Напоминание

"По дорогам народных промыслов"


Автор: Погудина Оксана Владимировна
Должность: восп
Учебное заведение: МАДОУ №1
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в старшей группе
Тема: "По дорогам народных промыслов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект интегрированного занятия по

художественному творчеству в старшей группе

«По дорогам народных промыслов»

(Гжель,

Хохлома, Дымково)

Выполнила: Погудина О.В. воспитатель МАДОУ №1 г. Хабаровск

Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных

промыслах (гжельской, хохломской, дымковской росписях), учить выполнять

элементы гжельской росписи, используя пластилин.

Задачи:

Образовательная:

1. Углубить знания детей о русском народном декоративно-прикладном

искусстве – народные промыслы.

2. Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов,

видеть красоту в окружающих предметах.

Развивающая:

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Вызвать интерес у детей к занятиям и ремесленничеству русского народа.

3. Развивать творческие способности, желание почувствовать себя в роли

народного мастера, создавая узор.

Воспитательная:

1.Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству,

промыслам, народным традициям и играм.

Предварительная работа:

-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

- рассматривание альбомов «Чудесная гжель», «Хохлома», «Дымковская

игрушка», изделий народных промыслов.

Материалы для НОД:

-тарелочки из белого картона;

- пластилин синего цвета;

- доски, стеки, салфетки для рук;

- элементы росписей для игр на закрепление;

-образцы по каждой росписи.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Очень рада я гостям! Милости просим, проходите!

Сегодня мы с вами проведём экскурсию, создадим мини-музей по народным

промыслам.

Послушайте стихотворение.

Велика наша Россия

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет!

Воспитатель: О чём говорится в стихотворении?

Дети: О России.

Воспитатель: Верно, Россия великая страна, славится она своими

просторами, реками и морями, огромными современными городами. Но

самое большое богатство нашей Родины - это люди, народные умельцы,

народные промыслы. Земля наша Русская испокон веков славилась своими

добрыми, умелыми мастерами – людьми, которые создавали и создают

своими руками сказочную красоту.

Я думаю, вы со мной согласитесь, как приятно любоваться и

восхищаться народными творениями русского народа.

На подносе лежат различные предметы народных промыслов –

Гжель,

Хохлома, Дымково. Вдруг начинает играть яркая народная композиция.

Воспитатель: Ребята, что за музыка звучит? (ответы детей) Как вы думаете,

куда она нас приглашает? Правильно, она нас зовет в деревню, к русскому

народу.

Воспитатель:

Ребята,

сегодня

мы

с

вами

откроем

наш

мини-музей

«Народных промыслов». Посмотрите, какие предметы народных умельцев

лежат на этих чудесных подносах.

Воспитатель:

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!

А вот какие это промыслы, мы сейчас вспомним.

Хохлома:

Разные ложки и ковши

Ты разгляди, не спеши.

Трава там вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

Дети: Хохломой!

Воспитатель: Посмотрите

на

слайд. (№1, на

слайде

разные

виды

хохломской посуды).

История,

особенности

промысла: Хохломские

изделия

появились

у

мастеров

из

села

Хохлома,

где

изготавливали

и

продавали

изделия

хохломской

росписи.

Их изготавливают из липы,

березы, ольхи, осины:

ложки, горшки, миски, мебель и т.д. Сначала их просушивают, покрывают

алюминиевым

порошком

и

расписывают

яркими

красками

растительным

узором (стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают

лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в

золотые.

Отсюда

хохлома

называется

золотой.

Посуда

Хохломы

создаёт

ощущение

жаркого

пламени,

она

практична

и

нарядна,

поражает

своей

удивительной красотой!

Воспитатель: Покажите, пожалуйста, предметы золотой хохломы. А может

кто-нибудь

и

стихотворение

об

этом

промысле

знает?

Ребёнок

читает

стихотворение.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней… наша Хохлома.

Молодцы,

Хохломскую

роспись

вспомнили.

Вспоминаем

следующий

промысел.

Дымковская игрушка

Отгадайте-ка загадку:

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня!

Воспитатель: Что это за роспись такая? Правильно, это дымковская

роспись. Посмотрите на слайд. (№2, на слайде – разные виды дымковской

игрушки).

История,

особенности

промысла: Дымковская

игрушка

появилась

в

посёлке Дымково, около города Вятка. Делают ее мастера из глины, затем

обжигают в печи. Возникновение игрушки связано с весенним праздником

Свистунья,

к

которому

женское

население

слободы

Дымково

лепило

глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда

праздник

потерял

своё

значение,

промысел

не

только

сохранился,

но

и

получил дальнейшее развитие.

