Напоминание

Педагогическое мастерство как условие формирования коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории


Автор: Семёнова Лариса Сергеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Цивильская СОШ №2" Цивильского района Чувашской Республики
Населённый пункт: Чувашская Республика, г.Цивильск
Наименование материала: Доклад
Тема: Педагогическое мастерство как условие формирования коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории
Раздел: среднее образование





Назад




Тема:

«Педагогическое мастерство как условие формирования коммуникативной

компетентности у учащихся на уроках истории»

Автор: Семёнова Лариса Сергеевна

учитель истории

МБОУ «Цивильская СОШ № 2»

Цивильского района

Чувашской Республики

г.Цивильск

2017

2

Введение.

Актуальность темы.

«Пулей попадёшь в одного, а метким словом - в тысячу» - говорит военная

пословица.

Большая роль речи педагога в постижении молодым поколением законов развития

природы, общества, в приобретении опыта нравственных взаимоотношений с людьми –

факт

бесспорный

и

доказанный

многовековым

существованием

педагогической

профессии. Еще со школьной скамьи каждый из нас запомнил образ любимого учителя

А.С. Пушкина – профессора нравственного права Царскосельского лицея А.П. Куницына,

который

своими

страстными

речами,

обращенными

к

сердцу

и

разуму

лицеистов,

воспитал у них «пламень» высоких гражданских чувств. К. Паустовский, вспоминая

своего педагога истории Клячина, особо выделял его умение рассказывать: он «бросал

слова, как комья глины» и «лепил ими живые статуи». Воспоминания А.С. Макаренко до

сих пор помнят не только слова любимого педагога, но и интонации его голоса, тон,

жесты, которыми сопровождались его высказывания. Вспомните и вы своих уважаемых

наставников – их голоса, особенности речи, манеру обращаться к ученикам, отвечать на

вопросы.

Все в них располагало к общению, вызывало доверие. И вам, конечно же,

хочется быть похожим на своих наставников в этом.

В

целом

наша

педагогическая

профессия

накопила

хороший

опыт

словесного

воспитания. Но за последние десятилетия в общественном сознании прочно укрепились и

другие стереотипы речи, коммуникативного поведения

учителя: обязательно громкий

голос, назидательный тон, безапелляционность оценок и замечаний, авторитарная манера

предъявления требований. Появились даже выражения «говорить учительским тоном»,

«железные

нотки

учительского

голоса»,

как

правило,

сопровождаемые

либо

резким

отрицательным отношением говорящего к этому явлению, либо иронией. Распространение

получили и «образцы» не всегда правильной, неубедительной речи педагога (чем успешно

воспользовались кинематографисты, создавая штампы в изображении и учителя).

Современная школа призвана создавать условия для развития и

саморазвития личности ученика. Особая роль отводится позиции педагога в общении,

которая

характеризует

признание

ученика

как

равного

партнера

в

условиях

сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития. Учителя

школы создают на уроке такую педагогическую ситуацию, которая позволяет ученику

самовыразиться, рассказать или доказать что-то и учителям и остальным участникам

3

коммуникативной деятельности. Тогда ученик оказывается в центре внимания, становясь

субъектом речи, с его потребностями, интересами.

Но для того, чтобы ввести учащегося в активную речевую ситуацию и научить его

ориентироваться

в

ней.

Необходимо

повышать

уровень

коммуникативной

культуры

учителя.

Молодой

учитель

начинающий

свою

педагогическую

деятельность

в

школе,

нередко теряется. С чего начать? Казалось бы, знаний полученных в ВУЗе, достаточно, но

школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта,

который, как известно, приходит не сразу, а с годами. Таким образом, темой моего

исследования стало изучение педагогического мастерства, как условия формирования

коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории.

Объект

исследования: педагогическое

мастерство

как

условие

формирования

коммуникативной компетентности у ученика на уроках истории

Предмет исследования – анализ содержания коммуникативной компетентности у

учителя и способов формирования ее у учащихся.

