Напоминание

Культура речи.Правильное употребление глаголов, причастий, деепричастий


Автор: Овсянникова Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ МАЛ
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Культура речи.Правильное употребление глаголов, причастий, деепричастий
Раздел: полное образование





Назад




Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Правильное употребление глаголов, причастий, деепричастий

Цели урока:

1)

отрабатывать

навык

правильного

произношения

глаголов,

деепричастий

и

причастий, трудных в орфоэпическом отношении; 2) тренировать в правильном

образовании форм глагола; 3) формировать умение предупреждать и устранять

ошибки в предложениях, связанных с употреблением глаголов и глагольных

форм;

3)

тренировать

в

правильном

использовании

в

речи

паронимов

и

стилистически окрашенных слов.

Оборудование:

-раздаточный материал,

-презентация,

-оценочный лист.

Ход урока

1.

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас очень ответственное мероприятие -

открытый урок, на уроке много гостей. Не волнуйтесь, работайте активно, всем

желаю успеха.

2. Формулировка темы и цели урока

- Начнём урок со стихотворения.

1 слайд

Когда - нибудь слыхали ль вы,

Чтоб львы бывали не правы?

Тому назад немало лет

Один слыхал. За что был съет.

- Какая ошибка допущена в стихотворении? С какой целью? (Ошибка в

употреблении глагольной формы – краткого причастия, правильная форма –

съеден. Ошибка допущена для создания комического эффекта, т. к. стихотворение

шуточное)

- Поэт может в своём произведении для комического эффекта использовать слова,

образованные неправильно. А какой эффект произведёт человек, употребивший

подобную форму в речи? (Его примут за неграмотного, необразованного)

Исходя из вышесказанного, сделайте предположение, какова тема нашего урока.

2 слайд

Тема урока: «Правильное употребление глаголов, причастий, деепричастий»

- Сформулируйте цели нашего урока.

3 слайд

(Мы должны научиться правильно употреблять в речи глаголы и глагольные

формы: причастия и деепричастия, а для этого повторить языковые нормы:

орфоэпические, грамматические и лексические)

3. Повторим теорию. «Круги Эйлера»

-Повторим теоретические сведения. 2 ученика с помощью кругов Эйлера сравнят

морфологические признаки

причастия и глагола, деепричастия и глагола.

- Пока ученики готовятся к ответу, поиграем в игру «Верю-не верю». Я

читаю предложения, а вы должны определить, верные в них содержатся

утверждения или ошибочные, и рядом с номером предложения поставить

соответственно + или-. Работаем с раздаточным материалом.

1.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие

предмета.

2.

Глагол – склоняемая часть речи.

3.

Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам.

4.

Инфинитив – начальная форма глагола.

5.

Деепричастие — особая форма глагола, которая обозначает признак

предмета по действию.

6.

Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.

7.

Причастие — особая форма глагола, которая обозначает добавочное

действие.

8.

Синтаксическая роль деепричастия – определение.

9.

Причастие склоняется.

10. Сказуемое может быть выражено причастием в краткой форме.

Проверьте свою работу по ключу: + - + + - + - - + +

Оцените в графе справа, как вы справились с данным заданием.

4.

Ответы у доски.

- Прослушайте ответы и оцените их. Какие критерии должны соблюдаться при

ответе? Укажите в правой графе. (Правильность, полнота, грамотность).

Оцените ответы одноклассников по этим критериям.

5. Орфоэпические нормы

Отрабатываем навыки правильного произношения глаголов, деепричастий

и причастий, трудных в орфоэпическом отношении

- Повторим языковые нормы употребления глаголов и глагольных форм. И

первая норма орфоэпическая. Что это значит? ( Нормы произношения и

акцентологические нормы постановки ударения).

- Поставьте ударения в словах, которые даны в задании 3. В трудных случаях

используйте справочник.

Брала – брало – брали, взяла – взяло – взяли, ждала – ждало – ждали, звала – звало

– звали, жила – жило – жили, врала – врало – врали, спала – спало – спали;

Занявший, начавший, прибывший, задавший, продавший, подавший, проживший,

создавший, раздавший, передавший;

Глядя, сидя, стоя, ожив, прибыв, приняв, обняв, заняв, начав, передав.

