Автор: Сонова Алена Альборовна
Должность: при поддержке "Международной Исламской Миссии" и Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.
Учебное заведение: Проекта "Мы из детства"
Населённый пункт: в Баксанском муниципальном районе
Наименование материала: Методические разработки по профилактике подростковой беременности
Тема: "Семья и семейные ценности"
Раздел: среднее образование
Методическое пособие для классных руководителей общеобразовательных школ
«Мы из детства»
Предназначено для профилактики подростковой беременности.
Содержит разработки классных часов, тренингов и бесед для учащихся 9-11 классов по
теме
«Семья и брак как социальные институты».
Разработано при поддержке Международной Исламской Миссии и Фонда поддержки
исламской культуры, науки и образования.
Адресовано классным руководителям общеобразовательных школ Баксанского
муниципального района.
Может быть использовано в качестве дополнения к воспитательному плану.
Составлено учителем МКОУ СОШ №4 им. З.А. Нырова с.п. Нижний Куркужин – Соновой
А.А.
Баксан, 2016г.
Классный час №1 для 9 класса. Тема: «Семья и семейные ценности»
(1 час)
1
Цель классного часа: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание
учащихся
на
значение
слова
«семья»
в
их
жизни;
способствовать
формированию
представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.
Задачи: привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей
каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных
и близких людей и уважительного отношения к ним.
Оборудование: листочки, ручки, доска.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
1.
Что для тебя означает понятие семья?
2.
Какая семья считается счастливой?
3.
Требует ли жизнь в семье большого творчества?
4.
Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
Ход классного часа.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
I.
Организационный момент.
II.
Вступление
Классный руководитель.
Сегодня мы проводим с вами первый классный час под названием «Семья и семейные
ценности».
III.
Разминка
Ребята,
попробуйте
назвать
одну
ассоциацию
со
словом
семья
и
попытайтесь
изобразить мимикой, жестами, позой названное слово.
IV.
Упражнения
1)
Закройте
глаза
и
представьте
соответствующие
картинки,
названия
которых
произнесут.
Муха в вашем супе
Молния в темноте
2
Мама накрывает на стол ваше любимое блюдо
Твой брат или сестра порезали палец
Радостное выражение лица твоего отца
Ты очень счастлив дома
Расскажите по одному об одной самой яркой картинке, представленной вами. И скажите,
почему она была самой запоминающейся?
2)
Учащимся предлагается тест «Незаконченное предложение».
1. Семья — это...
2. Мои родители — это...
3. Свет в окнах моего дома — это...
4. Радость в моей семье — это...
5. Горе моей семьи — это...
6. Вдали от родного дома я буду вспоминать...
7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью...
8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...
9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей — это...
В современной литературе определяется как:
«Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных
отношениях;
объединенная
общностью
быта
и
ведением
хозяйства,
правовыми
и
нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей». Семья – это родные друг
другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с
каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас
выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы,
папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам
люди, наша опора на всю жизнь.
«Плохо человеку, когда он один; горе одному, один не воин»
(В.В.Маяковский)
Семья всегда помогала человеку.
Вне семьи на протяжении всей истории человечества было невозможно не только
нормальное существование, но даже физическое выживание.
3
И
в
сегодняшнем
цивилизованном
мире,
люди
все
равно
стремятся
держаться
вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.
3)
Какие важнейшие функции семьи вы знаете?
воспитательная,
хозяйственно-бытовая,
экономическая,
социально-статусная,
психотерапевтическая,
репродуктивная,
духовное общение,
досуговая.
В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают
функции, связанные с общением,
взаимопомощью,
эмоциональными
отношениями
супругов, родителей и детей.
4)
Что значит семья для ребёнка?
Семья для ребёнка - место его рождения и становления.
В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а
в дальнейшем и саму
культуру.
Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с
людьми. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об
уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
В
семье
с
близкими
людьми
он
переживает
чувства
любви,
дружбы,
долга,
ответственности, справедливости.
В
семье
ребенок
включается
во
все
жизненно
важные
виды
деятельности
–
интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и
другие.
5)
Если для ребёнка семья значит так много, значит ли это, что он диктует
правила жизни в семье?
Дискуссия.
6)
Ребята, попробуем разработать правила жизни, выполнение которых ведет к
взаимопониманию.
Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
Будь верен и надежен.
Уважая других людей, уважай себя.
4
Терпимо относись к чужим точкам зрения.
Воспринимай людей как равных себе.
Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
Умей прощать и не будь обидчив.
Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
Проявляй чуткость.
Будь уверен в себе и достоин своего дома.
Будь свободен ото лжи и обмана.
Умей контролировать свои желания и поступки.
Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
- Молодцы!
V. Подведение итогов
Какие функции семьи вы знаете?
Каких правил жизни вы хотите придерживаться в дальнейшем?
7)
Что сегодня полезного сделает каждый из вас для своего дома, семьи?
Помните, ребята, самое дорогое в жизни человека – семья. Наша семья – это самые
близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам
больше всех на свете.
Какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны
беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы.
Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.
Классный час - состязание № 2 для 9 класса.
Тема: «Семья»
(1 час)
Цель классного часа: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание
учащихся
на
значение
слова
«семья»
в
их
жизни;
способствовать
формированию
представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.
Задачи: привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей
каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных
и близких людей и уважительного отношения к ним.
Оборудование:
этимологические
словари
Макса
Фасмера
«Этимологический
словарь
русского
языка»,
П.
Я.
Черных
«Историко-этимологический
словарь
современного
русского
языка»
и
А.К.
