Автор: Капшина Галина Алексеевна
Должность: преподаватель - организатор обж
Учебное заведение: МБОУ "Ясненская СШ №7"
Населённый пункт: п. Ясный Архангельская область Пинежский район
Наименование материала: Построение процесса обучения на интегративной основе в рамках введения ФГОС ООО
Тема: Построение процесса обучения на интегративной основе в рамках введения ФГОС ООО
Раздел: среднее образование
Построение процесса обучения на интегративной основе в рамках введения
ФГОС ООО
«Голова, наполненная отрывочными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке,
и где хозяин ничего не отыщет, голова, где только система без знания, похожа на лавку, в
которой во всех ящиках есть подписи, а в ящиках пусто» К.Д.Ушинский
Межпредметная интеграция – необходимое условие современного образования.
Интеграция – объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития.
/толковый словарь Д.Н. Ушакова/
Интеграция – объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в
одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Чем эффективен интегрированный урок?
1.Урок выходит за рамки общепринятых норм – обучающихся, развивающихся и воспитывающих
задач – выступает как желательная форма и дополнение к привычной школьной урочной жизни.
2.Необходимость совместной реализации проблемы урока, требующей от учителя тонкого настроя
на эмоциональную обстановку в классе, на изменяющуюся ситуацию во время урока и друг друга.
Ведь любой, даже тщательно подготовленный урок в момент его проведения всегда требует от
учителя гибкости и способности к импровизации.
3.Задействованный в процессе урока механизм одновременно последовательного преподавания
выстраивает наряду со старой системой (учитель – ученик, ученик – ученик) и новую
воспитательную линию общения ученик- ученик, которая ближе стоит к формированию
межличностного общения человек – человек.
Обж – самый интегрируемый предмет
Важное место занимает интеграция обж с такими предметами как природоведение, география,
биология, физика, литература, математика, информатика, история, химия и др.
Фрагменты интеграции на уроке обж в 10 классе:
Тема урока: «Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по
защите населения» /Ядерное оружие и его поражающие факторы/
Поражающий фактор «ионизирующее излучение». Мы говорим о толщине различных материалов,
которые уменьшают интенсивность излучения в два раза. Например, толщина стали 2,8 см, бетона
10 см, грунта 14 см, древесины 30 см уменьшает интенсивность излучения в два раза.
- Какова должна быть толщина материала стали, бетона, грунта, древесины, если интенсивность
гамма-лучей ослабевает в 4 раза? В 8 раз? В 16 раз? И т.д.
- Во сколько раз уменьшится интенсивность гамма-лучей, если толщина бетона 20 см? грунта 42
см, древесины 90 см?
Чтобы ответить на данные вопросы, обучающиеся должны уметь оперировать знаниями в
области математики – «геометрическая прогрессия» /9 класс/.
Тема урока: «Памяти поколений – дни воинской славы России».
- В каком году состоялось ледовое побоище между русскими войсками и немецкими рыцарями –
крестоносцами?
- Кто возглавлял русские войска?
– Кто одержал победу в ледовом побоище?
- На каком озере происходила битва?
Знание истории поможет дать правильные ответы на данные вопросы.
Тема урока: «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья
человека».
- Основные составляющие тренированности организма человека /сердечно-дыхательная
выносливость, мышечная сила и выносливость, скоростные качества, гибкость/.
- Каким образом можно увеличить способность сердечно-дыхательных систем снабжать
работающие мышцы кислородом и забирать у них кислоту? /физические упражнения (нагрузки)/
-Какие два типа упражнений можете назвать? Маленькая подсказка: одни упражнения требуют
кислород; другие нет? /аэробные и анаэробные/
- В каком случае, и какие упражнения можно использовать?/аэробные – для длительного
напряжения мышц, анаэробные – для кратковременных вспышек мышечной активности/.
- Догадайтесь, в каком случае упражнения используются для тренировки аэробной системы? /
1.непрерывные интенсивные упражнения продолжаются более 2 мин. (бег, плавание на большие
дистанции, велосипедные, лыжные гонки) ; 2.поднятие тяжестей, волейбол, бег на короткие
дистанции /.
- Для чего нужна мышечная сила? /выполнять простейшие повседневные дела).
- А если ее не поддерживать, что может произойти с течением некоторого времени?
