Автор: Груздева Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4 ОЦ (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация процесса обучения изобразительному искусству и ручному труду дошкольников 3 – 7 лет в условиях детского сада.
Раздел: дошкольное образование
Организация процесса обучения
изобразительному искусству и ручному труду
дошкольников 3 – 7 лет в условиях детского сада.
автор: Груздева Ю.А.,
педагог первой квалификационной категории
Описание проекта
Проект написан с позиции воспитателя группы детей общеразвивающего
вида.
Исполнители: воспитатель
Участники: дети и родители.
Место реализации проекта: дошкольное отделение МБОУ СОШ № 4.
Срок реализации проекта: 4 учебных года.
Необходимое условие – наличие ресурсов:
Кадровый ресурс: педагог любящий заниматься всеми видами ручного труда
и рисованием, освобожденный специалист.
Материальный ресурс: отдельное помещение для творческой мастерской,
организованное
согласно
требованиям
САНПИН,
столы
детские
на
регулируемых
ножках
для
12
человек,
мольберт
двусторонний
для
12
человек;
материалы
для
художественного
творчества
(гуашь,
акварель,
пастель, кисти, бумага и т.д.);
Актуальность проекта
В своей педагогической деятельности, кроме основных нормативно-
правовых
документов,
педагоги
дошкольного
отделения
опираются
на
примерную
образовательную
программу
воспитания
и
развития
дошкольников «Детский сад 2100» (Образовательная система «Школа 2100»).
В данной программе художественно-эстетическое развитие детей,
развитие их творческих способностей раскрыто в таком направлении как
«Синтез
искусств»,
автор
Куревина
О.А.
Не смотря
на
свою
привлекательность и реализованность содержание программы направленно
на создание у детей целостной картины мира и погружение их
в мир
искусства
в
большей
степени через
восприятие высокохудожественных
произведений.
Развитие базовых навыков в работе с материалом для ручного труда и
рисования при реализации данной программы оставалось на усмотрение
воспитателя и требовало вынесения за рамки основных занятий «Синтезом».
В учреждении не было разработано определенной единой программы,
которая бы связывала все четыре года пребывания детей в д/о и позволило бы
планомерно формировать навыки рисования, лепки и ручной умелости при
работе
с
прикладным
материалом.
Занятия
проводились
самими
воспитателями групп с опорой на методические рекомендации Васильевой
М.А.
По утверждению замечательного педагога, заслуженного учителя школ
РФ,
педагога
кафедры
ТиМДО
НИПиПРО,
Ткаченко
А.Н,
с
которой
я
полностью
согласна,
и
на
работы
которой
я
опираюсь
в
собственной
деятельности:
«Требовать от ребенка творчества там, где у него нет достаточного
опыта - это все равно, что требовать от человека, который не знает ни
одного китайского иероглифа, чтобы он прочел китайское письмо», - пишет
А.С. Залужный. А я бы добавила - не только «прочитать письмо» мы
требуем от ребенка, но еще и ответить по-китайски на него. Поэтому,
чтобы
творчество
доставляло
ребенку
радость,
мы
должны
побеспокоиться
о
достаточном
опыте
дошкольника
и
о
наличии
базисных
умений
графической
грамотности,
используя
обучение
как
средство,
способствующее
развитию
личности.
То
есть
обучение
и
воспитание художественно творческих способностей ребенка должно идти
под девизом «Развитие детского творчества и самостоятельности».
А.Н. Ткаченко
«Формирование самостоятельной художественной деятельности детей
дошкольного возраста»
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в
становлении
личности
ребенка.
Они
достаточно актуальны в настоящее
время,
т.к.
способствуют
решению
одной
из
наиболее
важных
проблем
образования – формированию нравственной личности. Содействуя развитию
воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического
восприятия, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности,
вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его
эмоциональной отзывчивости. Изобразительная деятельность играет важную
роль
в
общем,
психическом
развитии
ребенка,
пробуждает
развитие
творчества. Эмоции, вызванные соприкосновением с искусством, приобщают
детей
к
высшим
духовным
ценностям,
развивают
их
способности
и
раздвигают горизонты сознания.
К слову сказать, все виды ручного труда, в том числе нетрадиционные, и
рисования, всегда были особенно интересны и привлекательны для меня
самой, доставляли удовольствие и только положительные эмоции.
Таким образом, мой собственный интерес, желания и потребности совпали
с
возможностями
учреждения,
это
привело
к
мысли
о
создании
образовательной
программы
обучения
детей 3-7
лет
изобразительному
искусству
и
ручному
труду направленной
на
формирование базиса
графической
изобразительной
грамотности,
ручных
умений,
как
основы
самостоятельной художественной деятельности.
Образовательные программы являются составными частями системы
развивающего обучения в детском саду, и имеют социально-педагогическую
направленность.
Образовательные программы разработаны в соответствии с современными
требованиями, предъявляемыми к развитию творческого начала в ребенке
средствами данной деятельности.
При подготовке программ автор-составитель опирался на материалы
следующих образовательных программ:
Радуга:
Прогр.
и
метод.
руководство
по
воспитанию,
развитию
и
образованию детей 5 – 6 лет в дет. саду / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.;
сост. Т.Н. Доронова,- М.: Просвещение, 1997.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:
Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001.
Комарова
Т.С.,
Антонова
А.В.,
Зацепина
М.Б.
«Красота.
Радость.
Творчество»: Программа эстетического воспитания детей с 2-7 лет.- М.: Педагогическое
общество России, 2000.
Отличительной особенностью данных программ является, прежде всего,
то,
что
они
направлены
на
поддержание
устойчивого
интереса
детей
к
изобразительному
творчеству,
формирование
уверенности
в
себе
в
отношении
изобразительной
деятельности,
возможности
свободного
самовыражения, кроме того, разные виды ручного труда представлены как
целое явление, позволяющее детям освоить практические навыки работы с
разнообразными художественными материалами.
Новизна программ, их педагогическая целесообразность заключается в
том, что они позволяют детям, не посещающим дошкольные учреждения, в
полной мере освоить язык изобразительного творчества и различные виды
ручного
труда.
В
тоже
время,
для
ребят,
которые
ходят
в
детский
сад,
программа
позволяет
восполнить
неизбежные
пробелы
художественно-
эстетического
образования,
в
особенности
в
плане
приобретения
ими
практических
навыков
работы
с
разнообразными
художественными
материалами. Одновременно программа способствует повышению общего
уровня нравственно-эстетической культуры личности.
Данная работа может быть использована как в детских садах, так и в
учреждениях дополнительного образования, или в рамках кружковой работы.
Тип программ– модифицированные.