Цель исследования: анализ влияния коммуникативной компетентности учителя на

коммуникацию учащихся средствами предмета.

Задачи:

-

обобщить

и

дать

критический

анализ

накопленному

в

зарубежной

и

отечественной

науке

материалу

о

коммуникативной

компетентности

как

условию

педагогического мастерства;

- изучить основные умения, навыки и способы педагогического общения;

- охарактеризовать основные педагогические требования, которые обеспечивают

профессиональный рост учителя, его мастерство;

-

показать

в

педагогической

практике

способы

развития

коммуникативной

компетентности у учащихся средствами предмета и дать краткие выводы по результатам

профессиональной деятельности и другие.

4

Раздел I Коммуникативная компетентность как основа профессионального

мастерства учителя.

Необходимой

со ставляющей

профе ссионализма

человека

я в л я е т с я

профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность педагога

- это

многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и

способов

их

применения

в

конкретных

педагогических

ситуациях,

ценностные

ориентации

педагога,

а

также

интегративные

показатели

его

культуры

(речь,

стиль

общения,

отношения

к

себя

и

своей

деятельности,

к

смежным

областям

и

др.)

Коммуникативный ( от лат. сommunico – связываю, общаюсь) компонент компетентности

включает в себя умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить

доказательства,

анализировать

высказывать

суждения,

передавать

рациональную

и

эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои

действия

с

действиями

коллег,

выбирать

оптимальный

стиль

общения

в

различных

деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог. Педагогическое мастерство

выражается в совершенном овладении педагогом приемами и методами, всем арсеналом

педагогических

умений

и

навыков,

обеспечивающих

практическое

воплощение

педагогического искусства в процессе формирования личности.

Методы, приемы, средства общения

Каждый педагог, общаясь, выбирает свой индивидуальный стиль. Каждый находит

свои ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Первой ступенькой в

осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути,

целей,

принципов

и

содержания,

которое

реализуется

в

разнообразных

формах

воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых

можно достичь результата. От учителя требуется профессиональное владение арсеналом

методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.

Распространены три группы методов:

Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников,

формируются их взгляды), представления, понятия), осуществляется оперативный обмен

информацией в педагогической системе между ее членами.

Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников,

организуется их деятельность, стимулируются их позитивные мотивы.

Вербальные и невербальные средства общения

Специфика

профессионального

общения

предопределяется

общими

законами

передачи и восприятия информации. Информация передается с помощью вербальных

(речевых) и невербальных (неречевых) средств общения.

5

Американский ученый Алберт Мейерабиан отмечает, что передача информации

происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств

(включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, за счет невербальных средств на 55%.

Речь как основное средство педагогического взаимодействия

Произнесите одну ту же пословицу с разными целевыми установками: просто

информировать,

удивиться

или

выразить

недоумение,

посочувствовать

или

наоборот,

позлорадствовать.

В

результате

одна

и

та

же

информация,

сообщенная

педагогом,

может

быть

воспринята отрицательно, нейтрально или, став фоном, пройти незамеченной.

Если обратиться к работам ученых, исследовавших вопрос о коммуникативных

качествах педагогической речи, то можно представить себе некоторую идеальную модель речи

учителя. Это, прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного

литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и

вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям

и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризует логичность,

убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и

выразительность, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.

Речь учителя может сделать восприятие информации доступным, интересным, а может

затруднить его. О значимости этой функции в речи учителя говорит и тот факт, что знания

часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенности педагогической речи:

сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи,

характер произношения слов. Учитель не только передает школьникам знания, но и

формирует

у

них

эмоционально-ценностное

отношение

к

этим

знаниям.

Регулируя

отношения «учитель ученик», речь выступает как средство взаимопонимания между

учителем и учеником. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует

их,

предъявляет

свои

требования,

делает

замечания,

высказывает

свои

пожелания;

сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест, манера задавать вопросы и

получать ответы.

