Напоминание

Проектирование системы повторения и систематизации учебного материала в процессе обучения школьников физике.


Автор: Сафонова Татьяна Григорьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 10
Населённый пункт: ст.Новомышастовская, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование системы повторения и систематизации учебного материала в процессе обучения школьников физике.
Раздел: среднее образование





Назад




Проектирование системы повторения и систематизации

учебного материала в процессе обучения школьников физике.

Учитель физики, тьютор Сафонова Т.Г.

При подготовке к ЕГЭ очень большую роль играет правильная и

стройная система повторения ранее изученного материала. Основными

задачами повторения являются:

1.

Усвоение логических связей между уроками в теме

2.

Многократное повторение, а с ним и усвоение материала.

(для многих ребят не достаточно изучить материал за 1-2 урока)

3.

Более четкое понимание математической составляющей –

пропорциональности, понимание графиков различных

зависимостей.

4.

Систематизация учебного материала

5.

Успешность ребенка.

Для того, чтобы повторение материала было стройным и логичным,

необходимо разбить курс физики на большие, крупные темы и дать

учащимся карту изучения темы.

Буду опираться на курс физики 10 класса. Первой темой является

«Механика.

СТРУКТУРА МЕХАНИКИ.

2.ДИНАМИКА

Основные понятия:

сила, масса

Основные законы:

I,II,III законы Ньютона

МЕХАНИКА

3. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ

Основные понятия: импульс, изменение

импульса, энергия, работа, мощность.

Основные законы: законы сохранения

импульса и энергии

1. КИНЕМАТИКА

(изучает виды движения: равномерное,

равноускоренное, свободное падение,

движение по окружности)

5.МЕХАНИЧЕСКИЕ

КОЛЕБАНИЯ

И ВОЛНЫ

4. СТАТИКА

Основные понятия: момент силы, плечо,

центр тяжести

Основные законы: I закон Ньютона, правило

В данной карте ученик видит какие основные понятия и законы

изучаются в данной теме.

Новый материал удобнее изучать в виде конспектов, которые позволяют

основные аспекты темы на уроке проговорить несколько раз. Привожу

пример одного из конспектов.

ОК №3 РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ

1.

Опр. Равномерным движением называется движение

при котором

v

=

const

2. Характеристики:

х

0

,

м -

начальная координата

х,

м -

конечная координата

υ

м/с -

скорость

s

м -

путь, перемещение

3. Формулы

υ =

S

t

s

=

υ

t

t

=

s

υ

x

=

x

0

+⃗

υ

t

4. Графики зависимости кинематических величин

Неравномерное движение.

υ

ср

=

S

t

=

S

1

+

S

2

+

. . ..

t

1

+

t

2

+

. . .

-средняя скорость неравномерного движения.

Ребята

получают

домашнее

задание

подписать

название

графиков

и

объяснить графики движения с цифрами на осях координат.

Обратимся

к

повторению.

Достаточно

объёмном

оно

становится

при

изучении динамики, законов сохранения.

Что можно определить по данному графику?

Вид движения

Ускорение

Начальную скорость

Конечную скорость

Перемещение за 8 секунд,

Записать зависимость

υ

(

t

)

Записать зависимость s(t)

Построить график

υ

(

t

)

Построить график s(t)

Построить график a(t)

А если изучено понятие равнодействующей силы, то есть возможность

строить график F(t), записывать эту зависимость, что позволяет связать

кинематику и динамику, более прочно понять, что такое равнодействующая

сила. Импульс и энергия расширят беседу по этому графику, необходимо

просто добавить массу тела. Таким образом один и тот же график нарисован

на доске долго, ребята могут обсудить его на перемене, по нему можно

провести аукцион (пусть выиграют те, кто добавит последние сведения о

графике. Я убедилась, что никто из ребят не скажет, что тело движется «в

горку». Просто для успешности ребенка необходимо различное количество

повторений.

Конечно так же интересно работать с различными зависимостями.

Например,

υ

(

t

)=

20

3 t

x(t)=180+25t-

t

2

Возможности те же, а свободного

места на доске больше. После систематической работы по повторению

провожу дифференцированную зачетную работу. Менее успешным ребятам

даю задание по графику, сильным задание на карточке, но у всех есть

возможность получить отличную оценку. Конечно для такого повторения

очень благоприятными являются темы – термодинамика, механические

колебания, электростатика, электрический ток, электромагнитные колебания.

Надеюсь, что материал кому-то из коллег принесет пользу.



В раздел образования