Автор: Погудина Оксана Владимировна
Должность: восп
Учебное заведение: МАДОУ №1
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в старшей группе
Тема: "По дорогам народных промыслов"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия по
художественному творчеству в старшей группе
«По дорогам народных промыслов»
(Гжель,
Хохлома, Дымково)
Выполнила: Погудина О.В. воспитатель МАДОУ №1 г. Хабаровск
Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных
промыслах (гжельской, хохломской, дымковской росписях), учить выполнять
элементы гжельской росписи, используя пластилин.
Задачи:
Образовательная:
1. Углубить знания детей о русском народном декоративно-прикладном
искусстве – народные промыслы.
2. Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов,
видеть красоту в окружающих предметах.
Развивающая:
1. Развивать речь, память, мышление.
2. Вызвать интерес у детей к занятиям и ремесленничеству русского народа.
3. Развивать творческие способности, желание почувствовать себя в роли
народного мастера, создавая узор.
Воспитательная:
1.Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству,
промыслам, народным традициям и играм.
Предварительная работа:
-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
- рассматривание альбомов «Чудесная гжель», «Хохлома», «Дымковская
игрушка», изделий народных промыслов.
Материалы для НОД:
-тарелочки из белого картона;
- пластилин синего цвета;
- доски, стеки, салфетки для рук;
- элементы росписей для игр на закрепление;
-образцы по каждой росписи.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Очень рада я гостям! Милости просим, проходите!
Сегодня мы с вами проведём экскурсию, создадим мини-музей по народным
промыслам.
Послушайте стихотворение.
Велика наша Россия
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет!
Воспитатель: О чём говорится в стихотворении?
Дети: О России.
Воспитатель: Верно, Россия великая страна, славится она своими
просторами, реками и морями, огромными современными городами. Но
самое большое богатство нашей Родины - это люди, народные умельцы,
народные промыслы. Земля наша Русская испокон веков славилась своими
добрыми, умелыми мастерами – людьми, которые создавали и создают
своими руками сказочную красоту.
Я думаю, вы со мной согласитесь, как приятно любоваться и
восхищаться народными творениями русского народа.
На подносе лежат различные предметы народных промыслов –
Гжель,
Хохлома, Дымково. Вдруг начинает играть яркая народная композиция.
Воспитатель: Ребята, что за музыка звучит? (ответы детей) Как вы думаете,
куда она нас приглашает? Правильно, она нас зовет в деревню, к русскому
народу.
Воспитатель:
Ребята,
сегодня
мы
с
вами
откроем
наш
мини-музей
«Народных промыслов». Посмотрите, какие предметы народных умельцев
лежат на этих чудесных подносах.
Воспитатель:
Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди – мастера!
А вот какие это промыслы, мы сейчас вспомним.
Хохлома:
Разные ложки и ковши
Ты разгляди, не спеши.
Трава там вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют…
Дети: Хохломой!
Воспитатель: Посмотрите
на
слайд. (№1, на
слайде
–
разные
виды
хохломской посуды).
История,
особенности
промысла: Хохломские
изделия
появились
у
мастеров
из
села
Хохлома,
где
изготавливали
и
продавали
изделия
хохломской
росписи.
Их изготавливают из липы,
березы, ольхи, осины:
ложки, горшки, миски, мебель и т.д. Сначала их просушивают, покрывают
алюминиевым
порошком
и
расписывают
яркими
красками
растительным
узором (стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают
лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в
золотые.
Отсюда
хохлома
называется
золотой.
Посуда
Хохломы
создаёт
ощущение
жаркого
пламени,
она
практична
и
нарядна,
поражает
своей
удивительной красотой!
Воспитатель: Покажите, пожалуйста, предметы золотой хохломы. А может
кто-нибудь
и
стихотворение
об
этом
промысле
знает?
Ребёнок
читает
стихотворение.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней… наша Хохлома.
Молодцы,
Хохломскую
роспись
вспомнили.
Вспоминаем
следующий
промысел.
Дымковская игрушка
Отгадайте-ка загадку:
Веселая красная глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назовите меня!
Воспитатель: Что это за роспись такая? Правильно, это дымковская
роспись. Посмотрите на слайд. (№2, на слайде – разные виды дымковской
игрушки).
История,
особенности
промысла: Дымковская
игрушка
появилась
в
посёлке Дымково, около города Вятка. Делают ее мастера из глины, затем
обжигают в печи. Возникновение игрушки связано с весенним праздником
Свистунья,
к
которому
женское
население
слободы
Дымково
лепило
глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда
праздник
потерял
своё
значение,
промысел
не
только
сохранился,
но
и
получил дальнейшее развитие.