Техника речи - комплекс навыков в речевом дыхании, дикции, голосообразования,

которое позволяет донести до ученика все богатство содержания его слова:

· неправильное произношение - смех;

· громкая беседа, неоправданная интонация – надолго отделяют учителя от

ученика;

· не умение дышать при разговоре – появление одышки, покраснение лица,

учащение пульса;

6

· четкое произношение – профессиональная необходимость;

· чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить;

Выражение

«речь

педагога»

(синоним

«педагогическая

речь»,

как

правило,

употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной

речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и

результат

этого

процесса

устные

высказывания.

Устная

речь

учителя

это

речь,

создаваемая педагогом в момент говорения (в отличие от озвученной письменной речи,

например чтение вслух параграфа учебника.

Педагогическая речь призвана обеспечить:

А) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками

Б) положительное воздействие педагога на сознание, чувства учеников с целью

формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности

В) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения

Г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Умения педагогического общения.

На этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается прежде всего на

свою

память

и

воображение.

Он

должен

мысленно

восстановить

особенность

предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, при этом помнить не только

имена и лица воспитанников, но и их индивидуальные особенности, проявляющиеся в их

реакциях и поведении. Воображение на этом этапе проявляется в умении ставить сея на

место

другого

человека,

т.е.

идентифицироваться

с

ним,

видеть

окружающий

мир

и

происходящее

в

рем

его

глазами.

Этап

моделирования

завершается

построением

общенческой партитуры – подбором необходимого иллюстративного материала.

Организация непосредственного общения требует владения умением осуществлять

коммуникативную атаку, т.е привлекать к себе внимание. В.А. Канн-Калик отписывает

четыре

способа

привлечения

внимания

другого

субъекта

общения:

речевой

вариант

(вербальное общение к учащимся), пауза с активным внутренним общением (требованием

внимания),

двигательно-знаковый

вариант

(развешивание

таблиц,

наглядных

пособий,

запись

на

доске

и

т.п.),

смешанный

вариант,

включающий

в

себя

элементы

трех

предыдущих.

На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический контакт с

классом, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимися, создавать

обстановку

коллективного

поиска,

совместной

творческой

деятельности,

вызывать

настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания.

7

Управление общением в педагогическом процессе изначально предполагает умение

органично и последовательно действовать в публичной обстановке (умение общаться на

людях),

организовывать

совместную

с

учащимися

творческую

деятельность,

целенаправленно

поддерживать

общение

введением

элементов

беседы,

риторических

вопросов и т.п.

Успешное

управление

педагогическим

общением

требует

умений

распределять

внимание

и

поддерживать

его

устойчивость,

выбирать

по

отношению

к

классу

и

отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения, который бы

обеспечивал их готовность к восприятию информации, помогал снимать психологический

барьер

возраста

и

опыта,

приближал

ученика

к

учителю,

анализировать

поступки

воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их

поведение в различных ситуациях, создавать опт эмоциональных переживаний учащихся,

обеспечивать атмосферу благополучия в классе.

С помощью слова создается психологический климат в классе, преодолеваются

личностные

барьеры,

формируются

межличностные

отношения,

создаются

ситуации,

стимулирующие самообразование и самовоспитание.

Коммуникативные

умения

учителя-воспитателя

структурно

могут

быть

представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений

общения (вербального) и умений навыков педагогической техники.

Перцептивные

умения.

Воспринимать

и

адекватно

интерпретировать

информацию о сигналах

от партнера по общению, получаемых в ходе совместной

деятельности,

глубоко

поникать

в

личностную

суть

других

людей,

устанавливать

индивидуальное своеобразие человека, на основе быстрой оценки внешних характеристик

человека,

на

основе

быстрой

оценок

и

манер

человека

определять

внутренний

мир,

направленность и возможные будущие действия человека, определять, к какому типу

личности и темперамента относится человек, по незначительным признакам улавливать

характер переживаний, состояние человека, его причастность или не причастность к тем

или

иным

обстоятельствам,

находить

в

действиях

и

других

проявлениях

человека

признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом,

видит главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным

ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспримающего, противостоять

стереотипам восприятия другого человека.

