Автор: Докторова Татьяна Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - Детский сад "Сказка" ОП "Детский сад "Ромашка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Ковылкино, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ СО СВЯТОЧНЫМИ РАССКАЗАМИ
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ
СО СВЯТОЧНЫМИ РАССКАЗАМИ
Формирование
образности
речи
-
одна
из
неотъемлемых
задач
эстетического
воспитания
и
речевого
развития
детей.
При
определении
методики работы по формированию образности речи необходимо обратиться к
методическим
основам
развития
речи,
приобщения
дошкольников
к
художественной
литературе,
раскрытых
в
монографиях,
методических
и
учебных пособиях.
Умение
детей
6-7
лет
воспринимать
литературное
произведение
и
осознавать элементы его поэтики не возникает спонтанно, оно формируется на
протяжении всего дошкольного возраста. Уже в старшей группе детей учат при
восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные
средства.
Дети
старшего
возраста
способны
более
глубоко
осмысливать
содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности
художественной
формы,
выражающей
содержание.
Они
различают
жанры
литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи: воспитывать у
детей
любовь
к
книге,
способность
чувствовать
художественный
образ;
развивать
поэтический
слух
(способность
улавливать
звучно сть,
музыкальность,
ритмичность
поэтической
речи),
интонационную
выразительность
речи;
воспитывать
способность
чувствовать
и
понимать
образный характер святочных рассказов. Ребенок подготовительной к школе
группы
должен
уметь:
определять
основных
героев;
на
основе
анализа
поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто
нравится и почему); определять жанр (сказка, рассказ); устанавливать наиболее
яркие примеры образности языка (определения, сравнения).
Традиционно в методике развития речи принято выделить две формы
работы
с
книгой
в
детском
саду:
чтение
и
рассказывание
художественной
литературы,
заучивание
стихотворений
на
занятиях
и
использование
литературных
произведений
устного
народного
творчества
вне
занятий,
в
разных видах деятельности.
В качестве основных методов признаны следующие: чтение воспитателя
по книге или наизусть, рассказывание воспитателя, инсценирование. заучивание
наизусть.
Выбор
способа
передачи
произведения
зависит
от
жанра
произведения и возраста слушателей.
Методика
поведения
занятия
по
художественному
чтению
и
рассказыванию и его построение зависит от типа занятия, содержания поэтики
художественного
произведения
и
возраста
детей.
В
структуре
типичного
занятия можно выделить три части. В первой части проходит знакомство с
произведением,
основная
цель
-
обеспечить
детям
правильное
и
яркое
восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о
прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной
формы,
средств
художественной
выразительности.
В
третьей
части
организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального
впечатления и углубления воспринятого.
Осуществляя знакомство детей с жанром классического рождественского
рассказа, уместен будет комментарий, помогающий детям постичь глубокий
смысл христианского праздника Рождества Христова, уточняющий значение
некоторых слов и выражений (рождество, крещение, святцы, лучезарный, лик,
колядовать, обычай, ангел и другие).
Жанр рождественского рассказа обладает устойчивыми, сложившимися в
течение
долгого
времени,
специфическими
особенностями,
среди
которых
особенно
следует
отметить
событийную
основу,
связанную
с
появлением
сверхъестественного,
чуда,
происходящего
на
Рождество;
сюжетно-
композиционную
роль
беседы,
а
также
тенденцию
к
внезапным
повествовательным
ходам,
придающим
произведению
занимательность.
Поэтому
необходима
целенаправленная
работа
по
знакомству
детей
с
содержанием рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями.
При этом следует использовать словесные методические приемы в сочетании с
наглядными:
- беседа после ознакомления с рождественским рассказом, помогающая
определить
жанр,
основное
содержание,
средства
художественной
выразительности;
- зачитывание фрагментов из рассказа по просьбе детей (выборочное
чтение);
- беседа о прочитанных ранее любимых детьми книгах о праздниках
(Рождество, Новый год);
- знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве,
рассматривание книг, иллюстраций к ним;
-
просмотр
иллюстраций
по
литературным
произведениям
(возможен
только после знакомства с текстом книги);
-
прослушивание
записей
исполнения
литературных
произведений
мастерами художественного слова.
Свое отношение к рождественскому рассказу дети способны выразить в
рисунках, поэтому сюжет литературного произведения можно предлагать как
тему для рисования.
Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений,
эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию
из
художественного
произведения,
на
продолжение
авторского
рассказа,
на
придумывание
сюжетной
линии,
на
составление
творческого
рассказа.
Выполнение
творческих
заданий
помогает
детям
глубже
осознать
художественные
средства,
использованные
в
книге,
что
способствует
художественно-речевому развитию ребенка.
Одним из методов ознакомления с художественной литературой является
инсценирование
литературных
произведений
для
детей.
Это
средство
вторичного ознакомления с художественным произведением. Инсценирование
возможно при условии хорошего знания детьми текста. Существует довольно
много видов инсценировки: игра-драматизация, театрализованное выступление
детей,
кукольный
и
теневой
театр
игрушек,
настольный
картонажный
или
фанерный
театр,
фланелеграф
и
другие.
Дети
могут
быть
и
зрителями
и
исполнителями.
В
исследованиях
педагогов
показано,
что
проявления
словесного
творчества
у
детей,
творческого
рассказывания
связаны
с
определенным
уровнем художественного восприятия литературного произведения. Глубокое
восприятие
обеспечивает
анализ
произведения,
самый
сложный,
но
необходимый вид работы с дошкольниками по детской литературе. Ничто, как
анализ, не учит так вдуматься и вчитываться в текст, то есть видеть глубину
содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее.
При работе с детьми дошкольного возраста используется только один вид
анализа - «вслед за автором», то есть то вид, где соблюдается логика развития
действия. Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов.
Можно и нужно научить детей правильно отвечать на них. Ребенок должен
привыкнуть к тому, что надо выслушать вопрос, понять его суть и ответить в
соответствии со значениями вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая
его
смысл.
Отвечая
на
вопрос,
он
вдумывается
в
текст,
запоминает
его
содержание, улавливает с помощью взрослого речевой практике.
Вопросы к анализу художественного текста должны быть доступными для
детей, а все слова понятными, точными, оправданными. Доступность вопроса
предполагает
ясность
смысла,
конкретность
ответа.
Чем
грамотнее
задан
вопрос,
тем
точнее
будет
ответ.
Ребенку
нельзя
задавать
так
называемые
двойные
вопросы:
где
и
почему?
Кто
и
где?
и
т.д.,
чтобы
не
рассеивать
внимание дошкольника, а нацеливать на один, но верный и глубокий ответ.
Вопросы для анализа текста должны быть продуманы заранее. Чем глубже
взрослый
человек
вникает
в
смысл
читаемого,
тем
легче
ему
будет
сформулировать не только главные, но и наводящие вопросы, скорректировать
их в процессе анализа.
Анализ прозаического произведения в среде дошкольников проводится,
как
правило,
путём
постановки
вопросов
к
тексту.
Для
анализа
следует
выбирать небольшие по объёму произведения, чтобы дети могли удержать их в
памяти. Они должны быть динамичными; события, поступки, характеры героев
в них - яркими, неординарными. Надо находить текст, где есть материал для
серьёзного разговора с детьми, для обсуждения чего-либо. В нём не должно
быть вовсе или должно быть мало описаний, которые трудно воспринимаются
детьми.
Не
следует
брать
текст,
перегруженный
деталями,
незначащими
фактами.
В дошкольном учреждении занятия по детской литературе, по чтению и
анализу художественного текста не выделены специально. Воспитатель сам
должен находить время для общения детей с книгой. Чаще всего это происходит
в свободные минуты между разными видами деятельности или перед сном. Но
такой работы с книгой явно недостаточно. Более того, у детей формируются
неверные представления о книге, о литературе как о чем-то необязательном,
развлекательном,
не
требующем
особого
внимания.
Даже
если
такое
«мимолетное» общение будет ежедневным, оно мало способствует воспитанию
грамотного
читателя.
С
детьми
нужно
говорить
о
книге,
о
смысле
прочитанного. Нужно наблюдать затем, как книга воздействует на маленького
читателя. В связи с этим в режиме дня группы надо определить время для
чтения, сделать его постоянным и разработать систему занятий по литературе.
Подготовкой читателя надо заниматься. Отсутствие грамотной, планомерной,
систематической работы по литературе в дошкольном учреждении приводит к
тому, что мы теряем лучший сензитивный период в развитии читателя.
Известный
исследователь
проблем
детского
чтения
И.
