Автор: Докторова Татьяна Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад "Сказка" ОП "Детский сад "Ромашка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Ковылкино, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
Докторова Т. Г.
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к
истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколения,
передать
нравственные
устои,
духовные
и
художественные
ценности.
Возвращение
к
корням,
изучение
культуры
и
быта
народа
способствует
сохранению русских традиций и обычаев.
Особое значение имеет праздник для ребенка. К. Д. Ушинский отмечал:
«Праздник для ребенка не то, что для нас взрослых. Он подчеркивал: ребенок
считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от
одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым
было бы детство без праздника!....»
Любой праздник, по определению М. М. Бахтина, является первичной
формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры
игры,
слова,
движения
и
музыкального
звука,
костюма,
этикета,
обычая
–
совокупности разных культур
Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении,
коллектив детского сада преследует цель приобщения воспитанников к истокам
русской народной культуры. Одной из задач стало знакомство дошкольников с
традициями народного праздника.
При
организации
детских
праздников
как
особой
формы
проведения
свободного
времени
соблюдаются
следующие
принципы,
характерные
для
русского досуга: душевное возвышение и просветление, единение участников
мероприятия, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
Современная система народных праздников – это педагогическая система,
которая органически связана со всей воспитательной системой дошкольных
образовательных учреждений.
Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи детей, ее
коммуникативной функции.
В любом празднике присутствуют различные виды искусства: литература,
музыка, театр, живопись, пантомима.
Народный
праздник
в
своей
основе
театрализованное
обыгрывание
жизненных событий, ситуаций, каких-то явлений.
Для
детей
дошкольного
возраста
характерна
потребность
в
неоднократном
повторении
знакомых
песен,
хороводы,
стихотворений,
закличек,
танцев,
что
они
делают
с
удовольствием
и
выразительностью.
Выразительное
исполнение
песен,
драматизации,
танцев
дает
возможность
каждому ребенку передать свое отношение к празднику через художественные
образы музыкальных произведений, а использование в празднике стихов вносит
в
действие
элемент
театрализации.
Народные
игры
являются
важнейшим
фактором,
стимулирующим
развитие
связной
речи
у
детей
дошкольного
возраста.
В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли
автора
(интонацию,
логическое
ударение
и
т.
д.),
а
также
развивать
воображение, умение представлять то, о чем идет речь, обогащать словарный
запас, активизировать речевые умения и навыки, делать речь ярче, образнее
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Участвуя
в
ней,
дети
знакомятся
с
окружающим
миром
во
всем
его
многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы
заставляют
их
думать,
анализировать,
делать
выводы
и
обобщения.
С
умственным
развитием
тесно
связано
выразительность
реплик
персонажей,
собственных
высказываний,
незаметно
активизируется
словарь
ребенка,
совершенствуется
звуковая
культура
его
речи,
ее
интонационный
строй.
Исполняемая
роль,
произносимые
реплики
ставят
малыша
перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается речь,
ее грамматический строй. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном
возрасте
творческих
способностей,
постоянное
совершенствование
речевых
навыков,
овладение
литературным
языком
являются
необходимыми
компонентами образованности в дальнейшем.
Театрализованная
деятельность
позволяет
учесть
основные
факторы
речевого
развития
дошкольников:
подражание
речи
взрослых,
накопление
представлений
о
предметах
и
явлениях
окружающей
жизни,
общение
со
сверстниками
и
взрослыми
людьми,
разнообразные
виды
совместной
деятельности, речевая активность каждого ребенка, мотивированная близкими
для него потребностями, интересами.
Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он
является
прекрасным
средством
для
активизации
речи
дошкольников,
ее
коммуникативной
функции,
так
как
использование
в
празднике
элементов
фольклора
как
народной
мудрости,
активизирует
словарный
запас
детей,
позволяет услышать красоту родного языка.
Для
формирования
личности
дошкольника
народный
праздник
имеет
значение в нескольких аспектах:
–
народные
праздники
знакомят
детей
с
народными
традициями
и
историей
русского
народа,
своеобразием
быта,
обычаев,
костюма,
взаимоотношений между взрослыми и детьми;
– народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным
ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии,
справедливости и др.;
– методически грамотное проведение народных праздников формирует
праздничную культуру детей дошкольного возраста.