Шагирова
«Этимологический
словарь
адыгских
(черкеских)
5
языков, раздаточный материал с заданиями, легко передвигающаяся мебель (например,
стулья);
достаточно
просторное
помещение,
ножницы,
бумага,
клей,
различные
аксессуары.
Ход классного часа
I.
Организационный момент.
Поделить 9 класс на 3-4 группы, рассадить каждую группу за отдельный стол.
II.
Вступление
-Ребята, представим себе, что мы с вами известные учёные и академики наук. Сядьте
так, как, по вашему мнению, должны сидеть уважаемые люди. Перед нами стоит
важная миссия! Мы должны разработать эликсир «Семейное счастье»! Вам нужно
правильно выполнить ряд заданий. Вы готовы к состязанию за звание лучших
учёных?
III.
Словарная работа в группах.
- У вас на столах этимологические словари, вы можете воспользоваться также онлайн -
словарями. За каждое выполненное задание по 1 баллу. На каждое задание отводится 4
минуты. Учитывается правильность и скорость выполнения заданий.
Задание №1
Слав. sěmьja восходит к обозначению:
А) кровной общности
Б) территориальной общности +
В) этнической принадлежности
Г) имущественного и материального положения
Задание №2
В древнерусском языке сѣми – это
А) семья
Б) домочадцы
В) челядь
Г) семья, домочадцы, челядь +
Задание №3
Найдите этимологию слова «семья» - «унагъуэ» на кабардинском языке. И попробуйте
дать определение адыгейскому (родственному) слову «унай».
(Унагъуэ – семья- состоит из 2-х основ = унэ – дом и гъуэ – локация. Это слово связывают
по своему происхождению с абхазским языком.
6
Унай – частный, личный, собственный. («Толковый словарь адыгейского языка в трех
томах». Б.М. Берсиров )
IV.
Упражнение «Составь связный текст о семье по картинке», но чтобы в нём было
2 причастных оборота
2 деепричастных оборота
10 прилагательных
3 сочинительных союза
2 бессоюзных предложения
На задание отводится 10 минут.
V.
Упражнение «Семейное фото» (30 мин.)
Упражнение способствует активизации творческого потенциала обучающихся, развитию
эмоциональной сферы, навыков рефлексии.
Задание:
«Представьте, что каждая из ваших групп – это семья. Вы решили сделать
совместную памятную фотографию и пришли к фотографу. Создайте образы членов семьи,
а для этого вы можете использовать любые предметы или аксессуары. Вам даётся на это 15
минут. Когда все фотографии будут готовы, мы можем показать их на интерактивной
доске»
Учащиеся
делятся
впечатлениями,
пытаются
угадать,
какая
«семья»
пришла
«фотографироваться». Затем члены каждой подгруппы рассказывают о том, кто изображен
на «фото», чем заняты персонажи.
VI.
Подведение итогов состязания.
Обсуждение в кругу
- Что понравилось/не понравилось при выполнении упражнений?
- Комфортно ли было в выбранной роли в упражнении «Семейное фото»?
7
В ходе дискуссии подростки приходят к выводу, что все семьи – разные, и каждый член
семьи – индивидуальность, но при этом общим качеством для каждой гармоничной семьи
является наличие общих интересов, уважение и принятие друг друга как личности.
Выявление победителей
Классный час с элементами тренинга № 3 для 9 класса
«Умение сказать «Нет».
(30 минут)
Цель занятия: Овладение участниками коммуникативными навыками и переноса этих
навыков в реальную жизнь.
Оборудование: мяч,
План занятия
1.
Разминка. Упражнения «На что похоже мое настроение?»
Цель: Выражение эмоционального состояния через ассоциации. Осознание своего
внутреннего мира.
Инструкция: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет (погоду, музыку,
цветок, животное и т.д.) похоже Ваше настроение?».
Упражнение выполняется в кругу с мячом
2.
«Как сказать «НЕТ».
Цель: Умение сказать «нет» при общении с другими людьми.
Ход занятия
I.
Организационный момент.
II.
Вступление
В жизни каждого человека возникают трудные ситуации, когда необходимо сказать
«нет», и овладение этим навыком имеет большое значение, так как сложно бывает сказать
другому,
особенно
если
другой
человек
настойчив.
Трудно
также
и
определиться:
отказывать или соглашаться.
Сейчас мы постараемся отработать этот навык по «шагам», для того, чтобы Вы могли
пользоваться им в своей жизни.
8
Сказать «да» - может означать сделать хуже себе, а сказать «нет» сделать хуже другим.
Если мы говорим «нет», то чувствуем себя виноватыми и одинокими. Так как же сказать
«нет» не потеряв друзей.
Рассмотрите ситуации, предложенные детьми, когда подростки «на слабо» делают что-
то опасное для здоровья. Ситуации, для которых значимые сверстники предлагают выпить,
уколоться, «раскурить косячок», пойти на сомнительную вечеринку.
Мы не хотим идти, но не знаем, как отказаться и при этом боимся оказаться высмеянными
или отверженными группой. Ошибки спонтанного, неуверенного поведения, которые не
позволяют защитить себя, смущение и поиск благовидных предлогов. Опасность такого
поведения.
Шаги:
1.
Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
2.
Попросить разъяснения если что-то не ясно.
3.
Оставаться спокойным и сказать «нет».
4.
Объяснить, почему Вы говорите «нет».
5.
Если собеседник настаивает повторить «нет» без объяснений.
Комментарии для ведущего:
Для второго шага - если что-то не ясно, спросите: «Что Вы имеете в виду?».
