Напоминание

" Развитие культуры речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой"


Авторы: Москвина Ирина Васильевна, Красильникова Алла Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Снегири"
Населённый пункт: РС(Я) г,Нерюнгри
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Развитие культуры речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Алла Валентиновна Красильникова,

Муниципальное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №51 Снегири

Адрес: РФ, Республика Саха (Якутия), г.Нерюнгри, ул В.Кравченко, 19/1

Телефон: (411-47) 4-49-57

Сайт: Е-mail: snegiri@nerungri.edu

Директор – Шаферова Оксана Евгеньевна

Развитие культуры речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с

художественной литературой

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась.

По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте

дети

предпочитают

книге

другие

источники

информации:

телевидение,

видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том,

чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным

произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге.

Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать".

Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность,

творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного,

нравственного

и

эстетического

воспитания.

Она

развивает

мышление

и

воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского

литературного языка.

Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без

чего

невозможно

успешное

обучение

в

школе.

Поэтому

целью

своей

1

педагогической

деятельности

определила

развитие

речи

детей

дошкольного

возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Сказка

и

игра

во

все

времена

имели

огромную

власть

над

детским

сердцем. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Как хочется быть похожим на любимых героев, говорить их словами, совершать

их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью.

Настоящая театральная игра представляет собой богатейшее поле для

творчества

и

развития

речи

у

детей.

Отмечу,

прежде

всего,

что

текст

произведения для детей - канва, в которую они вплетают новые сюжетные

линии,

вводят

дополнительные

роли,

меняют

концовку

и

т.д.

Творчество

ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Умение представить

героя

произведения,

его

переживания,

конкретную

обстановку,

в

которой

развивается событие, во многом зависит от личного опыта дошкольника: чем

больше

ребенок

знает

литературные

произведения

и

разнообразнее

его

впечатления

об

окружающей

жизни,

тем

богаче

воображение,

чувства,

способность мыслить.

На

мой

взгляд,

одним

из

эффективных

средством

развития

речи

и

творческих способностей детей является метод проектов, который позволяет

активизировать

речевую

и

познавательную

деятельность

дошкольников

и

взрослых.

Планируя задачи и программный материал в рамках проекта, определяем,

какие из них следуют решать через организованные занятия, что под силу

самостоятельной деятельности детей, а какие найдут отражение в совместной

деятельности ребят и взрослых.

Работая по проекту, у дошкольников формируются такие личностные

качества, как умение договариваться и работать в команде.

2

Завершающим этапом проекта была постановка сказки «Маша и медведь»,

«Лиса и кот» по сценарию придуманном детьми, где родители принимали самое

активное

участие:

шили

костюмы,

помогали

в

изготовлении

декораций,

разучивании ролей, и, конечно, были самыми благодарными зрителями.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

Сформировать интерес к художественной литературе.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов,

стихотворений.

Совершенствовать

художественно-речевые

исполнительские

навыки

детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

Обращать

внимание

детей

на

изобразительно-выразительные

средства

(образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать

красоту

и

выразительность

языка

произведения,

прививать

чуткость

к

поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая

систему

работы

по

развитию

речи

дошкольников,

определила

основные направления деятельности:

создание речевой развивающей среды;

работа с детьми;

работа с родителями;

работа

с

социумом

(городская

детская

библиотека,

городской

музей,

муниципальный театр,

ДК им. А.С.Пушкина и др.).

Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу,

3

составила

перспективное

планирование

для

детей

от

2

до

7

лет,

включающее в себя занятия, экскурсии, игры, викторины и праздники;

разработала

конспекты

занятий

по

развитию

речи

и

ознакомлению

с

художественной

литературой;

экскурсий

в

детскую

библиотеку,

магазин

"Книги",

музей;

целевых

прогулок,

сценарии

праздников,

литературных

викторин; игр - путешествий "Путешествие по сказкам «Волк и семеро козлят»,

« Муха-цокотуха", и др.;

подобрала

и

систематизировала

дидактические

игры,

обогащающие

и

активизирующие словарный запас.

сделала копилку выразительных средств языка "Волшебный сундучок»

(загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);

приобрела

наглядно-дидактические

пособия

"Рассказы

по

картинкам",

"Портреты детских писателей. XIX век", "Портреты детских писателей. XX

век".

Подобрала

сюжетные

картинки,

картины

с

фабульным

развитием

действия;

С

помощью

родителей

оформила

в

группе

библиотеку,

в

которой

находятся разнообразные по жанру книги: сказки, рассказы, загадки, стихи и

т.п.,

портреты

писателей,

иллюстрации

из

литературных

произведений,

соответствующие

возрасту

детей.

В

библиотеке

проводим

тематические

выставки "Рассказы о природе Е. Чарушина", "По следам русских народных

сказок", "Наш веселый дядя Остер" и др. Приглашаем на выставку родителей,

детей из других групп

В результате моей работы:

Повысился интерес к художественной литературе.

Дошкольники используют в речи выразительные средства языка

Повысился интерес у родителей (общие игры, совместное чтение)

4

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги,

читают,

рассматривают

их,

обмениваются

своими

впечатлениями,

активно

используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и

самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

5



В раздел образования