Информационные умения. Обычно их связывают только с непосредственным

изложением

учебной

информации,

во

время

как

они

имеют

место

и

в

способах

ее

получения.

Это

умения

и

навыки

работы

с

печатными

источниками

и

8

библиографирования,

умения

добывать

информацию

из

других

источников

и

дидактически

ее

преобразовывать,

т.е.

умения

интерпретировать

и

адаптировать

информацию к задачам обучения и воспитания.

На этапе непосредственного общения с воспитанниками информационные умения

проявляются в способности ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику

предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст, логически

правильно

построить

и

вести

конкретный

рассказ,

объяснение,

беседу,

проблемное

изложение,

органично

сочетают

использование

индуктивного

и

дедуктивного

путей

изложения

материал,

формулировать

вопросы

в

доступной

Фоме,

кратко,

четко

и

выразительно, применять технические средства, электронно-вычислительную технику и

средств наглядности, выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков,

оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материал с

использованием разнообразных методов, перестраивать в случае необходимости план и

ход изложения материала.

Овладеть искусством речи должен, и может каждый педагог. Не следует забывать

тривиальную истину: для того чтобы хорошо говорить, надо много говорить.

Речь

педагога

должна

обеспечить

выполнение

задач

обучения

и

воспитания

школьников,

поэтому

к

ней,

помимо

общекультурных,

предъявляются

и

профессиональные,

педагогические

требования.

Педагог

несет

социальную

ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему

речь педагога рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.

9

Разд ел II

Способы

формирования

коммуникативной

компетентности

у

учащихся средствами предмета (из опыта работы учителя истории).

Моя методическая тема: Способы развития коммуникативной компетентности у

учащихся средствами предмета. Компетентностный подход не является новым и чуждым

для

российской

школы.

Работа

над

ключевыми

компетенциями

ученика

это

путь,

которым системы образования в мире в целом пытаются прийти к преодолению разрыва

между результатами, как общего, так и профессионального образования и современными

требованиями жизни.

Развитие коммуникативной компетентности у учащихся развивает способность у

него вступать в коммуникацию с целью быт понятым. Грамотно, красиво, выразительно и

эффективно общаться с коллегами и преподавателями (устно и письменно). Ученик учится

обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику. Взаимодействуют с

учащимися в классе при решении задач, и помогает им. Умеет входить в контакт с

незнакомыми людьми.

Приемами и средствами могут быть: объяснение, доказательство,

рассуждение,

сравнение обобщение, групповая работа, дискуссии, проблемные задания, игра и т.д.

Позиция педагога во взаимоотношениях со школьниками и в общении с ними

исключительно

важна.

Внимание

к

каждому

ребенку,

учет

его

положения

среди

школьников и в семье, доброжелательность, терпение, стремление помочь ему, опора на

потребности и интересы детей, увлечение их познавательной деятельностью с элементами

игры и романтики – все это помогает создать атмосферу сотрудничества на уроке. Главное

для меня на уроке – деятельность самих детей. Образно говоря, учитель не солист и даже

не столько дирижер, сколько драматург (или сценарист) и постановщик урока. Я, избегаю

приказного тона и затянутого монолога. Извиняюсь в случае собственной ошибки или

оплошности.

Стараюсь

избегать

ненужных

конфликтов,

не

допускать

педагогической

предубежденности

и

неэтичности,

унижения

ученика.

Стремлюсь

обеспечить

его

положительное самочувствие удовольствие от познавательной деятельности.

Использую

возможность

поблагодарить

ученика

за

выполненную

работу,

подчеркиваю его успехи, не выпячиваю недоработки и просчеты. Такой стиль ведения

уроков характерен не только в работе с сильными, но и со всеми остальными, в том числе

и со слабоуспевающими учениками. Такой характер и стиль деятельности и общение

педагога

с

детьми

помогает

мне

оптимизировать

сотрудничество,

способствует

формированию коллективистских и гражданских качеств.