В основу образовательного процесса реализации программ положены
следующие принципы:
целостности
–
соблюдены
единство
обучения,
воспитания
и
развития, с одной стороны, и системность, с другой;
гуманизации – признания личности ребенка с ее достоинством и
потенциалом
в
качестве
самоцели,
атмосфера
доброжелательности
и
взаимопонимания;
деятельностного
подхода
–
любые
знания
приобретаются
детьми во время активной деятельности;
возрастного
и
индивидуального
подходов
–
выбор
форм,
методов, приемов работы осуществляется в соответствии с субъективным
опытом и возрастом детей.
Так
же
учитываются
основные
постулаты
педагогики: от
простого
–
к
сложному,
постепенность
накапливаемых
знаний, простота
изложения
материала, преемственность знаний и т.д.
Организация образовательного процесса
Возраст детей, участвующих в реализации программ – 3-7 лет.
Для
успешной реализации программ дети объединены в подгруппы, численность
которых составляет 12 – 14 человек. Возрастные градации групп следующие:
• 3-4 года (
I
год обучения)
• 4 - 5 лет (
II год обучения)
• 5 - 6 лет (
III год обучения)
• 6 – 7 лет (
IV год обучения)
Форма творческого объединения – группы детского сада
Состав творческого объединения – постоянный, группы сформированы с
учетом возраста детей.
Формы
занятий,
планируемые
по
основным
разделам
программы
следующие:
1)
Фронтальная (работа со всей группой).
2)
Работа по подгруппам (объединение по два человека и более).
3)
Индивидуальная (по мере необходимости).
Занятия проводятся два раза в неделю (изо деятельность и ручной труд)
длительностью до 30 минут. Общая продолжительность одного года обучения
72 часа в год.
Реализация программы достигается с помощью различных форм
обучения:
беседа,
показ иллюстраций, инструментов,
игра,
демонстрация натуры,
практические занятия,
выставка,
сказка.
Практические
занятия
–
основная
форма
работы
с
детьми,
где
полученные
навыки
и
умения
закрепляются,
в
ходе
повторения
–
совершенствуются.
Преобладающая форма занятия - игра. Являясь ведущим видом
деятельности дошкольников, игра способствует более быстрому освоению
новых знаний, умений и навыков в области работы с различными видами
материалов, используемых при изготовлении разнообразных поделок и работ.
Через
игру
дети
раскрепощаются,
у
них
снимается
психологическое
напряжение,
страх
неумения,
незнания
при
первом
знакомстве
с
новым
материалом или техникой выполнения.
Для освоения содержания программы применяются различные приемы и
методы обучения (словесные, наглядные, практические и т.д.), чаще всего в
различных
сочетаниях.
Приемы
и
методы
организации
учебно-
воспитательного процесса соответствуют возрастным особенностям детей, а
также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных тем.
Структура занятия
Каждое занятие по темам программы включает в себя теоретическую и
практическую
часть.
Практическая
часть
является
естественным
продолжением и закреплением теоретических знаний.
Теоретический материал дается в начале занятия (5 минут), основное
время остается на практическое выполнение задания. Новая тема или задание
объясняется
просто
и
доходчиво,
обязательно
подкрепляется
показом
наглядного материала и приемов работы.
Важную роль играет демонстрация работы, изготовленной педагогом.
Образцами так же могут быть лучшие работы детей предыдущих годов
обучения.
Наглядность
результата
своего
будущего
рисунка
стимулирует
детей, побуждает их внимательнее осваивать технологический процесс. В
тоже
время
не
приветствуется
«списывание»,
копирование
чужих
работ.
Детям
предлагается
создавать
свои
единственные
и
неповторимые
произведения.
Условиями построения педагогического процесса являются:
1. Вовлечение детей в познавательную и воспроизводящую деятельность,
дающую возможность самовыражения.
2. Бережное отношение к мотивациям ребенка по созданию задуманного им
образа.
3. Использование для овладения навыками и умениями различных стимулов
деятельности
(возможность
в
конце
каждого
занятия
унести
с
собой
законченный рисунок, показать его родителям и получить в ответ слова
восхищения; участие в выставках, организованных для родителей в детском
саду и т.д.).
Срок реализации программы – 4 года, включает в себя этапы:
подготовительный
–
1
год
обучения,
дети
3-4
лет
(ознакомительный
уровень
–
даются
основные
сведения
о
материалах
и
различных
техниках
лепки,
аппликации,
оригами
и
даются
основные
сведения о материалах и различных техниках рисования);
основной – 2 и 3 год обучения, дети 4-6 лет (базовый уровень -
закрепление
техник
аппликации,
лепки,
оригами,
навыков
владения
различными материалами и закрепление техник рисования).
закрепление – 4 год, дети 6-7 лет.
Подведение итогов реализации данных программ проводится в форме:
открытых занятий,
организации мини-выставок для родителей,
проведением диагностических мероприятий.
Цель программы «Ручной труд»: способствовать раскрытию творческих
способностей
у
ребенка,
получению
новых
знаний
и
приобретению
практического опыта в области различных видов ручного труда.
Задачи:
Для детей 3-4 лет:
Образовательные:
учить лепить шары, колбаски, расплющивать их, использовать палочку для
нанесения рисунка;
учить лепить несложные предметы, примазывать две детали друг к другу;
учить держать ножницы, вырезать простые формы, аккуратно пользоваться
клеем и кистью;
учить различным техникам аппликации.
Для детей 4-5 лет:
Образовательные:
учить лепить предметы из нескольких частей, соблюдая пропорции;
учить
оттягивать
из
глины
части
от
основной
формы,
сглаживать
поверхности
формы,
присоединять
части,
прижимая
и
примазывая
их,
вдавливать для получения полой формы;
учить использовать в работе стеку;
учить технике оригами.
Для детей 5-6 лет:
Образовательные:
учить лепить из целого куска пластилина, сглаживать поверхность,
использовать в работе стеку;
учить лепить фигуры человека и животного;
учить составлять аппликации по представлению и с натуры;
учить вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое и
гармошкой;
учить составлять сюжетные композиции.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, усидчивость, наблюдательность;
способствовать
развитию
творческой
активности
детей,
уверенности
в
своих силах.
Воспитательные:
прививать
детям
такие
качества,
как
трудолюбие,
внимательность,
аккуратность, усидчивость;
способствовать формированию умения вести себя в коллективе, развивать
коммуникативные навыки.
Для детей 6-7 лет:
Образовательные:
закрепляем умения лепить из целого куска пластилина, сглаживать
поверхность, использовать в работе стеку;
закрепляем умения лепить фигуры человека и животного;
продолжаем учить составлять аппликации по представлению и с натуры;
учить вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое и
гармошкой;
учить составлять узоры на бумажных силуэтах различной формы
(симметричных и асимметричных).
