Автор: Кутерева Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада " золотой ключик"
Учебное заведение: АНО ДО " Планета детства " Лада".
Населённый пункт: Самарская область., г. Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: Как решить проблему- связной речи у детей с речевым нарушением
Раздел: дошкольное образование
АНО ДО « Планета детства « Лада»
Д/с № 182 « Золотой ключик» г. Тольятти
Самарской области
воспитатель : Кутерева Ирина Евгеньевна
Аннотация: В данной работе раскрыта одна из форм, облегчающая работу
воспитателя при развитии связной речи, у детей с речевыми нарушениями.
Данная форма является важной, начальной, «пусковой» формой на первом
этапе решения проблемы с детьми, у которых выявлены речевые нарушения.
Тема:
КАК
РЕШИТЬ
ПРОБЛЕМУ
СВЯЗНОЙ
РЕЧИ
У
ДЕТЕЙ
С
РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Перед
педагогом
дошкольного
учреждения
ставится
одна
из
самых
важнейших задач- обучение детей связной речи, то есть умению четко и
последовательно излагать свои мысли.
Существует ряд методик развития речи ( О. И.Соловьевой, А.М Бородич,
Ляминой Г.М, Ф.А. Сохина и др.) – они эффективны для детей, у которых
наблюдаются речевые навыки, соответствующие возрастным нормативам. В
своей группе я столкнулась с детьми, у которых наблюдается общее речевое
недоразвитие. И сложилась ситуация, как понять усваивают они программу
или нет. Использование данных методик в полной мере невозможно. У таких
детей
с
указанной
патологией
характерно-
молчание,
объяснение
с
окружающими на уровне жестов и отдельных звуков, но речь взрослого эти
дети понимают.Кроме того у таких детей наблюдается нарушение внимания,
оно неустойчиво. Пришлось проработать много литературы, чтобы найти для
своих детей такую методику, чтобы облегчить процесс становления связной
речи. Такие факторы были обнаружены у авторов классической педагогики и
возрастной психологии С.А, Рубенштейна, А.М. Леушиной, Л.В.Эльконина-
наглядность. Рассматривание сюжетных картинок идет в нескольких этапов.
Тем самым предлагается план высказывания(план - схема–«шестиэкранка»).
Например: рассматриваем с/к «помидор».
В первом окне «шестиэкранки»
предложено
несколько
закрашенных
пятен
разных
цветов.
Из
которых
ребенок должен показать соответствующий помидору цвет(красный): затем в
следующем окне представлены разные геометрические формы( круг.овал,
треугольник,
квадрат,
прямоугольник)-
ребенок
должен
показать
форму,
которой соответствует данный объект.
В следующем окне ребенку предлагается найти сравнение - на что похож
помидор,
и
с
каким
предметом
из
окружающего
нас
мира
его
можно
соотнести (надувной шарик, мячик). Также в этом окне нужно показать
величину
предмета,
изображая
контрастные
размеры
(надувной
шарик
-
большого размера, а мячик – маленьким).
В
четвертом
окне
нужно
расположить
картинки
разных
продуктов,
к
которым ребенок может соотнести помидор – то есть. «овощи», «фрукты»,
«ягоды», «хлебобулочные изделия», «молоко». В пятом окне – нарисована
рука. то есть., что можно приготовить из данного продукта (салат, томатный
сок).
В шестом окне представлены ряд картинок, где может произрастать данный
продукт ( огород, лес, поле, луг). Ребенок должен показать свои знания о
данном объекте. Тем самым показать свой внутренний потенциал знаний, и
воспитатель сразу обнаружит на каком уровне ребенок не справляется с
программой
развития.
Работая
с
такой
формой
развития
связной
речи
воспитатель
побуждает
ребенка
к
активности,
развития
внимания
и
мышления.
Воспитателю
нетрудно
разработать
несколько
видов
«
шестиэкранок»,
для
описания
разных
игрушек,
предметов
окружающего
мира, где будут использованы все пункты- схемы. Пункты схемы могут быть
увеличены до девяти в зависимости от целей и задач, которые воспитатель
поставит перед собой и ребенком для установления уровня речевых навыков.
Пункты – схемы могут изменяться, то есть здесь можно добавить например,
материал из чего сделан предмет, с какими вкусовыми качествами схожи, к
какой
природе
относится:
к
живой
или
неживой.
Понятно,
что
дети
с
речевыми
нарушениями
несразу
освоят
данную
форму,
но
постепенно
вовлекая в игровой форме в процесс, дети постепенно будут раскрепощаться
и охотнее идти на контакт со взрослыми. Большую роль в освоении данной
формы
активизации
развития
речевых
навыков
отводится
родителям.
Воспитателю необходимо вовлечь родителей в данный процесс. Предложить
родителям
консультацию
по
данной
форме
развития
речевых
навыков,
предложить буклет «Как избежать ошибки?», предложить просмотр мастер –
класс, показанный на группе с данными детьми. Конечно, немало важную
роль к данной проблеме нужно привлекать и посещение родителя и ребенка у
логопеда,
невролога,
дефектолога.
Практика
показывает,
ч то
целенаправленный процесс в развитии речевых навыков помогают ребенку
запоминать последовательность пунктов – схем, составляя в своей памяти
последовательность высказываний, а значит вырабатывать четкость мысли.
Воспитатели не должны ограничиваться формами, облегчающие процессу
становления
связной
речи,
а
использовать
разные
новые
достижения
в
педагогике и психологии. Я в своей статье только раскрыла одну из форм,
так
называемую
начальную,
«
пусковую»,
которую
считаю
наиболее
значимой на первых этапах развития речевых навыков у детей с речевыми
нарушениями.
Список литературы:
1.
Бородич А.М. « Методика развития речи», М.;1981г.
2.
Лямина А.Г. « Развитие речи детей раннего возраста», 2015г.
3.
Носенко Н.П. « Развитие речи детей в ДОУ»(в таблицах и схемах), М.,
центр педагогического образования, 2009г.
4.
Соловьева О.И. « Методика развития речи и обучения родному языку в
детском саду» Изд. « Просвещение», М.,1966г.