Напоминание

Формирование временных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет


Автор: Донцова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКС(К)ОУ "С(К)О школа-интернат № 152
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Квалификационная работа
Тема: Формирование временных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




-
ГАОУ СПО НСО «Новосибирский педагогический колледж

№1 им. А.С. Макаренко»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Формирование временных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет Донцова Ирина Владимировна Специальность 050704 Дошкольное образование Курс 5, группа 51 Руководитель: Попова Татьяна Васильевна 2013
- ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВАI. Формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Психолого-педагогические особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста 1.2 . Анализ содержания образовательных программ воспитания и обучения в детском саду по разделу «Ориентировка во времени» в старшем дошкольном возрасте 1.3. Методика формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста ГЛАВА II. Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия 2.1. Взгляды ученых на проблему развития детей дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия 2.2. Характеристика детей с недостатками зрительного восприятия 2.3. Особенности формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия ГЛАВА 3. Проект педагогической деятельности воспитателя по формированию временных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет 3.1. Характеристика базы исследования 3.2. Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов теоретического анализа литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно
- обозначая в речи), чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его». Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (П. Жане, Ж. Пиаже, П. Фресс, и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Головаха, А.А. Кроник, Л.С. Метлина, Т.Д.Рихтерман, Д.Г.Элькин и др.). Однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Проблема изучения слабовидящих детей, особенностей их психического развития недостаточно освещена в литературе. Быстрое же развитие сети специальных дошкольных учреждений для слабовидящих детей требует разработки системы коррекционно – воспитательной работы. Проблемой формирования временных представлений у детей с недостатками зрительного восприятия занимались такие ученые как В.А.Кручинин, Е.Б.Островская, Л.И.Плаксина, В.С.Сверлов, Л.А.Семенов,
- Л.И.Солнцева, Н.Г.Хопренинова и др.. Данная проблема не достаточно раскрыта в литературе, в этом и видится актуальность данной темы. На основе этого сформирован методологический аппарат исследования.
Объект исследования:
процесс формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
процесс формирования временных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет.
Цель

исследования:
на основе теоретического изучения материала разработать проект педагогической деятельности по формированию временных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. 2. Изучить взгляды ученых на проблему развития детей дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия. 3. Изучить особенности работы воспитателя по формированию представлений о времени у слабовидящих детей 5-6 лет. 4. Разработать проект педагогической деятельности по формированию временных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет.
Методы исследования:
анализ и синтез литературы, моделирование (по В. И. Загвязинскому)
- ГЛАВА I. Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста На ранних этапах развития ребенок ориентируется во времени на основе вневременных, качественных признаков. Интерес детей к временным отношениям возникает очень рано. И хотя малыши с трудом овладевают специальными временными терминами, они по мере развития речи начинают правильно пользоваться временными оттенками глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.[4] Вместе с тем анализ показывает, что даже если слова-названия отсутствуют в словаре ребенка, это еще не означает, что у него нет представления об этих отрезках времени. Слова «день» и «вечер» заменяются часто указанием конкретных действий, совершаемых в данное время («День - когда обедаем», «Вечер - когда мама за мной придет» и т. п.). [12] Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо конкретным признакам. Но эти конкретные признаки («Утро - когда светло и дети идут в детский сад», «Ночь - когда темно, дети и взрослые спят») нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места. Небезусловен при определении частей суток и индивидуальный опыт ребенка. Признаки ночи (темно, все ложатся спать) могут быть нехарактерны для детей, у которых родители работают по сменам. Поэтому индивидуальные особенности быта должны быть обязательно у ч т е н ы в о б у ч е н и и д е т е й р а з л и ч е н и ю ч а с т е й с у т о к . Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда
- воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время. [11]. Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т. п. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на картинках. Младшие дошкольники уже более четко локализуют во времени события, обладающие отличительными качественными признаками. Они начинают различать части суток, связывая их с привычными для этих отрезков делами, соотносят к определенному времени и некоторые события, хорошо им знакомые и эмоционально привлекательные: «Елка — когда зима», «Поедем на дачу, когда лето» и др. Дети четырех-пяти лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта, например, они знают, что после выходного дня бывает музыкальное занятие или занятие по счету, и ждут их, готовятся к ним, спрашивают о них воспитательницу. Однако представления о длительности этих занятий неточны, и, хотя воспитательница нередко предупреждает детей, что осталась одна минутка до конца занятия и следует поторопиться, это предупреждение не организует деятельность детей, так как они не представляют себе длительность минуты; слово минута не связана у них с чувственным восприятием. Что же касается представления о более длительных промежутках времени, то даже у старших детей они неточны. Тем более, весьма смутны их представления о далеком прошлом. Однако интерес к прошлому у детей
- имеется, но по-разному локализуется во времени у разных детей, что в значительной мере зависит от того, уделяют ли взрослые внимание ознакомлению детей с временными отношениями, ведут ли с ними беседы о локализации во времени разных известных ребенку событий. Оказывается, многое может быть освоено ребенком при надлежащем руководстве. С. Л. Рубинштейн пишет: «Хотя временные представления обычно развиваются у детей относительно поздно (особенно когда не уделяют достаточного внимания их выработке), не следует преувеличивать их недоступности». В формировании представления о времени большую роль играет слово: в нем абстрагируются и обобщаются различные отрезки времени по их длительности: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год и др. Точность использования детьми этих специальных обозначений зависит от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов, какими основными признаками будет он характеризоваться. Весьма важно найти иные средства наглядности, которые бы раскрыли зависимость смены суток, времен года и т. д. Должны быть найдены общие признаки, характерные для понимания того или иного эталона. Понимание смены суток служит основой для ознакомления детей со значением других временных эталонов (дней недели, месяцев, сезонов, лет и др.), каждый из которых наполняется у детей своеобразными конкретными признаками. Так, время активно начинает выступать для детей как характеристика реальных жизненных процессов: оно характеризует длительность, быстроту, последовательность, темп и ритм этих процессов. Большинство детей не умеет ориентироваться в движении стрелок на часах, а значение ручных часов толкует как украшение, которое взрослые носят на руке. Многие дети шести-семи лет не могут назвать последовательности дней недели, месяцев, не соотносят с ними даты знакомых им праздников, так же как не соотносят и месяцев с сезонами года,