Все фигурки расписаны геометрическим

орнаментом

(волнистые

линии,

широкие

и

тонкие

полосы,

круги

овалы,

горошины, сочетание мелких и крупных элементов). Что бы не изображала

дымковская

игрушка,

её

всегда

можно

отличить

своей

неповторимой

нарядной раскраской, пышностью форм, богатством отделки. На белом фоне

очень весело смотрятся синий, голубой, жёлто-оранжевый, малиновый цвета.

Какую из игрушек ни возьми, сразу видно - это неповторимая дымковская.

Честь и хвала дымковским мастерам!

Рассматривание предметов дымковских мастеров.

Воспитатель: Спасибо. А может кто-то знает стихотворение о дымковской

игрушке? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Возле Вятки самой,

Дымково-поселок

Окаймлен лесами

Уголок веселый.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Гжель.

Воспитатель: Хорошо. Идём дальше. Снова загадка:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Воспитатель: Кто узнал, какая эта роспись? Гжель.

Молодцы! Посмотрите на слайд. (№3, на слайде – разные виды гжели). Кто

сможет показать предметы с гжельской росписью (показывают).

История, особенности промысла: Недалеко от Москвы, в деревеньке Гжель

жили умелые и весёлые мастера. Однажды они стали думать, как бы им

мастерство своё показать, да людей порадовать, свой край прославить. И

придумали. Нашли они глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из

неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков

(сочно-синий, ярко-голубой, васильковый, цвета неба и воды). Рисовали на

посуде узоры из цветов, капелек, полосок, сеточек, лепили животных и птиц.

Всего одна краска – синяя на белом фоне, а какая нарядная и праздничная

получалась роспись. Гжельские мастера большие фантазёры, прославили

мастера свой край родной на весь мир. Полюбилась она людям и стали ее

называть нежно-голубое чудо. И до сих пор мы любуемся этой красотой!

Недаром говорят, что умелец себе и людям радость приносит.

Рассматривание

предметов

гжельских

мастеров. А

может

кто-то

знает

стихотворение

о

гжельском

промысле? Выходит

ребёнок

и

читает

стихотворение.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделие рук золотых.

Синяя сказка –

Глазам загляденье;

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием!

На Руси люди не только работали, но и играли. А давайте поиграем в одну из

народных игр «Карусели».

К зонту привязаны ленточки. Дети берутся за ленту одной рукой и идут

сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Зонт держит

взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

А ещё есть народная игра «Каждое изделие в свой город».

Я хотела показать вам иллюстрации с изображением предметов,

расписанных разной росписью, разных народных промыслов, но только все

они перепутались, помогите мне, пожалуйста, поместить каждое изделие в

свой город.

И ещё одна игра для пальчиков «Наши синие цветы…»

Наши синие цветки раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают».

Воспитатель: Берет синюю ленточку, касаясь детей, произносит:

«Матушка Гжель по полю гуляла, синюю ленточку потеряла, кто ее найдет,

тот талант обретет».

Вот коснулась вас волшебная ленточка, я дала всем возможность

превратиться в талантливых мастеров.

Не зря гласит поговорка « Делу время, потехе – час».

Отдохнули – пора за работу, пожалуйста, присаживайтесь.

Ребята, я хочу вам предложить выполнить необычную работу - расписывать

тарелочки гжельской росписью, но не красками, а используя пластилин.

Приступаем к работе, народные мастера!

Белоснежные тарелки

Станем смело украшать.

И узор небесный, редкий

Сможем сами мы создать.

Пластилин возьмём мы в руки,

Будем рисовать цветы.

Нам сегодня не до скуки.

Мы во власти красоты.

Мы рисуем пластилином,

Вот так техника, друзья,

И узор, как на картине,

Это пластилинография..

Посмотрите, что за чудо!

На тарелочках узор.

Сине-белая посуда

Красотой затмила взор.

Голубую сказку Гжели

Мы старались воссоздать.

Пластилином мы сумели

Краску Гжели передать.

Мы старались, рисовали,

Не судите строго нас!

Скоро станем мастерами,

Впереди вся жизнь у нас!

Игра «Сложи узор из элементов росписи»

Кто первым выполнил работу, предложить игру.

Воспитатель: Мне хочется сказать Вам большое спасибо, ребята, было

очень приятно с вами работать! Выяснилось, что вы большие и умелые

начинающие мастера народных промыслов. Ребята, какое настроение

создали вам росписи?

Дети : Веселое, хорошее, радостное.

Воспитатель: А что вам сегодня больше всего понравилось и запомнилось?

Я хотела бы вам продлить хорошее настроение и сделала разные силуэты,

можете выбрать и расписать любой понравившейся вам росписью и

подарить маме.



В раздел образования