Все фигурки расписаны геометрическим
орнаментом
(волнистые
линии,
широкие
и
тонкие
полосы,
круги
овалы,
горошины, сочетание мелких и крупных элементов). Что бы не изображала
дымковская
игрушка,
её
всегда
можно
отличить
своей
неповторимой
нарядной раскраской, пышностью форм, богатством отделки. На белом фоне
очень весело смотрятся синий, голубой, жёлто-оранжевый, малиновый цвета.
Какую из игрушек ни возьми, сразу видно - это неповторимая дымковская.
Честь и хвала дымковским мастерам!
Рассматривание предметов дымковских мастеров.
Воспитатель: Спасибо. А может кто-то знает стихотворение о дымковской
игрушке? Выходит ребёнок и читает стихотворение.
Возле Вятки самой,
Дымково-поселок
Окаймлен лесами
Уголок веселый.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Гжель.
Воспитатель: Хорошо. Идём дальше. Снова загадка:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Воспитатель: Кто узнал, какая эта роспись? Гжель.
Молодцы! Посмотрите на слайд. (№3, на слайде – разные виды гжели). Кто
сможет показать предметы с гжельской росписью (показывают).
История, особенности промысла: Недалеко от Москвы, в деревеньке Гжель
жили умелые и весёлые мастера. Однажды они стали думать, как бы им
мастерство своё показать, да людей порадовать, свой край прославить. И
придумали. Нашли они глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из
неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков
(сочно-синий, ярко-голубой, васильковый, цвета неба и воды). Рисовали на
посуде узоры из цветов, капелек, полосок, сеточек, лепили животных и птиц.
Всего одна краска – синяя на белом фоне, а какая нарядная и праздничная
получалась роспись. Гжельские мастера большие фантазёры, прославили
мастера свой край родной на весь мир. Полюбилась она людям и стали ее
называть нежно-голубое чудо. И до сих пор мы любуемся этой красотой!
Недаром говорят, что умелец себе и людям радость приносит.
Рассматривание
предметов
гжельских
мастеров. А
может
кто-то
знает
стихотворение
о
гжельском
промысле? Выходит
ребёнок
и
читает
стихотворение.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделие рук золотых.
Синяя сказка –
Глазам загляденье;
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием!
На Руси люди не только работали, но и играли. А давайте поиграем в одну из
народных игр «Карусели».
К зонту привязаны ленточки. Дети берутся за ленту одной рукой и идут
сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Зонт держит
взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
А ещё есть народная игра «Каждое изделие в свой город».
Я хотела показать вам иллюстрации с изображением предметов,
расписанных разной росписью, разных народных промыслов, но только все
они перепутались, помогите мне, пожалуйста, поместить каждое изделие в
свой город.
И ещё одна игра для пальчиков «Наши синие цветы…»
Наши синие цветки раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают».
Воспитатель: Берет синюю ленточку, касаясь детей, произносит:
«Матушка Гжель по полю гуляла, синюю ленточку потеряла, кто ее найдет,
тот талант обретет».
Вот коснулась вас волшебная ленточка, я дала всем возможность
превратиться в талантливых мастеров.
Не зря гласит поговорка « Делу время, потехе – час».
Отдохнули – пора за работу, пожалуйста, присаживайтесь.
Ребята, я хочу вам предложить выполнить необычную работу - расписывать
тарелочки гжельской росписью, но не красками, а используя пластилин.
Приступаем к работе, народные мастера!
Белоснежные тарелки
Станем смело украшать.
И узор небесный, редкий
Сможем сами мы создать.
Пластилин возьмём мы в руки,
Будем рисовать цветы.
Нам сегодня не до скуки.
Мы во власти красоты.
Мы рисуем пластилином,
Вот так техника, друзья,
И узор, как на картине,
Это пластилинография..
Посмотрите, что за чудо!
На тарелочках узор.
Сине-белая посуда
Красотой затмила взор.
Голубую сказку Гжели
Мы старались воссоздать.
Пластилином мы сумели
Краску Гжели передать.
Мы старались, рисовали,
Не судите строго нас!
Скоро станем мастерами,
Впереди вся жизнь у нас!
Игра «Сложи узор из элементов росписи»
Кто первым выполнил работу, предложить игру.
Воспитатель: Мне хочется сказать Вам большое спасибо, ребята, было
очень приятно с вами работать! Выяснилось, что вы большие и умелые
начинающие мастера народных промыслов. Ребята, какое настроение
создали вам росписи?
Дети : Веселое, хорошее, радостное.
Воспитатель: А что вам сегодня больше всего понравилось и запомнилось?
Я хотела бы вам продлить хорошее настроение и сделала разные силуэты,
можете выбрать и расписать любой понравившейся вам росписью и
подарить маме.