Напоминание

Общеобразовательная подготовка студентов по предмету "Русский язык" в ГБПОУ


Автор: Кочановская Любовь Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ" Осташковский колледж"
Населённый пункт: Г. Осташков Тверской области
Наименование материала: Учебная программа по русскому языку
Тема: Общеобразовательная подготовка студентов по предмету "Русский язык" в ГБПОУ
Раздел: полное образование





Назад




1

Министерство образования Тверской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Осташковский колледж»

Утверждаю

и.о. директора ГБПОУ

« Осташковский колледж»

__________ Е.А.Потоцкая

«___»__________________

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и литература. Русский язык»

по профессии среднего профессионального образования

19.01. 17 «Повар, кондитер)»

Вид подготовки базовый

Форма подготовки очная

2015

2

Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» разработана

на

основе

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

(далее

ФГОС)

по

профессиям

среднего

профессионального

образования

(далее

СПО)

и

Рекомендациями

по

организации

получения

среднего

общего

образования

в

пределах

освоения

образовательных

программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с

учетом

требований

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

и

получаемой

профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента

государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от

17.03.2015

06-259)

с

учетом

технического

профиля

получаемого

профессионального

образования.

Программа

составлена

на

основе

примерной

программы

«__Русский

язык

и

литература.

Русский

язык_»

для

профессиональных

образовательных

организаций,

рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной

профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с

получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 года).

Программа

может

быть

использована

по

другим

профессиям

среднего

профессионального образования (далее СПО).

Организация-разработчик:

Государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное

учреждение

«Осташковский колледж» (ГБПОУ «Осташковский колледж»)

Разработчик(и):

Кочановская Л.В, преподаватель ГБПОУ «Осташковский колледж»

Pекомендована

методической

комиссией

общеобразовательных

дисциплин

ГБПОУ

«Осташковский колледж»

Протокол № 1 от «2» сентября 2015г.

3

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

17

4.

КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

19

4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Русский язык и литература.

Русский язык»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» является

частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе

примерной

программы

по

русскому

языку

для

профессий

и

специальностей

среднего

профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная

дисциплина

«Русский

язык

и

литература.

Русский

язык»

относится

к

циклу

общеобразовательных дисциплин..

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки

зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных

задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их

употребления;

проводить

лингвистический

анализ

текстов

различных

функциональных

стилей

и

разновидностей языка;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,

культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические,

лексические,

грамматические,

орфографические

и

пунктуационные

нормы

современного

русского

литературного

языка;

нормы

речевого

поведения

в

социально-

культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 171 час

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 114 часов;

самостоятельной работы 57 часов.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК и литература. Русский язык

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

в том числе:

Контрольные работы

3

Практические занятия

100

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

57

Итоговая аттестация в форме экзамена

6

Тематический план и содержание учебной дисциплины « Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если

предусмотрены)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском

языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о

русском литературном языке и языковой норме.

Практические занятия

Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.

Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и

анализу методов языкового исследования

2

2

ТЕМА

1.

ЯЗЫК

И

РЕЧЬ

.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

СТИЛИ

РЕЧИ

Тема 1

Содержание учебного материала:

18

3

7

ЯЗЫК И РЕЧЬ.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

СТИЛИ РЕЧИ

1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные

требования

к

речи:

правильность,

точность,

выразительность,

уместность употребления языковых средств.

2. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его

основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные

жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой

стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля:

заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

3.

Публицистический

стиль

речи,

его

назначение.

Основные

жанры

публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной

речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль

речи,

его

основные

признаки:

образность,

использование

изобразительно-

выразительных средств и др.

4. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное

синтаксическое

целое.

Тема,

основная

мысль

текста.

Средства

и

виды

связи

предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект,

реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

5. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,

рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический

анализ текста.

Практические занятия

Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.

Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).

Анализ структуры текста.

Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.

Освоение видов переработки текста.

Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.

Составление

связного

высказывания

на

заданную

тему,

в

том

числе

на

лингвистическую

8

Самостоятельная работа обучающихся

1.

Подготовка рефератов по теме: «Русский язык в Российской Федерации»

«Язык и культура», «Язык и общество»

2. Работа с текстами научного стиля; работа над оформлением основных документов

официально-делового стиля; работа над составлением устного выступления; работа с

текстами художественных произведений.

