Напоминание

"Про колосок и хлеба кусок"


Автор: Юдина Тамара Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Трубчевская школа-интернат"
Населённый пункт: Брянская область, г. Трубчевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Про колосок и хлеба кусок"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Про колосок и хлеба кусок».

Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу;

воспитывать чувства уважения к людям труда; дать

детям новые знания об истории хлеба; закрепить знания

учащихся о том, что в хлеб, который приходит к нам на

стол, вложен большой труд многих людей; развивать

речь, выразительность чтения; пополнить словарный

запас учащихся.

Оборудование: различные виды хлебных изделий,

рушник с караваем, набор открыток, картина «Рожь» -

Шишкина, плакат с пословицами, маска старика и

маска волка.

I. Загадка: Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Ножиком нарезают. (хлеб)

В-ль: О чём мы сегодня будем говорить?

- Мы поговорим с вами сегодня на тему очень

серьёзную, наболевшую. Мы поговорим с вами о хлебе.

Выйди летом на поле. Посмотри, как тянутся к солнцу

колосья спелой пшеницы! Зрелый колосок слегка

колышится на ветру. Подойди, тронь его – и на ладони

твои упадут зёрна. В каждом из них жизнь. Они

необходимы нам, людям, чтобы жить. Много столетий

живут вместе хлеб и человек. Они дарят друг другу

жизнь. Человек растит зерно, зерно кормит человека.

Это движение вечно.

Эпиграф: «Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

II. Сценка «Как делают хлеб?» (А. Боржняк, по

украинской народной сказке).

1

Вед. Нестерпимо голодный волк из леса трусил…

Старик. А не хочешь ли хлеба?

Вед. Кто-то громко спросил.

Присмотрелся – а это

Среди поля мужик

Волк с горбушкой, похоже,

Проглотил и язык.

Он до этого с хлебом

Не встречался пока.

Волк. Дай вторую горбушку.

Вед. Просит волк мужика,

А наевшись по горло,

Лёг в тени под копной

И расхваливать начал…

Волк. Вкусный хлебушек твой!

Да такой, что, пожалуй,

Ел бы я целый век!

Ну, а делаешь как же

Ты его, человек?

Старик. Поле плугом взрыхляю.

Волк. И снимаешь хлебец?

Старик. Нет. Потом бороню.

Волк. И на этом конец?

Старик. Где уж там, удобренья

Нужно в землю вносить.

Волк. И домой на подводе

Можно хлеб увозить?

Старик. Увозить ещё рано.

Я взрыхляю опять.

Волк. И давай после вспашки

Свежий хлеб уплетать?

Старик. Что ты, волк? Бороню

Пашню вновь.

Волк. И тогда собираешь буханки

Ароматные. Да?

2

Старик. Нет, поскольку посеять

Нужно в землю зерно.

И дождаться, покуда

Даст побеги оно.

Волк. И тогда уже булки вырастают?

Старик. Нет,

Пусть колосья дозреют…

И тогда не зевай:

Снять до зёрнышка в поле

Нужно весь урожай,

Смолотить поскорее.

Положить и в печи

На поду раскалённом

Спечь ещё калачи

Вот тогда уже можно

Хлеб отведать.

Вед. Но волк,

Мужика не дослушав,

От досады умолк.

С невесёлой улыбкой

Посмотрел на копну,

И подался, бездельник

В лес, глотая слюну.

В-ль: Как же хлеб приходит на стол?

Дети: Поле взрыхляют, боронят, удобренья вносят, сеют

зерно, когда колосья созреют, убирают, затем из зерна

сделают муку, а из муки пекут хлеб.

III. Стихотворение Н. Аникеева.

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род, веками.

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человеческими руками.

Он их теплом, он их добром пропах.

3

И песней той, что жаворонком спета.

Под синим небом в золотых холмах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдётся пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете,

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем тёплый хлеб на этом белом свете».

В-ль: К чему призывает автор этого стихотворения?

Дети: Поклониться хлебу.

В-ль: Как автор говорит о хлебе?

Дети: «Ничего дороже нет,

Чем тёплый хлеб на этом белом свете».

