Автор: Юдина Тамара Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Трубчевская школа-интернат"
Населённый пункт: Брянская область, г. Трубчевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Про колосок и хлеба кусок"
Раздел: среднее образование
Тема: «Про колосок и хлеба кусок».
Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу;
воспитывать чувства уважения к людям труда; дать
детям новые знания об истории хлеба; закрепить знания
учащихся о том, что в хлеб, который приходит к нам на
стол, вложен большой труд многих людей; развивать
речь, выразительность чтения; пополнить словарный
запас учащихся.
Оборудование: различные виды хлебных изделий,
рушник с караваем, набор открыток, картина «Рожь» -
Шишкина, плакат с пословицами, маска старика и
маска волка.
I. Загадка: Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Ножиком нарезают. (хлеб)
В-ль: О чём мы сегодня будем говорить?
- Мы поговорим с вами сегодня на тему очень
серьёзную, наболевшую. Мы поговорим с вами о хлебе.
Выйди летом на поле. Посмотри, как тянутся к солнцу
колосья спелой пшеницы! Зрелый колосок слегка
колышится на ветру. Подойди, тронь его – и на ладони
твои упадут зёрна. В каждом из них жизнь. Они
необходимы нам, людям, чтобы жить. Много столетий
живут вместе хлеб и человек. Они дарят друг другу
жизнь. Человек растит зерно, зерно кормит человека.
Это движение вечно.
Эпиграф: «Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
II. Сценка «Как делают хлеб?» (А. Боржняк, по
украинской народной сказке).
1
Вед. Нестерпимо голодный волк из леса трусил…
Старик. А не хочешь ли хлеба?
Вед. Кто-то громко спросил.
Присмотрелся – а это
Среди поля мужик
Волк с горбушкой, похоже,
Проглотил и язык.
Он до этого с хлебом
Не встречался пока.
Волк. Дай вторую горбушку.
Вед. Просит волк мужика,
А наевшись по горло,
Лёг в тени под копной
И расхваливать начал…
Волк. Вкусный хлебушек твой!
Да такой, что, пожалуй,
Ел бы я целый век!
Ну, а делаешь как же
Ты его, человек?
Старик. Поле плугом взрыхляю.
Волк. И снимаешь хлебец?
Старик. Нет. Потом бороню.
Волк. И на этом конец?
Старик. Где уж там, удобренья
Нужно в землю вносить.
Волк. И домой на подводе
Можно хлеб увозить?
Старик. Увозить ещё рано.
Я взрыхляю опять.
Волк. И давай после вспашки
Свежий хлеб уплетать?
Старик. Что ты, волк? Бороню
Пашню вновь.
Волк. И тогда собираешь буханки
Ароматные. Да?
2
Старик. Нет, поскольку посеять
Нужно в землю зерно.
И дождаться, покуда
Даст побеги оно.
Волк. И тогда уже булки вырастают?
Старик. Нет,
Пусть колосья дозреют…
И тогда не зевай:
Снять до зёрнышка в поле
Нужно весь урожай,
Смолотить поскорее.
Положить и в печи
На поду раскалённом
Спечь ещё калачи
Вот тогда уже можно
Хлеб отведать.
Вед. Но волк,
Мужика не дослушав,
От досады умолк.
С невесёлой улыбкой
Посмотрел на копну,
И подался, бездельник
В лес, глотая слюну.
В-ль: Как же хлеб приходит на стол?
Дети: Поле взрыхляют, боронят, удобренья вносят, сеют
зерно, когда колосья созреют, убирают, затем из зерна
сделают муку, а из муки пекут хлеб.
III. Стихотворение Н. Аникеева.
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род, веками.
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человеческими руками.
Он их теплом, он их добром пропах.
3
И песней той, что жаворонком спета.
Под синим небом в золотых холмах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдётся пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!»
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернёшься на рассвете,
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом белом свете».
В-ль: К чему призывает автор этого стихотворения?
Дети: Поклониться хлебу.
В-ль: Как автор говорит о хлебе?
Дети: «Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом белом свете».
В-ль: Хлеб – это не только вкусное слово, его по праву
можно назвать святым.