4

ТЕМА. 3 ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ

Тема 3.

3 ФОНЕТИКА,

ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА,

ОРФОГРАФИЯ

Содержание учебного материала:

10

1.

Фонетические

единицы.

Звук

и

фонема.

Открытый

и

закрытый

слог.

Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое.

Роль

ударения

в

стихотворной

речи.

Интонационное

богатство

русской

речи.

Фонетический разбор слова.

2.

Орфоэпические

нормы:

произносительные

и

нормы

ударения.

Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

Использование орфоэпического словаря.

3.

Благозвучие

речи.

Звукопись

как

изобразительное

средство.

Ассонанс,

аллитерация.

4. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание

приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

9

Самостоятельная работа обучающихся

1. Правописание гласных в корнях слов. Правописание твердого и мягкого знаков.

(Индивидуальное задание, работа с текстом - Текст с употреблением слов на

правила из 10 предложений)

2. Фонетический разбор слов, работа с орфоэпическим словарём.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.

Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

Орфографический

и

орфоэпический

словари

русского

языка

и

сфера

их

использования.

Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт,

фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) единицы

фонетики.

Артикуляционная характеристика звуков речи. Гласные и согласные звуки и их

классификация. Чередование фонем.

Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов.

Орфоэпия как учение о нормах произношения. Правила произношения безударных

гласных,

звонких

и

глухих

согласных,

отдельных

грамматических

форм,

произношение иноязычных слов. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические

ошибки.

Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного

ударения.

Неблагозвучие

аббревиатурах,

рифмах,

случайных

повторах)

как

стилистический

недостаток

речи.

Фонетические

средства

языковой

выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация.

Графика, алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии.

Практические занятия

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского

языка.

Сопоставление устной и письменной речи.

Наблюдение

над

функционированием

правил

орфографии

и

пунктуации

в

образцах письменных текстов.

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.

Наблюдение над выразительными средствами фонетики.

10

10

Тема 3

ТЕМА3. Лексикология и фразеология

14

Содержание учебного материала:

11

Лексикология и

фразеология

1. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения

слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора,

метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы,

паронимы

и

их

употребление.

Изобразительные

возможности

синонимов,

антонимов,

омонимов,

паронимов.

Контекстуальные

синонимы

и

антонимы.

Градация. Антитеза.

2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика,

заимствованная

лексика,

старославянизмы).

Лексика

с

точки

зрения

ее

употребления:

нейтральная

лексика,

книжная

лексика,

лексика

устной

речи

(жаргонизмы,

арготизмы,

диалектизмы).

Профессионализмы.

Терминологическая

лексика.

3. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.

Особенности

русского

речевого

этикета.

Лексика,

обозначающая

предметы

и

явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские

пословицы и поговорки.

4. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление

фразеологизмов

в

речи.

Афоризмы.

Лексические

и

фразеологические

словари.

Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их

исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Практические занятия

Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц -

выведение алгоритма лексического анализа.

Наблюдение

над

функционированием

лексических

единиц

в

собственной

речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами

различных сфер употребления.

Лексический и фразеологический анализ слова.

Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.

Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в

том числе на лингвистическую тему.

Самостоятельная работа обучающихся

1. Изучение опорного конспекта, работа со словарями, конструирование предложений

2. Правило переноса букв. Употребление прописных букв. (Работа с учебником)

8

12

ТЕМА 4 МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ

Тема 4

МОРФЕМИКА,

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ,

ОРФОГРАФИЯ

12

3

1 . Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем.

Синонимия

и

антонимия

морфем.

Морфемный

разбор

слова.

Способы

словообразования.

Словообразование

знаменательных

частей

речи.

Особенности

словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии.

Словообразовательный анализ.

2. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в

разных

стилях

речи.

Речевые

ошибки,

связанные

с

неоправданным

повтором

однокоренных

слов.

Правописание

чередующихся

гласных

в

корнях

слов.

Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

Контрольные работы

1

Практические занятия

Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.

Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с

морфемами-синонимами.

Распределение

слов

по

словообразовательным

гнездам,

восстановление

словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью

различных словообразовательных моделей и способов словообразования.

