Авторы: Семенова Елена Николаевна, Бибикова Марина Анатольевна
Должность: педагог-психолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Золотой ключик"
Населённый пункт: г. Костомукша
Наименование материала: Семинар – практикум для родителей
Тема: "Без игр ребенку прожить никак нельзя"
Раздел: дошкольное образование
Семинар – практикум для родителей
Тема: «Без игр ребенку прожить никак нельзя»
(совместно с педагогом-психологом, учителем-логопедом)
Место проведения: музыкальный зал.
Участники: родители
воспитанников
гр.№9,
педагог-психолог,
учитель-
логопед
Цели:
Знакомить
родителей с методами, приемами использования игр и
упражнений, направленных на развитие речи, памяти, внимания, логического
мышления детей в домашних условиях.
Задачи:
Сформировать у родителей представления о значении игры в развитии
ребенка, о влиянии игры на развитие интеллектуальных способностей у
детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Привлечь
внимание
родителей
к
детской
игре
как
деятельности,
которая
в
условиях
семьи
наиболее
полно
удовлетворяет
потребности
ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым и
сверстниками.
Предо ставить
родителям
практиче ские
рекомендации
п о
использованию
игр
и
упражнений
в
условиях
семьи,
направленных
на
развитие речи у детей дошкольного возраста; упражнять родителей в умении
самостоятельно подбирать игры и упражнения для речевого развития детей.
План проведения:
1.
Сообщение
педагога-психолога
для
родителей
«Роль
игры
в
жизни
ребенка. Виды игр».
2. Просмотр презентации «Игры разные важны, игры разные нужны»
3. Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевые игры на кухне»,
практический показ рекомендуемых игр.
5. Домашняя игротека. Рассказы родителей о любимых играх и игрушках
своих детей.
6. Мини-тест « Игра»
7. Вручение родителям буклетов «Речевые игры на кухне»
8. Рефлексия
Предварительная работа:
- подбор пособий, игр, методической литературы по теме;
- создание презентации;
-
оформление
наглядных
материалов
и
практических
рекомендаций
для
родителей.
Информационно-техническое обеспечение:
Раздаточный материал для родителей – буклеты, смайлики красного, желтого,
синего цвета.
Презентация «Игры разные важны, игры разные нужны»
Материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, игры и пособия, используемые
для развития детей, смайлики красного, желтого, синего цвета по числу
родителей.
Ход:
При входе, возьмите яблоко желтого цвета, напишите на нем ваши ожидания
от сегодняшнего мероприятия.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас в нашем красивом
и уютном зале. Тема нашего семинара-практикума «Без игр ребенку прожить
никак нельзя».
Начать наш семинар хотелось бы словами Сухомлинского В.А.
“ Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без
игры нет, и не может быть полноценного развития”.
1. Сообщение педагога-психолога для родителей «Роль игры в жизни ребенка.
Виды игр».
Обладая
мощными
развивающими
характеристиками
игра
влияет
на
развитие всех познавательных процессов: речи, мышления, внимания, памяти
и, конечно же воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и
влияет на его поступки. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные
развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в
обществе модели нравственного поведения.
Общеизвестны такие виды игр как:
Дидактические - специально разрабатываемые для детей, например лото для
обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания,
логического мышления;
Подвижные
игры
-
разнообразные
по
замыслу,
правилам,
характеру
выполняемых
движений.
Они
способствуют
укреплению
здоровья
детей,
развивают координацию.
Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными
материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего
рода
подготовкой
к
овладению
в
дальнейшем
трудовыми
умениями
и
навыками;
Сюжетно
-
ролевые
игры
–
игры
в
которых
дети
подражают
бытовой,
трудовой и общественной деятельности взрослых, например игры в детский
сад,
больницу,
дочки
-
матери,
магазин.
Сюжетные
игры,
помимо
познавательного
назначения,
развивают
инициативу,
творче ство,
наблюдательность.