Для пятого шага, - если Вы отказали, человек может попытаться манипулировать Вами,
вызвать чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне
сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа. Однако отказ,
не означает разрыв отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо
проявить сочувствие, сопереживание, «послушать сердце» этого человека.
Другими словами, «нет» надо говорить, учитывая чувства другого человека и при
этом, знать свои цели. Например: «Я вижу, Вы очень расстроены, но у меня сейчас нет
времени на это дело». Способность сказать «нет» повышает вашу оценку в глазах других
людей, Однако эта способность также важна, как и способность сказать «да».
3. Упражнение: «Просьба - отказ».
Инструкция: «Выбираются по желанию два участника, один должен просить о чем-
либо, а другой - отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить столько, сколько
можно продержаться. Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет заключаться
просьба. Если участники затрудняются, можно предложить свои варианты, например,
попросить брошку на вечер, решить задачу, пойти вместе погулять и т.д.
Во второй части этого упражнения меняется задание. Нужно предложить
или попросить что-то такое, в чем будет трудно отказать, второй участник должен отказать
9
словами: «Нет, нет, нет». Вопросы для обсуждения: Что понравилось, что было трудно?
Что ты чувствовал, когда говорил «Нет»? Бывает ли в жизни трудно отказать?
4. Три базовых права личности:
Право делать то, что для тебя лучше.
Право самому выбирать.
Право переменить решение.
,
Предложить ситуации, или примеры неконструктивного поведения подростков, которые не
знают своих прав.
5. Упражнение: «Подарок»
Участники встают в круг.
Инструкция: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый
по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему
соседу справа».
6.
Рефлексия дня.
Совместная разработка задания на неделю.
Всю неделю на любую просьбу родителей мы отвечаем «да» и выполняем просьбы.
Используемая литература:
1.
Тренинг уверенности в межличностных отношениях, Ромек В. Речь 2007
2.
Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. М.: УЦ «Перспектива», 2001
Классный час- лекция №4 для девочек 9 классов.
Тема: «Подростковая беременность»
(20 минут)
Цель занятия: просвещение учащихся о последствиях ранней беременности.
10
Оснащение:
занятие
проводится
в
обычной
аудитории,
где
имеется
доска
и
мел.
Преподаватель фиксирует основные моменты рассуждений на доске.
Ход занятия
I.
Организационный момент
II.
Беседа
Сегодняшний классный час не содержит никакой разминки, никаких игр, сегодня будут
только факты.
В исследованиях Centre for Sexualities, AIDS and Gender установлено, что от 11 до 20
процентов беременностей у подростков — это прямое следствие изнасилования, тогда как
приблизительно 60 % матерей-подростков имели половые отношения, предшествовавшие
беременности, вопреки их желанию.
Признано, что большинство первых половых сношений среди женщин ранее возраста
15 лет было вопреки желанию. Институт Гутмахера установил, что 60 % женщин, которые
имели
половые
отношения
ранее
возраста
15
лет,
были
принуждены
мужчинами,
в
среднем
на
шесть
лет
старше
их.
Один
из
пяти
отцов
девушек-подростков
признал
принуждение девушек к вступлению в половую связь.
Риск возникновения медицинских осложнений выше для девочек 14 лет и младше,
поскольку недоразвитый таз способен привести к трудностям при рождении ребёнка. В
индустриализованных
странах
затруднённые
роды
в
норме
разрешаются
с
помощью
кесарева сечения, тогда как в развивающихся странах, где медицинское обслуживание
может
быть
недоступным,
затруднённые
роды
могут
привести
к
возникновению
акушерского свища, гибели плода или к смерти матери.
Выполнение роли молодой матери в индустриализованной стране способно повлиять на
её
обучение.
Матери-подростки
более
предрасположены
к
прекращению
обучения
в
средней школе. Одно исследование 2001 г. установило, что женщины, родившие, будучи
подростком, заканчивали своё среднее образование лишь в 10-12 % случаев и продолжали
последующее образование в 14-29 % случаев по сравнению с женщинами, которые ждали
до возраста 31 года.
Однако
более
поздние
исследования
установили,
что
много
матерей-подростков
бросили школу ранее того, как стать беременной, а те из них, которые учились в школе во
время их беременности, также часто завершали обучение в школе, как и их ровесники.
Раннее
материнство
способно
повлиять
на
трудоустройство
и
на
общественное
положение.
Менее
чем
одна
треть
матерей-подростков
получают
какую-либо
форму
поддержки
ребёнка,
в
значительной
степени
увеличивая
вероятность
обращения
к
правительству
за
помощью.
Связь
между
ранним
вынашиванием
ребёнка
и
неспособностью закончить среднюю школу уменьшает перспективы карьерного роста для
многих молодых женщин. Одно исследование отметило, что в 1988 г. ко времени рождения
ребёнка 60 % матерей-подростков были обнищавшими. Дополнительное исследование
11
нашло,
что
около
50
%
всех
матерей-подростков
обращались
в
органы
социального
обеспечения в течение первых пяти лет жизни их ребёнка.
Исследование 100 матерей-подростков в Соединённом Королевстве Великобритании
отметило, что только 11 % из них получали зарплату, тогда как остальные 89 % были
безработными.
Большинство
британских
матерей-подростков
живут
в
бедности,
приблизительно половина из них в нижней пятой части шкалы распределения дохода.
Раннее материнство способно повлиять на психосоциальное развитие ребёнка. Частота
недостатков развития и особенности поведения возрастает у детей, рождённых у матерей-
подростков.