- не знают причинной зависимости времен года. Не представляют дети и продолжительности тех или иных режимных моментов, длительности различных видов деятельности. Это происходит потому, что эпизодическая работа (проводимая с детьми преимущественно словесным методом), во время которой детей знакомят с признаками частей суток, сезонов, заучивают последовательность дней недели, месяцев носит часто формальный характер, не формирует у детей основных понятий о времени о его текучести и необратимости, о ритме и темпе, о смене и периодичности времени. Получаемые детьми сведения об отдельных временных обозначениях остаются на поверхности детского сознания, не раскрывают временных отношений.[4] 1.2Анализ содержания программ воспитания и обучения детей в детском саду по разделу « Ориентировка во времени» в старшем дошкольном возрасте Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее - Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, и н т е г р а ц и и образовательных областей и проектирования в о с п и т ат е л ь н о - образовательного процесса. Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний
- дошкольный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). В разделе «Ориентировка во времени» в старшей группе представлены следующие задачи:  Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки  Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом)  Определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра[6] Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) «Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду» (далее программа) адресованы работникам яслей — сада — начальной школы для детей с нарушением зрения и включают четыре раздела: «Программы детского сада», «Коррекционная работа в детском саду», «Программы начальной школы», «Коррекционная работа в начальной школе». Программы созданы на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе. Содержание и задачи программ предусматривают обучение и воспитание детей в детском саду и в начальной школе и располагаются по видам детской деятельности, при этом важным условием их реализации является комплексный подход к организации коррекционно- воспитательной работы. «Программы детского сада» включают в себя раздел «Формирование элементарных математических представлений», где выделены следующие основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Задачи каждой темы распределены на 4 года обучения.
- На 3-ем году обучения (старшая группа) в разделе «Ориентировка во времени» представлены следующие задачи:  Дать первичные представления о неделе: в неделе 7 дней, дни называются по-разному (в детский сад дети приходят в понедельник, а домой уходят в пятницу; вторник — второй день недели и т.п.).  Учить определять, какой день недели был вчера, какой наступил сегодня, какой будет завтра.  Формировать у детей первоначальные представления о возрасте: познакомить со смысловым содержанием вопроса «Сколько тебе лет?». [10] Анализ программ дошкольных образовательных учреждений показал, что задачи по развитию временных представлений у детей с недостатками зрительного восприятия и с нормой зрительного восприятия старшего дошкольного возраста решаются одинаковые, т.к. дети с недостатками зрительного восприятия имеют сохранный интеллект. Но формирование временных представлений детей с нарушениями зрения проводится чаще на основе личного опыта, поэтому детей знакомят со смысловым содержанием вопроса «Сколько тебе лет?». 1.3. Методы и приемы формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т. е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.
- Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. В старшей группе продолжают закреплять у детей знания о частях суток и их последовательности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня. Педагог предлагает поиграть в игру «Наш день». Полезно при ознакомлении детей с трудом людей разных профессий показать, в какое время суток они работают. Для этого можно использовать непосредственные наблюдения детей, чтение книг, а также дидактические игры, предложенные А.И.Сорокиной: « Кто в какое время суток работает» «Кто работает утром?», «Кто, где работает в дневное время (днем?)» «Путешествие вечером», «Путешествие в ночное время». Играя в эти игры, дети подбирают картинки соответствующего содержания или называют тех, кто работает в определенные часы суток: утром, днем, вечером, ночью. Закрепляют и представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д. Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий. Важно как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к использованию слов завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого. При составлении рассказов из опыта, пересказа воспитатель следит за точной передачей последовательности событий, разъясняет смысл временных отношений. Это имеет существенное значение для понимания, как логики временных отношений, так и самих событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают. Широко используются в работе с детьми художественные произведения. Еще большее значение имеет использование словесных игровых упражнений «Дни недели», «Продолжай!», «Наоборот». Дети дополняют
- начатую педагогом фразу, подбирают слова противоположного значения (утро — вечер, сначала — потом, быстро — медленно и т. п.), определяют, что дольше: день или неделя.[7] Необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Так, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям. С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения. В старшем дошкольном возрасте развивается познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6—7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени. Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели. Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные. Овладение знаниями о календарных эталонах предполагает: освоение ребенком умения измерять время, пользуясь общепринятыми приборами
- времени; овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности; осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов. Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть четко осознана детьми, представляют ее в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. В свое время Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц — наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Она рекомендовала использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок — это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. [11]
- Итак, временные представления у детей начинают формироваться на ранних этапах развития. По мере развития речи дети начинают правильно пользоваться временными оттенками глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Со временем развитие временных представлений у детей дошкольного возраста становится более углубленными. Что же касается представления о более длительных промежутках времени, то даже у старших детей они неточны. Получаемые детьми сведения об отдельных временных обозначениях остаются на поверхности детского сознания, не раскрывают временных отношений. Из анализа программ ДОУ следует, что содержание формирования временных представлений детей с нарушением зрения соответствует содержанию формирования временных представлений детей в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Формирование временных представлений осуществляется не только во всех видах непосредственной образовательной деятельности, но и на прогулке, и в свободной деятельности детей. Основными методами формирования временных представлений дошкольников являются: организация активной деятельности ребенка; наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций; объяснения, использование художественного слова; дидактические игры и упражнения.