/ увеличится риск бытовых травм /
- Для того чтобы поднять чемодан и держать его в руке, что для этого требуется?
/ мышечная сила /.
- Что можно определить при помощи поочередных сгибаний и разгибаний туловища?
/выносливость мышц живота /.
- А при помощи отжиманий? /выносливость мышц плеч, груди и рук /.
- Средства развития мышц?/ различные силовые упражнения, упражнения с преодолением
собственного тела, упражнения с внешним сопротивлением /
- Для чего необходимы человеческие скоростные качества?
- Основные средства развития быстроты?
- Каким образом развивают гибкость? /упражнения на растягивание мышц и связок /
На данном уроке опираемся на знании, полученные на уроках физкультуры, биологии.
Фрагменты интеграции на бинарном уроке в 6 классе.
Тема урока: М. Пришвин «Кладовая солнца», смысл названия сказки-были (интегрированный
урок литература, биология, обж)
Знание произведения М.Пришвина /литература /, знание растительности болот /биология/, знание
мер безопасности на болоте /обж/ создают целостную картину и дают возможность сделать
соответствующие выводы, объяснить смысл названия сказки-были.
Интегрированное преподавание – фактор динамического развития и мобилизации совместных
усилий всего педагогического коллектива
Интеграция создает совершенно новый психологический климат на занятиях
как для ученика, так и для учителя
Фрагменты интеграции на уроках обж в 8 классе.
Тема урока: «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека».
Чтобы показать влияние алкоголя на легкие и др. органы, использую опыт:
1 стакан: желтые красивые плюс белок яйца получаются здоровые легкие
2 стакан: вливаем постепенно черную краску получаются нездоровые легкие
В стакан, где находится белок яйца, добавляем водку малыми дозами получаются белые хлопья.
Связь с предметом химии дают достоверную картину влияния алкоголя на различные органы
человеческого организма.
Используя накопленный опыт, познания в биологии, докажите: «Человек – величайшее чудо
природы!»
/1.Имеет неисчерпаемые резервы прочности и надежности. 2.Человек создан для долгой и
счастливой жизни. 3.Коэффициент прочности конструкции равен 10. 4.Может выдержать
нагрузки в 10 раз большие, чем те с которыми встречается в жизни. 5.Чрезвычайно велика общая
информационная емкость человеческого мозга. 6.Кладовая памяти рассчитана на хранение
огромного количества информации. 7.Человек использует возможности своей памяти на 30-40 %.
8.Реализация возможностей зависит от образа жизни, поведения, привычек, умением разумно
распоряжаться своими возможностями здоровья на благо себя, семьи и государству. /
Интегрированный урок – возможность связать разнопредметную информацию.
Воспитать всесторонне развитую личность невозможно
без использования межпредметных связей.
Цель интегрированных уроков – оптимизация процесса обучения на основе активной
познавательной и творческой деятельности.
ОБЖ – базовый предмет, который интегрирует знания, полученные при изучении других
дисциплин.
Различные конкурсы, связанные с пожарной, дорожной безопасностью предполагают участие
обучающихся в номинациях «декоративно-прикладное творчество», «изобразительное искусство»,
«фототворчество», где при выполнении работ обучающиеся используют разнообразные
технологии, всевозможные материалы, а значит, необходимы навыки работы с ними.
Приобретенные знания свойств различных материалов, полученные на уроках технологии, очень
важны. Дизайнерское решение, подборка цветовой гаммы , эстетически грамотное оформление
работ, активный творческий процесс - важные слагаемые успешности. Изучение правил дорожного
движения, правил противопожарной безопасности, использование этих знаний при выполнении
творческих работ. Навыки рисования карандашами, красками, гуашью и др. средствами.
ОБЖ играет главную системообразующую роль в духовно-нравственном воспитании,
формировании качеств патриота и гражданина России, личности безопасного поведения.
Подготовка к военизированной игре «Зарница» охватывает различные области знаний. Это
«пожарное дело», «строевая подготовка», «основы военной службы», «физическая подготовка»,
«медицинская подготовка», «стрельба из пневматического оружия», «общевоинские уставы»,
«страницы истории», «представление знамени», «подъем и спуск знамени», «сборка и разборка
автомата Калашникова» и др. .