Заключительное слово: Каждый человек хочет быть счастлив. Не лишайте счастья
познания мира себя и своих детей. Всего доброго.
Классный час №1 для 10 класса. Тема: «Семья и брак как социальные институты.
Традиционные семейные ценности»
(1 час)
Цель урока: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений,
проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития;
воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в
семье.
Задачи урока:
1)
Создать ситуацию для проявления эмоционально-личностного отношения каждого
обучающегося к деликатной теме урока - теме семьи.
2)
Расширить и углубить знания обучающихся о важнейшем социальном институте на
основе
их
субъективного
знания
о
семье,
семейных
отношениях;
раскрыть
характерные
признаки
семьи,
определить
ее
основные
функции
и
тенденции
12
развития
в
современном
обществе;
выявить
проблемы
современной
российской
семьи и предпринимаемые государством меры по их решению.
3)
Совершенствовать
умения
обучающихся
сопоставлять
общественные
явления,
обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать
различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
4)
Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных
возможностей обучающихся через структуру формирования рабочих групп
Основные понятия: семья, функции семьи, ценности семьи
Оборудование урока: компьютер и проектор; схемы; раздаточный материал
Ход урока
I. Организационный момент:
Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин.
В. Маяковский (слайд 1)
Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно,
для
преодоления
одиночества
люди
создают
семьи.
Испокон
веков
семья
помогала
человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества
вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое
выживание.
II.
Основная часть
1.
Я предлагаю вам составить «синквейн» со словом «семья». (слайд 2)
2.
Знакомство с планом
О социальных институтах семьи и брака пойдет речь на нашем уроке по плану: (слайд 3)
Семья как социальный институт
Социальный институт брака
Традиционные семейные ценности
Тенденции развития семьи в современном мире
Государственная поддержка семьи. (слайд 4)
II. Работа над изучением нового
Семья как социальный институт (слайд5)
13
Важнейшим элементом социальной структуры - социальным институтом - является
семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его
продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-
культурного
развития.
Семья
исследуется
социологами
в
двух
аспектах:
как
малая
социальная
группа,
объединяющая,
в
первую
очередь,
детей
и
родителей,
и
как
социальный институт. В рамках нашей темы мы рассматриваем семью как социальный
институт. Семья как социальный институт – это комплекс социальных норм, образцов
поведения,
прав
и
обязанностей,
которые
регулируют
отношения
между
супругами,
родителями и детьми и воздействуют со стороны общества на семейные отношения.
Основа отношений – семейные роли. Исполнение семейной роли зависит от правильного
формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы:
Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу?
Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим?
Какого поведения от вас ждут?
Какие правила, нормы диктует вам общество? (слайд 6)
3.
Попробуйте охарактеризовать семейные роли:
1 ряд - супружеские (жена, муж)
2 ряд – родительские (мать и отец)
3 ряд – детские (сын, дочь, сестра, брат и т.д.)
Некоторые ребята получили опережающее задание: подготовить выступление по видам
семей по плану:
1 – число детей
2 – характер распределения домашних обязанностей
3 – родственная структура
4 – тип воспитания
4.
Вспомните, как и почему возникают нормативные механизмы института семьи.
Как их можно классифицировать?
(ответы:
юридические
–
регламентируются
законодательством,
культурные
–
регламентируются ценностными установками; этические – регламентируются обычаями,
традициями, религиозные – регламентируются религией и т.д.)
Мы
выяснили,
что
семья
в
настоящее
время
является
важнейшим
социальным
институтом. Именно семья выполняет ряд основных функций в обществе. Со времени
возникновения рост числа функций постоянно изменяется и пополняется, что связано с
государственной политикой и запросами общества. Но есть рад обязанностей, которые
стали основой любой семьи и в любое время.
14
5.
«Мозговой штурм»: определите основные функции семьи.
Запись на доске в виде таблицы: Функция -
Содержание
Репродуктивная
Биологическое воспроизводство новых поколений и
удовлетворение потребности супругов в детях
Социализации
Передача культурных ценностей и норм следующим
поколениям
Экономическая
Психологическая поддержка членов семьи
…
…
6.
Задание: какие функции семьи иллюстрируют данные ситуации:
Мать
с
отцом
распределили
в
семье
обязанности,
связаннные
с
повседневным
обслуживанием: приготовление еды, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При
этом некоторые посильные обязанности достались детям. (слайд 7)
В
зимние
выходные
дни
вся
семья
выходит
на
лыжные
прогулки.
И
младшему
трехлетнему сыну приобрели лыжи и стали брать его с собой.
Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса,
заменяет вышедшие из строя детали новыми... Дети сначала просто наблюдали за работой,
потом понемногу стали помогать.
(слайд 8)
7.
Заключительные слова
Однако,
далеко
не
все
семьи
одинаково
полно
реализуют
свои
функции.
К
сожалению,
встречаются
семьи,
которые
игнорируют
свои
функции.
Примером
таких семей являются, в частности, семьи, где родители являются алкоголиками, в
пьяном
угаре
они
забывают
о
детях,
брошенных
на
произвол
судьбы,
предоставленных
улице,
со
временем
деградирующих
как
личности
и
нередко
погибающих.
Подводя итоги первого классного часа на эту тему, хотелось бы узнать, что каждый
из вас думает по поводу занятия. Нужно ли оно вам? Побуждает ли оно вас
задуматься о своей будущей жизни? И какие инициативы вы могли бы предложить?
Познакомьтесь
к
следующему
классному
часу
со
статьями
Шортаевой
Инесса
Хабасовны «Кабардинская семья».
