Напоминание

Интегрированный урок химии и биологии в 9 классе "Химические элементы в клетках живых организмов"


Автор: Михеева Татьяна Валерьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ школа №605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированный урок химии и биологии в 9 классе "Химические элементы в клетках живых организмов"
Раздел: среднее образование





Назад





Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 9 классе по теме:
«Химические элементы в клетках живых организмов» Этапы урока Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время 1.Организационный момент Приветствие. Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Слушают учителя, включаются в работу. 1 минута 2. Актуализация знаний и мотивация А, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня? * Что мы уже знаем по этой теме? * Что нам сегодня предстоит изучить? * Какие цели и задачи нам необходимо поставить перед собой?
Учитель химии
проводит беседу, задает мотивирующие проблемные вопросы учащимся.
Слайд 1. тема урока

Слайд 2. – эпиграф урока

Слайд 3. – цель урока
Называют новую тему Фронтальная работа с элементами беседы. Называют известные понятия: химический элемент, клетка живого организма. Формулируют цель и задачи урока. 3 минуты 3. Проверка знаний.
1этап

письменный опрос

(самостоятельная работа в

парах).

Учитель химии

Слайд 4.
Применяя словесные методы, проводит проверку изученных знаний, контролирует.
Слайд 5.
Предлагает учащимся проверить выполнение заданий, для этого предлагает поменяться тетрадями с соседом по парте. Осмысление задания Выполняют тестовое задание. Проводится взаимоконтроль.
4. Закрепление знаний о химическом составе клетки (открытие обучающимися новых знаний) 1.Классификация химических элементов с позиции химии и биологии. 2. Биогенные элементы. 3. Физиологическая роль некоторых химических элементов. 1.Учитель химии, используя
слайд 6.
Периодическая система элементов проводит закрепление знаний о классификации химических элементов с позиции химии (положение в периодической системе и особенности строения атомов металлов и неметаллов) Учитель биологии предлагает учащимся начертить в тетрадях по биологии таблицу (3 столбца) и заполнить ее, используя материалы презентации
слайд 8 и слайд

9
. Обучающиеся сами называют столбцы таблицы, используя знания о классификации химических элементов по определенному содержанию их в клетках живых организмов, (макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы). 2.Учитель биологии дает характеристику биогенных элементов.
Слайд 10.
3.Учитель химии акцентирует внимание на известном элементе – кальции. Учащиеся чертят таблицу, заполняют ее. Самостоятельная работа в тетради (заполнение таблицы) Формирование у учащихся новых понятий по данной теме (образовательная цель) В процессе работы на данном этапе у учащихся развиваются умения самостоятельно добывать знания, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, прослеживать межпредметные связи (реализуется развивающая цель) Происходит воспитание коммуникативных качеств, устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств, как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу (реализуется воспитательная цель) 3. Обучающийся демонстрирует выполненную презентацию «Физиологическая роль некоторых химических элементов», делает
4. Изучение свойств веществ, содержащих элемент- кальций. Решение закрытой творческой задачи. 4. Учитель биологии демонстрирует живую улитку (содержание кальция в панцире живого организма)
Метод и средства – наглядный
Учитель химии проводит инструктаж, используя инструкцию по ОТ (на столах) Техника безопасности при работе с кислотами и щелочами.
Слайд 11.

Метод - объяснительно – иллюстративный.
Контролирует, анализирует, проверяет, акцентирует внимание на главном. доклад. Учащиеся заполняют таблицу – распечатку, заслушивая доклад. 4.Обучающийся проводит демонстрационный опыт, доказывающий наличие элемента – кальция (окрашивание пламени спиртовки) и углерода (получение углекислого газа и доказательство е г о наличия). Применяются
методы

по степени

взаимодействия

восприятие, анализ,

заполнение таблицы
. Смотрят опыты, записывают уравнения реакций на доску и в таблицу тетради.
Методы: наглядные с