- ГЛАВА II. Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия. 2.1Взгляды ученых на проблему развития детей дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия Проблемой развития детей с недостатком зрительного восприятия занимались многочисленные ученые. Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих людей считается В. Гаюи (1745 - 1822). Л. Брайль (1809—1852), потерявший зрение в трехлетнем возрасте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г. Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н. Б. Коваленко, А. С. Ганджий, Н. Г. Крачковская, Н. В. Серпокрыл, Ю.А.Кулагин, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, В.П.Ермаков, А.И.Каплан, А.Б. Гордин, Р.С.Муратов, Б.В. Сермеев, В.А.Феоктистова, Э. М. Стернина, И.С.Моргулис и др. [11] Рядом исследователей Л.А. Григорян, М.И. Земцовой, Е.И., Л.И. Плаксиной, Л.В. Фомичевой отмечено, что нарушение бинокулярного зрения затрудняет восприятие, переработку и использование зрительной информации, ориентацию в окружающем пространстве. Изучение зрительного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией показало, что нарушение глазодвигательных функций затрудняет целенаправленность взора на зрительно воспринимаемый объект и осложняет выделение объема, величины, протяженности и расстояния между предметами. Нарушение
- зрительно-пространственного анализа, воспринимаемых объектов затрудняет формирование трёхмерного зрительного образа. И. М. Сеченов выделил ряд признаков, воспринимаемых глазами: цвет, форму, величину, удаление, телесность, направление и движение предметов. В исследованиях Б. Г. Ананьева, В. Д. Глезера, И. И. Цукермана и других была показана динамика и фазность формирования зрительного образа. [основы тифлопедагогики] 2.2 Характеристика детей с недостатками зрительного восприятия В настоящее время предметом внимания тифлопедагогики являются не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нарушения зрения, а также дети с амблиопией и косоглазием.[5] Известно, что акт зрительного восприятия предметов и явлений окружающего мира осуществляется в результате работы зрительного анализатора, представляющего собой сложную нервно-рецепторную систему. В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.[8] Существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми в
- р а з л и ч н о й м е р е и о б ъ е м е р а с п о л а г а ю т о с л е п ш и е . Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития. Слабовидящие дети (с косоглазием и амблиопией) имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Например, у слабовидящего ребенка нарушено цветоощущение, цветовые ха р а кт е р и с т и к и воспринимаемого оттенка обеднены. При резко выраженной близорукости и дальнозоркости слабовидящий может не заметить некоторых внешне слабо выраженных признаков, важных для характеристики предмета. [11] Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения. Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь. Возникшее на первой стадии системы компенсации слепоты дифференцированное слуховое восприятие и голосовые реакции при знакомстве с предметами становятся
- все более значимыми как средство общения с окружающими людьми. С целью привлечения внимания к себе слепой ребенок использует звуки и слова. Адекватная реакция взрослого стимулирует ребенка на эмоциональное о т н о ш е н и е к э т о м у . С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Они могут по звуку определить его источник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди. Высокий уровень развития пространственного слуха у лиц с нарушением зрения обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового п ол я . Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих проводятся упражнения на дифференциацию — различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них. Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной — зависит от высокого уровня развития наглядно-образных п р ед с т а вл е н и й , пространственного мышления, пространственной ориентировки.[11] 2.3 Особенности формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия Время – самая сложная категория для восприятия. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию и материальному ощущению, что существенно осложняет его восприятие. Даже у нормально развивающихся дошкольников знания о времени и умение ориентироваться в нем неадекватны, неполны, единичны, не взаимосвязаны, отличаются статичностью. Подобные недостатки в более выраженной степени выявились
- у детей с различной зрительной патологией: «Понедельник, вторник, неделя»; «Апрель, вчера»; «Пятница, среда, завтра»; «Я знаю две недели, три недели». Наибольшую трудность вызывает у детей как обобщенная, так и конкретная терминология, обозначающая временной интервал, - сутки. Сведения о времени суток оказались еще более разрозненными, нечеткими. Большинство детей различают только утро, ночь, причем словом «утро» обозначают всю светлую часть суток. Дети определяют время суток преимущественно по режимным моментам, связывая их с определенным видом деятельности, постоянно повторяющимся в определенный отрезок суток. Временные представления, у детей с недостатком зрительного восприятия, формируются медленнее, чем у нормально видящих сверстников. Действия этих детей характеризуют ся н еу п о р я д оч е н н о с т ь ю , фрагментарностью. У детей с нарушениями зрения в связи с недостаточным уровнем развития практических действий довольно часто наблюдается снижение уровня самостоятельности, неуверенность в своих действиях, поэтому они часто не доводят начатое дело до конца, а иногда и отказываются от его выполнения. Таким образом, изучив теоретический материал, можно сделать вывод о том, что зрение играет важную роль в нашей жизни. Недостаток зрительного восприятия является огромной потерей для человека. Время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Проблема развития временных представлений у детей с недостатком зрительного восприятия не достаточно освещена в литературе, что еще раз подтверждает актуальность выбранной темы. Временные представления, у детей с недостатком зрительного восприятия, формируются медленнее, чем у нормально видящих сверстников. ГЛАВА 3. Проект педагогической деятельности воспитателя по
- формированию временных представлений слабовидящих детей 5-6 лет 3.1. Характеристика базы исследования Проект педагогической деятельности воспитателя по формированию представлений о времени слабовидящих детей 5-6 лет рассчитан на период с 3 недели сентября по май учебного года. Результативность проекта педагогической деятельности обеспечивается широким использованием игровых приемов, учебно-наглядных пособий (дидактические игры, картинки и иллюстрации, модели времени), наблюдением в природе, чтением художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки). Он может быть реализован как в специализированном дошкольном образовательном учреждении, так и в специализированных группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. 3.2. Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов теоретического анализа литературы Цель проекта педагогической деятельности: систематизация работы воспитателя по формированию временных представлений у слабовидящих детей 5 – 6 лет. Цель педагогической деятельности воспитателя: формирование временных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет. Задачи педагогической деятельности: 1. Формировать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки. 2. Развивать умение на конкретных примерах у с т а н а в л и в ат ь последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом).