Учить самостоятельно подбирать материал для будущей работы.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, усидчивость, наблюдательность;
способствовать
развитию
творческой
активности
детей,
уверенности
в
своих силах.
Воспитательные:
прививать
детям
такие
качества,
как
трудолюбие,
внимательность,
аккуратность, усидчивость;
способствовать формированию умения вести
Ожидаемые результаты
соотнесены
с
задачами
и
содержанием
программы и дифференцированы по годам обучения.
К концу первого года обучения дети будут:
Уметь лепить шары, колбаски, расплющивать их, соединять,
защипывать; использовать палочку для нанесения рисунка.
Уметь
пользоваться
клеем,
создавать
изображения
путем
наклеивания готовых форм.
Уметь держать ножницы и вырезать простые формы.
Уметь сгибать бумагу по показу учителя.
К концу второго года обучения дети будут:
Уметь лепить предметы, состоящие из нескольких частей, использовать
приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания.
Использовать в работе стеку.
Правильно держать ножницы и вырезать сложные детали.
Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей.
Складывать бумагу по показу педагога.
К концу третьего года обучения дети будут:
Уметь лепить фигуру человека и животного в движении.
Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной
вдвое, гармошкой.
Сочетать способы вырезания и обрывания для создания
выразительного образа.
Выполнять самостоятельное сгибание бумаги по представлению.
К концу четвертого года обучения дети будут:
Уметь лепить фигуру человека и животного в движении.
Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной
вдвое, гармошкой.
Сочетать способы вырезания и обрывания для создания
выразительного образа.
Выполнять самостоятельное сгибание бумаги по представлению.
Самостоятельно подбирать материал для будущей работы
Цель
программы
«Я
рисую»:
способствовать
развитию
творческого
потенциала,
нравственно-эстетического
воспитания
детей
при
обучении
изобразительной
деятельности,
расширять
знания
и
формировать
практические навыки в области изобразительного искусства.
Задачи:
Для детей 3-4 лет:
Образовательные:
учить держать карандаш, кисть, аккуратно пользоваться краской;
учить
изображать
предметы
округлой
и
прямоугольной
формы,
подбирать цвет, соответствующий предмету, ритмично наносить штриховку,
проводить линии в разных направлениях.
Для детей 4-5 лет:
Образовательные:
учить применять сочетания цветов и оттенков для создания выразительного
образа;
учить закрашивать рисунки кистью, карандашом; ритмично наносить мазки,
штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура;
учить
правильно
передавать
в
рисунке
расположение
частей
при
изображении сложных предметов и соотношение их по величине, изображать
круглую, овальную, прямоугольную, треугольную форму;
учить изображать в одном рисунке несколько предметов.
Для детей 5-6 лет:
Образовательные:
учить смешивать краски, подбирать фон бумаги и сочетание красок для
передачи колорита;
учить
способам
изображения
предметов,
явлений
окружающей
действительности, используя разные техники рисования.
Развивающие
:
развивать художественно-творческое воображение и фантазию детей, их
наблюдательность и активность;
развивать интерес детей к изобразительному творчеству.
В
оспитательные
:
развивать коммуникативные навыки, культуру общения;
формировать аккуратность в работе и трудолюбие;
способствовать преодолению детьми «комплекса неумения» в отношении
изобразительной деятельности, формированию адекватной самооценки,
развивать уверенность в себе, учить правилам и нормам поведения.
Для детей 6-7 лет:
Образовательные:
учить применять сочетания цветов и оттенков для создания выразительного
образа;
учить закрашивать рисунки кистью, карандашом; ритмично наносить мазки,
штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура;
учить
правильно
передавать
в
рисунке
расположение
частей
при
изображении сложных предметов и соотношение их по величине, изображать
круглую, овальную, прямоугольную, треугольную форму;
учить изображать в одном рисунке несколько предметов;
Закреплять художественно-графические навыки;
Учить композиционно заполнять лист;
Развивающие
:
Развивать художественно-творческое воображение и фантазию детей, их
наблюдательность и активность;
Развивать
мелкую
моторику
рук,
чувство
цвета,
образное
мышление,
эстетическое восприятие;
В
оспитательные
:
Развивать коммуникативные навыки, культуру общения;
формировать аккуратность и усидчивость в работе и трудолюбие;
Воспитывать чуткое и бережное отношение к живой природе, вызывать
желание,
смешивая
краски,
получать
новые
оттенки,
создавать
положительный настрой;
Ожидаемые результаты
соотнесены
с
задачами
и
содержанием
программы и дифференцированы по годам обучения.
К концу 1- го года обучения дети будут:
Знать
и
называть
цвета
(красный,
желтый,
зеленый,
синий,
черный, белый, голубой, розовый).
Уметь правильно работать карандашом и кистью, подбирать цвет,
соответствующий предметам, изображать простейшие предметы и явления
действительности,
используя
прямые,
округлые,
наклонные,
длинные,
короткие, пересекающиеся линии.
К концу 2-го года обучения дети будут:
Использовать
сочетания
цветов
и
оттенков
для
создания
выразительного образа.
Правильно
передавать
в
рисунке
форму,
строение
предметов,
расположение частей, соотношение по величине.
Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их
на одной линии, на всем листе, связывать единым содержанием.
Создавать узоры на полосе, в квадрате, круге, розетте, ритмично
располагать элементы.
К концу 3-го года обучения дети будут:
Регулировать
силу
нажима
на
карандаш
и
кисть
и
изменять
направление
движения
руки
в
зависимости
от
формы
изображаемого
элемента.
Использовать
различные
цвета
и
оттенки
для
создания
выразительного образа.
Рисовать по представлению и с натуры (овощи, фрукты и т.д.),
передавая их форму и строение.
Располагать
изображения
на
всем
листе,
на
одной
линии,
на
широкой полосе.
К концу 4-го года обучения дети будут:
Использовать
различные
цвета
и
оттенки
для
создания
выразительного образа.
учить применять сочетания цветов и оттенков для создания
выразительного образа;
Закрашивать
рисунки
кистью,
карандашом;
ритмично
наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура;
Правильно передавать в рисунке расположение частей при
изображении сложных предметов и соотношение их по величине, изображать
круглую, овальную, прямоугольную, треугольную форму;
Закреплять художественно-графические навыки;
Учить композиционно заполнять лист
Дополнительные
материалы
программы:
Содержание
программ
и
Учебные планы (Приложение №1).
Отслеживание
(проверка)
перечисленных
результатов
осуществляется в форме диагностики.
Приложение 1.
2. Учебно-тематический план («Ручной труд»)
1 год обучения
№
пп
Наименование тем
Кол-во
часов
Теория
Практика
1.
Ягодка-клубничка
1
0,5
0,5
2.