В

своей

педагогической

деятельности

я

использую

общеизвестные

методы

дидактики.

10

Однако опыт работы показал, что наиболее эффективными для меня являются

проблемно-поисковый метод и метод проблемного изложения, метод диалога.

«Минута на шум» - очень простой и эффективный прием. После оглашения

дискуссионного

вопроса

микроколлективам

внутри

класса

(не

более

5-8

человек)

предлагаю минуту (2-3-5) на «шум», т.е. на обсуждение проблемы между собой в группе.

Для развития умения видеть проблему применяю методику «Посмотри на

мир чужими глазами». Например: «Составь рассказ о средневековом городе от имени

иностранного путешественника, впервые его посетившего», «Расскажи о военном походе

киевских князей с позиций народного ополченца или дружинника».

Методика работы с текстом развивает у учащихся умение анализировать,

выделять главное и второстепенное. Это умение позволяет учащимся находить факты,

доказывающие их точку зрения или подтверждающие их идею.

Для

развития

способности

к

суждению

использую

различные логические

упражнения, например: «Проверь правильность утверждений»:

Весьма

результативен

так

называемый прием

ПОПС-формулы,

который

использую на уроках при организации споров, дискуссии. Высказывание ученика должно

соответствовать

ПОПС-формуле.

Таким

образом,

выступление

обучаемого

становится

более логичным, структурированным, может состоять из двух-четырех предложений и

занимает примерно 2 минуты.

В

своей

деятельности

использую

как традиционные,

так

и нетрадиционные

формы ведения уроков.

Современное общество ставит перед школой серьезную задачу – формирование у

учащихся и выпускников КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. Одним из средств, в решении

данной задачи, является на сегодняшний день – использование ИКТ в образовательном

процессе:

· во-первых, это применение интерактивной доски;

· во-вторых, это привлечение мультимедийных презентаций подготовленных как

учителем, так и учащимися;

· в-третьих, использование на уроках готовых учебно-методических комплексов,

соответствующих учебным программам и образовательным стандартам.

Кроме того, применение информационно-коммуникационных технологий на

уроках истории способствует:

· овладению каждым учащимся знаниями по истории на базовом уровне;

·

формированию

у

учащихся

умения

самостоятельно

работать

с

исторической

информацией;

11

· стимулированию познавательного интереса к предмету;

· осуществлению практической подготовки экзамену в форме тестирования;

· формированию информационной и коммуникационной компетенций.

Таким

образом,

информационно-коммуникационные

технологи

являются

подходящим инструментом для пропаганды осмысленного заинтересованного обучения.

Это дает возможность учащимся взаимодействовать с базой данных таким способом,

который

позволяет

обучаться

под

руководством

учителя,

получать

знания

в

сотрудничестве с одноклассниками. Преподаватель же выступает в роли консультанта.

ИКТ эффективно могут применяться на всех типах урока и на всех его этапах, т.к.

смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и

сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности. При подготовке уроков с

применением ИКТ большую помощь оказывают Интернет-ресурсы. Хочу отметить, что у

учащихся,

работающих

с

компьютером,

формируется

более

высокий

уровень

самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации,

умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

Активную позицию учащихся легче сформировать через деятельностное освоение

изучаемого материала,

когда ученик участвует вместе с учителем в моделировании

социальных и исторических явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссии,

диалога.

Коллективные и групповые формы деятельности на уроке, не только личная, но и

групповая

самоорганизация

и

ответственность,

допустимые

на

уроке

элементы

совместных действий и даже самоуправление – все это позволяет усилить коллективные

начала

и

увеличить

опыт

сотрудничества

школьников.

Для

выполнения

этих

задач

использую нетрадиционные уроки. Формы их весьма разнообразны: дискуссии, диспуты;

семинары; конференция; имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры; консультации;

практикумы; лабораторные работы.