- 3. Определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. 4. Формировать у детей первоначальные представления о возрасте. Условия реализации проектной деятельности Занятия с детьми должны проводиться планомерно и последовательно, индивидуально с каждым ребенком или небольшими подгруппами, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Работа должна осуществляться в хорошо освещенном помещении, групповой комнате. Обязательно предусмотрено свободное рабочее место, стол, стул. В наличии заранее подготовленные учебно- наглядные пособия: дидактические игры, иллюстрации (которые отвечают требованием к оформлению: эстетичность, красочность, с четко выделенными границами на картинке), модели времени («Сутки», «Неделя»). Формы организации образовательного процесса Системная работа по формирование представлений о времени у слабовидящих детей 5-6 лет должна проводиться в ходе любой деятельности на протяжении всего пребывания детей в детском саду. Работа организуется индивидуально и подгруппами в соответствии с нарушением зрения. В процессе реализации проекта используются самые разнообразные методы и приемы: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок и иллюстраций, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки) . Используются следующие формы организации деятельности по формированию временных представлений слабовидящих детей 5 – 6 лет  совместная деятельность воспитателя и детей;  самостоятельная деятельность детей;  работа воспитателей с родителями.
- Для полноценного осуществления проекта в образовательном процессе детского сада необходимо сотрудничество педагогов с родителями. Они выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Формы работы с родителями: - беседы, -родительские собрания, - консультации, - открытые мероприятия, - выставка литературы. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике. Ожидаемый результат реализации проекта педагогической деятельности Результатом реализации данного проекта педагогической деятельности должно стать: - повышение уровня временных представлений слабовидящих детей 5 – 6лет; - повышение педагогической культуры родителей в вопросе формирования временных представлений слабовидящих дошкольников; Критерии оценки результативности работы по реализации проекта педагогической деятельности 1. Уметь последовательно называть дни недели. 2. Уметь определять, какой день недели был вчера, какой наступил сегодня, какой будет завтра. 3. Знать свой возраст, и возраст близких людей.
- Методы диагностики (контроля) результативности педагогической деятельности В проекте педагогической деятельности выделены 2 этапа выявления уровней сформированности временных представлений детей 5 – 6 лет. Первый этап входной диагностики приходится на 3 неделю сентября, а второй этап контрольной диагностики — на май. Для выявления уровни сформированности временных представлений решаются следующие задачи: 1. Умение определять части суток по картинам. 2. Умение последовательно называть части суток. 3. Умение правильно называть дни недели, определять какой был день вчера, какой сегодня и какой будет завтра. 4. Развитие зрительного восприятия слабовидящих детей 5 – 6 лет. Диагностика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной
Подготовка

исследования
. Подобрать 2 набора картинок: первый – 4 картинки размером 11,5*8,0 см с изображением действий ребенка, характерных для разных частей суток (мальчик делает зарядку, обедает, смотрит телевизор, спит); второй – 4 картинки размером 11,5*8,0 см с изображением явлений природы, характерных для каждого времени суток (утро – голубое небо, из-за горизонта видна верхняя часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета; день – светлое голубое небо, в верхней части светло-желтый круг солнца; вечер – серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей; ночь – черное небо с месяцем и звездами).
Проведение

исследования.
Диагностика проводится индивидуально с детьми 5 – 6 лет. Первая серия. С ребенком беседуют, чтобы выяснить, какие действия он относит к определенной части суток, например: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?» и т.д.
- Вторая серия. Выясняют, как дети определяют время хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельности. Сначала ребенка просят рассказать «Когда это бывает?», показывая в случайном порядке картинки первого набора. Через 1-2 дня ему предлагают разложить эти же картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Третья серия. Проводится аналогично предыдущей серии с использованием второго набора картинок. Выясняют, как дети определяют время по природным явлениям.
Обработка данных
. По первой серии выясняют, какие виды деятельности дети разного возраста относят к определенной части суток. Данные второй и третьей серий оформляют в таблицы (табл. 1, 2). Таблица 1
Определение частей суток по картинкам
Имена детей Правильно назвали Утро День Вечер Ночь Таблица 2
Правильность установления последовательности частей суток
Имена детей Правильно назвали Диагностика Т.Д. Рихтерман: дидактическая игра «Назови соседей» Воспитатель называет день недели, бросает мяч ребенку, который должен назвать предыдущий и последующий день недели. Результаты фиксируются с помощью условных обозначений: «+» - задание выполнено самостоятельно; «-+» - задание выполнено с помощью педагога; «-» - задание не выполнено; Перспективный план работы воспитателя по формированию временных представлений у слабовидящих детей 5 – 6 лет
- Ира, пишешь, что В процессе реализации проекта используются самые разнообразные методы и приемы: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок и иллюстраций, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки) . А где же они в плане????? Добавь! Этапы/ Сроки Задачи Форма работы с детьми П р и е м ы р а б о т ы воспитателя с детьми 1. Сентябрь Проведение входной диагностики по формированию представлений о времени Индивидуальная работа воспитателя с каждым ребенком М е т о д и к а 1 «Определение частей суток по картинкам» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) М е т о д и к а 2 «Правильность установления последовательности частей суток» Методика 3 «Назови соседей» (Т.Д. Рихтерман) 2. Октябрь Формировать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки Подгрупповая работа воспитателя с детьми; микрогрупповая; индивидуальная Загадки-отгадки; Дидактическое упражнение «Како е время суток?»; Дидактическая игра «Приглашение»; Дидактическая игра «Когда это бывает?»; Дидактическое упражнение «Разложи картинки правильно»; Пальчиковая гимнастика «Рыбки»;