15
Классный час №2 для 10 класса. Тема: «Семья и брак как социальные институты.
Традиционные семейные ценности»
(1 час)
Цель урока: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений,
проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития;
воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в
семье.
Задачи урока:
1)
Создать ситуацию для проявления эмоционально-личностного отношения каждого
обучающегося к деликатной теме урока - теме семьи.
2)
Расширить и углубить знания обучающихся о важнейшем социальном институте на
основе
их
субъективного
знания
о
семье,
семейных
отношениях;
раскрыть
характерные
признаки
семьи,
определить
ее
основные
функции
и
тенденции
развития
в
современном
обществе;
выявить
проблемы
современной
российской
семьи и предпринимаемые государством меры по их решению.
3)
Совершенствовать
умения
обучающихся
сопоставлять
общественные
явления,
обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать
различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
4)
Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных
возможностей обучающихся через структуру формирования рабочих групп
Основные понятия: семья, функции семьи, ценности семьи
Оборудование урока: компьютер и проектор; схемы; раздаточный материал
Ход урока
I.
Организационный момент
II.
Основная часть
1. Социальный институт брака
С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой
характер: социальный контроль и санкции, наряду с общественным мнением, начали
осуществлять государственные органы. Так возник социальный институт брака.
16
Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы
индивида,
возможностей
его
социального
выбора.
При
этом
такой
свободе
нередко
отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи. Все
более распространенными становятся так называемые «гражданские браки», то есть такие,
которые
не
признаны
ни
государством,
ни
церковью.
В
таких
семьях
мужа
и
жену
связывают
только
взаимные
чувства
и
устный
договор.
Обсуждение
проблемы
по
вопросам:
- Кто и почему вступает в гражданский брак? (слайд 9)
- Почему такой не одобряется нашим обществом, даже возбраняется им?
- Каковы издержки такой формы брачного союза?
Гражданский брак:
«за»
«против»
…
В гражданском браке не защищены
имущественные
и
прочие
права
супругов и детей
заполняем таблицу:
1.
Традиционные семейные ценности.
Советуем использовать публикации диссертации Шортаевой Инесса Хабасовны
«Кабардинская семья: традиции и современность». Исследования 2004 года
Семья занимает важное место в жизнедеятельности любого этноса. Кабардинская
семья, возникшая первоначально как сельская, в динамичном процессе индустриализации
и урбанизации республики дополнилась новым типом территориально - поселенческой
градации - городской формой семейных отношений.
Переход
от
сельского
типа
семейных
отношений
к
городскому
сопровождался
глубокими
изменениями
в
структуре
семьи,
ее
функциях.
Перемены
произошли
в
формировании ее жизненного цикла, национальных ценностей. Важно, чтобы эта роль
семьи не снижалась. В то же время институт семьи испытывает серьезное воздействие
экономических,
социальных
и
духовных
процессов,
происходящих
в
современном
российском обществе.
2.
На интерактивной доске предлагаю составить словарь семейных ценностей (слайд
10)
(верность, постоянство, любовь, уважение, толерантность, взаимный интерес, понимание)
3.
Тенденции развития семьи в современном мире.
17
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её
значимость определяется тем, что семья —один из основных социальных институтов
общества, краеугольный камень человеческой жизни, и этот институт в настоящее время
переживает кризис
Переживает ли современная семья кризис?
Кризис семьи проявляется:
в росте числа разводов;
в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;
во взаимном отчуждении членов семьи;
в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;
в увеличении числа неполных семей;
в замене традиционных ролей, которые играли муж и жена;
семья перестает зависеть от социальных норм и санкций, снижается ценность семьи с
детьми;
в росте количества социальных сирот.
5. Государственная поддержка семьи.
Проанализируйте следующие факты:
Еще в начале XX века русская семья имела в среднем 8-10 детей. К концу 30-х годов этот
показатель упал до 6-7. Новая волна уменьшения числа детей в семьях пришлась на 60-е
годы, а сегодня этот показатель равен 1,5 – 2 . “Негативные проявления в области семьи”-
не частный случай. В Германии и Америке проблем на семейном фронте не меньше, чем в
неблагополучной России. Ослабли социальные ограничения в сфере семейного поведения,
расширились рамки индивидуального поведения, возросло разнообразие форм и типов
отношений в семейной сфере. Все большее количество детей растет с одним из неродных
родителей. Повторные браки разведенных, совместная жизнь, аналогичная браку, и т. д.
“Естественным ядром” семьи становится самая прочная в глазах общества “связка” - мать
и ее дети. Подтверждается поговорка, что матерей создает природа, а отцов – общество.
Современному обществу не удается задача сделать из мужчин отцов. Это закономерный
для
модернизируемого
общества
переход
к
новым
формам
брачных
и
семейных
отношений, оформление которых еще не закончено. (слайд 11)
Вопросы:
Чем вызвана эта тенденция в развитии семейных отношений?
Каковы последствия этой тенденции?
18
Какие меры принимаются для предотвращения негативных последствий де популяции и
поддержки российской семьи?
Один из возможных вариантов итогов обсуждения.
увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;
разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в
семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
увеличение стоимости родовых сертификатов.
учреждение материнского капитала в размере ________________,
регулярное повышение пенсий.
Рефлексия:
Наш урок подходит к концу. Давайте решим небольшой тест по пройденному материалу.
(слайд 12)
«Семья – это – основанная на _________ (1) и/или кровном родстве малая __________ (2),
члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства,
эмоциональной связью, взаимными ___________ (3) по отношению друг к другу. Также
семьей называется социальный __________ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений
между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни
людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________ (5) детей,
значительная
часть
бытового
ухода,
образовательного
и
медицинского
обслуживания,
особенно по отношению к ___________ (6) и лицам пожилого возраста».
Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
А)
дети,
Б)
брак,
В)
социализация,
Г)
коллектив,
Д)
обязанности,
Е)
институт,
Ж)
отношения, З) группа, И) любовь, К) уважение.
Подведение итогов урока. Оценка работы обучающихся.
Как вы понимаете слова: “Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и
вдвое увеличить свои обязанности”. (А. Шопенгауэр.)
Беседа №1 с учащимися 11 класса. Тема: «Я и моя будущая семья»
Цель
бесед: помочь
учащимся
осмыслить
свою
будущую
личную
жизнь
и
принять
здоровые репродуктивные решения.
Основные
понятия: планирование
семьи,
половая
и
физическая
зрело сть,
репродуктивные права, контрацепция, детородный возраст.
19
Учащимся предлагается обсудить вопрос:
В каком возрасте лучше вступать в брак и почему?
Они приводят доказательства.
Каждый
человек
в
течение
своей
жизни
«прорастает»
сквозь
т р и
семьи: родительскую, г д е
о н
у с в а и в а е т
о с н о в н ы е
н о р м ы
и
п р а в и л а
общежития; собственную, где он утверждает эти традиции и передает их своим детям
(вырастая, он становиться опорой и главным источником счастья своих близких); семьи
дочерей и сыновей, в которых он живет радостями и печалями своих детей. Все эти три
семьи необходимы человеку, потому что каждая дает ему возможность испытывать ни с
чем не сравнимые чувства, пережить ничем не заменимые радости, без которых нет и не
может быть ощущения полноты жизни.
Безусловно, семья начинается с любви между юношей и девушкой: это вполне
естественное явление. Взаимное влечение делает их жизнь более яркой, заставляет их быть
лучше, способствует расцвету сил и творческой активности.
Но
все
в
природе
должно
совершаться
в
свое
время.
Поэтому,
прежде
чем
стремиться к первому, не всегда ясному и неустоявшемуся раннему половому чувству,
следует хорошо все взвесить и продумать. И здесь не следует торопиться: слишком юные
родители
(13–16
лет)
еще
не
окрепли
физически
и
духовно
и
пока
не
готовы
для
выполнения такой ответственной задачи, как быть отцом и матерью.
Существует меткая поговорка: «Юность – это опьянение без вина». Действительно, в
15–18 лет человек подобен опьяненному: он не всегда правильно оценивает обстановку,
недостаточно хорошо управляет своими помыслами и желаниями, с трудом подчиняет
душевные порывы велению разума. Отсюда – и серьезные жизненные промахи, глубокие
заблуждения и разочарования.
В среднем период половой и физической зрелости у девушек наступает к 20–22, а у
юношей – к 23–25 годам. Именно в этом возрасте девушка способна стать полноценной
женой и матерью, а юноша – настоящим мужем и отцом. В этот период молодые люди
обретают определенную социальную зрелость: у них формируются собственные взгляды
на жизнь, они начинают лучше разбираться в людях и оценивать обстоятельства. После 22
лет у юношей и девушек обычно появляются специальность и определенные условия для
материального благоустройства семейного быта, т.е. возможность построить свой дом (в
широком
смысле
слова).
Сложившееся
мировоззрение
супругов
позволяет
им
быть
готовыми к рождению и воспитанию желанных детей.
Безусловно, молодые люди, вступающие в брак, совершают очень ответственный
шаг в своей жизни. И от того, насколько продуманным будет этот шаг, каковы глубина их
чувств
и
твердость
намерений,
зависят
их
будущие
взаимоотношения
и
семейное
благополучие.
Неоспорим тот факт, что дети – неотъемлемая часть счастливой и гармоничной семейной
жизни. Общение с детьми дарит отцу и матери множество глубоких переживаний. И для
20
того
чтобы
эти
переживания,
эмоции
и
чувства
были
действительно
радостными
и
счастливыми, дети должны быть здоровыми и желанными. Последнее очень важно, так как
нежеланные дети зачастую оставляются родителями и воспитываются в детских домах,
что стало серьезной социальной и моральной проблемой нашего общества.
Беседа №2 с учащимися 11 класса. Тема: «Я и моя будущая семья»
Цель
бесед: помочь
учащимся
осмыслить
свою
будущую
личную
жизнь
и
принять
здоровые репродуктивные решения.
Основные
понятия: планирование
семьи,
половая
и
физическая
зрело сть,
репродуктивные права, контрацепция, детородный возраст.
Учащимся предлагается обсудить вопрос:
Могут ли люди заранее спланировать рождение ребенка и зачем это нужно?
Они приводят доказательства.
Могут ли люди спланировать рождение здорового и желанного потомства?
Конечно,
могут.
Существует
целая
служба
по
планированию
семьи,
которая
в
состоянии предложить каждому человеку наиболее оптимальные пути решения данного
вопроса. Понятие «планирование семьи» включает в себя предупреждение нежелательной
беременности,
выбор
времени
деторождения
в
зависимости
от
возраста
и
состояния
родителей, рождение только желанных детей. Это вопрос не только здоровья людей, но и
их прав. Поскольку право на планирование семьи – одно из наиболее важных прав
человека.
Сексуальные
и
репродуктивные
права
имеют
прямое
отношение
к
таким
проблемам, как доступность эффективных и безопасных контрацептивов, возможность
безопасной беременности, хорошее сексуальное просвещение.