Выбор

формы

зависит

от

многих

обстоятельств:

возрастных

особенностей

учащихся, уровня их подготовки, информированности, психологических особенностей.

Так, в младших классах (с пятого) с большим успехом проходят уроки-экспедиции. Они

дают широкие возможности для формирования у учащихся интереса к историческому

прошлому при изучении нового материала.

Известно, что человек запоминает около 10% воспринятого на слух, около 50%

того,

что

видит,

и

до

90%

того,

что

он

делает

сам.

Если

действия

сопряжены

с

воспроизведением или переосмыслением информации, извлеченной из документов, то эта

информация будет усвоена более полно. Кроме того, в игре сюжетно-ролевого типа ребята

12

овладевают интеллектуальными и коммуникативными умениями. В 5-6 классах с успехом

провожу

урок – театрализованную игру (или представление) «Колониальные захваты

европейцев», сюжетно-ролевую игру «Совет земли Русской: «остаться в живых - 2011».

В отличие от театрализованного урока, в котором существует довольно жесткий сценарий,

а реплики, как правило, заучиваются заранее, в ролевой игре намечается лишь сюжетная

канва. Участники такой игры решают поставленную перед ними проблему. Участвуя в

таких уроках, дети организуют деятельность, принимая на себя функцию взрослых в

сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра является первой в хронологическом плане для

формирования общественного сознания детей. Немецкий психолог К.Гросс определяет

игру «как форму жизнедеятельности и самоусовершенствования молодых существ».

В старших классах использую более сложные формы нетрадиционных уроков: как

круглый стол, урок – деловая игра, «Учителем буду я» , урок – регламентированная

дискуссия, урок-диспут, уроки-практикумы лабораторные занятия, семинары.

Интересно проходят занятия в форме деловой или ролевой игры. Это достаточно

сложная

форма

проведения

урока.

Проведение

деловой

или

ролевой

игры

позволяет

достичь многих целей: подробно разобрать ситуацию, описываемую в задаче; развивать

ораторские

способности

старшеклассников;

учить

проявлению

объективности,

уважительности, корректности к оппонирующей стороне, но самое важное – такие уроки

позволяют учащимся проявить свою гражданскую позицию, а мне как учителю помогают

увидеть, насколько эта позиция является сформированной.

Деятельность

в

группах

помогает

учащимся

научиться

работать

в

"команде",

развивает личностные качества: умение брать на себя ответственность за выбор, решение,

разделять ответственность, анализировать результаты. Ребята научаются сотрудничеству,

сотворчеству,

в

ходе

коллективного

обсуждения

учатся

культуре

дискуссии,

культуре

общения, учатся слышать друг друга. При этом ученик понимает, что он может делать

маленькие и большие открытия в незыблемом, казалось бы, мире взрослых истин. В итоге

он

ощущает

свою

значимость,

самоценность

как

члена

небольшого

гражданского

сообщества. Высшая задача подобных уроков – достижение эффекта саморегуляции.

В

10-11классах

мне

нравится

проводить активные

семинары

под

общим

названием «Встречи на Олимпе», или «История России в исторических лицах» , на

которых

происходит

столкновение

точек

зрения

ученых-историков,

исторических

деятелей различных эпох.

Задачи,

которые

решаются

в

ходе

такого

урока

следующие:

1)

формирование

умений

анализа

и

обобщения

на

основе

знаний

об

истории

России;

2)

развитие

коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса; 3) формирование

13

умений

конструирования

альтернативных

вопросов;

4)

развитие

интереса

к

истории

России на примере углубленного изучения исторических личностей. Выступая в роли

докладчиков, оппонентов, учащиеся раскрывают деятельность исторического лица, его

вклад

в

историю,

историческое

значение

данной

личности.

При

оценке

учащихся

учитываются их добавления, заданные корректные вопросы, рецензии и умение вести

дискуссию.

Я твердо убеждена, что для воспитания гражданских качеств педагог не должен

ограничиваться лишь уроками. Внеурочной деятельности в школе должно быть много.