- 3. Ноябрь, Декабрь Закреплять знания о том, что утро, вечер, д е н ь , н о ч ь составляют сутки. Формировать представления о днях недели Подгрупповая работа воспитателя с детьми; индивидуальная Словесная игра «Когда гномик это делал?» Дидактическая игра «Назови части суток» Дидактическая игра « Д е н ь и н о ч ь кружатся» Дидактическое упражнение «Называем дни недели» Дидактическое упражнение «Живая неделя» Дидактическая игра «Какой же день?» Упражнение для глаз «Веселая неделька» 4. Январь, Февраль Уточнять знания о последовательно сти частей суток и днях недели Подгрупповая работа воспитателя с детьми; индивидуальная Дидактическое упражнение «Сутки» Дидактическая игра « Д е н ь и н о ч ь кружатся» Дидактическая игра « В ч е р а , с е г о д н я , завтра» Дидактическая игра «Неделька ожила» Дидактическая игра «Неделька стройся» Дидактическая игра «Лови, бросай, дни недели называй» Упражнение для глаз «Веселая неделька» Пальчиковая гимнастика «Котята»
- 5. Март, Апрель Совершенствова ть знания о том, что утро, вечер, д е н ь , н о ч ь составляют сутки. Закрепление з н а н и й о последовательно сти частей суток и днях недели Подгрупповая работа воспитателя с детьми, микрогрупповая, индивидуальная Дидактическая игра « В ч е р а , с е г о д н я , завтра» Дидактическая игра «Что вы делали» Дидактическое упражнение «Домик чей?» Дидактическая игра « П о с т а в ь с т р е л к у правильно» Дидактическая игра «Разноцветная неделька» Дидактическая игра «Который час» Дидактическая игра- задание «Незнайкина неделя» Упражнение для глаз «Веселая неделька» Пальчиковая гимнастика «Часы» 5. Май Проведение итоговой диагностики по достигнутым результатам Индивидуальная работа воспитателя с каждым ребенком М е т о д и к а 1 «Определение частей суток по картинкам» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) М е т о д и к а 2
- «Правильность установления последовательности частей суток» ; Методика 3 «Назови со с едей» (Т.Д. Рихтерман) В работе с детьми использованы дидактические игры, упражнения авторов А.М. Леушина, С.С. Вахренцова, Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, С.Ю. Ращупкина, Г.М. Ковалевская, В.И. Чернова, М.А. Тарасова, М.В. Моткова, О.И. Соловьева. Для каждого этапа работы подобрано по 7 – 9 игр и упражнений.
Октябрь
1. Загадки – отгадки Цель: формировать у детей представления через загадки о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки Ход Воспитатель загадывает загадки про части суток, а дети должны отгадать, какая эта именно часть суток: Солнце ярко осветило Землю, всё позолотило.
Он
сияет и блестит, Нам лениться не велит. ( день) Небо вдруг порозовело, Тихо – тихо и несмело Солнце красное лучом
Что
открыло, как ключом? (утро)
- Солнце спать легло, и будто Легким, синим покрывалом
Он
всю землю укрывает, Это время – очень точно- Сумерками называют. (вечер)
Когда
с темнотою Земля вдруг сошлась И в небе луна Со звездою зажглась? (ночь) 2. Дидактическое упражнение «Какое время суток?» (С. С. Вохринцова) Цели: различать и объяснять какое время суток. Упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь. Оборудование: подготовить рисунки, посвященные каждому времени суток: утро, день, вечер, ночь. Ход Ребенку задают вопросы: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?» и т. д . После этого показывают ребенку картинки и спрашивают о каком времени суток идет речь на каждой. Ребенок справляется с этим заданием. После этого предлагается разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребенок в каждую часть суток. 3. Дидактическая игра «Приглашение» (Р.Л. Березина, З.А.Михайлова, Р.Л. Непомнящая) Цель: закреплять знания о частях суток. Ход игры
- Дети становятся в круг. Ведущий (воспитатель) стоя в центре круга, называет какую-либо особенность своих интересов и приглашает подойти к нему тех, кто отличается такими же интересами. Например: - Я люблю играть на прогулке днём, кто тоже? - Я люблю занятие рисование, которое проходит утром, кто тоже? - Я люблю помогать няне, когда она приходит в ночь на работу, кто тоже? - Я люблю смотреть вечером передачу «Желаю счастья», кто тоже? 4. Дидактическая игра «Когда это бывает?» (А.М. Леушина) Цели: закреплять знания о частях суток. Упражнять в сопоставлении картинок с частями суток: утро, день, вечер, ночь. Оборудование: карточки, посвященные каждому времени суток: утро, день, вечер, ночь. Ход игры П о слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять, п о ч е м у о н е е п о д н я л . Найти нужную картинку. На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, катание на санках, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок. Дети выбирают себе картинку, внимательно рассматривают ее. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие картинки, поднимают их и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и др. Затем педагог говорит слово «день». Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят и т.д. 5. Дидактическое упражнение «Разложи картинки правильно» (А.М. Леушина)
- Цели: закреплять в активном словаре детей названия частей суток. Углублять и расширять представления, через иллюстрации, об этих отрезках времени. Оборудование: иллюстрации с изображением деятельности людей в разное время суток. Ход Воспитатель с детьми рассматривают иллюстрации с изображением деятельности людей в разное время суток, составлять по ним короткие рассказы,тем самым закрепляя части суток. 6. Пальчиковая гимнастика «Рыбки» (С.Ю. Ращупкина) Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти. Ход Рыбки плавали, ныряли в чистой тепленькой воде (сложить пальцы щепоткой, совершая волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти); То сожмутся (очень плотно сжать пальцы), разожмутся (растопырить пальчики в стороны), то зароются в песке (сложить пальчики вместе и поочередно совершать движения руками, как будто раскапывается песок). 7. Упражнение для глаз «Дни недели» (Г.М. Ковалевская) Цели: закреплять дни недели. Активировать глазные мышцы Ход игры Воспитатель проводит упражнение в целях закрепления о днях недели в рамках физкультминутки. Например: В понедельник в детский сад Прискакали зайчики. (Прыжки на двух ногах) Полюбили крепко их Девочки и мальчики. (Обхватить себя руками) Пригласили их плясать Дружно ножки выставлять (По очереди выставляют вперёд ножки) Присядь вправо, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад) Присядь влево, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)
- А затем кружись ты смело. (Покружиться) И ладошки у ребят, Словно листики шуршат. (Ладошки рук потереть друг об дружку). Ноябрь, декабрь Словесная игра «Когда гномик это делал?» (Г.А. Корелина) Цель: упражнять детей последовательно называть части суток Ход игры Воспитатель задает вопросы, дети должны ответить на них. Гном устал, фонарик яркий Светлячок ему включает, Сказку гномик прочитает И тихонько засыпает. (вечером) Гномик бодро просыпался И росою умывался, Колпачок свой надевал, Звонко песню напевал. (утром) Гномик спит, И снятся сказки Интересные ему. (ночью) Гном чинил свою калитку И катался на улитке, Он и пчелкам помогал, Им цветочки наклонял. (днем) Дидактическая игра «Назови части суток» (А.М. Леушина) Цель: упражнять детей в различении частей суток. Оборудование: картинки: утро, день, вечер, ночь.