Гусеница на листочке
1
1
3.
Бабочка
1
1
4.
Осенний лес
1
1
5.
Царевна-лягушка
1
1
6.
Поросенок
1
1
7.
Лебедь
1
1
8.
Страна «Кругляндия»
3
0,5
2,5
9.
Попугай
1
0,5
0,5
10.
Терем-теремок
1
1
11.
Новогодняя игрушка
1
0,5
0,5
12.
Маски
1
1
13.
Петя-петушок
1
1
14.
Лепка (Овечка, собачка, жираф,
виноград)
4
4
15.
Розочки
1
1
16.
Цветок
1
1
17.
Цветик-семицветик
1
0,5
0,5
18.
Домик
1
1
19.
Вагончик
1
1
20.
Кошка, парусник
2
2
21.
Бабочка, фартук
2
2
22.
Осеннее дерево
1
1
23.
Пчелка
1
1
24.
Орнамент
2
0,5
1,5
25.
Оригами
4
0,5
3,5
Итого:
36
3,5
32,5
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
пп
Наименование тем
Кол-во
часов
Теория
Практика
1.
Улитка
1
0,5
0,5
2.
Мухомор (барельеф)
1
0,5
0,5
3.
Бабочка
1
1
4.
Осень (барельеф)
1
1
5.
Анютины глазки
1
1
6.
Цветы из салфеток
1
0,5
0,5
7.
Собачка, кошка - друзья
2
2
8.
Осенний лес
1
0,5
0,5
9.
Лодочка
1
1
10.
Петя-петушок, розочки, дракончик,
слон, жираф, клоун, виноград
7
7
11.
Открытка
1
1
12.
Подарок бабушке (цветы)
1
1
13.
Дома
2
2
14.
Город (коллективная работа)
2
0,5
1,5
15.
Матрешка, бабочка, рыба с чешуёй
3
3
16.
Оригами
10
1
9
Итого:
36
3,5
32,5
Учебно-тематический план
3 год обучения
№
пп
Наименование тем
Кол-во
часов
теория
практика
1.
Удавчик
1
0,5
0,5
2.
Старичок - боровичек
1
0,5
0,5
3.
Барельеф (Осень, бабочка,
Аленький цветочек, парус
одинокий)
5
0,5
4,5
4.
Слон, жираф
2
0,5
1,5
5.
Пчелка, кораблик, лягушка
3
0,5
2,5
6.
Открытка
2
0,5
1,5
7.
Поделки из яиц
1
0,5
0,5
8.
Коллажи (Овечка, розы)
2
0,5
1,5
9.
Собака, кошка, клоун
2
0,5
1,5
10.
Цветок
1
1
11.
Виноград
1
1
12.
Лилии
1
1
13.
Цветик-семицветик
1
1
14.
Солнечный город (коллективная
работа)
3
0,5
2,5
15.
Матрешка, замки, рыба с чешуёй,
бабочки
3
0,5
2,5
16.
Оригами
7
1
6
Итого:
36
6,5
29,5
Учебно-тематический план
4 год обучения
№
пп
Наименование тем
Кол-во
часов
Теория
Практика
1.
Фрукты в вазе
1
0,5
0,5
2.
Коллективная работа «Лепим
сказку»
2
0,5
1,5
3.
Пейзаж (рваная бумага)
1
1
4.
Петушок (торцевая пластика)
1
1
5.
Ветка рябины (квилинг)
3
1
6.
Открытки к новому году
(квилинг)
1
1
7.
Снежинка (оригами)
1
1
8.
Коллаж «Путешествие
снеговиков!»
2
0,5
1,5
9.
Елка
1
0,5
0,5
10.
Игрушки из конусов и
цилиндров
3
0,5
2,5
11.
Рождественский ангелок
2
2
12.
Открытки к 23 февраля
3
3
13.
Открытки к 8 марта
3
3
14.
Коллективная работа «Коллаж
из салфеток»
6
6
15.
Лепка и роспись дымковской
барышни
6
6
Итого:
36
2,5
33,5
Содержание программы
1 год обучения
Ягодка клубничка – лепка простых форм (шарик).
Гусеница на листочке – лепка простых форм (шарики разных размеров).
Бабочка
–
лепка
простых
форм
(шарики
разных
размеров),
их
расплющивание.
Царевна
лягушка
-
лепка
простых
форм
(шарики,
колбаски
разных
размеров), соединение их между собой, расплющивание.
Поросенок – лепка простых форм (шарики, колбаски разных размеров),
соединение их между собой, расплющивание.
Осенний лес – новая техника «размазывание».
Лебедь – лепка простых форм, соединение, сплющивание, вытягивание.
Страна Кругляндия - лепка простых форм, соединение, сплющивание,
вытягивание.
Петя – петушок – работа с новым материалом (соленое тесто), лепка
простых форм, соединение, сплющивание, вытягивание.
Овечка, собачка, жираф, виноград - работа с новым материалом (соленое
тесто), лепка простых форм, соединение, сплющивание, вытягивание.
Цветок – лепка колбасок разной длины и толщины.
Розочки – лепка колбасок, шариков со сплющиванием.
Попугай – выкладывание и приклеивание аппликации по образцу.
Терем - теремок - выкладывание и приклеивание аппликации по образцу.
Новогодняя игрушка – новая техника (работа с бумагой и яйцами).
Маски – развитие аккуратности, фантазии, совмещение работы с бумагой
и другими материалами (стразы, бусины, перья).
Цветик-семицветик - выполнение аппликации по образцу.
Домик - выполнение аппликации по образцу.
Вагончик - выполнение аппликации по образцу.
Кошка, парусник - выполнение аппликации по образцу.
Бабочка, фартук – знакомство с понятием «симметрия».
Осеннее дерево – новая техника – аппликация из «рваной бумаги».
Пчела - выполнение аппликации по образцу.
Орнамент – распределение элементов по полосе, кругу, прямоугольнику,
чередование элементов.
Оригами
–
знакомство
с
новой
техникой,
складывание
элементарных
фигур.
Содержание программы
2 год обучения
Улитка – повторение лепки простейших форм.
Мухомор – новая техника – барельеф.
Бабочка – повторение лепки простых форм, соединение деталей.
Осень – повторение техники «барельеф».
Анютины глазки – повторение техники размазывания.
Цветы из салфеток – повторение техники «мятая бумага».
Петя - петушок, розы, дракон, слон, жираф, клоун, виноград - лепка с
оттягиванием, расплющиванием, соединением нескольких форм.
Лодочка – вырезание простых фигур,
правильное раскладывание их на
листе, наклеивание, развитие аккуратности.
Открытка – вырезание простых фигур, правильное раскладывание их на
листе, наклеивание, развитие аккуратности.