Какие ещё святые слова, которые встречаются в нашей
речи, вы знаете?
Дети: Мать, Родина.
IV. В-ль: Русский человек всегда верил в святость хлеба,
что, к сожалению, нельзя сказать о наших
современниках. Несмотря на высокие цены хлеба, к
нему продолжают относиться с неуважением,
выбрасывать.
По старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае
нельзя выбрасывать, а если его нечаянно уронить, то
подняв его надо не только бережно обтереть, но
поцеловать его, и попросить прощения.
Немалым грехом считалось уронив крошку хлеба и не
поднять его, ещё большим - растоптать его.
4
«Хлеб – дар Божий» - говорили наши предки. Они
относились к хлебу с благоговением и считали главным
богатством.
В-ль: Пора и нам подумать: что для нас хлеб, любим ли
мы его, бережно ли мы к нему относимся?
Дети: Любим и бережно относимся.
В-ль: Стихотворение, которое вы сейчас услышите, не
выдумано автором, эти эпизоды взяты из жизни. И
может кто-то из вас узнает себя в этих строках.
Ребёнок: Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года
Хлеб –
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали.
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится.
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
В-ль: Есть среди нас такие мальчики и девочки?
Дети: Да.
В-ль: Вслед за этим стихотворением мне хочется
прочитать другое.
V. Мне больно.
Мне больно,
Когда я, случается, вижу,
5
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, потирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс
Земле, на которой родился и рос.
В-ль: Давайте посчитаем, если у нас в школе каждый
ученик не доест 100 г. хлеба в день, то сколько хлеба
пропадает, выбрасывается.
100 х 98 = 9800 = 9 кг. 800 г.
«Хлебом дорожи настолько,
Чтобы знал и класс твой весь.
Постарайся брать лишь столько
Сколько можешь сразу съесть».
В-ль: И если человек, какой бы богатый он ни был,
какое бы положение в обществе не занимал, если он не
уважает хлеб и считает, что может без него обойтись,
этот человек не вызывает никакого уважения.
ФИЗМИНУТКА.
VI. Из истории хлеба.
А теперь поговорим немного об истории хлеба. С давних
времён хлеб был основным продуктом питания; ради
куска хлеба люди отправлялись в дальние края. Порой
лишь кроха хлеба спасала человека от голодной смерти.
В трудную пору, когда хлеба едва хватало, люди
вынуждены были добавлять в муку различные примеси:
лебеду, картошку, крапиву, кору деревьев, клевер. Для
голодных людей этот горький хлеб был слаще мёда.
Сегодня трудно себе представить стол без хлеба,
который никогда не приедается, всегда желанен и
вкусен. В книге историка А.В. Терещенко «Быт русского
6
народа» читаем: Пиры во времена Владимира I
отличались различными угощениями: хлебы, мясо,
дичь, овощи, рыба, мёд и квас. Простой же народ
питается гораздо скромнее: хлеб, квас, чеснок, мёд.
Редко – мясо, рыба. Но на первом месте в питании, как у
богатых, так и у бедных был хлеб.
Трудно представить себе, что когда-то люди обходились
без хлеба. Считается, что ещё в каменном веке люди
впервые узнали первые злаки. Сначала злаки собирали
и ели сырыми. Много времени прошло, прежде чем хлеб
пришёл к человеку в виде зернистой каши.
Но и после этого потребовалось не одно столетие, чтобы
человек начал измельчать зёрна и смешивать их с водой,
а затем выпекать лепёшки. Понадобилось ещё
несколько столетий, чтобы люди начали готовить хлеб
из сброженного теста. Первооткрывателями стали
египтяне, а уже потом, через греков и римлян этот
способ попал в Европу.
Основными зерновыми культурами на Руси были:
пшеница, рожь, овёс, просо, ячмень. Интересно, что
рожь воспринималась как сорняк на пшеничных полях.
Но с течением времени землепашцы заметили: когда от
непогоды погибла пшеница, рожь спасла людей от
голодной смерти. И к XI веку люди в основном ели
ржаной хлеб. А пшеничный (белый) ели с мёдом, как
лакомство, а желанным был ржаной.