- Ход игры Воспитатель чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из - какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее. Дидактическая игра «День и ночь кружатся» (Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В.) Цель: развивать представление о суточном цикле. Оборудование: круг с изображением перехода ночи в день и дня в ночь, репродукции художников, на которых изображено разное время суток. Четыре картинки с изображением деятельности детей в разное время суток. Ход игры. Воспитатель показывает знакомое детям изображение перехода ночи в день и дня в ночь. В беседе уточняется последовательность наступления разных периодов суток, особое внимание уделяется восходу и заходу солнца, утро и вечер рассматриваются как границы перехода тьмы в свет и обратно. Дидактическое упражнение «Называем дни недели» (Т.М. Рихтерман) Цель: развивать представления о последовательности дней недели. Оборудование: цветные фишки, плоская модель. Ход Сначала представления детей о днях недели связывают с порядковыми номерами. Так, во время одного из занятий воспитатель спрашивает: «Сколько дней в неделе?» и поясняет: «Для того чтобы легче было запомнить, в каком порядке идут дни недели, мы обозначим их цветными фишками. Пер- вый день недели — понедельник — обозначим синей фишкой. Как называется следующий день недели? Обозначим его зеленой фишкой. Почему этот день называется вторником? Какой день наступает после
- вторника? Среда — это который день по порядку? Обозначим среду желтой фишкой. Как называется следующий день недели?» и т.д. Дидактическое упражнение «Живая неделя» (Т.Б. Рихтерман) Цель: уточнять знания детей о днях недели. Ход Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я — понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я — вторник. Какой день следующий?» Остальные дети дают задания «дням недели», загадывают загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника, до вторника. Дидактическая игра: «Какой же день» (Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В.) Цель: в игровой форме упражнять в активном различении названия определенного дня недели. Оборудование: мел, плоская модель. Ход игры По углам игровой комнаты мелом рисуют семь домиков. Это дни недели. В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие. Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это был...вторник!» Дети бегут к домику под названием «вторник». Затем возвращаются в круг, игра продолжается. Упражнение для глаз «Веселая неделька» (Г.М. Ковалевская) Цель: закреплять дни недели. Активировать глазные мышцы Ход
- Воспитатель проводит упражнение в целях закрепления представлений о днях недели в рамках физкультминутки. Например: В с ю н е д е л ю п о – п о р я д к у , Г л а з к и д е л а ю т з а р я д к у . В п о н ед е л ь н и к , ка к п р о с н у т с я , Гл а з к и с ол н ц у ул ы б н у т с я , Вниз посмотрят на траву, И обратно в высоту. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). Январь, февраль Дидактическое упражнение «Сутки» (О.И. Соловьева) Цель: определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности. Оборудование: 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера. Ход Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.
- Дидактическая игра «День и ночь кружатся» (Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В.) Цель: развивать представление о суточном цикле. Оборудование: круг с изображением перехода ночи в день и дня в ночь, репродукции художников, на которых изображено разное время суток. Четыре картинки с изображением деятельности детей в разное время суток. Ход игры Педагог сообщает, что он будет показывать картинки, на которых отображена деятельность детей в разное время суток. Они должны догадаться, какое время суток изображено, и «по секрету» сказать это воспитателю. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Например, воспитатель показывает картинку, на которой изображена спящая девочка, рядом лежат кукла и мишка, в окно видны звезды и луна. Дети определяют, что на картинке изображена ночь. Затем показывается картинка с восходящим солнцем и детьми, делающими зарядку (утро). На следующей картинке видны играющие на поляне дети, высоко в небе светит солнце (день). И, наконец, на последней — солнце уходит за горизонт, и дети идут с родителями домой (вечер). В конце игры занятия педагог просит детей ответить, что идет следом за вечером. Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» (О.И. Соловьева) Цель: определение уровня умения детей ориентироваться во времени, закрепление представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра». Оборудование: мяч. Ход игры Педагог бросает по очереди мяч детям, говоря короткую фразу, например: «Мы занимаемся…» Ребенок, поймавший мяч, заканчивает фразу (… сегодня). Примеры фраз: Мы пойдем гулять… Вы ходили в парк… Дидактическая игра «Неделька ожила» (О.А. Соловьева)
- Цель: закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение. Оборудование: картинки- гномики в одежде разного цвета. Ход игры Педагог говорит детям, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет картинку с первым гномиком: «Я -- понедельник. Кто следующий?» Дети называют, педагог выставляет следующего гномика: «Я -- вторник. Кто следующий?» и т.д. При этом педагог обращает внимание детей на цвет одежды гномиков. Педагог просит детей поставить гномиков по порядку и назвать их имена. Педагог просит детей назвать имена гномиков: - Как зовут гномика, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т.д. Дидактическая игра «Неделька, стройся» (О. А. Соловьева) Цель: закреплять названия и последовательность дней недели. Оборудование: цифры 1-7. Ход игры На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй- вторник….). Педагог просит выйти день, который обозначает понедельник;… среду и т.д. Педагог просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели. Дидактическая игра «Лови, бросай, дни недели называй» (О.А. Соловьева) Цель: закреплять названия и последовательность дней недели. Оборудование: мяч. Ход игры
- Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому- нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?» Варианты вопросов: Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д. Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему. Упражнение для глаз «Веселая неделька» (Г.М. Ковалевская) Цели: закреплять дни недели. Активировать глазные мышцы Ход Воспитатель проводит упражнение в целях закрепления о днях недели в рамках физкультминутки. Например: Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо, Не устанут никогда. (Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). Пальчиковая гимнастика «Котята»(С.Ю. Ращупкина) Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти. Ход (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол). У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их). Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых.