Н.
Тимофеева
выделяет два типа бесед о книге: рекомендательные и беседы о прочитанном.
Рекомендательные беседы проводятся до чтения книги с целью обратить на нее
внимание детей, возбудить интерес к ней, желание слушать чтение. Готовясь к
такой беседе, воспитатель старается хорошо узнать текст, выделяет в нем то,
что
будет
интересно
детям
конкретной
группы,
умеет
заинтриговать
детей
ожиданием
встречи
с
книгой
как
каким-то
чудом.
Ему
следует
получить
представление об авторе книги, о том, что было создано этим писателем ранее.
Дополнительный
материал
не
только
поможет
воспитателю
грамотно
познакомить детей с произведением, но и упрочить в глазах детей его авторитет
как читателя, как интересного человека.
Учитывая содержательные особенности рождественского рассказа в его
классическом
варианте,
в
качестве
текстов
для
рекомендательных
бесед
с
детьми можно использовать главу «Рождество» из книги А. Меня «Свет миру»,
отрывок из одноименной главы романа И. С. Шмелева «Лето Господне» и
другие
тексты.
Непосредственно
перед
чтением
детям
можно
предложить
следующий
комментарий:
Рождество
Христово
-
один
из
двунадесятых
праздников христианской церкви. По значимости это второй праздник после
Пасхи. Православные Рождество Христово отмечают 7 января по новому стилю
(действующему календарю). Празднованию предшествует сорокадневный пост,
который является подготовкой к этому событию. Время от 7 января до 18
января, то есть от Рождества Христова до Крещения, называется Святками.
Святки соединялись с чествованием Коляды - бога зимы. Его необходимо было
встретить, прислужить и проводить с магическими действиями, заклинаниями,
ритуальными
кушаньями.
На
празднике
люди
высказывали
друг
другу
пожелания, веря, что сказанное от души обязательно сбудется. Во время Святок
по
улицам
носили
изображение
звезды,
под
которой
родился
Иисус.
Дети
вставали
с
мешками
под
окнами
и
пели:
«Пришла
Коляда
накануне
Рождества...», просили подарков, подношений, жадным грозили, что им не
будет благодати в этом году. Обычно люди встречали детей радостно, как
вестников счастья, удачи и богатства.
С
дошкольниками
также
необходимо
вести
беседы
о
прочитанных
рождественских
рассказах.
Они
позволят
выявить
степень
и
правильность
понимания текста детьми, скорректировать их восприятие, ответить на детские
вопросы. В таких беседах дети без труда учатся выделять главное, видеть
логику
в
действиях
и
поступках
персонажей,
знакомятся
со
средствами
выразительности, а потом используют их в своей речи, постигают искусство
делать выводы, подводить итоги, формулировать вопросы, то есть рассуждать,
размышлять.
Поскольку литература - это один из видов художественного творчества, то
в процессе анализа детям следует показать, как «сделано» произведение, то есть
дать им представление о тех художественных приёмах и средствах, которыми
пользуется автор и которые доступны детям (сравнение, олицетворение и так
далее).
В
рождественских
рассказах
широко
представлены
изобразительно-
выразительные
средства
языка,
так
называемая
таинственная,
волшебная
лексика. Значит, в ходе анализа необходимо обращать внимание на поэтику
художественного произведения, формулируя вопросы так, чтобы с их помощью
этот
художественный
мир
раскрылся
перед
детьми,
чтобы
они
заметили
мастерство автора.
При
анализе
произведения
нельзя
обойтись
без
так
называемых
наводящих вопросов, дополняющих главный вопрос и помогающих ребёнку
более глубоко и целенаправленно раскрыть его. Следует отличать наводящие
вопросы от подсказывающих, которые нельзя задавать детям, так как в них
фактически содержится ответ. Такие вопросы не располагают к обдумыванию
текста, к поиску ответа, к сомнению в его правильности, не стимулируют
аналитическое мышление, и значит, не являются продуктивными. В отличие от
наводящих,
вопросы
аналитического
характера
побуждают
детей
не
только
запомнить и воспроизвести литературный материал, но и обдумать, осознать
его, выразить словом возникшие мысли и впечатления.
Таким образом, при определении методики формирования образности
речи у детей в процессе ознакомления их с жанром рождественского рассказа,
мы опирались на ключевые направления работы, разработанные известными
педагогами.