В-ль: Хлеб – это не только вкусное слово, его по праву

можно назвать святым.

Какие ещё святые слова, которые встречаются в нашей

речи, вы знаете?

Дети: Мать, Родина.

IV. В-ль: Русский человек всегда верил в святость хлеба,

что, к сожалению, нельзя сказать о наших

современниках. Несмотря на высокие цены хлеба, к

нему продолжают относиться с неуважением,

выбрасывать.

По старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае

нельзя выбрасывать, а если его нечаянно уронить, то

подняв его надо не только бережно обтереть, но

поцеловать его, и попросить прощения.

Немалым грехом считалось уронив крошку хлеба и не

поднять его, ещё большим - растоптать его.

4

«Хлеб – дар Божий» - говорили наши предки. Они

относились к хлебу с благоговением и считали главным

богатством.

В-ль: Пора и нам подумать: что для нас хлеб, любим ли

мы его, бережно ли мы к нему относимся?

Дети: Любим и бережно относимся.

В-ль: Стихотворение, которое вы сейчас услышите, не

выдумано автором, эти эпизоды взяты из жизни. И

может кто-то из вас узнает себя в этих строках.

Ребёнок: Мальчик,

Ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года

Хлеб –

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали.

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится.

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

В-ль: Есть среди нас такие мальчики и девочки?

Дети: Да.

В-ль: Вслед за этим стихотворением мне хочется

прочитать другое.

V. Мне больно.

Мне больно,

Когда я, случается, вижу,

5

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, потирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс

Земле, на которой родился и рос.

В-ль: Давайте посчитаем, если у нас в школе каждый

ученик не доест 100 г. хлеба в день, то сколько хлеба

пропадает, выбрасывается.

100 х 98 = 9800 = 9 кг. 800 г.

«Хлебом дорожи настолько,

Чтобы знал и класс твой весь.

Постарайся брать лишь столько

Сколько можешь сразу съесть».

В-ль: И если человек, какой бы богатый он ни был,

какое бы положение в обществе не занимал, если он не

уважает хлеб и считает, что может без него обойтись,

этот человек не вызывает никакого уважения.

ФИЗМИНУТКА.

VI. Из истории хлеба.

А теперь поговорим немного об истории хлеба. С давних

времён хлеб был основным продуктом питания; ради

куска хлеба люди отправлялись в дальние края. Порой

лишь кроха хлеба спасала человека от голодной смерти.

В трудную пору, когда хлеба едва хватало, люди

вынуждены были добавлять в муку различные примеси:

лебеду, картошку, крапиву, кору деревьев, клевер. Для

голодных людей этот горький хлеб был слаще мёда.

Сегодня трудно себе представить стол без хлеба,

который никогда не приедается, всегда желанен и

вкусен. В книге историка А.В. Терещенко «Быт русского

6

народа» читаем: Пиры во времена Владимира I

отличались различными угощениями: хлебы, мясо,

дичь, овощи, рыба, мёд и квас. Простой же народ

питается гораздо скромнее: хлеб, квас, чеснок, мёд.

Редко – мясо, рыба. Но на первом месте в питании, как у

богатых, так и у бедных был хлеб.

Трудно представить себе, что когда-то люди обходились

без хлеба. Считается, что ещё в каменном веке люди

впервые узнали первые злаки. Сначала злаки собирали

и ели сырыми. Много времени прошло, прежде чем хлеб

пришёл к человеку в виде зернистой каши.

Но и после этого потребовалось не одно столетие, чтобы

человек начал измельчать зёрна и смешивать их с водой,

а затем выпекать лепёшки. Понадобилось ещё

несколько столетий, чтобы люди начали готовить хлеб

из сброженного теста. Первооткрывателями стали

египтяне, а уже потом, через греков и римлян этот

способ попал в Европу.

Основными зерновыми культурами на Руси были:

пшеница, рожь, овёс, просо, ячмень. Интересно, что

рожь воспринималась как сорняк на пшеничных полях.

Но с течением времени землепашцы заметили: когда от

непогоды погибла пшеница, рожь спасла людей от

голодной смерти. И к XI веку люди в основном ели

ржаной хлеб. А пшеничный (белый) ели с мёдом, как

лакомство, а желанным был ржаной.