Теоретические связаны со знанием истории России, истории создания вооруженных сил, их
структуры, основ военного дела, основ медицинских знаний, наград СССР и РФ и др. ..
Практические связаны с пожарным делом, строевой подготовкой, физической подготовкой,
основами стрельбы из пневматики, сборка и разборка автомата Калашникова и др. .
Подготовка и участие в военизированной игре «Зарница» способствует воспитанию, формированию
качеств патриота и гражданина России.
Интегрирование предметов развивающего цикла позволяет усилить здоровьесберегающее
направление процесса.
Интеграция позволяет перестраивать, расширять, углублять содержание образования,
приводит к конструктивным изменениям в методике работы и создает новые обучающие
технологии.
Использование технологий на интегративной основе ведет к повышению целостности
педагогического процесса, уменьшению учебной нагрузки на обучающихся и как следствие
способствуют здоровьесбережению.
Эстафета «Ассорти», проведенная среди обучающихся начальных классов, имеет
соревновательный характер и способствует здоровьесбережению. Эстафета всегда проводится на
свежем воздухе, на улице в весенне - летний период
Педагогические технологии:
1.Проектная
Глава «Экология и безопасность» /обж – 8/
Каждый обучающийся обязан подготовить проект по данной теме и защитить его. На
обобщающем уроке проводим «калейдоскоп проектов». Среди проектов отмечаем самые
интересные по содержанию, самые оригинальные, самые лучшие.
2.Информационная
Тема: «Мероприяти по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера»
/обж – 8/
Класс делится на микрогруппы. В каждой микрогруппе выбирается консультант. К нему
прикрепляется 2 обучающихся. Дается вопросник с 35 вопросами, на которые отвечает каждый
обучающийся. Целенаправленносамостоятельно читается материал. Используется литература:
учебник обж и пособие по гражданской обороне. Затем консультант проверяет ответы на вопросы
у своих подопечных. В персональной карте учета правильности ответов отмечает «+» правильный
ответ, «-» неправильный ответ, «?» нет ответа. Если испытывают трудности, сигнализируют
учителю поднятой рукой. Учитель рекомендует литературу, где можно найти ответ. Если
микрогруппа закончила работу, интересуюсь, какие вопросы вызвали затруднения, на какие
ответили очень легко. Персональные карты сдаются. Оценки ставятся в журнал. В начале занятия
оговаривается количество набранных плюсиков. 17-22 «+» - это 3, 23-28 «+» - это 4, 29-35 «+» -
это 5.
Консультанты справляются со своей работой замечательно. На уроке каждый проговаривает
ответ на поставленные вопросы.
Дисциплина + каждый обучающийся на уроке будет оценен + благоприятный микроклимат на уроке
+ связь «ученик-ученик»+ связь «ученик-учитель» + общее руководство на уроке осуществляет
учитель.
3.Игровая
Внедрение интегрированного обучения связано с желанием педагога изменить свое отношение к
организации учебного процесса.
Тема: «Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика»
/обж – 10/
Подготовить 10 описаний инфекционных заболеваний с их симптомами. Предлагается по
симптомам определить название болезни и ее вид. Среди обучающихся выделяется группа врачей,
которая должна порекомендовать лечение, а также исправить ошибки в ответах обучающихся.
Название болезни
Виды инфекции
Рекомендации врача
Дизентерия
Бешенство
Ботулизм
Клещевой энцефалит
Скарлатина
Свинка
Краснуха
Гонорея
Сифилис
Хламидиоз
Задача учителей, формирующих интеграционные предметные блоки, найти пути изменения
некоторых разделов содержания и структуры учебных дисциплин для объединения их в общий
блок занятий.
Интегрированный урок – эффективное средство формирования межпредметных связей и других
ууд.
Тема: «Инженерные сооружения» /обж-10/
-Как должны быть расположены приточный и вытяжной короба? Почему? Связь обж с физикой.
Тема: «ЗОЖ необходимое условие укрепления и сохранения здоровья» /обж-10/
Понятие иммунитета, виды иммунитета, краткая характеристика каждого, в чем отличие? Связь
обж с биологией.
Тема: «Основные составляющие ЗОЖ» /обж – 10/
Основные составляющие записываются в тетрадь. Домашнее задание творческое: каждой
микрогруппе подготовить рекомендации по данной составляющей ЗОЖ.
Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль
(тестовые задания).