практической

направленностью

5. Творческая задача на определение простых и сложных веществ (классификация веществ). 6. Элементный состав окаменелости живого организма и природного газа – метана. 7. Химический состав клетки. 8. Строение молекулы и свойства воды, ее применение. Роль воды в жизнедеятельности организма. 5. Учитель химии
слайд 12
. – закрытая творческая задача. 6. Учитель биологии демонстрирует окаменелость моллюска и шаростержневую молекулу метана.
Метод - объяснительно – иллюстративный.
7. Учитель биологии –
слайд 14
(органические и неорганические вещества в клетках живых организмов). 8. Учитель химии –
слайд 15 - 19

Метод - объяснительно – иллюстративный
Учитель биологии –
слайд 20-21

Метод - объяснительно – иллюстративный
5. Решают задачу, дают определения и приводят примеры простых и сложных веществ. 6. Самостоятельно делают вывод о том, что на атомном уровне живое = неживому, но на молекулярном – обнаруживаются различия в химическом строении, на уровне сложных веществ. Выводят формулы: , . 7. Обучающиеся, используя полученные ранее знания, приводят примеры органических и неорганических веществ в клетках живых организмов. 8. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, конспектируют, анализируют, делают выводы.
Контролирует, анализирует, проверяет, акцентирует внимание на главном. 5. Закрепление. 1.Лабораторная работа.
Лабораторная работа

“Определение содержания воды,

жиров, белков и углеводов”

I вариант

Определение содержания воды в

растении

Оборудование:
стебли комнатных растений, фильтровальная бумага.
Опыт:
Между листов фильтровальной бумаги поместить стебель растения и надавить до промокания фильтровальной бумаги. Вода принимает участие в процессах превращения одних веществ в другие, непрерывно происходящие в живых клетках. Как называются эти превращения в химии? (записать определение в тетрадь).
II вариант

Обнаружение жиров (масел) в

семенах подсолнечника

Оборудование:
семена подсолнечника, лист бумаги.
Опыт:
для обнаружения масла раздавить семечки (без кожуры) на листе бумаги
III вариант
1. Учитель следит за выполнением работы, помогает, корректирует деятельность обучающихся при выполнении лабораторных опытов и демонстрационного эксперимента. 1. Учащиеся закрепляют полученные на уроке знания, выполняя лабораторную работу по вариантам (распечатки заданий на столе). Методический прием – закрепление знаний при выполнении лабораторного практикума, исследовательский.
2.Демонстрационны й эксперимент “Качественная реакция на белок”
Обнаружение крахмала и белка

в пшеничной муке

Оборудование:
йод, пшеничная мука, вода, стакан, кусочек марли.
Опыт:
На кусочек марли, сложенный в несколько раз, насыпать немного пшеничной муки, сделать мешочек и прополоскать в стакане с водой. К полученной мутной воде добавить несколько капель спиртового раствора йода. О чём свидетельствует появление тёмно-синего окрашивания? Реакции, с помощью которых распознают определённые вещества, называют - … (определение записать в тетрадь). В марле осталась липкая тягучая масса. Это растительный белок, который называют клейковиной. Белки тоже можно распознать с помощью качественной реакции. 2. Реактивы и оборудование: куриное яйцо, 10%- е растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, вода; химические стаканы, стеклянная палочка. Опыт: Отделить белок от желтка, разбавить белок водой. В полученный раствор белка добавить 1 мл раствора сульфата меди (II) и 2 мл раствора гидроксида натрия, перемешать.
6. Рефлексия Выберите нужную букву: А) Получил прочные знания, усвоил весь материал. Б) Усвоил материал частично. В) Мало что понял, необходимо ещё поработать. Вставьте смайлик настроения: безразлично, скучно Хорошо Задает вопросы, проводит беседу с детьми. Вступают в беседу с учителем, отвечают на вопросы Домашнее задание Учитель сообщает домашнее задание § стр. дополнительно: задача Выставляет оценки за урок, применяя накопительную систему оценок. Сообщает домашнее задание, комментирует его. Выставляет оценки. Записывают в дневники домашнее задание. 45


В раздел образования