- (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). Март, апрель Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» (Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В.) Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Оборудование: мел, плоская модель. Ход игры. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, о т р а ж а ю щ е й к о н к р е т н о е в р е м е н н о е п о н я т и е . Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было ... вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается. Дидактическая игра «Что вы делали» (С. С. Вохринцова) Цель: определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток. Ход игры Выбирается один ведущий ребенок. Педагог говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают. Дидактическое упражнение «Домик чей» (О.А. Соловьева) Цель: закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»). Оборудование: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений. Ход
- Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней». Задания: - Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке. (вставляем голубую полоску в нижний кармашек) - Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску) - Как называются день, который скоро наступит? (завтра) Он поселился в верхнем окне (вставляем фиолетовую полоску). Педагог читает детям стихотворение и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее. Дидактическая игра «Поставь стрелку правильно» (О.А. Соловьева) Цель
:
закрепить знания последовательности дней недели. Оборудование: большой картонный круг (для воспитателя). Разбитый на семь равных частей; каждая часть изображает день недели; на круге прикреплена подвижная стрелка. Такие же круги, розданы детям, но меньших размеров. Ход игры Воспитатель ставить стрелку на своем круге на какой-нибудь день недели и громко называет этот день, например воскресенье. Дети должны на своих кругах поставить стрелки на тот день, который следует за воскресеньем, т.е. на понедельник. Дидактическая игра «Разноцветная неделька» (А.М. Леушина) Цель: закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение. Оборудование: разноцветные круги, цифры от 1 до 7. Ход игры Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру или педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.
- Дидактическая игра «Который час?» (А.М. Леушина) Цель: развивать умение детей определять время по часам. Оборудование: циферблаты часов. Ход игры Воспитатель на циферблате ставит стрелки и, обращается к детям, спрашивает: «Который час?». Дети на циферблатах своих часов устанавливают тоже время, называют который час и показывают свои часы. Ребенку, правильно определившему время, даётся жетон. Выигрывает тот у кого больше жетонов. Дидактическая игра-задание «Незнайкина неделя» (С.С. Вохринцова) Цель: закреплять названия и последовательность дней недели. Оборудование : кукла или картинка «Незнайка». Ход игры Педагог говорит детям, что к ним в гости пришел Незнайка. Помогите Незнайке назвать дни недели. Незнайка назвал так: «Воскресенье – день веселья…Потом среда – но это ерунда.. Потом суббота – погулять охота. Вот и всё!» Правильно Незнайка назвал дни недели? Дети исправляют ошибки Незнайки. Упражнение для глаз «Веселая неделька» (Г.М. Ковалевская) Цели: закреплять дни недели. Активировать глазные мышцы Ход игры Воспитатель проводит упражнение в целях закрепления о днях недели в рамках физкультминутки. Например: В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Р а з , д в а , т р и , ч е т ы р е , п я т ь , Б у д е м г л а з к и о т к р ы в а т ь . Жмуримся и открываем, Так игру мы продолжаем. (Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения). Пальчиковая гимнастика «Часы» (С.Ю. Ращупкина) Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти.
- Ход игры Садимся на коврик (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. Мышь полезла в первый раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: "Бом!", (Один хлопок над головой). Мышь скатилась кувырком. (Руки "скатываются" на пол). Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" (Два хлопка). Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!" (Три хлопка). Мышь скатилась кувырком. С учетом специфики слабовидящих детей 5-6 лет был составлен перспективный план проведения зрительных гимнастик во время коррекционной работы с детьми по формированию временных представлений. (Приложение 1.)
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ Весь распорядок жизни детей и взрослых является предпосылкой для формирования у ребенка чувства времени и умения пользоваться соответствующими словами: пора, рано, сейчас, потом. Этот словарь временных обозначений интенсивно развивается в процессе общения и деятельности ребенка на протяжении раннего и дошкольного возраста. Малыш начинает интересоваться значением слов вчера, сегодня, завтра, что позволяет взрослому познакомить его с текучестью, длительностью, периодичностью времени, т. е. развивать «чувство времени». Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Точность оценки временных интервалов определена динамикой процессов возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов является результатом условных рефлексов на время (И. П. Павлов). Во всех программах воспитания детей в детском саду предусмотрено развитие ориентировки во времени. В дошкольных образовательных учреждениях детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их деятельность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам в определенной системе. Исследования Т. Б. Рихтерман показали, что расширения объема знаний детей о времени играет решающую роль, так как детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени, что бы регулировать и планировать свою деятельность во времени это создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, точность, необходимых ребенку при обучению в школе и повседневной жизни.
- Время – самая сложная категория для восприятия. Даже у нормально развивающихся дошкольников знания о времени и умение ориентироваться в нем неадекватны, неполны, единичны, не взаимосвязаны, отличаются статичностью. Подобные недостатки в более выраженной степени выявились у детей с различной зрительной патологией. Временные представления, у детей с недостатком зрительного восприятия, формируются медленнее, чем у нормально видящих сверстников. Действия этих детей характеризуются неупорядоченностью, фрагментарностью. У детей с нарушениями зрения в связи с недостаточным уровнем развития практических действий довольно часто наблюдается снижение уровня самостоятельности, неуверенность в своих действиях, поэтому они часто не доводят начатое дело до конца, а иногда и отказываются от его выполнения. На основе изучения теоретического материала разработан проект педагогической деятельности по формированию временных представлений слабовидящих детей 5-6 лет. Цель проекта педагогической деятельности: систематизация работы воспитателя по формированию временных представлений у слабовидящих детей 5 – 6 лет. Продуманы условия реализации проектной деятельности. Работа должна осуществляться в хорошо освещенном помещении, групповой комнате. Обязательно предусмотрено свободное рабочее место, стол, стул. В наличии заранее подготовленные учебно- наглядные пособия: дидактические игры, иллюстрации, модели времени. Организация образовательного процесса осуществляется планомерно и последовательно, индивидуально с каждым ребенком или небольшими подгруппами, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Системная работа по формирование временных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет должна проводиться в ходе любой деятельности на протяжении всего пребывания детей в детском саду.
