Автор: Марченко Ирина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: станица Суворовская, Предгорный район, Ставропольский край
Наименование материала: разработка урока русского языка, 6 класс
Тема: "Рисуем словом и кистью. Роль имён прилагательных в речи"
Раздел: среднее образование
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ ПРЕДГОРНОГОМУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« С Р Е Д Н Я Я
О Б Щ Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я
Ш К О Л А
№ 2 »
357390, Ставропольский край, Предгорный район, ст.Суворовская, ул.Шоссейная, 54вТел/факс (887961)27-4-31 e-mail: school-
sosh2@rambler
Урок русского языка по теме:
«Рисуем словом и кистью.
Роль имён прилагательных в речи»
Учитель русского языка и литературы
Марченко И.С.
Урок русского языка по теме: «Рисуем словом и кистью»
Цели урока:
-Обобщить знания учащихся по теме: «Роль имён прилагательных в художественной речи»
Задачи урока:
I. Образовательные:
выяснить роль имени прилагательного в речи,
раскрыть характерные художественные особенности имени прилагательного,
повторить понятия: пейзаж, композиция, колорит,
ознакомиться с творчеством художника А.И. Куинджи
II. Развивающие:
развивать умение использовать имена прилагательные в речи,
развивать ассоциативное мышление и творческие способности учащихся,
развивать навыки анализа художественного текста
III. Воспитательные:
воспитывать эстетический вкус, любовь к художественному слову,
воспитывать любовь к природе родного края и бережное отношение к ней,
содействовать эмоционально-эстетическому развитию учащихся средствами комплексного
воздействия изобразительного искусства, музыки и литературы
Оборудование урока:
презентация по теме урока
фотоматериалы с видами гор региона КМВ и Северного Кавказа
маршрутный лист к уроку русского языка
Ход урока.
I.
Организационный момент, сообщение темы и цели урока.
- Здравствуйте, ребята!
- Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдёт разговор.
Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее.
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое.
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его прилагательное
Сегодня на уроке мы рассмотрим роль имени прилагательного в художественном тексте и сами
сыграем роль художников, но сначала рисовать мы будем словами.
II.
Основная часть урока.
Мы с вами живём в удивительном месте, в «краю синих гор». Природа Северного Кавказа
завораживает своей красотой каждого, кто хоть раз посетил наши места. У М.Ю. Лермонтова
есть такие строки:
Приветствую тебя, Кавказ Седой!
Твоим горам я путник не чужой…
- Как нежно обращается поэт к Кавказу! С помощью какой части речи он выражает свои чувства? (С
помощью имени прилагательного)
- Так что же это за часть речи? (учащиеся отвечают правило)
1.
- Сравните два текста на текст и скажите, чем они отличаются друг от друга?
Вот и снег уж в поле тает,
Пар восходит от земли,
И кувшинчик расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Лес, в дымок одетый,
Грозу нетерпеливо ждет… Вот уж
снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет…
- Какой можно сделать вывод о роли прилагательных в тексте? ( Прилагательные делают нашу речь ярче,
образнее, богаче, красивее. Без прилагательных жизнь была бы скучна)
2. - В каком значении употребляются имена прилагательные в речи? (В прямом и переносном)
- Выпишите из стихотворения Олега Раевского словосочетания существительное + прилагательное и
определите, в каком значении употреблено имя прилагательное.
То ли во сне, то ль наяву
Увидел я прекрасную страну.
Там воздух чистотой пьянит,
Родник хрустальный с гор бежит.
Там звёзды падают с небес,
У озера растёт волшебный лес.
Там в облаках огромная гора
Сверкает как обломок серебра.
Там на лугах растут цветы
Невиданной, чудесной красоты.
Орёл парит в далёкой вышине.
Увидел наяву, а кажется - во сне.
3. «Этимологическая страничка».
Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное».
Эпитет (греч.) – «приложение». Художественное, образное определение.
Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться»,
присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории.
Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное»
с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное,
прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое
прилагательное является эпитетом.
4.
Знакомство с творчеством А. И. Куинджи.
- Как поэты, писатели рисуют картину с помощью слов, так художник использует для этого кисти и
краски.
Пейзаж сопровождает нас повсюду, наблюдать его мы можем из окна дома, из окна автотранспорта, на
прогулке в парке, во время отдыха на лоне природы, по пути в школу, на экскурсиях по родному краю.
Вид горных долин, Большого Кавказского хребта, близлежащих гор, расположенных в окрестностях
Предгорного района завораживают своей необычайной красотой. В ясную солнечную погоду
открываются нашему взору необъятные панорамы горной местности нашего края. Мы без труда можем
назвать горы, расположенные на территории Кавказских Минеральных вод (учащиеся называют горы).
Особенной, волшебной красотой пленят нас снежные вершины величавого Эльбруса.
Природа и красота – часто трудно отделить эти слова друг от друга. И не случайно многие художники,
писатели, поэты, музыканты посвящали природе свои восторженные произведения. Сегодня мы
познакомимся с творчеством великого художника - пейзажиста А.И. Куинджи. В каждом его
произведении чувствуется поэтическое отношение к природе, стремление воспеть ее величавую и
торжественную красоту.
Впервые на Кавказ художник попал в 1888 году по приглашению художника Николая Ярошенко. В
наследии художника много работ, посвященных теме гор:«Эльбрус Лунная ночь», «Снежные вершины
гор. Кавказ», «Вершина Эльбруса, освещенная солнцем», «Эльбрус вечером», «Эльбрус днем» и др.
Красоту природы пытаются запечатлеть на снимках и фотографы. Посмотрите на фотографии и
попробуйте сами составить несколько эпитетов.(говорливый ручей, свинцовые тучи, золотой луч солнца)
5. - А сейчас мы сами попробуем украсить текст именами прилагательными.
1). Представьте себе, что вы стоите на склоне______________ горы в _______________пору. Весна в
горах- _____________ _________________ время. Она коротка, но чудесна. Везде расстилается ковер из
________________________цветов, ____________________травы и ________________мха. Рядом с ними
соседствуют ___________________камни, __________________места, засыпанные обломками скал.
Пройдя всего лишь несколько шагов, можно встретить __________________сугроб снега. Лежит он себе
спокойно среди _____________________цветов и растает совсем не скоро. Такое можно увидеть только в
горах.
- Проверим!
2). Представьте себе, что вы стоите на склоне горы в весеннюю пору. Весна в горах - самое удивительное
время. Она коротка, но чудесна. Везде расстилается ковер из пестрых цветов, зеленой травы и мягкого
мха. Рядом с ними соседствуют большие камни, неживые места, засыпанные обломками скал.
Пройдя всего лишь несколько шагов, можно встретить целый сугроб мокрого снега. Лежит он себе
спокойно среди цветов, и растает совсем не скоро. Такое можно увидеть только в горах.
5. А теперь сделаем вывод о роли прилагательных в речи с помощью синквейна (пятистрочья).Вспомним
алгоритм синквейна:
Алгоритм написания синквейна.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Имя прилагательное. Яркое,
красочное. Описывает, характеризует,
украшает. Прилагательное делает текст
интересным. Образ.
(Проверка составленных синквейнов и выставление оценок)
6. Домашнее задание.
- Перед вами изображение гор нашего региона. Опишите, употребляя в тексте имена прилагательные в
прямом и переносном значении, какими вы увидели эти горы.