2. Родителям предлагается просмотреть презентацию «Игры разные важны,
игры разные нужны»
На слайдах показаны сюжеты детских игр детей группы №9 (подвижные,
сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, дидактические игры)
3 . Домашняя игротека. Рассказы родителей о любимых играх и игрушках
своих детей.
Логопед: - А теперь расскажите о любимых играх своих детей, в какие
игрушки им больше всего нравится играть
(Рассказы родителей. Родители делятся опытом друг с другом)
4 . Консультация
учителя-логопеда,
педагога-психолога
для
родителей
«Речевые игры на кухне», практический показ рекомендуемых игр.
- Вы просмотрели, как играют и чему учатся в игре дети в специально
организованных условиях. Но, к сожалению, современный ритм жизни не
позволяет нам уделить нашим детям столько времени, сколько хотелось.
Поэтому предлагаю не тратить ни минуты драгоценного времени, используя
с
пользой
каждый
миг,
проведенный
с
ребенком:
предлагаю
игры
по
развитию речи, которые вы можете организовать на кухне.
Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься
развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги:
Куда мы положим сыр? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе,
а печенье уберем на полку возле шкафа… А еще поиграйте так. Ну-ка, кто
больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? Вкусный,
круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли),
сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная,
вкусная, сладкая, легкая…
Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Вы говорите апельсин, ребенок-апельсинчик, булка-булочка, хлеб-хлебушек
Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин, в названии блюд должен
быть, например, звук «С» (например: сыр, салат, соус, суп, морс, сок…)
Попробуйте
приготовить
обед,
ужин
с
разных
звуков.
(Предлагается
родителям приготовить ужин , в названиях блуд, которых будет звук «М»)
Предложите ребенку убрать, или помыть посуду, в названии которой есть
звук [Ч] (чайник, чашки), [Л] (ложки, вилки, тарелки…).
Продолжи ряд. На столе предложены овощи, фрукты
На столе выкладываем ряд из овощей (картошка, морковка, лук), ребенку
предлагается продолжить ряд.(играем с родителями)
Интересны и полезны игры на развитие памяти, внимания
Что пропало? Положите на кухонный стол три предмета (например, кружку,
ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем
он
должен
закрыть
глаза,
а
вы
в
это
время
уберите
со
стола
один
из
предметов. Теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует определить, чего
не хватает. Постепенно увеличивайте количество предметов и убирайте не
один, а два предмета.
Найди предмет. Предложите ребенку найти на кухне все предметы только
красного, желтого, зеленого цвета.
Играйте с ребенком в игры на логическое мышление, восприятие
На
кухне
очень
удобно
решать
простые
задачи.
Принесли
с
магазина
3
яблока, 2 убрали в холодильник, сколько осталось.
Рассмотрите с ребенком фрукты, овощи, определите к какой геометрической
фигуре относится тот или иной предмет. (показ для родителей)
Яблоко
-
круглой
формы.
Что
еще
из
фруктов,
овощей
бывает
круглой
формы?
- Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши
семейные
вечера
и
дайте
им
самооценку.
Если
вы
поступаете,
так,
как
сказано, то выставляете смайлик красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда
- синего.
Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
Рассказываю о своих играх из детства
Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
Купив ребёнку игру, объясняю, как с ней играть, показываю разные
варианты игры
Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду
Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время
игры или игрушки
Часто дарю ребёнку игру, игрушку
- Если на вашем столе больше красных смайликов, значит, игра в вашем доме
присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое
интересное в жизни ребёнка.
Если больше желтых смайликов, то в вашем доме игра присутствует, но не
всегда. Постарайтесь уделять больше времени общению со своим ребенком.
Синие
смайлики,
показывают,
что
игра
в
вашем
доме
это
редкость,
задумайтесь об этом.
Вашему
вниманию
предлагаю буклеты
«Речевые
игры
на
кухне»
(учитель-логопед раздает каждому буклет)
8. Рефлексия
Напишите,
пожалуйста,
на
красных
яблоках,
что
узнали
нового,
что
понравилось.
Благодарю за внимание! До свидания! До новых встреч!