Наблюдение

над

функционированием

правил

орфографии

и

пунктуации

в

образцах письменных текстов.

Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных

слов, слов одной структуры.

Морфемный,

словообразовательный,

этимологический

анализ

для

понимания

внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

13

Самостоятельная работа обучающихся

1.

Буквы о и после шипящих и у в суффиксах

прилагательных. (Написание

двадцати слов на правило)

2.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Строение

русского

слова.

Способы

образования

слов

в

русском

языке.

Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы

их

образования.

Морфема,

типы

морфем.

Способы

образования

(морфемные

и

неморфемные).

Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как

выразительное средство и речевая ошибка.

4

3

ТЕМА 5 МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Тема 5

Содержание учебного материала:

28

2

14

МОРФОЛОГИЯ И

ОРФОГРАФИЯ

1

. Грамматические

признаки

слова

(грамматическое

значение,

грамматическая

форма

и

синтаксическая

функция).

Знаменательные

и

незнаменательные

части

речи

и

их

роль

в

построении

текста.

Основные

выразительные средства морфологии.

2.

Имя

существительное.

Лексико-грамматические

разряды

имен

существительных.

Род,

число,

падеж

существительных.

Склонение

имен

существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание

сложных

существительных.

Морфологический

разбор

имени

существительного.

Употребление форм имен существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-

грамматические

разряды

имен

прилагательных.

Степени

сравнения

имен

прилагательных.

Правописание

суффиксов

и

окончаний

имен

прилагательных.

Правописание

сложных

прилагательных.

Морфологический

разбор

имени

прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

3. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.

Правописание

числительных.

Морфологический

разбор

имени

числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и

др. с существительными разного рода.

4.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды

местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Синонимия местоименных форм.

5. Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и

личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор

глагола. Употребление форм глагола в речи.

6.

Причастие

как

особая

форма

глагола.

Образование

действительных

и

страдательных

причастий.

Правописание

суффиксов

и

окончаний

причастий.

Правописание

НЕ

с

причастиями.

Правописание

-Н-

и

–НН-

в

причастиях

и

отглагольных

прилагательных.

Причастный

оборот

и

знаки

препинания

в

предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

7.

Деепричастие

как

особая

форма

глагола.

Образование

деепричастий

совершенного

и

несовершенного

вида.

Правописание

НЕ

с

деепричастиями.

Деепричастный

оборот

и

знаки

препинания

в

предложениях

с

деепричастным

оборотом.

Морфологический

разбор

деепричастия.

Особенности

построения

предложений с деепричастиями.

8. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий.

15

Контрольные работы

1

Практические занятия

Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии:

грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма

морфологического разбора.

Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.

Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и

синтаксических признаков слов разных частей речи.

Сопоставление лексического и грамматического значения слов.

Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи

обучащихся.

Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных

словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения;

использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным

частям речи.

Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с

использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах

письменных текстов.

Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами

Самостоятельная работа обучающихся

1. Правописание количественных числительных. (Составить схему)

2. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного

наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности.

Синонимия глагольных форм в художественном тексте. (Работа с учебником)

3. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. (Работа

с учебником)

4. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Синонимия деепричастий.

(Работа с учебником)

15

3

ТЕМА 7 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Тема 7

Содержание учебного материала:

30

3

16

СИНТАКСИС И

ПУНКТУАЦИЯ

1 . Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное

синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание.

Строение

словосочетания.

Виды

связи

слов

в

словосочетании.

Нормы

построения

словосочетаний.

Синтаксический

разбор

словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия

словосочетаний.

2.

Простое

предложение.

Виды

предложений

по

цели

высказывания;

восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические

функции и роль порядка слов в предложении.

3. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между

подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия

составных

сказуемых.

Единство

видовременных

форм

глаголов-сказуемых

как

средство связи предложений в тексте.

4.

Второстепенные

члены

предложения

(определение,

приложение,

обстоятельство,

дополнение).

Роль

второстепенных

членов

предложения

в

построении

текста.

Синонимия

согласованных

и

несогласованных

определений.

Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

5. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с

главным членом в форме подлежащего.Односоставные

предложения

с

главным

членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения

односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в

разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

6. Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами

и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление

однородных

членов

предложения

в

разных

стилях

речи.

