Напоминание

Как решить проблему- связной речи у детей с речевым нарушением


Автор: Кутерева Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада " золотой ключик"
Учебное заведение: АНО ДО " Планета детства " Лада".
Населённый пункт: Самарская область., г. Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: Как решить проблему- связной речи у детей с речевым нарушением
Раздел: дошкольное образование





Назад




АНО ДО « Планета детства « Лада»

Д/с № 182 « Золотой ключик» г. Тольятти

Самарской области

воспитатель : Кутерева Ирина Евгеньевна

Аннотация: В данной работе раскрыта одна из форм, облегчающая работу

воспитателя при развитии связной речи, у детей с речевыми нарушениями.

Данная форма является важной, начальной, «пусковой» формой на первом

этапе решения проблемы с детьми, у которых выявлены речевые нарушения.

Тема:

КАК

РЕШИТЬ

ПРОБЛЕМУ

СВЯЗНОЙ

РЕЧИ

У

ДЕТЕЙ

С

РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Перед

педагогом

дошкольного

учреждения

ставится

одна

из

самых

важнейших задач- обучение детей связной речи, то есть умению четко и

последовательно излагать свои мысли.

Существует ряд методик развития речи ( О. И.Соловьевой, А.М Бородич,

Ляминой Г.М, Ф.А. Сохина и др.) – они эффективны для детей, у которых

наблюдаются речевые навыки, соответствующие возрастным нормативам. В

своей группе я столкнулась с детьми, у которых наблюдается общее речевое

недоразвитие. И сложилась ситуация, как понять усваивают они программу

или нет. Использование данных методик в полной мере невозможно. У таких

детей

с

указанной

патологией

характерно-

молчание,

объяснение

с

окружающими на уровне жестов и отдельных звуков, но речь взрослого эти

дети понимают.Кроме того у таких детей наблюдается нарушение внимания,

оно неустойчиво. Пришлось проработать много литературы, чтобы найти для

своих детей такую методику, чтобы облегчить процесс становления связной

речи. Такие факторы были обнаружены у авторов классической педагогики и

возрастной психологии С.А, Рубенштейна, А.М. Леушиной, Л.В.Эльконина-

наглядность. Рассматривание сюжетных картинок идет в нескольких этапов.

Тем самым предлагается план высказывания(план - схема–«шестиэкранка»).

Например: рассматриваем с/к «помидор».

В первом окне «шестиэкранки»

предложено

несколько

закрашенных

пятен

разных

цветов.

Из

которых

ребенок должен показать соответствующий помидору цвет(красный): затем в

следующем окне представлены разные геометрические формы( круг.овал,

треугольник,

квадрат,

прямоугольник)-

ребенок

должен

показать

форму,

которой соответствует данный объект.

В следующем окне ребенку предлагается найти сравнение - на что похож

помидор,

и

с

каким

предметом

из

окружающего

нас

мира

его

можно

соотнести (надувной шарик, мячик). Также в этом окне нужно показать

величину

предмета,

изображая

контрастные

размеры

(надувной

шарик

-

большого размера, а мячик – маленьким).

В

четвертом

окне

нужно

расположить

картинки

разных

продуктов,

к

которым ребенок может соотнести помидор – то есть. «овощи», «фрукты»,

«ягоды», «хлебобулочные изделия», «молоко». В пятом окне – нарисована

рука. то есть., что можно приготовить из данного продукта (салат, томатный

сок).

В шестом окне представлены ряд картинок, где может произрастать данный

продукт ( огород, лес, поле, луг). Ребенок должен показать свои знания о

данном объекте. Тем самым показать свой внутренний потенциал знаний, и

воспитатель сразу обнаружит на каком уровне ребенок не справляется с

программой

развития.

Работая

с

такой

формой

развития

связной

речи

воспитатель

побуждает

ребенка

к

активности,

развития

внимания

и

мышления.

Воспитателю

нетрудно

разработать

несколько

видов

«

шестиэкранок»,

для

описания

разных

игрушек,

предметов

окружающего

мира, где будут использованы все пункты- схемы. Пункты схемы могут быть

увеличены до девяти в зависимости от целей и задач, которые воспитатель

поставит перед собой и ребенком для установления уровня речевых навыков.

Пункты – схемы могут изменяться, то есть здесь можно добавить например,

материал из чего сделан предмет, с какими вкусовыми качествами схожи, к

какой

природе

относится:

к

живой

или

неживой.

Понятно,

что

дети

с

речевыми

нарушениями

несразу

освоят

данную

форму,

но

постепенно

вовлекая в игровой форме в процесс, дети постепенно будут раскрепощаться

и охотнее идти на контакт со взрослыми. Большую роль в освоении данной

формы

активизации

развития

речевых

навыков

отводится

родителям.

Воспитателю необходимо вовлечь родителей в данный процесс. Предложить

родителям

консультацию

по

данной

форме

развития

речевых

навыков,

предложить буклет «Как избежать ошибки?», предложить просмотр мастер –

класс, показанный на группе с данными детьми. Конечно, немало важную

роль к данной проблеме нужно привлекать и посещение родителя и ребенка у

логопеда,

невролога,

дефектолога.

Практика

показывает,

ч то

целенаправленный процесс в развитии речевых навыков помогают ребенку

запоминать последовательность пунктов – схем, составляя в своей памяти

последовательность высказываний, а значит вырабатывать четкость мысли.

Воспитатели не должны ограничиваться формами, облегчающие процессу

становления

связной

речи,

а

использовать

разные

новые

достижения

в

педагогике и психологии. Я в своей статье только раскрыла одну из форм,

так

называемую

начальную,

«

пусковую»,

которую

считаю

наиболее

значимой на первых этапах развития речевых навыков у детей с речевыми

нарушениями.

Список литературы:

1.

Бородич А.М. « Методика развития речи», М.;1981г.

2.

Лямина А.Г. « Развитие речи детей раннего возраста», 2015г.

3.

Носенко Н.П. « Развитие речи детей в ДОУ»(в таблицах и схемах), М.,

центр педагогического образования, 2009г.

4.

Соловьева О.И. « Методика развития речи и обучения родному языку в

детском саду» Изд. « Просвещение», М.,1966г.



В раздел образования