Прочитайте слова. Каковы правила произношения этих слов?

(В первой группе в глаголах прошедшего времени в Ж.Р. ударение падает на

последний слог,

в СР.Р. ударение падает на первый ,и допускается ударение на последнем слоге,

кроме слова спАло, а во МН.Ч. - ударение падает на первый слог.

В действительном причастии прошедшего времени ударение падает на тот же

слог, что и в инфинитиве, от которого оно образовано.

Проверьте работу по ключу.

Слайд 4.

Оцените свою работу при выполнении этого задания. На какой ступеньке

лестницы успеха вы находитесь?

6.

Грамматические нормы.

Цель: уметь правильно образовывать формы глагола

- Какие нормы мы называем грамматическими? (Нормы образования форм

слов и связи с другими словами. Морфологические и синтаксические

нормы).

Задание «Пропорции»

-Объясните пропорции и решите их.

(Числитель – инфинитив, знаменатель – форма 1 лица ед. числа.

Решение: пронзить – пронжу, ощутить – ощущу, скользить – скольжу, победить –

одержу победу.

Числитель – инфинитив, знаменатель – форма повелительного наклонения ед.

число

Решение: лечь – ляг, положить – положи, класть – клади, приехать – приезжай)

-Оцените свою работу в графе справа, отметив ступеньку, на которой вы

находитесь.

7.

Лексические нормы.

Цель: уметь правильно использовать в речи паронимы.

-Какие нормы называем лексическими?

(Это нормы правильного употребления слова в соответствии с его

значением)

Паронимы – слова, сходные по написанию и звучанию, но разные по

лексическому значению.

Выполните работу. Выберите нужное слово.

Решение

Представлять – быть, являться; предоставить – дать возможность

сделать, распоряжаться, действовать.

Надеть что? На кого? На что? - покрыть себя; одеть – чем? во что?

Оплатить что?- заплатить за что?

Играет с кем? – играется –исполняется

Двигает – перемещает, движет – побуждает, руководит.

Оцените свою работу, отметив нужный знак.

8.

Грамматические нормы

Цель: формировать умение предупреждать и устранять ошибки в

предложениях, связанных с употреблением глаголов и глагольных форм

- В своей речи вы должны соблюдать все вышеперечисленные нормы. Но не

всегда это у вас получается. Перед вами предложения из ваших сочинений.

Отредактируйте их. По какому плану вы будете строить свой ответ?

1.

Прочитать предложение.

2.

Найти ошибку.

3.

Объяснить её.

4.

Прочесть в исправленном виде.

Решение:

1.

Отпаривали – пороли - неправильный выбор слова

2.

Воевал в бою – несочетаемость слов - сражался в бою, воевал

3.

Участвуя в бою – использовать деепричастный оборот

4.

Переплюнуть – стилистическая ошибка, просторечие , синоним -

превзойти, заткнуть за пояс.

Оцените свою работу.

9.

Выполните задание. Установите, какого типа ошибка допущена в каждом

предложении.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Ошибка в построении

предложения с однородными

членами

1) Получив замечание, у меня испортилось

настроение.

Б) Нарушение видовременной

соотнесённости глагольных

форм

2) Узкая дорожка была покрыта проваливающимся

снегом под ногами.

В) Нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

3) Река протекает по каменистому руслу и

образовала пороги.

Г) Ошибка в построении

сложного предложения

4) Каждое лето он ездиет к бабушке.

Д) Нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

5) Туристы, которые шли по компасу, скоро

выбрались на дорогу, которую размыли ливни.

Е) Нарушение в построении

6) Молодёжь с интересом слушали рассказы

предложения с деепричастным

оборотом

ветеранов.

Ж) Ошибочное образование формы

глагола

7) Остап следует и чтит традиции Запорожской

Сечи.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими

буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

Проверка по ключу. Слайд

Самооценка проделанной работы

0 ош. – «5»

1-2 ош. – «4»

3 ош. – «3»

4 ош. – «2»

Проверка.

Оцените правильность выполнения работы в баллах.

6.

Подведение итогов. Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

Ответьте на вопросы, которые заданы в оценочном листе.



В раздел образования