Подарок бабушке – осваиваем технику «Оригами
Дома - вырезание простых фигур, правильное раскладывание их на листе,
наклеивание,
развитие
аккуратности,
знакомство
с
конструированием
из
бумаги, навыки работы в коллективе.
Город
(коллективная
работа)
–
навыки
работы
в
коллективе,
приемы
работы с природными материалами, сыпучими продуктами, макаронами и т.п.
Матрешка,
бабочка,
рыба
с
чешуёй
–
закрепление
вырезания
простых
фигур, самостоятельное раскладывание их на листе, приклеивание.
Оригами – повторение техники оригами.
Содержание программы
3 год обучения
Удавчик – повторение скатывания несложных форм, подбор цвета, развитие
фантазии, работы со стекой.
Барельеф
–
лепка
по
представлению,
повторение
техники
«барельеф»,
развитие воображения.
Слон, жираф – лепка с натуры.
Коллажи – соединение нескольких элементов, расплющивание, вытягивание,
работа со стекой.
Собака, кошка, клоун – лепка животных в движении, соединение нескольких
элементов, расплющивание, вытягивание, работа со стекой.
Цветок – новая техника «квиллинг».
Виноград – повторения техники «мятые салфетки».
Лилии – лепка сложных форм, работа со стекой, подбор цвета.
Старик-боровик – работа с природным материалом, развитие аккуратности,
фантазии.
Поделки из яиц – повторение техники работы с выпущенными яйцами,
развитие фантазии, воображения.
Кораблик
-
работа
с
природным
материалом,
развитие
аккуратности,
фантазии.
Пчела, лягушка - вырезание сложных деталей, наклеивание по образцу.
Цветик
-
семицветик –
вырезание
лепестков
из
полосы
сложенной
гармошкой.
Солнечный
город – работа в коллективе, закрепление навыков работы с
природными материалами, сыпучими продуктами, макаронами и т.п.
Оригами – закрепление техники.
Содержание программы
4 год обучения
Фрукты в вазе – продолжаем учить передавать в лепке различия в форме и в
величине фруктов.
Коллективная
работа
«Лепим
сказку» –
учить
работать
в
коллективе,
распределять задачи между собой.
Пейзаж – повторение техники «рваная бумага».
Петушок – повторение техники «барельеф».
Ветка рябины – повторение техники квиллинг.
Снежинка – повторение техники оригами
Путешествие снеговиков – учить работать в коллективе.
Елка – повторение техники квиллинг.
Игрушки из конусов и цилиндров – новая техника
Рождественский
ангелок
–
повторение
техники
игрушки
из
конусов
и
цилиндров.
Открытки к 23 февраля – повторяем технику «Оригами
Открытки к 8 марта – повторение техники «квиллинг» и «рваная бумага»
Лепка дымковской барышни – знакомство детей с народным декоративно-
прикладным искусством.
2. Учебно-тематический план («Я рисую»)
1 год обучения
№
пп
Наименование тем
Кол-
во
часов
теория
практика
1.
Знакомство с цветами, материалами (радуга)
1
0,5
0,5
2.
Осенние листики (смешивание цветов)
1
0,5
0,5
3.
Лестница и медведь
1
0,5
0,5
4.
Петух
1
1
5.
Мишуткин сон
1
1
6.
Петух
1
1
7.
Кап и капелька (звери из капелек)
2
2
8.
Звери из овала и круга
1
0,5
0,5
9.
Елки
1
1
10.
Осеннее дерево
1
1
11.
Дары осени
1
1
12.
Буратино
1
1
13.
Курочка ряба
1
1
14.
Снеговик
1
1
15.
Новогодняя игрушка
1
1
16.
Маски
1
1
17.
Отпечаток
1
1
18.
Орнамент
1
1
19.
Роспись тарелок
2
0,5
1,5
20.
Радуга-дуга
1
1
21.
Волшебный цветок
1
1
22.
Рыбки в аквариуме
1
1
23.
Волшебный город (коллективная работа)
1
1
24.
Орнамент (цветы)
1
1
25.
Овощи, фрукты
1
0,5
0,5
26.
Рисуем маму, папу, себя
3
0,5
2,5
27.
Бабочка
1
1
28.
Монотипия
2
0,5
1,5
29.
Пейзаж
3
0,5
2,5
Итого:
36
4,5
31,5
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
пп
Наименование тем
Кол –
во
часов
теория
практика
1.
Упражнение на моторику рук
1
0,5
0,5
2.
Оттенки одного цвета (коврики для зверей)
1
0,5
0,5
3.
Осень пришла (пейзаж)
1
1
4.
Хохлома
2
0,5
1,5
5.
Подводное царство
1
1
6.
Еловый лес
1
1
7.
Осень
1
1
8.
Чудо-птица
1
0,5
0,5
9.
Лиса-Алиса
1
1
10.
Радуга
1
1
11.
Кошка
1
1
12.
Пингвин
1
1
13.
Новогодняя игрушка
1
1
14.
Пейзаж(2)
2
1
1
15.
Космос
1
1
16.
Волшебный город (коллективная работа)
1
1
17.
Орнамент (закладка)
1
1
18.
Орнамент (тарелки)
2
2
19.
Город (перспектива)
1
1
20.
Пейзаж (3)
3
3
21.
Граттаж
2
0,5
1,5
22.
Колобок
1
0,5
0,5
23.
Серебреное копытце
1
1
24.
Праздник «Весенний»
1
1
25.
Автопортрет
2
0,5
1,5
26.
Пейзаж
4
0,5
3,5
Итого:
36
5
31
Учебно-тематический план
3 год обучения
№
пп
Наименование тем
Кол-
во
часов
теория
практика
1.
Осень пришла (пейзаж)
1
0,5
0,5
2.
Осенний лес (коллективная работа))
1
0,5
0,5
3.
Фрукты (рисование по сырой бумаге)
1
1
4.
Линия и характер
1
1
5.
Пещера древнего человека
1
0,5
0,5
6.
Хохлома
1
0,5
0,5
7.
Репка
1
1
8.
Бабочка (монотипия)
1
0,5
0,5
9.
Животные (не отрывая руки
1
1
10.
Аквариум (монотипия)
2
2
11.
Пастель (львенок, лягушонок, пингвин)
3
0,5
2,5
12.
Пейзаж
1
1
13.
Елочные игрушки
1
1
14.
Маски
1
1
15.
Пейзаж (2)
2
2
16.
Волшебный цветок
1
0,5
0,5
17.
Сирень
1
1
18.
Космос
1
1
19.
Орнамент (роспись тарелок)
1
1
20.
Пейзаж (3)
1
1
21.
Натюрморт (2)
1
1
22.
Мама, папа, я
3
3
23.