Процесс выпечки был непрост, поэтому хлеб делали

нечасто. Пекарей – умельцев ценили и уважали. А

женщина, выпекавшая хлеб, пользовалась в доме

особым уважением.

Если простых людей раньше называли просто Федька,

Ванька, то пекарей называли полными именами. А как

красиво назывались мастера печного дела: ситники,

хлебники, саечники.

7

Хлебом гордились. И неслучайно наш хлеб, в качестве

особенного лакомства, отправлялся иноземными

послами в свои далёкие страны. Да и сейчас частенько

иностранный гость захватит с собой буханочку русского

хлеба. Особой славой на Руси пользовались калачи. Их

дарили иностранцам. Преподносили их на царских

приёмах, как изысканное угощение.

В-ль: Но вернёмся к тому времени, когда людям так

хотелось хлеба. Это время – война. Враги жгли хлебные

поля. Чтобы людям как-то выжить, варили суп из

лебеды и крапивы, а хлеб пах дубовой коркой и

желудями. В то время ввели карточки на хлеб. Эти

карточки имели не только взрослые, но и дети. Не

думали тогда ни о сахаре, ни о пряниках, только о хлебе.

Есть только одно слово, которое равнозначно слову

«хлеб»! Это слово – жизнь».

(Показываю хлеб военных лет)

В-ль: Посмотрите, сколько хлеба в день получал один

человек.

(Показываю 125 г. и 250 г.)

В-ль: Предлагаю послушать песню «Хлеб – всему

голова».

- 1. Понравилась ли вам эта песня?

- 2. Какие слова вам запомнились?

Дети: Из поколения в поколение передают отцы детям

золотые слова: «Хлеб – всему голова».

В-ль: «Хлеб – всему голова» - это короткое, но ёмкое по

содержанию изречение говорит о том, как жизненно

необходим хлеб человеку. «Хлеб – всему голова» -

говорят у нас в народе. Почему это так. Потому что,

человек может обойтись без многого, а без хлеба – не

может.

8

VII. Коллективная перекличка.

В-ль: Ребята, а кто для нас хлеб создаёт?

Посеяли хлеб хлеборобы, весною

Созрел он и стал золотою стеною,

И слышит страна: «За уборку пора!»

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

«Дадим!» - отвечают в цехах металлисты.-

«Для хлеба машины мы сделаем быстро.

Но только нам нужен металл непременно».

«Дадим!» - отвечают немедля мартены. –

«Нам только руду подавайте сюда!»

Для хлеба с рудою спешат поезда.

Для хлеба положены рельсы дорог.

Для хлеба идёт на гора уголёк.

Для хлеба плотины на реках встают,

И краны, и вышки до самого неба.

Для хлеба! Для хлеба!

Для хлеба! Для хлеба!

В-ль: Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создаёт.

Дети: Рабочий, нефтяник, строитель, шахтёр,

машинист, металлург, хлебороб. (хором: народ)

Конкурс рисунков.

В-ль: Посмотрите на выставку ваших рисунков. Все они

заслуживают внимания. В своих рисунках вы

отобразили труд многих людей. Только благодаря труду

мы можем с вами кушать вкусный хлеб, ароматные

булочки.

Ребята, если кто-то из вас думает остаться в своей

родной деревне, селе, посёлке, вы можете работать

помощниками тракториста, грузчиками, скотниками,

рабочими на зернотоке, на свиноферме, доярками. Я

9

надеюсь, что вы сможете найти своё место в жизни и

стать по-настоящему трудолюбивыми людьми.

В-ль: Хлеб – Дар Божий! Часто можно слышать в народе.

Он также бесценен как земля, вода, воздух. Недаром в

народе говорят, что для того, чтобы маленькое

зёрнышко стало хлебом, надо четыре силы – солнце,

дождь, земля и великий честный труд.

Ребёнок: Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В-ль: Сотни стихов и песен сложено о хлебе – батюшке.

- Есть хлеб – будет и песня.

В-ль: Почему если будет хлеб – будет и песня?

Дети: Хлеб даёт силу для жизни и работы.

В-ль: Много художественных полотен было написано о

хлебе. Россия – это не только милые душе берёзки, это

ещё и поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.

Известнейшая картина И. Шишкина «Рожь»

В-ль: Что вы видите на этой картине?

Дети: Поле ржи. Дорога вьётся, теряясь во ржи,

посередине возвышается несколько могучих сосен.

Раскинули свои ветви – стерегут своё богатство.

В-ль: Что воспевает художник?

Дети: Художник воспевает красоту Родины, труд

человека.

В-ль: Но не только Шишкин создавал такие полотна.

Если вы обратитесь к книге «Щедевры русской

живописи», то найдёте ещё картины других художников.

Много написано рассказов, сказок, стихотворений, как о

самом хлебе, так и о бережном отношении к нему, о

воспитании у каждого человека высокой

ответственности за хлебное богатство нашей Родины.

10

Также есть книги о великой роли труда в жизни

человека. Всё это и многое другое вы сможете найти в

книгах, которые представлены на нашей выставке.

В-ль: Дума народная о хлебе, о чудесном даре Божьем

выразилась и сохранилась в народной мудрости: в

пословицах, поговорках, загадках.

VIII. Игра с пословицами.

В-ль: У детей карточки с окончанием пословиц. Я читаю

начало пословицы, а тот ученик, у которого концовка

этой пословицы, встаёт и читает.

1. Горька работа, да … (хлеб сладок).

2. Хочешь есть калачи, … (не сиди на печи).

3. Пироги не … (растут на кустах).

4. В землю не положишь - … (и с земли не возьмёшь).

5. Не ленись с плужком - … (будешь с пирожком).

6. На чужой каравай рта не разевай, а … (пораньше

вставай да свой затевай).

7. Догулялись мужики: … (нет ни хлеба, ни муки).

8. Пот на спине - … (так и хлеб на столе).

9. Не надо хвалиться, … (коли не знаешь, как хлеб

родится).

10. Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

11. Не будет хлеба, … (не будет и обеда).

12. Доплясались, что … (что без хлеба остались).

13. Каравай хлеба не … (свалится с неба).

В-ль: О чём говорят эти пословицы?

Дети: Чтобы хлеб был на столе, надо трудиться.

Ребёнок: Хлеб в трудах добывается.

Хлеб в трудах добывается,

Сам собой не родясь.

Хлеб не просто богатство –

11

Хлеб опора для нас.

«Будет хлеб, будет песня!»

Правда в этих словах.

Будет хлеб полновесный –

Будет радость в глазах.

Каждый к хлебу причастен.

Будем бережны все.

Будет хлеб – будет счастье,

Будет жизнь на земле.

В-ль: Когда ты берёшь в руки кусочек хлеба, помни, что

совершается что-то великое: ты прикасаешься не просто

к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и

многих других. Все они создали это чудо своими руками.

Их труд нелёгок. Его нужно уважать и беречь, и пусть

наши поля оснащены современной техникой, и труд

человека стал намного легче в наши дни, всё равно, хлеб

– бесценное богатство. И у нас нет права на

пренебрежительное и легкомысленное отношение к

нему.

Ребёнок: «Хлеб, ребята, берегите,

Он добыт большим трудом.

Хлеб – народное добро.

Береги всегда его».

В-ль: Ребята, наше занятие подошло к концу.

О чём мы сегодня говорили?

Дети: О хлебе, о том, кто для нас хлеб создаёт.

В-ль: Как хлеб приходит на стол?

Дети: Чтобы хлеб был на столе, надо трудиться.

В-ль: Как надо относиться к хлебу?

В-ль: Берегите, любите хлеб, и он всегда будет на вашем

столе.

12

Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда

честным. В хлебе – душа нашей родной земли, судьбы

многих людей, их неустанный труд.

Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для

человека. Придерживаясь русской традиции для вас,

ребята, угощение.

Ребёнок: Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка.

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

В нём земли родимой соки.

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём.

В-ль: «Ешьте, не стесняйтесь,

Здоровья набирайтесь».

13



В раздел образования