Процесс выпечки был непрост, поэтому хлеб делали
нечасто. Пекарей – умельцев ценили и уважали. А
женщина, выпекавшая хлеб, пользовалась в доме
особым уважением.
Если простых людей раньше называли просто Федька,
Ванька, то пекарей называли полными именами. А как
красиво назывались мастера печного дела: ситники,
хлебники, саечники.
7
Хлебом гордились. И неслучайно наш хлеб, в качестве
особенного лакомства, отправлялся иноземными
послами в свои далёкие страны. Да и сейчас частенько
иностранный гость захватит с собой буханочку русского
хлеба. Особой славой на Руси пользовались калачи. Их
дарили иностранцам. Преподносили их на царских
приёмах, как изысканное угощение.
В-ль: Но вернёмся к тому времени, когда людям так
хотелось хлеба. Это время – война. Враги жгли хлебные
поля. Чтобы людям как-то выжить, варили суп из
лебеды и крапивы, а хлеб пах дубовой коркой и
желудями. В то время ввели карточки на хлеб. Эти
карточки имели не только взрослые, но и дети. Не
думали тогда ни о сахаре, ни о пряниках, только о хлебе.
Есть только одно слово, которое равнозначно слову
«хлеб»! Это слово – жизнь».
(Показываю хлеб военных лет)
В-ль: Посмотрите, сколько хлеба в день получал один
человек.
(Показываю 125 г. и 250 г.)
В-ль: Предлагаю послушать песню «Хлеб – всему
голова».
- 1. Понравилась ли вам эта песня?
- 2. Какие слова вам запомнились?
Дети: Из поколения в поколение передают отцы детям
золотые слова: «Хлеб – всему голова».
В-ль: «Хлеб – всему голова» - это короткое, но ёмкое по
содержанию изречение говорит о том, как жизненно
необходим хлеб человеку. «Хлеб – всему голова» -
говорят у нас в народе. Почему это так. Потому что,
человек может обойтись без многого, а без хлеба – не
может.
8
VII. Коллективная перекличка.
В-ль: Ребята, а кто для нас хлеб создаёт?
Посеяли хлеб хлеборобы, весною
Созрел он и стал золотою стеною,
И слышит страна: «За уборку пора!»
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
«Дадим!» - отвечают в цехах металлисты.-
«Для хлеба машины мы сделаем быстро.
Но только нам нужен металл непременно».
«Дадим!» - отвечают немедля мартены. –
«Нам только руду подавайте сюда!»
Для хлеба с рудою спешат поезда.
Для хлеба положены рельсы дорог.
Для хлеба идёт на гора уголёк.
Для хлеба плотины на реках встают,
И краны, и вышки до самого неба.
Для хлеба! Для хлеба!
Для хлеба! Для хлеба!
В-ль: Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт.
Дети: Рабочий, нефтяник, строитель, шахтёр,
машинист, металлург, хлебороб. (хором: народ)
Конкурс рисунков.
В-ль: Посмотрите на выставку ваших рисунков. Все они
заслуживают внимания. В своих рисунках вы
отобразили труд многих людей. Только благодаря труду
мы можем с вами кушать вкусный хлеб, ароматные
булочки.
Ребята, если кто-то из вас думает остаться в своей
родной деревне, селе, посёлке, вы можете работать
помощниками тракториста, грузчиками, скотниками,
рабочими на зернотоке, на свиноферме, доярками. Я
9
надеюсь, что вы сможете найти своё место в жизни и
стать по-настоящему трудолюбивыми людьми.
В-ль: Хлеб – Дар Божий! Часто можно слышать в народе.
Он также бесценен как земля, вода, воздух. Недаром в
народе говорят, что для того, чтобы маленькое
зёрнышко стало хлебом, надо четыре силы – солнце,
дождь, земля и великий честный труд.
Ребёнок: Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В-ль: Сотни стихов и песен сложено о хлебе – батюшке.
- Есть хлеб – будет и песня.
В-ль: Почему если будет хлеб – будет и песня?
Дети: Хлеб даёт силу для жизни и работы.
В-ль: Много художественных полотен было написано о
хлебе. Россия – это не только милые душе берёзки, это
ещё и поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.