Она должны охватывать как можно больше школьников. Эта деятельность увлекает детей,

сплачивает детский коллектив, развивает у школьников ценностные качества личности.

Каждый ребенок, если он потрудился, хочет, чтоб его труд был оценен.

Я уделяю особое внимание оцениванию деятельности учащихся. Под оцениванием

понимаю процесс сравнения настоящих (сегодняшних) успехов (или неуспехов) учащегося

с его прежними результатами, а также процесс соотнесения результатов образования с

заранее заданными нормами.

Придерживаюсь следующих принципов оценивания уровня подготовки учащихся,

развитие их социальных компетентностей:

значимость;

адекватность;

объективность;

интегрированность;

открытость;

ясность.

Считаю,

что

оценка

должна

создавать

перспективу,

учитывать

не

только

сегодняшний результат, но и потенциальные возможности ребенка обучать, а не только

оценивать.

Справедливая, адекватная и выстроенная в соответствии с вышеперечисленными

принципами

система

оценивания

не

только

стимулирует

учебную

и

познавательную

деятельность учащихся, но и способствует, на мой взгляд, формированию гражданской

ответственности, готовит их к исполнению роли граждан.

Определение

критериев

из

эффективности

усилий

педагога

весьма

сложная

задача, прежде всего, потому, что в педагогике, как в любой гуманитарной дисциплине,

трудно применить жесткие критерии. Педагог скорее чувствует, чем точно знает, что

получилось и что не получилось в его работе. К сожалению, до сих пор его интуиция

14

педагога, его чувства не принимаются в качестве объективных критериев эффективности

его деятельности».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

В эпоху компьютерных технологий наши дети потеряли способность грамотно и

образно излагать свои мысли на правильном русском языке, от устных рассказов, от

семейного чтения книг, и сочинения длинных писем.

Но

ведь

не

надо

забывать,

что

развивающемуся

обществу

нужны

современно

образованные,

нравственные

предприимчивые

люди,

которые

могут

самостоятельно

принимать

решения

в

ситуации

выбора,

способны

к

сотрудничеству,

отличаются

мобильностью,

динамизмом,

конструктивностью,

готовы

к

межкультурному

взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-

экономическое процветание.

Вот

почему

я

выбрала

своей

темой

именно

развитие

коммуникативной

компетентности у учащихся, т. к. она

развивает способность у ребенка вступать в

коммуникацию с целью быт понятым. Грамотно, красиво, выразительно и эффективно

общаться

со

сверстниками

и

преподавателями

(устно

и

письменно).

Ученик

учится

обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику. Взаимодействуют с

учащимися в классе при решении задач, и помогает им. Умеет входить в контакт с

незнакомыми людьми.

Для меня представляет интерес та модель урока, которая связана с человеческим

достоинством ученика и учителя, уважением к истории. Уклад жизни урока, принимается

мною как мини - модель современного общества.

Поэтому при построении урока:

учитываю

возрастные

особенности

и

возможности

гуманистического

гражданского становления каждого ребенка;

соблюдаю права человека, ребенка с позиции

толерантности, умения вести

диалог, терпимости к ошибкам и т. д.;

даю возможность каждому участнику высказать собственное суждение, сделать

собственные выводы на уроке;

принимаю критику.

Деятельность в группах помогает учащимся научиться работать в "команде",

развивает личностные качества: умение брать на себя ответственность за выбор, решение,

разделять ответственность, анализировать результаты. Ребята научаются сотрудничеству,

15

сотворчеству,

в

ходе

коллективного

обсуждения

учатся

культуре

дискуссии,

культуре

общения, учатся слышать друг друга. При этом ученик понимает, что он может делать

маленькие и большие открытия в незыблемом, казалось бы, мире взрослых истин. В итоге

он

ощущает

свою

значимость,

самоценность

как

члена

небольшого

гражданского

сообщества. Высшая задача подобных уроков – достижение эффекта саморегуляции.