Граттаж
2
0,5
1,5
24
Пейзаж
4
4
25
Рисуем сказки
2
0,5
1,5
Итого:
36
4,5
31,5
Учебно-тематический план
4 год обучения
№
пп
Наименование тем
Кол-
во
часов
теория
практика
1.
Яркое лето
3
0,5
2,5
2.
Золотая осень
3
0,5
2,5
3.
Натюрморт (рисование по сырой бумаге)
1
0,5
0,5
4.
Натюрморт с веткой рябины
2
2
5.
Грусть осенних мотивов
2
0,5
1,5
6.
Городецкий промысел
2
0,5
1,5
7.
Путешествие снеговиков
2
0,5
1,5
8.
Птицы зимой
2
0,5
1,5
9.
Рисование по сказке «Снегурочка»)
3
0,5
2,5
10.
Ледяной дворец
2
2
11.
Веселое рождество
2
0,5
1,5
12.
«Жар-птица»
1
125
13.
Портрет мамы
1
1
14.
Портрет бабушки
1
1
15.
Портрет папы
1
1
16.
Портрет дедушки
1
0,5
0,5
17.
Космические приключения
3
3
18.
Красота цветов
1
1
19.
Рисуем по сказкам
3
3
Итого:
36
5
31
Содержание программы
1 год обучения
Знакомство
с
цветами,
материалами
(радуга)
-
знакомство
с
цветовой
гаммой,
различными
материалами
(кисть,
бумага,
акварельные
краски,
карандаш и т.д.).
Осенние
листики
–
смешивание
цветов,
получение
новых
оттенков.
Знакомство с техникой отпечатка.
Лестница и медведь – рисование прямых линий карандашами.
Петух
-
знакомство
с
техникой
рисования
руками,
развитие
фантазии,
воображения.
Овощи
и
фрукты
–
знакомство
с
натюрмортом,
закрепление
рисования
овощей и фруктов.
Мишуткин сон - рисование простейших фигур (овал, круг).
Петух и курица - закрепление техники рисования руками, развитие фантазии,
воображения.
Кап и капелька - соотношение формы овала и круга, развитие воображения,
фантазии.
Звери из овала и круга – создание простейших образов.
Семейство елей – знакомство с приемами рисования деревьев.
Осеннее дерево – рисование деревьев пальцевой техникой.
Дары осени – приемы рисования овощей и фруктов.
Буратино – знакомство со способом рисования человека.
Курочка Ряба – создание простейшего образа с помощью простейших фигур.
Снеговик – закрепление рисования круглых форм в сочетании с овалами.
Новогодняя игрушка – рисование штриховки.
Маски
-
развитие
воображения,
фантазии,
применение
дополнительных
материалов для оформления (стразы, бусины, перья).
Отпечаток – закрепление техники отпечатка, развитие аккуратности.
Орнамент – расположение элементов по полосе, знакомство с новой техникой.
Роспись тарелок – закрепление техники орнамента, расположение элементов
по кругу, прямоугольнику.
Радуга дуга – знакомство с техникой рисования по-сырому, смешивание цветов.
Волшебный цветок – знакомство с техникой рисования восковой свечой и
акварелью.
Рыбки в аквариуме - знакомство с композицией.
Волшебный
город
–
работа
над
композицией,
сочетание
квадратных,
треугольных и круглых форм.
Орнамент
–
повторение
техники
отпечатка,
расположение
элементов
на
альбомном листе, развитие аккуратности.
Рисуем маму, папу и себя – простейшее изображение портрета и автопортрета.
Бабочка – закрепление изображения простейших фигур, развитие фантазии.
Монотипия – знакомство с новой техникой.
Пейзаж
-
закрепление
понятия
композиции,
рисование
по-сырому,
изображение деревьев.
Содержание программы
2 год обучения
Упражнение на моторику – развитие моторики рук, аккуратности.
Оттенки одного цвета - знакомство с оттенками цветов.
Осень
пришла
-
закрепление
техники
рисования
по-сырому,
работа
с
разными оттенками.
Хохлома – знакомство с хохломской росписью.
Подводное царство - развитие умения работать в коллективе.
Еловый лес – закрепление навыка рисования деревьев.
Осень
-
закрепление
техники
рисования
пальцами.
Смешивание
красок,
получение новых оттенков.
Чудо птица – знакомство с пастелью.
Лиса Алиса – рисование пастелью.
Радуга – работа с пастелью, растушевывание пастели (смешивание цветов).
Кошка – закрепление техники рисования пастелью.
Пингвины – закрепление техники рисования пастелью, растирание пастели.
Новогодняя игрушка – раскрашивание по контуру.
Пейзаж – закрепление техники рисования по-сырому.
Космос – закрепление техники рисования восковой свечей в сочетании с
акварелью.
Волшебный город - рисование восковой свечей в сочетании с акварелью.
Орнамент
–
рисование
орнамента
по
широкой
полосе,
кругу,
развитие
фантазии, аккуратности.
Город – понятие перспективы.
Пейзаж - закрепление техники рисования по-сырому.
Граттаж – знакомство с новой техникой.
Колобок
-
развитие
воображения,
творческого
мышления,
рисование
по
представлению.
Серебряное
копытце
-
развитие
воображения,
творческого
мышления,
рисование по представлению.
Праздник
«Весенний»
-
развитие
воображения,
творческого
мышления,
рисование по представлению.
Автопортрет – навыки рисования портрета.
Пейзаж – закрепление техники рисования по-сырому.
Содержание программы
3 год обучения
Осень пришла – закрепление композиции, развитие воображения.
Животные (не отрывая руки) – развитие моторики рук, рисование кривых
линий.
Фрукты (рисование по сырому) – рисование с натуры, закрепление техники
рисования по-сырому.
Линия и характер – развитие моторики рук, рисование кривых, волнистых
линий.
Пещера древнего человека – монотипия. Развитие воображения, фантазии.
Хохлома
–
продолжаем
знакомство
с
хохломской
росписью,
самостоятельное составление сюжета.
Лес и баба Яга – новая техника - кляксография.
Репка - рисование человека в движении.
Осенний лес – работа в коллективе. Рисование по представлению.
Аквариум – монотипия.
Птицы – рисование пастелью по представлению.
Пейзаж – рисование пастелью и акварелью.
Путешествие снеговиков – учимся рисовать несложные сюжеты.
Зимний пейзаж – рисование по-сырому.
Волшебный цветок – рисование масляной пастелью и акварелью, развитие
воображения.
Сирень – смешивание цветов, поиск нового цвета, рисование восковой свечей
и акварелью.
Космос
–
воспитываем
интерес
к
теме
космос,
используем
в
рисунки
несколько техник (масляные мелки, акварель)
Городецкий
промысел
– знакомимся с изделиями городецких мастеров.
