Воспитатель рекомендует родителям

придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и в

дошкольном

учреждении.

Учитывая

возраст

и

возможности

ребенка,

приучать его к самообслуживанию, не делать за него того, что он должен и

может делать сам. Педагог раскрывает полезность включения ребенка в труд

взрослых

(при

уборке

помещения,

уходе

за

растениями

и

животными,

приготовлении пищи и т.д.), разъясняет, что старший дошкольник должен

выполнять

определенные

постоянные

обязанности:

накрывать

на

стол,

поливать растения, помогать в уходе за младшими братьями и сестрами,

приводить в порядок свои игрушки, приносить газеты из почтового ящика,

открывать дверь, подходить к телефону и т.д. Педагог убеждает родителей в

том,

что

труд

по

самообслуживанию

имеет

большое

воспитательное

значение,

и

объясняет

им

методы

формирования

необходимых

навыков,

умений и привычек. Он рекомендует давать детям разнообразные поручения:

отнести на кухню посуду после обеда, подать нужный предмет, постирать

мелкие предметы, поиграть с младшим братом, пока мама приготовит ужин,

сходить за хлебом (если булочная находится неподалеку) и т.д.

Воспитатель

использует

разные

формы

работы

с

родителями:

фотовыставки, отражающие труд детей в детском саду, с краткими текстами,

раскрывающими значение труда и методы руководства им; выставки детских

поделок; стенды на темы «Трудовое воспитание надо начинать с первых лет

жизни», «Труд - средство всестороннего развития», «Единство детского сада

и

семьи

в

трудовом

воспитании

дошкольника»

и

др.

для

родителей

подбирается также научно-популярная литература с краткими аннотациями,

статьи воспитателей о лучшем опыте трудового воспитания в семье.

Педагог

организует

для

родителей

показ

трудовой

деятельности

в

дошкольном учреждении. Родители могут увидеть, каков уровень трудовых

умений их ребенка, каково его отношение к труду, познакомиться с приемами

руководства трудом детей.

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволил уточнить

содержание

понятия

«трудолюбие»,

которое

рассматривается

как

нравственное качество личности ребенка старшего дошкольного возраста,

проявляющееся

в

его

активности,

осознанности,

добросовестности,

ответственности,

удовлетворенности

процессом

труда,

положительном

отношении к трудовой деятельности, устойчивой потребности трудиться и

заинтересованности

ребенка

в

достижении

полезных

результатов

своего

т р уд а . Трудовая

деятельность

является

одним

из

важных

факторов

воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным

образом

меняет

все

представление

о

себе

и

об

окружающем

мире.

Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием

успехов

в

трудовой

деятельности,

что

в

свою

очередь

меняет

авторитет

ребенка в детском саду. В процессе труда активизируются физические силы и

умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку

осознать

жизненную

необходимость

и

полезность

своего

труда

для

окружающих,

вызвать

стремление

трудиться

и

интерес

к

трудовой

деятельности,

желание

принять

участие

в

общей

работе.

Главная

задача

трудового

воспитания

дошкольников

-

формирование

правильного

отношения к труду.



В раздел образования