Семейное планирование преследует следующие цели: рождение только желанных
детей и максимальное сохранение здоровья детей, матерей и семьи в целом.
Как
семейное
воспитание
способствует
сохранению
здоровья
семьи?
Через:
регулирование рождаемости (количество членов семьи должно соответствовать ее
материальным возможностям);
применение
контрацепции,
которая
способствует
снижению
числа
абортов
и
негативных последствий от них (воспалительные заболевания репродуктивной системы,
бесплодие и смерть женщин);
улучшение психологической атмосферы семьи (снижение риска незапланированной
беременности делает половые отношения более желанными для обеих сторон);
21
появление
больших
возможностей
в
получении
образования
и
повышении
материального статуса.
К а к у ю
п о л ь з у
п р и н о с и т
с е м е й н о е
п л а н и р о в а н и е
д е т я м ?
Оно способствует выживаемости и укреплению здоровья детей путем:
удлинения интервала между беременностями, что оказывает существенное влияние
на выживаемость детей по двум причинам. Во-первых, женщина может быть физически
истощена
после
недавней
беременности,
поэтому
небольшой
промежуток
между
беременностями
увеличивает
вероятность
самопроизвольных
выкидышей,
мертворожденный и рождения детей с низкой массой тела. Во-вторых, нельзя забывать о
«конкуренции». Если мать снова забеременела, то первый ребенок может быть слишком
рано оторван от груди, лишившись тем самым необходимого и полноценного режима
питания, а также иммунитета, получаемого от матери. Оптимальный интервал между
рождением, детей составляет минимум 2 года;
уменьшения числа деторождении в подростковом и пожилом возрасте. У детей,
рожденных от пожилых (после 55 лет) и очень молодых (до 18 лет) матерей, снижается
вероятность
выживания.
Очень
молодые
женщины
еще
не
достигли
репродуктивной
(детородной)
зрелости,
они
эмоционально
и
социально
менее
готовы
к
обеспечению
оптимального ухода за ребенком и т.д. Пожилой возраст матери связан с возрастающим
риском самопроизвольных абортов и внутриутробного развития аномалий (синдром Дауна,
пороки сердца, «заячья губа» и т.д.). Наиболее оптимальным детородным возрастом
является промежуток от 20 до 35 лет;
уменьшения
числа
деторождении
высокого
порядка
(количества
детей
в
многодетных семьях). Остается стабильным рост младенческой смертности в случае 3 и
более родов. Это связано с истощением организма матери, снижением интервалов между
родами и т.д.
Беседа № 3 с учащимися 11 класса. Тема: «Я и моя будущая семья»
Цель
бесед: помочь
учащимся
осмыслить
свою
будущую
личную
жизнь
и
принять
здоровые репродуктивные решения.
Основные
понятия: планирование
семьи,
половая
и
физическая
зрело сть,
репродуктивные права, контрацепция, детородный возраст.
Учащимся предлагается обсудить вопрос:
В чем разница между желанными и нежеланными детьми?
Что надо для того, чтобы родить здорового ребенка?
Как вы относитесь к добрачным интимным отношениям, рождению внебрачных детей и
матерям-одиночкам?
Они приводят доказательства.
22
К а к у ю
п о л ь з у
п р и н о с и т
с е м е й н о е
п л а н и р ов а н и е
с а м о й
м ат е р и ?
Применение
методов
семейного
планирования
существенно
улучшает
положение
женщины: снижается число смертей женщин в возрасте от 15 до 35 лет, связанных с
патологией репродуктивной системы, нежелательными беременностями, нелегальными
абортами и родами в неблагоприятных условиях. Применение противозачаточных средств
и регулярные медицинские наблюдения снижают риск осложнений от вышеперечисленных
факторов.
И еще один момент: безусловно, для рождения здорового ребенка необходимо не
только своевременное обращение и консультирование в службе планирования семьи, но и
личные усилия самих будущих родителей:
ведение здорового образа жизни (рациональное питание, физическая активность,
здоровая сексуальность, умение справляться со стрессами и сохранение психического
здоровья,
а
также
отказ
от
курения
и
употребления
наркотических
препаратов
и
ограничение потребления алкоголя);
регулярные
и
своевременные
медицинские
осмотры (обязательное
обращение
к
специалистам, гинекологу, урологу, генетику за полгода до планируемой беременности
значительно снижает риск (до 90%) рождения детей с аномалиями развития).
Планирование семьи – это не только вопрос здоровья, но и одно из неотъемлемых прав
человека. Каждый должен иметь право и возможность на пользование доступными и
безопасными
контрацептивами,
безопасную
беременность,
хорошее
сексуальное
просвещение и образование и на легальный аборт, сводящий к минимуму все возможные
осложнения.
З н а й т е
с в о и
п р а в а ,
н о
н е
з а б ы в а й т е
с в о и
о б я з а н н о с т и !
Вероятно, в своей жизни вы не раз сталкивались с ситуацией, когда родившийся ребенок
не был нужен никому. «Брошенные дети» – это определение звучит страшно. Но еще
страшнее реальность – жизнь этих детей, жизнь без любви и внимания самых близких
.людей – родителей. Не забывайте: взрослое счастье невозможно ценой детского горя.
Поэтому прежде, чем решиться на рождение ребенка, подумайте: готовы ли вы (морально,
материально, физически) к такой ответственности. От вашего личного выбора зависит
счастье будущего человека.