- Для диагностики уровня сформированности временных представлений использовались методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Т.Д. Рихтерман. Для реализации проекта разработан перспективный план работы воспитателя по формированию временных представлений у слабовидящих детей 5 – 6 лет с учетом возрастных особенностей детей, в котором работа с детьми организована по четырем основным этапам. В проекте широко используются дидактические игры и упражнения, которые были предложены такими авторами как: А.М. Леушина, С.С. Вахренцова, (Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнещая), С.Ю. Ращупкина, Г.М. Ковалевская, ( В.И. Чернова, М.А. Тарасова, М.В. Моткова), О.И. Соловьева. Таким образом, поставленные на начальном этапе исследования задачи решены, цель достигнута. Практическая значимость работы – разработанный проект педагогической деятельности воспитателя, перспективный план проведения зрительных гимнастик для коррекционной работы по формированию представлений о времени у слабовидящий детей 5 – 6 лет, которые могут быть использованы в практике в специализированном дошкольном образовательном учреждении, и в специализированных группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. При дальнейшем исследовании проблема формирования представлений о времени у слабовидящих детей 5 – 6 лет может быть изучена более глубоко. Безусловно, есть перспективы для дальнейшего проведения исследования в данном направлении.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белошистая, А. В. Обучение математике в ДОУ [Текст]: методическое пособие/А.В. Белошистая.-М.: АЙРИСПРЕСС, 2006. – 206с. 2. Березина, Р.Л. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях[Текст]: учеб. пособие/ Р.Л.Березина.-М.: Просвещение, 1987.- 145с. 3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1983. – 351с. 4. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст]: учеб. пособие/ Л.А. Дружинина. – М.: Издат. «Экзамен», 2006. – 159 с. 5. Ковалевская Г.М. Упражнения для глаз / Г.М. Ковалевская. – М.: Эксмо, 2010. – 221 с. 6. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие/ А. М. Леушина. – М.: Просвящение, 1974. – 368 с.: ил. 7. Основы специальной психологии [Текст] / Л.В. Кузнецова [и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издат. центр «Академия», 2003.-480 с. 8. От рождения до школы [Текст]: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. 9. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада/ Л.С. Метлина.- М.: Просвещение, 1984.-155с. 10.Нагаева, Т. Н. Нарушение зрения у дошкольников: р а з в и т и е пространственной ориентировки [Текст]: учеб. пособие / Т. Н. Нагаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 92 с.: ил. 11. Плаксина, Л.М. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: учеб. пособие/ Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999. - 56с.
- 12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст]/ под ред. Л.И. Плаксивой. —М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с. 13. Ращупкина С.Ю. Развивающие игры для детей на время / С.Ю. Ращупкина. М: Эксмо, 2010. – 320 с. 14.Рихтерман, Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. С. 42. 15. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издат. центр «Академия», 2002.- 400 с. 16. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду[Текст]: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение. 1982. - 96c. 17. Чернова, В.И. Математика в детском саду [Текст]: учеб. пособие / В. И. Чернова, М.Т. Тарасова, М.В Маткова. – М.:Просвещение, 1999.- 171с. 18. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учеб. пособие/ А. А. Столяра; под редакция А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.- 300с. 19. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст]: учеб. Пособие для студентов дошкольного отделения и факультета средних педагогических учебных заведений/Е.И. Щербакова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.-270с.
- Приложение 1. Этапы/ Сроки Задачи Форма работы с детьми Приемы работы в о с п и т а т е л я с детьми 1. Сентябрь, Октябрь Развитие глазодвигательных функций. Улучшить кровообращение. Совместная деятельность в о с п и т а т е л я с детьми, микрогрупповая Комплекс гимнастик для глаз «Веселая неделька» Гимнастика для глаз «Осень» Гимнастика для глаз «Белка» Гимнастика для глаз «Дерево» Упражнение для глаз Овощи» 2. Ноябрь, Декабрь Активизировать кровообращение в о б л а с т и г л а з . Развитие глазодвигательных функций Совместная деятельность в о с п и т а т е л я с детьми, микрогрупповая, индивидуальная Комплекс гимнастик для глаз «Веселая неделька» Гимнастика для глаз «Дождик» Упражнение для глаз « С вед е н и е глаз» Упражнение для глаз «Тренировка» Гимнастика для глаз «Листочки»
- 3. Январь, Февраль Развитие глазодвигательных функций. Снять усталость глаз Совместная деятельность в о с п и т а т е л я с детьми, микрогрупповая, индивидуальная Комплекс гимнастик для глаз «Веселая неделька» Упражнение для г л а з « Н а й д и игрушку» Упражнение для глаз «Дождик» Упражнение для глаз «Елка» Упражнение для глаз «Письмо» Упражнение для глаз «Зажмуривание глаз» 4. Март, Апрель Развитие глазодвигательных функций. Снять усталость глаз Совместная деятельность в о с п и т а т е л я с детьми, микрогрупповая, индивидуальная Комплекс гимнастик для глаз «Веселая неделька» Упражнения для глаз «Часовщик» Упражнение для глаз «На море» Упражнение для глаз «Письмо» Упражнение для глаз «Раскрашивание»
- 5. Май Развитие глазодвигательных функций. Снять усталость глаз Совместная деятельность в о с п и т а т е л я с детьми, микрогрупповая, индивидуальная Комплекс гимнастик для глаз «Веселая неделька» Упражнение для глаз «волшебный сон» Игра-упражнение «Буратино» Упражнение для глаз «Часики» Упражнкение для глаз «Жмурки» Гимнастика для глаз «Закрываем мы глаза, вот такие чудеса
-


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники