Автор: Сафонова Татьяна Григорьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 10
Населённый пункт: ст.Новомышастовская, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование системы повторения и систематизации учебного материала в процессе обучения школьников физике.
Раздел: среднее образование
Проектирование системы повторения и систематизации
учебного материала в процессе обучения школьников физике.
Учитель физики, тьютор Сафонова Т.Г.
При подготовке к ЕГЭ очень большую роль играет правильная и
стройная система повторения ранее изученного материала. Основными
задачами повторения являются:
1.
Усвоение логических связей между уроками в теме
2.
Многократное повторение, а с ним и усвоение материала.
(для многих ребят не достаточно изучить материал за 1-2 урока)
3.
Более четкое понимание математической составляющей –
пропорциональности, понимание графиков различных
зависимостей.
4.
Систематизация учебного материала
5.
Успешность ребенка.
Для того, чтобы повторение материала было стройным и логичным,
необходимо разбить курс физики на большие, крупные темы и дать
учащимся карту изучения темы.
Буду опираться на курс физики 10 класса. Первой темой является
«Механика.
СТРУКТУРА МЕХАНИКИ.
2.ДИНАМИКА
Основные понятия:
сила, масса
Основные законы:
I,II,III законы Ньютона
МЕХАНИКА
3. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ
Основные понятия: импульс, изменение
импульса, энергия, работа, мощность.
Основные законы: законы сохранения
импульса и энергии
1. КИНЕМАТИКА
(изучает виды движения: равномерное,
равноускоренное, свободное падение,
движение по окружности)
5.МЕХАНИЧЕСКИЕ
КОЛЕБАНИЯ
И ВОЛНЫ
4. СТАТИКА
Основные понятия: момент силы, плечо,
центр тяжести
Основные законы: I закон Ньютона, правило
В данной карте ученик видит какие основные понятия и законы
изучаются в данной теме.
Новый материал удобнее изучать в виде конспектов, которые позволяют
основные аспекты темы на уроке проговорить несколько раз. Привожу
пример одного из конспектов.
ОК №3 РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ
1.
Опр. Равномерным движением называется движение
при котором
⃗
v
=
const
2. Характеристики:
х
0
,
м -
начальная координата
х,
м -
конечная координата
υ
м/с -
скорость
s
м -
путь, перемещение
3. Формулы
υ =
S
t
s
=
υ
⋅
t
t
=
s
υ
x
=
x
0
+⃗
υ
⋅
t
4. Графики зависимости кинематических величин
Неравномерное движение.
υ
ср
=
S
t
=
S
1
+
S
2
+
. . ..
t
1
+
t
2
+
. . .
-средняя скорость неравномерного движения.
Ребята
получают
домашнее
задание
подписать
название
графиков
и
объяснить графики движения с цифрами на осях координат.
Обратимся
к
повторению.
Достаточно
объёмном
оно
становится
при
изучении динамики, законов сохранения.
Что можно определить по данному графику?
Вид движения
Ускорение
Начальную скорость
Конечную скорость
Перемещение за 8 секунд,
Записать зависимость
υ
(
t
)
Записать зависимость s(t)
Построить график
υ
(
t
)
Построить график s(t)
Построить график a(t)
А если изучено понятие равнодействующей силы, то есть возможность
строить график F(t), записывать эту зависимость, что позволяет связать
кинематику и динамику, более прочно понять, что такое равнодействующая
сила. Импульс и энергия расширят беседу по этому графику, необходимо
просто добавить массу тела. Таким образом один и тот же график нарисован
на доске долго, ребята могут обсудить его на перемене, по нему можно
провести аукцион (пусть выиграют те, кто добавит последние сведения о
графике. Я убедилась, что никто из ребят не скажет, что тело движется «в
горку». Просто для успешности ребенка необходимо различное количество
повторений.
Конечно так же интересно работать с различными зависимостями.
Например,
υ
(
t
)=
20
−
3 t
x(t)=180+25t-
t
2
Возможности те же, а свободного
места на доске больше. После систематической работы по повторению
провожу дифференцированную зачетную работу. Менее успешным ребятам
даю задание по графику, сильным задание на карточке, но у всех есть
возможность получить отличную оценку. Конечно для такого повторения
очень благоприятными являются темы – термодинамика, механические
колебания, электростатика, электрический ток, электромагнитные колебания.
Надеюсь, что материал кому-то из коллег принесет пользу.