Синонимика

ряда

однородных членов предложения с союзами и без союзов.

7. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление

определений.

Синонимия

обособленных

и

необособленных

определений.

Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств.

Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие

члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов

предложения.

8. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами

предложения.

Вводные

слова

и

предложения.

Отличие

вводных

слов

от

17

Контрольные работы

1

18

Практические занятия

Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии:

грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма

морфологического разбора.

Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.

Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и

синтаксических признаков слов разных частей речи.

Сопоставление лексического и грамматического значения слов.

Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи

обучащихся.

Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных

словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения;

использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным

частям речи.

Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с

использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах

письменных текстов.

Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.

Самостоятельная работа обучающихся

1. Пунктуация при однородных членах предложения с союзной и бессоюзной связью.

(Составить схему)

2. Пунктуация при однородных членах предложения с союзной и бессоюзной связью.

(Составить схему)

3. Пунктуация при обращениях. (Составить схему)

4. Пунктуация при прямой речи (Составить схему)

5. Написание сочинения на свободную тему с прямой речью, диалогом, цитированием

Тестирование по теме «Словосочетание. Способы связи словосочетаний».

Тестирование по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Тестирование по теме «Простое предложение».

Тестирование по теме «Пунктуация в простом предложении».

Тестирование по теме «Назывные и безличные предложения».

Тестирование по теме «Сложное предложение: ССП, СПП, БСП».

16

19

Итого

171

Итоговая аттестация в форме экзамена

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

20

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского

языка и литературы; мастерских не требует; лабораторий не требует.

Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники,

словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных

типов и стилей речи, художественная литература).

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской не предусмотрено.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий не предусмотрено.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень

рекомендуемых

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

дополнительной

литературы

Основные источники:

1.

Русский

язык

и

культура

речи.

Учебник

для

средних

специальных

учебных

заведений. – М., 2006.

2.

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.

3.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.

Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

4.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.

пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

5.

Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-

е изд., испр. – М., 2006.

6.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

7.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник

для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.

Для преподавателей

.

1.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

2.

Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. –

М., 2002.

3.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

4.

Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И.,

Цыбулько И.П. – М. 2006.

5.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М.,

2002.

6.

Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.

7.

Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.,

2000.

8.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. –

М., 2001.

9.

Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.

10.

Развитие

речи.

Выразительные

средства

художественной

речи

/

Под

ред.

Г.С.

Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.

11.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.,

2004.

12.

Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под

ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.

13.

Сборник

нормативных

документов.

Русский

язык

/

Сост.

Э.Д.

Днепров,

А.Г.

Аркадьев. – М., 2004.

21

14.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.

15.

Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М..

2005.

Словари

1.

Граудина

Л.К.,

Ицкович

В.А.,

Катлинская

Л.П.

Грамматическая

правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд.,

испр. и доп. – М., 2001.

2.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского

языка. – М., 2005.

3.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

4.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических

выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М.,

2006.

5.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

6.

Семенюк

А.А.,

Матюшина

М.А.

Школьный

толковый

словарь

русского

языка. – М., 2001.

7.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М.,

2005.

8.

Скорлуповская

Е.В.,

Снетова

Г.П.

Толковый

словарь

русского

языка

с

лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

9.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

10. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка /

Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль

и

оценка

результатов

освоения

учебной

дисциплины

осуществляется

преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,

тестирования,

а

также

выполнения

студентов

индивидуальных

заданий,

проектов,

исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов

обучения

1

2

Умения:

22

-

о с у щ е с т в л я т ь

р е ч е в о й

самоконтроль;

оценивать

устные

и

письменные

высказывания

с

точки

зрения

языкового

оформления,

э ф ф е к т и в н о с т и

д о с т и ж е н и я

поставленных

коммуникативных

задач;

- Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат,

чтение

наизусть

стихотворения

И.С.

Тургенева

«Русский язык»).

- Устный опрос обучающегося:

1. Учитывается способность обучающегося выражать

свои мысли, своё отношение к действительности

в

соответствии

с

коммуникативными

задачами

в

различных ситуациях и сферах общения.

2.

