Автор: Тимохова Людмила Алексеевна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: ФГКОУ "Санкт-Петербургское суворовское военное училище МО РФ" Населённый пункт: г.Санкт-Петербург Наименование материала: Сценарий внеклассного мероприятия Тема: "Лингвистические игры" Раздел: среднее образование
СЦЕНАРИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА ДЛЯ 13 ГРУППЫ (5 класс)
«Лингвистические игры»
1.
Вступительное слово учителя.
Начинается игра!
Но необычная она:
Играть мы будем со словами,
Головоломки разгадаем с вами,
Ещё мы будем на вопросы «Викторинки» отвечать
И метаграммы всей командой составлять!
Вы удивились? Непонятные слова?
Тогда нам презентацию смотреть пора!
Узнаем, вспомним лингвистические игры!
Не бойтесь, это ведь не львы, не тигры!
И многое давно знакомо:
Вы ребусы разгадывали дома,
Кроссворды и чайнворды с бабушкой решали!
Но игры есть, которые вы всё же не встречали,
Мы с ними познакомимся сейчас.
Итак, вниманье, пятый класс!
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Лингвистические игры» с комментариями преподавателя)
2.
Квестовая игра с лингвистическими заданиями по группам (группы должны найти
задания по подсказкам, данным учителем, и выполнить их).
I этап – «Викторинка».
Квестовые подсказки :
Группа № 1
По коридору вправо вы идите
И дверь на черный
ход найдите.
Задание в конверте на стене.
Решите – возвращайтесь быстро все ко мне.
Группа № 2
В классе есть один предмет:
Ящиков и дверок нет,
На колесиках стоит,
На нём задание висит.
Дружно, быстро отвечайте
И награду получайте!
Группа № 3
По коридору влево вы идите
И кабинет под номером один найдите,
Задание вы на доске возьмёте.
Решите всё – и мне сдаёте.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНКИ:
1. Изгородь, на которую наводят тень в ясный день.
Ответ: плетень
2. Поросёнок, имеющий общие дела с медвежонком.
Ответ: Пятачок
3. Овощ, наряду с аистами ответственный за демографическую
ситуацию в стране.
Ответ: капуста
4. Петушиный аксессуар кавалериста.
Ответ: шпора
5. Обучающая ложь с намёком.
Ответ: сказка
6. «Антитеррористическая» буква греческого алфавита.
Ответ: альфа
7. Земноводная ипостась сказочной царевны.
Ответ: лягушка
8. Пуля, по мнению Суворова.
Ответ: дура
9. Изобретатель языка из одних знаков препинания.
Ответ: Морзе
10. Птица с неразборчивый почерком.
Ответ: курица
11. Коллега Лешего с повадками Ихтиандра.
Ответ: водяной
12. Детский бардак на телеэкране.
Ответ: Ералаш
13. Часть суток, которая глупее утра.
Ответ: вечер
После выполнения задания группы сдают свои ответы, жюри подводит итоги в
таблице (презентация).
II этап – «Головоломка».
Квестовые подсказки:
Группа № 1
Должны найти задание второе,
Оно довольно непростое.
Я положила его там,
Откуда достаю листочки вам.
Группа № 2
Для вас задание готово снова,
Оно за тем предметом, что у вас есть дома.
Но в классе мы его не трогаем совсем,
Он чёрный, плоский, хорошо известен всем.
Группа № 3
И вам задание готово,
Найти его сумейте снова.
Вы там его легко найдёте, разгадаете,
Откуда каждый день тетрадки забираете.
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ:
В приведённых стихотворных строчках найдите названия животных, птиц и насекомых.
Например: Была гро за. Я ц елый час
Не открывал от страха глаз.
ОТВЕТ: заяц
а). Гуляю в роще, но к пруду
Через болото не пойду.
Ответ:
б). Притих камыш, мелькнула птица,
Всё спит, ничто не шевелится.
Ответ:
в). Смотрите! Лён около ив,
Как голубой ковёр, красив!
Ответ:
г). Знакома рыбам тень моя,
Над гладью рек танцую я.
Ответ:
д). Следы костра у самой пальмы,
Кора в ожогах ... Факт печальный.
Ответ:
После выполнения задания группы сдают свои ответы, жюри подводит итоги в
таблице (презентация).
III этап – «Метаграммка».
Квестовые подсказки
Группа № 1
Теперь ищите метаграммы.
Левей, на подоконнике, у рамы
Лежит красивый сборничек ЕГЭ.
Нашли? Попрыгайте 3 раза на одной ноге!
Группа № 2
Я метаграммы приготовила для вас,
Но чтобы их найти, покиньте класс.
Роман «Война и мир» поможет их найти,
Если внимательно плакаты вы читали на пути.
Группа № 3
Чтоб метаграммы вам решить,
Внимательными надо быть.
Надеюсь, вы уже в пути!
Ищите тот плакат, который уверяет,
Что в книгах можно свет найти.
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ:
Метаграммы
Метаграммы (от греч. meta — через, gramma — знак, буква) - это игра, в которой
букву заменяют на другую: крыша — крыса, бочка — точка, ложка — лодка, гость —
кость, профессор — процессор, лебедь — лебеда, буфет — букет. Место буквы в слове при
этом не имеет значения. Первую метаграмму в1879 году разместил в журнале «Ярмарка
тщеславия» английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные
сказки «Алиса в стране чудес» и «В Зазеркалье».
Пример: МЯЧ превратим в ГОЛ за 5 шагов.
1. МЯЧ
2. МЕЧ
3. МЕЛ
4. МОЛ
5. ГОЛ
Задание. Заменяя по одной букве в каждом слове и образуя новые существительные
нужно превратить:
После выполнения задания группы сдают свои ответы, жюри подводит итоги в
таблице (презентация).
5. Подведение итогов. Награждение победителей.
Итак, закончилась игра...
Вам на сампо идти пора. ( ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ:И вам домой идти пора.)
Запомните, что к слову быть внимательным нужно!
А кто сегодня победил? Ответьте! ДРУЖБА!
Ответы:
1 этап
1. Изгородь, на которую наводят тень в ясный день.
Ответ: плетень
2. Поросёнок, имеющий общие дела с медвежонком.
Ответ: Пятачок
3. Овощ, наряду с аистами ответственный за демографическую
ситуацию в стране.
Ответ: капуста
4. Петушиный аксессуар кавалериста
Ответ: шпора
5Обучающая ложь с намёком
Ответ: сказка
6. «Антитеррористическая» буква греческого алфавита.
Ответ: альфа
7. Земновидная ипостась сказочной царевны.
Ответ: лягушка
8. Пуля, по мнению Суворова
Ответ: дура
9. Изобретатель языка из одних знаков препинания.
Ответ: Морзе
10. Птица с неразборчивый почерком
Ответ: .курица
11. Коллега Лешего с повадками Ихтиандра.
Ответ: водяной
12. Детский бардак на телеэкране.
Ответ: Ералаш
13. Часть суток, которая глупее утра.
Ответ: Вечер
2 этап –
Ответы: а). щенок, б). шмель, в). теленок, г). комар (ы), д). страус.