В народной педагогике сложился определенный тип народного праздника
–
обрядовый,
который
включает
в
себя
систему
обязательных
действий
(обрядов).
Обязательными
компонентами
обрядового
народного
праздника
являются:
– «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище – объявление о
начале торжества);
–
«разгул»
и
«перелом»
праздника
(воспроизведение
участниками
праздника тех или иных праздничных обрядов, которые делят каждый праздник
на две половины – до середины праздника и после нее). Праздничные действия
– обряды закрепляли в сознании людей определенные духовно–нравственные
установки, регламентировали отношения между людьми, в том числе между
родителями и детьми.
– «спад» праздника (организованное завершение праздничного гуляния с
соответствующими
каждому
празднику
кульминационными
по
содержанию
ритуалами).
В
народном
календаре
каждое
время
года
отмечено
памятным
праздником: проводы зимы, радостью собранного урожая, летними гуляньями.
Из
всего
многообразия
наиболее
значимыми
праздниками
являются:
«Осенины», «Рождество», «Масленица», «Благовещение», «Пасха».
«Осенины». Основными целями этого праздника являются расширение
социально-коммуникативных
умений,
осмысление
дошкольниками
истоков
народных праздников. Перед торжеством с детьми проводится предварительная
работа. Так, например, специально для выставки «Дары природы» или «Осень
урожайная»
дети
вместе
с
родителями
изготавливают
поделки
из
овощей,
фруктов
и
других
даров
природы.
Каждая
группа
оформляет
осеннюю
композицию,
придумывает
свой
девиз.
О
своеобразии
народного
земледельческого календаря дети узнают во время интегрированных занятий
познавательного цикла.
«Рождество». Цели
проведения
данного
праздника
с
детьми,
путем
создания цепочки соответствующих ситуаций способствовать более полному
осмыслению исторического наследия прошлого; воспитывать любовь к Родине,
своему народу, уважение к русскому языку. В рамках предварительной работы
педагоги
организуют
выставки:
«Ёлочная
игрушка»,
«Ёлочка
нарядная».
Воспитанники вместе с родителями изготавливают из бросового материала
оригинальные
игрушки.
Во
время
интегрированной
образовательной
деятельности
дети
узнают
об
обычаях
и
традициях
русского
народа,
особенностях зимних праздников.
«Масленица».
Цели
проведения
этого
праздника
–
представить
дошкольникам особенности народных масленичных гуляний; воспроизвести
яркие
обрядовые
моменты
праздника;
воспитывать
гуманизм,
человеческое
достоинство, гражданскую позицию.
Приобщение
к
народной
праздничной
культуре
также
может
способствовать
интегрированная
деятельность,
организованная
с
детьми
на
тему «Путешествие в старину» Дошкольники с удовольствием и интересом
принимают активное участие в народных играх и гуляньях, организованных
педагогами.
«Пасха».
Воспитать художественный вкус, пробудить желание создавать
из обычного необычное стало главной целью организации совместной работы
детей, воспитателей и родителей по росписи яиц разнообразными способами.
Оформленные композиции были представлены на выставке «Пасхальное яичко»
в каждой группе.
Особое внимание в ДОУ уделяется организации совместной деятельности
детей, педагогов и родителей. Она выражается в творческой продуктивной
деятельности
по
подготовке
к
празднику.
Изготавливаются
элементы
праздничного
оформления,
аксессуары
народного
костюма,
разучиваются
песенки, народные игры, хороводы.
Итак,
приобщая
детей
к
истокам
русской
народной
культуры,
мы
сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности,
умения
и
знания,
развиваем
личность
каждого
ребёнка,
формируя
черты
русского характера и ментальности.
В
основе
художественно-речевой
деятельности
лежат
художественные
образы,
передающие
наиболее
характерные
черты
окружающей
действительности, а праздник – это средство выражения этих образов, которые
создаются с помощью художественного слова.
Таким
образом,
народный
праздник
как
элемент
народной
культуры
позволяет
решать
одну
из
главных
задач,
стоящих
перед
дошкольными
образовательными
учреждениями
–
формирование
художественно-речевой
деятельности,
которое
невозможно
осуществить,
не
усваивая
культурно
-
исторический опыт народа.