Учитываются

речевые

умения

обучающегося,

практическое

владение

нормами

произношения,

с л о в о о б р а з о в а н и я ,

с о ч е т а е м о с т и

с л о в ,

конструирования

предложений

и

текста,

владение

лексикой

и

фразеологией

русского

языка,

его

изобразительно-выразительными

возможностями,

нормами орфографии и пунктуации.

- анализировать языковые единицы с

точки зрения правильности, точности

и уместности их употребления;

- Выборочный диктант с языковым разбором.

-

Языковой

анализ

текста:

устные

и

письменные

высказывания

текстов

с

точки

зрения

языкового

оформления, уместности, эффективности достижения

поставленных коммуникативных задач.

-

Анализ

языковых

единиц

с

точки

зрения

правиль но сти,

точно сти

и

уме стно сти

и х

употребления.

- проводить лингвистический анализ

текстов различных функциональных

стилей и разновидностей языка;

- Карточки с заданиями.

- Лингвистический анализ текста:

лингвистический

анализ

языковых

явлений

и

текстов

различных

функциональных стилей и разновидностей языка.

- использовать основные виды чтения

(ознакомительно-изучающее,

ознакомительно-реферативное и др.)

в

зависимости

от

коммуникативной

задачи;

- Аудирование.

- Чтение текстов разных стилей речи (учитывается

ораторское искусство обучающегося).

-

Р а з н ы е

в и д ы

ч т е н и я

в

з а в и с и м о с т и

о т

коммуникативной

задачи

и

характера

текста:

просмотровое,

ознакомительное,

изучающее,

ознакомительно-изучающее,

ознакомительно-

реферативное и др.

-

и з в л е к а т ь

н е о б х о д и м у ю

и н ф о р м а ц и ю

и з

р а з л и ч н ы х

источников: учебно-научных текстов,

справочной

литературы,

средств

массовой информации, в том числе

представленных в электронном виде

на

различных

информационных

носителях;

- Работа со словарями.

- Творческие работы обучающегося (статья, заметка,

р е п о рт а ж

п убл и ц и с т и ч е с ко го

с т и л я ;

э с с е

художественного стиля).

-

Оформление

деловых

бумаг

(резюме,

заметка,

статья).

-

Работа

с

различными

информационными

источниками: учебно-научными текстами, справочной

литературой, средствами массовой информации (в том

числе

представленных

в

электронном

виде),

конспектирование.

- Фронтальный опрос.

23

-

создавать

устные

и

письменные

монологические

и

диалогические

высказывания

различных

типов

и

жанров

в

учебно-научной

( н а

материале

изучаемых

учебных

дисциплин), социально-культурной и

деловой сферах общения;

- Построение диалогов разговорного стиля.

-Доклад

обучающегося

(учитывается

ораторское

итскусство).

- Создание устных высказываний различных типов и

жанров в учебно-научной,

социально-культурной и

деловой

сферах

общения,

с

учётом

основных

орфоэпических,

лексических,

грамматических

норм

современного

русского

литературного

языка,

применяемых в практике речевого общения.

-

применять

в

практике

речевого

общения

основные

орфоэпические,

лексические, грамматические нормы

современного русского литературного

языка;

- Фонетический разбор слова.

- Морфемный разбор слова.

- Орфоэпический анализ слова.

-

Орфографический

диктант:

учитываются

умения

обучающегося производить разбор звуков речи, слова,

предложения,

текста,

используя

лингвистические

знания, системно излагая их в связи с производимым

разбором или по заданию преподавателя.

-

соблюдать

в

практике

письма

орфографические и пунктуационные

нормы

современного

ру с с ко го

литературного языка;

- Составление орфографических и пунктуационных

упражнений самими учащимися.

- Пунктуационный анализ предложения.

- Орфографический диктант.

.

- Контрольный диктант.

-

с о бл юд ат ь

н о рм ы

р е ч е в о г о

поведения

в

различных

сферах

и

ситуациях общения, в том числе при

обсуждении дискуссионных проблем;

- Участие в дискуссии.

-

использовать

основные

приемы

информационной

п е р е р а б о т к и

устного и письменного текста;

-

Информационная

переработка

устного

и

письменного

текста:

составление

плана

текста;

пересказ

текста

по

плану;

пересказ

текста

с

использованием

цитат;

переложение

т е кс т а ;

продолжение

текста;

со ставление

т е з и с о в ;

редактирование.