Известнейшая картина И. Шишкина «Рожь»
В-ль: Что вы видите на этой картине?
Дети: Поле ржи. Дорога вьётся, теряясь во ржи,
посередине возвышается несколько могучих сосен.
Раскинули свои ветви – стерегут своё богатство.
В-ль: Что воспевает художник?
Дети: Художник воспевает красоту Родины, труд
человека.
В-ль: Но не только Шишкин создавал такие полотна.
Если вы обратитесь к книге «Щедевры русской
живописи», то найдёте ещё картины других художников.
Много написано рассказов, сказок, стихотворений, как о
самом хлебе, так и о бережном отношении к нему, о
воспитании у каждого человека высокой
ответственности за хлебное богатство нашей Родины.
10
Также есть книги о великой роли труда в жизни
человека. Всё это и многое другое вы сможете найти в
книгах, которые представлены на нашей выставке.
В-ль: Дума народная о хлебе, о чудесном даре Божьем
выразилась и сохранилась в народной мудрости: в
пословицах, поговорках, загадках.
VIII. Игра с пословицами.
В-ль: У детей карточки с окончанием пословиц. Я читаю
начало пословицы, а тот ученик, у которого концовка
этой пословицы, встаёт и читает.
1. Горька работа, да … (хлеб сладок).
2. Хочешь есть калачи, … (не сиди на печи).
3. Пироги не … (растут на кустах).
4. В землю не положишь - … (и с земли не возьмёшь).
5. Не ленись с плужком - … (будешь с пирожком).
6. На чужой каравай рта не разевай, а … (пораньше
вставай да свой затевай).
7. Догулялись мужики: … (нет ни хлеба, ни муки).
8. Пот на спине - … (так и хлеб на столе).
9. Не надо хвалиться, … (коли не знаешь, как хлеб
родится).
10. Без печки холодно – без хлеба … (голодно).
11. Не будет хлеба, … (не будет и обеда).
12. Доплясались, что … (что без хлеба остались).
13. Каравай хлеба не … (свалится с неба).
В-ль: О чём говорят эти пословицы?
Дети: Чтобы хлеб был на столе, надо трудиться.
Ребёнок: Хлеб в трудах добывается.
Хлеб в трудах добывается,
Сам собой не родясь.
Хлеб не просто богатство –
11
Хлеб опора для нас.
«Будет хлеб, будет песня!»
Правда в этих словах.
Будет хлеб полновесный –
Будет радость в глазах.
Каждый к хлебу причастен.
Будем бережны все.
Будет хлеб – будет счастье,
Будет жизнь на земле.
В-ль: Когда ты берёшь в руки кусочек хлеба, помни, что
совершается что-то великое: ты прикасаешься не просто
к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и
многих других. Все они создали это чудо своими руками.
Их труд нелёгок. Его нужно уважать и беречь, и пусть
наши поля оснащены современной техникой, и труд
человека стал намного легче в наши дни, всё равно, хлеб
– бесценное богатство. И у нас нет права на
пренебрежительное и легкомысленное отношение к
нему.
Ребёнок: «Хлеб, ребята, берегите,
Он добыт большим трудом.
Хлеб – народное добро.
Береги всегда его».
В-ль: Ребята, наше занятие подошло к концу.
О чём мы сегодня говорили?
Дети: О хлебе, о том, кто для нас хлеб создаёт.
В-ль: Как хлеб приходит на стол?
Дети: Чтобы хлеб был на столе, надо трудиться.
В-ль: Как надо относиться к хлебу?
В-ль: Берегите, любите хлеб, и он всегда будет на вашем
столе.
12
Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда
честным. В хлебе – душа нашей родной земли, судьбы
многих людей, их неустанный труд.
Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для
человека. Придерживаясь русской традиции для вас,
ребята, угощение.
Ребёнок: Пышный, мягкий, пропечённый,
Подрумяненный слегка.
Хлеб с горбушкой золоченой
Шёл к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
В нём земли родимой соки.
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём.
В-ль: «Ешьте, не стесняйтесь,
Здоровья набирайтесь».
13