Авторы: Москвина Ирина Васильевна, Красильникова Алла Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Снегири"
Населённый пункт: РС(Я) г,Нерюнгри
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Развитие культуры речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой"
Раздел: дошкольное образование
Алла Валентиновна Красильникова,
Муниципальное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №51 Снегири
Адрес: РФ, Республика Саха (Якутия), г.Нерюнгри, ул В.Кравченко, 19/1
Телефон: (411-47) 4-49-57
Сайт: Е-mail: snegiri@nerungri.edu
Директор – Шаферова Оксана Евгеньевна
Развитие культуры речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с
художественной литературой
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась.
По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте
дети
предпочитают
книге
другие
источники
информации:
телевидение,
видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том,
чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным
произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге.
Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать".
Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность,
творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит действенным средством умственного,
нравственного
и
эстетического
воспитания.
Она
развивает
мышление
и
воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского
литературного языка.
Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без
чего
невозможно
успешное
обучение
в
школе.
Поэтому
целью
своей
1
педагогической
деятельности
определила
развитие
речи
детей
дошкольного
возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Сказка
и
игра
во
все
времена
имели
огромную
власть
над
детским
сердцем. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Как хочется быть похожим на любимых героев, говорить их словами, совершать
их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью.
Настоящая театральная игра представляет собой богатейшее поле для
творчества
и
развития
речи
у
детей.
Отмечу,
прежде
всего,
что
текст
произведения для детей - канва, в которую они вплетают новые сюжетные
линии,
вводят
дополнительные
роли,
меняют
концовку
и
т.д.
Творчество
ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Умение представить
героя
произведения,
его
переживания,
конкретную
обстановку,
в
которой
развивается событие, во многом зависит от личного опыта дошкольника: чем
больше
ребенок
знает
литературные
произведения
и
разнообразнее
его
впечатления
об
окружающей
жизни,
тем
богаче
воображение,
чувства,
способность мыслить.
На
мой
взгляд,
одним
из
эффективных
средством
развития
речи
и
творческих способностей детей является метод проектов, который позволяет
активизировать
речевую
и
познавательную
деятельность
дошкольников
и
взрослых.
Планируя задачи и программный материал в рамках проекта, определяем,
какие из них следуют решать через организованные занятия, что под силу
самостоятельной деятельности детей, а какие найдут отражение в совместной
деятельности ребят и взрослых.
Работая по проекту, у дошкольников формируются такие личностные
качества, как умение договариваться и работать в команде.
2
Завершающим этапом проекта была постановка сказки «Маша и медведь»,
«Лиса и кот» по сценарию придуманном детьми, где родители принимали самое
активное
участие:
шили
костюмы,
помогали
в
изготовлении
декораций,
разучивании ролей, и, конечно, были самыми благодарными зрителями.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
•
Сформировать интерес к художественной литературе.
•
Расширять и активизировать словарный запас детей.
•
Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов,
стихотворений.
•
Совершенствовать
художественно-речевые
исполнительские
навыки
детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
•
Обращать
внимание
детей
на
изобразительно-выразительные
средства
(образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать
красоту
и
выразительность
языка
произведения,
прививать
чуткость
к
поэтическому слову.
•
Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая
систему
работы
по
развитию
речи
дошкольников,
определила
основные направления деятельности:
•
создание речевой развивающей среды;
•
работа с детьми;
•
работа с родителями;
•
работа
с
социумом
(городская
детская
библиотека,
городской
музей,
муниципальный театр,
ДК им. А.С.Пушкина и др.).
Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу,
3
•
составила
перспективное
планирование
для
детей
от
2
до
7
лет,
включающее в себя занятия, экскурсии, игры, викторины и праздники;
•
разработала
конспекты
занятий
по
развитию
речи
и
ознакомлению
с
художественной
литературой;
экскурсий
в
детскую
библиотеку,
магазин
"Книги",
музей;
целевых
прогулок,
сценарии
праздников,
литературных
викторин; игр - путешествий "Путешествие по сказкам «Волк и семеро козлят»,
« Муха-цокотуха", и др.;
•
подобрала
и
систематизировала
дидактические
игры,
обогащающие
и
активизирующие словарный запас.
•
сделала копилку выразительных средств языка "Волшебный сундучок»
(загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);
•
приобрела
наглядно-дидактические
пособия
"Рассказы
по
картинкам",
"Портреты детских писателей. XIX век", "Портреты детских писателей. XX
век".
Подобрала
сюжетные
картинки,
картины
с
фабульным
развитием
действия;
•
С
помощью
родителей
оформила
в
группе
библиотеку,
в
которой
находятся разнообразные по жанру книги: сказки, рассказы, загадки, стихи и
т.п.,
портреты
писателей,
иллюстрации
из
литературных
произведений,
соответствующие
возрасту
детей.
В
библиотеке
проводим
тематические
выставки "Рассказы о природе Е. Чарушина", "По следам русских народных
сказок", "Наш веселый дядя Остер" и др. Приглашаем на выставку родителей,
детей из других групп
В результате моей работы:
•
Повысился интерес к художественной литературе.
Дошкольники используют в речи выразительные средства языка
Повысился интерес у родителей (общие игры, совместное чтение)
4
Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги,
читают,
рассматривают
их,
обмениваются
своими
впечатлениями,
активно
используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и
самостоятельно могут поставить мини-спектакли.
5