-использовать приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности и повседневной жизни

для:

осознания русского языка как

д у х о в н о й ,

н р а в с т в е н н о й

и

культурной

ценно сти

н а р од а ;

п р и о б щ е н и я

к

ц е н н о с т я м

национальной и мировой культуры;

- Участие в дискуссии.

- Выступление обучающихся с докладом, рефератом.

- Письменные творческие работы (сочинение, эссе,

заметка в газету, публицистическая статья, резюме,

автобиография, анкета, объяснительная записка).

- Чтение обучающимся критических статей ученых-

филологов о языке и их анализ.

- Беседа с обучающимися.

развития интеллектуальных и

творческих

способностей,

навыков

самостоятельной

деятельно сти;

самореализации,

самовыражения

в

различных

областях

человеческой

деятельности;

-

Творческие

работы

обучающихся

с

применением

разных

стилей

речи

(научная

и

публицистическая

статья,

эссе,

заметка,

репортаж,

аннот ация,

монография, сочинение).

- Тестирование.

-Разумность

гипотез,

пояснений

и

моделей

записи

письменной речи.

24

увеличения словарного запаса;

расширения

круга

используемых

языковых

и

речевых

с р е д с т в ;

совершенствования

способности

к

самооценке на основе наблюдения за

собственной речью;

-

Работа

со

словарями

(словари

синонимов,

антонимов,

омонимов,

толковый,

орфографический,

этимологический, орфоэпический и др.).

- Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой

целью происходит общение.

-

Практическое

овладение

диалогической

формой

речи.

-

Диалог

(спор,

беседа).

Выражение

собственного

мнения,

его

аргументация

с

учетом

ситуации

общения. Овладение умениями начать, поддержать,

закончить

разговор,

привлечь

вниманием

и

т.

п.

-

Овладение

нормами

речевого

этикета

в

ситуациях

учебного

и

бытового

общения

(приветствие,

прощание,

извинение,

благодарность,

обращение

с

просьбой).

совершенствования

коммуникативных

способностей;

развития

готовности

к

речевому

взаимодействию, межличностному и

м е ж к у л ь т у р н о м у

о б щ е н и ю ,

сотрудничеству;

-

Устные

сообщения

обучающегося,

участие

в

дискуссии:

учитывается

способность

обучающегося

в ы раж ать

свои

мы сли,

своё

отношение

к

д е й с т в и т е л ь н о с т и

в

с о о т в е т с т в и и

с

коммуникативными задачами в различных ситуациях

и сферах общения.

самообразования

и

активного

участия

в

п р о и з в од с т в е н н о й ,

культурной

и

общественной

жизни

государства.

- Письменные работы типа изложения с творческим

заданием,

сочинения

разнообразных

жанров,

рефераты.

Знания:

-

связь

языка

и

истории,

культуры

русского и других народов;

-

Устные

сообщения

обучающихся,

рефераты,

творческие работы (эссе, публицистическая статья).

- смысл понятий: речевая ситуация и

ее компоненты, литературный язык,

языковая норма, культура речи;

- Сочинение небольших рассказов повествовательного

характера (по материалам собственных игр, занятий,

наблюдений).

-

Восстановление

деформированного

текст а

повествовательного характера

.

- основные единицы и уровни языка,

их признаки и взаимосвязь;

- Осознание цели и ситуации устного общения.

- Адекватное восприятие звучащей речи.

- Понимание на слух информации, содержащейся в

предъявляемом тексте, определение основной мысли

текста, передача его содержания по вопросам.

-

орфоэпические,

лексиче ские,

грамматические, орфографические и

п у н к т у а ц и о н н ы е

н о р м ы

современного русского литературного

языка;

- Разные виды разбора (фонетический, лексический,

с л о в о о б р а з о ват е л ь н ы й ,

м о р ф о л о г и ч е с к и й ,

синтаксический,

лингвистический,

ле кс и ко-

фразеологический, речеведческий).

-

нормы

речевого

поведения

в

социально-культурной,

учебно-

научной, официально-деловой сферах

общения.

-

Создание

текстов

разных

функционально-

смысловых типов, стилей и жанров.

- Рецензирование.

- Создание письменных текстов делового, научного и

публицистического стилей с учётом орфографических

и

пунктуационных

норм

современного

русского

литературного языка.

25



В раздел образования