Для себя я выделяю следующие результаты работы: создание положительного

микроклимата

на

уроках

истории, стремление учащихся к полноценному диалогу и

сотрудничеству, их осознанное и активное включение в обмен мнениями; толерантность,

принятие позиции другого в качестве особой ценности; возросший

уровень

активности

учащихся на уроках и во внеурочной деятельности; умение принимать ответственность за

себя и свое окружение; стремление учащихся к проявлению индивидуальности; стойкий

интерес учащихся к предмету

Все это позволяет мне сделать следующий вывод: данные приемы, формы работы,

технологии по развитию коммуникативной компетентности у учащихся влияют на рост

уровня

качества

знаний

по

истории

обществознанию;

помогают

мне,

как

учителю

продвигаться по лестнице профессионального роста, педагогического мастерства; двигают

меня к саморазвитию, совершенствованию в моей профессиональной деятельности.

Результаты не заставляют долго ждать. Так например, мои учащиеся постоянно

являются

участниками

олимпиад,

неоднократно

занимали

призовые

места

на

муниципальном

и

региональном

уровнях.

Я,

стремлюсь

постоянно

задействовать

учащихся

в

школьных

и

районных,

окружных

конкурсах,

научных

конференциях

по

истории.

Анкетирование

по

усвоению

исторических

понятий

и

учебного

материала

показало, что 84% учащихся владеют ими хорошо.

Поступления

4

выпускников

из

4

сдававших

мой

предмет

в

высшие

ученые

заведения Москвы и Казани с результатами ЕГЭ по истории на бюджетные места, говорят

о высоком уровне знаний учащихся.

16

Список литературы:

1.

Абросимова

М.Г.

Использование

информационных

и

коммуникационных

технологий…// Стандарты и мониторинг.2004.№3.

2.

Адольф

В.А.

Профессиональная

компетентность

современного

учителя.

Монография/Красноярский Гос Университет. – Красноярск, 1998.

3. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства. – М.,2007.

4. Аксенова Э.А. Компетентностный подход к допрофессиональной подготовке

школьников в ФРГ.// Стандарты и мониторинг.2004.№2.

5. Андреев П.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-

методологического анализа// Педагогика.2005 №4.

6.

Байденко

В.

Компетенции

в

профессиональном

образовании

освоению

компетентностного подхода)// Высшее образование в России.2004.№11.

7. Боголюбов Л.Н. Компетентностный подход к отбору содержания образования на

примере формирования компетенции избирателя.// Стандарты и мониторинг.2004.№2.

8. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной

программе// Педагогика, 2003. №10.

9.

Галицких

Е.

Заманчивей

всего

и

бескорыстное

на

свете:

педагогическая

мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре/ А.А. Галицких//Воспитание

школьников. – 2003. - №2 – С.31-33.

10.

Гера

Р.Д.

проблема

формирования

гражданско-правовых

компетенций.//

Образование в современной школе.2004.№7.

11.Дахин

А.Н.Компетенция

и

компетентность:

сколько

их

у

российского

школьника?//Стандарты и мониторинг.2004.

12. Зимняя И.А. Ключевые компетентности

как результативно-целевая основа

компетентностного подхода в образовании. М. 2004.

13. Зимняя И.А. Отражение содержания ключевых социальных компетентностей в

текстах действующих ГОС ВПО (теоретико-эмпирический анализ) Проблемы качества

образования: Кн. 2. Ключевые социальные компетентности студента. М.: Уфа,2004.

14. Иванов Д.А. Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в

образовании:

Проблемы,

понятия,

инструментарий:

Учебно-методическое

пособие.

Омск,2003.

15.Равен

Дж.

Компетентность

в

современном

обществе:

Выявление,

развитие

реализация. – М., 2002.

16.

Ирхина

И.В.

Современные

ориентиры

развития

школьного

образования

в

России.

17

17.

Канн-Калик

В.А.

Тренинг

профессионально-педагогического

общения.

М.2004.

18



В раздел образования