Пейзаж - композиция, развитие воображения.
Натюрморт – рисование с натуры.
Мама, папа, я – навыки изображения человека.
Граттаж – закрепление техники.
Пейзаж – развитие воображения, творческого мышления.
Рисуем сказки – русские народные сказки, рисование по представлению.
Содержание программы
4 год обучения
Яркое
лето
–
продолжаем
знакомить
детей
с
пейзажной
живописью.
Знакомим с линейной перспективой.
Золотая осень - продолжаем знакомить детей с пейзажной живописью. Учим
внимательно рассматривать художественные картины.
Натюрморт
(по
сырой
бумаги)
–
продолжаем
знакомство
с
жанром
живописи – натюрморт.
Натюрморт с веткой рябины - продолжаем знакомство с жанром живописи
– натюрморт. Познакомить с новыми способами рисования ягод, печатанье
подушечками пальце.
Грусть осенних мотивов – учить детей изображать на рисунки характерные
признаки поздней осени (ветреную и дождливую погоду).
Городецкий промысел – продолжать знакомить с изделиями городецкого
промысла.
Учить
выделять
характерную
особенность
(колорит,
элементы
росписи).
Путешествие
снеговиков
–
продолжаем
учить
передавать
несложные
сюжеты – изображения места действия и персонажа.
Птицы зимой – продолжать учить изображать зимующих птиц. Обращать
внимание на различие в форме и пропорциях.
Рисование по сказке «Снегурочка» - учить передавать эпизод из знакомой
сказки. Совершенствуем умение передавать различные движения человека.
Ледяной дворец – продолжаем учить детей рисовать сказочные дворцы с
элементами старины использовать в рисунке только холодные цвета.
Веселое рождество – приобщаем к историческим традициям, продолжаем
рисовать фигуру человека в движении.
«Жар-птица» - продолжаем знакомить с хохломскими промыслами.
Портрет
мамы,
бабушки,
папы,
дедушки
–
продолжаем
знакомство
с
жанром изобразительной деятельности с портретом, выбор материала по
желанию ребенка.
Космические приключения – воспитываем интерес к теме космос, развивать
художественно образное мышление, воображение.
Красота цветов – формировать умение видеть и представлять основную
форму, характерные детали цветка.
Рисуем по сказкам – продолжаем учить представлять эпизоды из русских
народных сказок, передавать различные движения и настроение человека.
3. Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы
Главным
условием
реализации
программы
является
понимание
изобразительной деятельности ребёнка, как специфической формы усвоения
социального опыта, нравственного воспитания, развития направленности на
познание мира, в котором живёт ребёнок.
Уровень
подготовленности
детей,
посещающих
занятия
различен,
поэтому
наиболее
продуктивным
является
дифференцированный
подход,
позволяющий
каждому
ребенку
добиться
положительного
качественного
результата.
При
организации
учебного
процесса
используются
следующие
принципы:
1. Учет возрастных и индивидуальных способностей ребенка.
2. Последовательный и постепенный процесс углубления и расширения
курса обучения с помощью наглядности и доступности.
3. Учет эмоционально-чувственной сферы ребенка.
4.
Включение
детей
в
активную
форму
деятельности,
используя
индивидуальное и коллективное творчество.
Условиями построения педагогического процесса являются:
1.
Вовлечение
детей
в
познавательную
и
воспроизводящую
деятельность, дающую возможность самовыражения.
2.
Бережное
отношение
к
мотивациям
ребенка
по
созданию
задуманного им образа.
3.
Использование
для
овладения
навыками
и
умениями
различных
стимулов деятельности (возможность в конце каждого занятия унести с собой
законченный рисунок, показать его родителям и получить в ответ слова
восхищения; участие в выставках, организованных для родителей в детском
саду и т.д.).
Реализация
программы
достигается
с
помощью
различных форм
обучения:
беседа,
показ иллюстраций, инструментов,
игра,
демонстрация натуры,
практические занятия,
выставка,
сказка.
Практические
занятия
–
основная
форма
работы
с
детьми,
где
полученные
навыки
и
умения
закрепляются,
в
ходе
повторения
–
совершенствуются.
Для освоения содержания программы применяются различные приемы
и методы обучения (словесные, наглядные, практические и т.д.), чаще всего
в
различных
сочетаниях.
Приемы
и
методы
организации
учебно-
воспитательного процесса соответствуют возрастным особенностям детей, а
также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных тем.
Каждое занятие по темам программы включает в себя теоретическую и
практическую
часть.
Практическая
часть
является
естественным
продолжением и закреплением теоретических знаний.
Теоретический материал дается в начале занятия (5 минут), основное
время остается на практическое выполнение задания. Новая тема или задание
объясняется
просто
и
доходчиво,
обязательно
подкрепляется
показом
наглядного материала и приемов работы.
Важную роль играет демонстрация работы, изготовленной педагогом.
Образцами так же могут быть лучшие работы детей предыдущих годов
обучения.
Наглядность
результата
своего
будущего
рисунка
стимулирует
детей, побуждает их внимательнее осваивать технологический процесс. В
тоже
время
не
приветствуется
«списывание»,
копирование
чужих
работ.
Детям
предлагается
создавать
свои
единственные
и
неповторимые
произведения.
Для
освоения
программы
важна
образовательная
среда,
в
основе
которой
лежит
доверие
детей
к
педагогу,
воздействие
его
личностного
примера
человеческих
и
творческих
качеств.
Поощрение
и
поддержка
творческой инициативы детей являются основополагающими в раскрытии
детских способностей и их творческой реализации.
Для успешной реализации программы необходимы соответствующие
дидактические материалы и техническое оборудование:
разработки учебных занятий, игр, физминуток, бесед;
репродукции картин;
литература по искусству;
материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, пастель,
кисти, бумага и т.д.);
класс
для
занятий
с
хорошим
дневным
и
вечерним
освещением,
оборудованный столами, стульями, мольбертами.
5. Список литературы
Литература для педагога:
Швайко
Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:
Программы, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Радуга:
Прогр.
и
метод.
руководство
по
воспитанию,
развитию
и
образованию детей 5-6 лет в дет. саду/ Т.Н. Доронова,
В.В. Гербова, Т.И.
Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. -2-е изд.- М.: Просвещение, 1997.
Комарова
Т.С.,
Антонова
А.В.,
Зацепина
М.Б. «Красота.
Радость.
Творчество»:
Программа
эстетического
воспитания
детей
2-7
лет.
–
М.:
Педагогическое общество России, 2000.
Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /художник
А. А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития. Академия холдинг,2002.
Королева Т.В. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Занятия по
рисованию в детском саду М/2007.
Комарова Т.С.