Несколько рекомендаций на будущее
Для рождения желанных и здоровых детей достаточно выполнения некоторых простых, но
весьма действенных рекомендаций:
любой «Homo sapiens» – человек разумный – может и должен планировать рождение
своих детей. Наиболее оптимальный срок деторождения приходится в среднем на 20–35
лет;
23
здоровые
родители
–
здоровые
дети.
Не
пренебрегайте
своим
здоровьем.
Придерживайтесь
рационального
образа
жизни:
питайтесь
полноценно
и
сбалансированно; систематически занимайтесь физическими упражнениями; старайтесь
быть оптимистами, умейте противостоять любым жизненным ситуациям; регулярно и
своевременно проходите медицинские обследования; ограничьте до минимума, а если
возможно, то исключите вообще курение, алкоголь, наркотики.
Ваше здоровье будет залогом не только вашего личного счастья, но и счастья ваших детей.
Не забудьте:
минимальный интервал между родами – 2 года;
контрацепция – самый разумный и щадящий способ регулирования деторождения.
Не доводите дело до аборта.
Каждая семья хочет видеть своего ребенка здоровым и полноценным. Однако примерно в
5–8% случаев беременность заканчивается рождением младенца с врожденными пороками
развития
или
наследственными
болезнями.
Можно
ли
это
предотвратить?
Да.
В
значительной части случаев современная медицина располагает такими возможностями.
Как? При помощи медико-гигиенического консультирования и дородовой диагностики.
Посредством биохимических, цитогенетических и ультразвуковых методов исследован им
можно
установить
диагноз
практически
любой
хромосомном
Осмотической
болезни,
большинства болезней обмена веществ и врожденных пороков развития.
Кто
нуждается
в
генетических
консультациях?
Учитывая
современную
эколого-
эпидемическую
обстановку,
генетическое
консультирование
рекомендовано
всем
супружеским парам. Но наличие одного, а тем более двух и более, факторов риска
обязывает супругов обратиться в медико-генетическую консультацию.
Основные факторы риска:
наследственная отягощенность (наличие у супругов или их кровных родственников
наследственных болезней и пороков развития);
самопроизвольное прерывание беременности в первые 16 недель;
брак кровных родственников;
употребление беременной женщиной алкоголя, прием химических веществ с целью
прерывания беременности или медикаментов, повреждающих плод;
облучение беременной большими (более 10 сГр) дозами ионизирующей радиации;
некоторые инфекционные заболевания, перенесенные в период беременности (чаще
вирусные);
24
неполноценное питание (недостаток витаминов) в течение беременности;
неблагоприятный для родов возраст женщины (моложе 18 и старше 45 лет).
Тест для учащихся 11 класса «Ваша потребность в детях»
Предложите
учащимся
выразить
свое
отношение
к
нижеприведенным
утверждениям
(согласны – «да», не согласны «нет»). Сравните результаты ответов юношей и девушек.
Рождение ребенка – это...
1.
Благотворная встряска, новые впечатления.
2.
Радость в доме.
3.
Возможность проявить свою нежность, заботу.
4.
Большая физическая нагрузка.
5.
Детская ласка, привязанность к отцу, матери.
6.
Помощник в семье, опора в старости.
7.
Возможность вырастить образованного, интересного человека.
8.
Наследник всего хорошего во мне.
9.
Трудность воспитания, обучения.
10.Разлад, напряжение в семье.
11.Материальные затруднения.
12.Надежда и будущее родителей
13.Необходимость на время оставить работу, коллектив.
14.Бессонные ночи.
15.Возможность проявить свои воспитательные способности.
16.Укрепление семьи и чувств между супругами.
17.Возможность вырастить доброго, отзывчивого человека.
18.Радость материнства (отцовства).
19.Возня с пеленками, бутылочками.
25
20.Проблема жилья.
21.Самый благодатный объект вложения наших сил.
22.Столкновение с трудностями устройства в ясли, сад.
23.Привязать себя к дому.
24.Потеря лучшей части нашей жизни.
25.Придание смысла жизни.
26.Волнение за его судьбу, будущее.
27.Сложность дать хорошее образование, профессию.
28.Утешение в горе и радости.
29.Зависимость от бабушек и дедушек.
30.Гордость для родителей.
31.Веселые игры, содержательный досуг.
Обработка результатов.
Ученики записывают в тетради по одному баллу за каждый ответ «да» на следующие
высказывания: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 18, 19, 22, 26, 29, 31, 32. Затем записывают по
одному баллу за ответ «нет» на остальные высказывания: 4, 5, 10, 12, 14 15, 20, 21, 23, 24,
25, 27, 28, 30. Суммируют набранные баллы. Условно можно считать, что у них выражено
чадолюбие (есть потребность в будущем иметь в браке детей), если результат для девушек
б о л е е
2 0
б а л л о в ,
д л я
ю н о ш е й
–
б о л е е
1 8 .
Информация к размышлению
Дети удовлетворяют, как утверждают психологи, ряд потребностей человека:
потребность в покровительстве, заботе о другом человеке, защите слабого;
потребность воспроизведения своего «я» в детях;
потребность
в
психологической
гарантии
от
одиночества
и
беспомощности
в
старост;
26
желание быть неповторимым для кого-то;
потребность
в
игре,
уходе
от
профессиональной
и
внесемейной
деятельности
(забот);
потребность учить другого, передавать ему опыт;
потребность в любви и нежности.
Вопросы и задания:
Что означает «планирование семьи»?
В чем проявляется половая и физическая зрелость?
В чем польза от планирования семьи?
Сравните по тесту потребность в детях юношей и девушек.
Источник:
"Безопасное
и
ответственное
поведение"
Под
общей
редакцией
доцента
А.Н.Сизанова
27