Формирование графических навыков у дошкольников. М.,
Просвещение 1970.
Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Под
редакцией С.В. Парафеевой. М:, Просвещение 1972.
Литература для детей и родителей:
Дыбина
О.В. Творим, измеряем преобразуем: Занятия с дошкольниками. –
М.: ТЦ Сфера, 2002.
Книжки - раскраски активного развития «Все обо всем» /
художник С.
Кирильчук.- М.: Издательство «Журналист», 2002.
6. Дополнительные элементы программы
Приложение 1
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И РАБОТЫ
С ИНСТРУМЕНТАМИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ СТУДИИ
1.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ИНСТРУМЕНТОМ:
A.
НОЖНИЦЫ ПОДАВАТЬ ДРУГ ДРУГУ КОЛЬЦАМИ ВПЕРЁД; БЕЗ НАДОБНОСТИ НЕ
БРАТЬ В РУКИ
B.
ОСТОРОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КИСТЬЮ (НЕ РАЗБРЫЗГИВАТЬ КРАСКУ ВОКРУГ)
C.
НЕ
ТЫКАТЬ
ДРУГ
ДРУГА
КАРАНДАШОМ,
КИСТЬЮ,
ПОДАВАТЬ
ДРУГ
ДРУГУ
НОЖНИЦЫ ТУПЫМ КОНЦОМ ВПЕРЁД
D.
ПРИ
РАБОТЕ
В
ТЕХНИКЕ
«МОНОТИПИЯ»
СО
СТЕКЛОМ
БЫТЬ
ПРЕДЕЛЬНО
ОСТОРОЖНЫМ, ЧТОБЫ НЕ ПОРЕЗАТЬСЯ
2.
ПРАВИЛА УХОДА ЗА КИСТЯМИ
A.
НИКОГДА
НЕ
ОСТАВЛЯЙТЕ
КИСТИ
СТОЯТЬ
В
БАНКЕ
С
ВОДОЙ.
ОТ
ЭТОГО
ПОРТЯТСЯ ЩЕТИНКИ И КОНЧИК КИСТИ, ОТ КОТОРОГО ЗАВИСИТ ТОЧНОСТЬ В
РАБОТЕ.
B.
МОЙТЕ
КИСТИ
ТОЛЬКО
В
ТЕПЛОЙ
ВОДЕ
С
МЫЛОМ.
ОТ
ГОРЯЧЕЙ
ВОДЫ
ЩЕТИНКИ ВЫЛЕЗАЮТ.
C.
НЕЛЬЗЯ
ОСТАВЛЯТЬ
НЕВЫМЫТУЮ
КИСТЬ
НА
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ
ВРЕМЯ
В
ВОДЕ ВОРСОМ ВНИЗ - В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОНА ДЕФОРМИРУЕТСЯ.
D.
ЕСЛИ
НЕВЫМЫТАЯ
КИСТЬ
ВЫСЫХАЕТ,
ВОРСИНКИ
С
ЗАСОХШЕЙ
КЛЕЙКОЙ
КРАСОЧНОЙ МАССОЙ СТАНОВЯТСЯ ЛОМКИМИ И РАЗРУШАЮТСЯ.
E.
ЧТОБЫ УДАЛИТЬ ИЗЛИШКИ ВОДЫ ИЗ КИСТИ ПОСЛЕ ПОЛОСКАНИЯ, БОЛЬШЕ
ВСЕГО
ГОДИТСЯ
КУСОЧЕК
ТКАНИ.
НО,
ЕСЛИ
НУЖНО
УДАЛИТЬ
ИЗЛИШКИ
КРАСКИ, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХЛОПЧАТОБУМАЖНОЕ ПОЛОТЕНЦЕ.
F.
ПОКА КИСТЬ ЕЩЕ НЕ ВЫСОХЛА, ПАЛЬЦАМИ ПРИДАЙТЕ ЕЙ НУЖНУЮ ФОРМУ.
НЕАККУРАТНОЕ
ВЫСУШИВАНИЕ
КИСТИ
С
ПОМОЩЬЮ
ТКАНИ
МОЖЕТ
ПРИВЕСТИ К ИСКРИВЛЕНИЮ ВОЛОСА.
G.
УБИРАЙТЕ КИСТИ В КОРОБКУ ИЛИ СТАВЬТЕ В СТАКАН. МОЖНО ПОДВЕШИВАТЬ
КИСТИ
ВОРСОМ
ВНИЗ.
ВОРС
БЫСТРО
ВЫСЫХАЕТ
И
СОХРАНЯЕТ
СВОИ
КАЧЕСТВА.
H.
ХРАНИТЕ КИСТИ В НАДЕЖНОМ МЕСТЕ, ГДЕ ИХ НИЧТО НЕ ПОВРЕДИТ.
3.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ
A.
ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ - МЯГКИЕ КАРАНДАШИ, ПОЭТОМУ РАБОТАТЬ С НИМИ
НУЖНО ОСТОРОЖНО.
B.
НЕ НАЖИМАЙ НА НИХ СИЛЬНО И НЕ ЗАТАЧИВАЙ ИХ СЛИШКОМ ОСТРО.
C.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ РОНЯЙ ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ
D.
НЕ
МОЧИ
КАРАНДАШИ
ВОДОЙ.
ОТ
ВОДЫ
ГРИФЕЛЬ
КАРАНДАША
БЫСТРО
РАЗРУШАЕТСЯ. НАРИСОВАННОЕ МОКРЫМ КАРАНДАШОМ СТИРАЕТСЯ ТОЛЬКО
ВМЕСТЕ С БУМАГОЙ.
E.
ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕБОГАТЫЙ НАБОР ЦВЕТНЫХ КАРАНДАШЕЙ, ТО ТЫ МОЖЕШЬ
СМЕШИВАТЬ ИХ, НАКЛАДЫВАЯ БОЛЕЕ ТЕМНЫЕ ПОВЕРХ БОЛЕЕ СВЕТЛЫХ. ИМЕЯ
ЛИШЬ КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ И СИНИЙ КАРАНДАШИ, ТЫ МОЖЕШЬ, СМЕШИВАЯ ИХ
ПОПАРНО, ПОЛУЧИТЬ ЗЕЛЕНЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ.
4. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
В КАБИНЕТЕ И В КОРИДОРЕ ВЕСТИ СЕБЯ ТИХО, Т.К. ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ В
ДРУГИХ КАБИНЕТАХ
ПОСЛЕ ОКНЧАНИЯ ЗАНЯТИЙ ДОЖДАТЬСЯ ПЕДАГОГА, ИДТИ ДО ГРУППЫ ВМЕСТЕ!
БЕРЕЧЬ МЕБЕЛЬ, СОБЛЮДАТЬ ЧИСТОТУ