Автор: Семёнова Лариса Сергеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Цивильская СОШ №2" Цивильского района Чувашской Республики
Населённый пункт: Чувашская Республика, г.Цивильск
Наименование материала: Доклад
Тема: Педагогическое мастерство как условие формирования коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории
Раздел: среднее образование
Тема:
«Педагогическое мастерство как условие формирования коммуникативной
компетентности у учащихся на уроках истории»
Автор: Семёнова Лариса Сергеевна
учитель истории
МБОУ «Цивильская СОШ № 2»
Цивильского района
Чувашской Республики
г.Цивильск
2017
2
Введение.
Актуальность темы.
«Пулей попадёшь в одного, а метким словом - в тысячу» - говорит военная
пословица.
Большая роль речи педагога в постижении молодым поколением законов развития
природы, общества, в приобретении опыта нравственных взаимоотношений с людьми –
факт
бесспорный
и
доказанный
многовековым
существованием
педагогической
профессии. Еще со школьной скамьи каждый из нас запомнил образ любимого учителя
А.С. Пушкина – профессора нравственного права Царскосельского лицея А.П. Куницына,
который
своими
страстными
речами,
обращенными
к
сердцу
и
разуму
лицеистов,
воспитал у них «пламень» высоких гражданских чувств. К. Паустовский, вспоминая
своего педагога истории Клячина, особо выделял его умение рассказывать: он «бросал
слова, как комья глины» и «лепил ими живые статуи». Воспоминания А.С. Макаренко до
сих пор помнят не только слова любимого педагога, но и интонации его голоса, тон,
жесты, которыми сопровождались его высказывания. Вспомните и вы своих уважаемых
наставников – их голоса, особенности речи, манеру обращаться к ученикам, отвечать на
вопросы.
Все в них располагало к общению, вызывало доверие. И вам, конечно же,
хочется быть похожим на своих наставников в этом.
В
целом
наша
педагогическая
профессия
накопила
хороший
опыт
словесного
воспитания. Но за последние десятилетия в общественном сознании прочно укрепились и
другие стереотипы речи, коммуникативного поведения
учителя: обязательно громкий
голос, назидательный тон, безапелляционность оценок и замечаний, авторитарная манера
предъявления требований. Появились даже выражения «говорить учительским тоном»,
«железные
нотки
учительского
голоса»,
как
правило,
сопровождаемые
либо
резким
отрицательным отношением говорящего к этому явлению, либо иронией. Распространение
получили и «образцы» не всегда правильной, неубедительной речи педагога (чем успешно
воспользовались кинематографисты, создавая штампы в изображении и учителя).
Современная школа призвана создавать условия для развития и
саморазвития личности ученика. Особая роль отводится позиции педагога в общении,
которая
характеризует
признание
ученика
как
равного
партнера
в
условиях
сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития. Учителя
школы создают на уроке такую педагогическую ситуацию, которая позволяет ученику
самовыразиться, рассказать или доказать что-то и учителям и остальным участникам
3
коммуникативной деятельности. Тогда ученик оказывается в центре внимания, становясь
субъектом речи, с его потребностями, интересами.
Но для того, чтобы ввести учащегося в активную речевую ситуацию и научить его
ориентироваться
в
ней.
Необходимо
повышать
уровень
коммуникативной
культуры
учителя.
Молодой
учитель
начинающий
свою
педагогическую
деятельность
в
школе,
нередко теряется. С чего начать? Казалось бы, знаний полученных в ВУЗе, достаточно, но
школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта,
который, как известно, приходит не сразу, а с годами. Таким образом, темой моего
исследования стало изучение педагогического мастерства, как условия формирования
коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории.
Объект
исследования: педагогическое
мастерство
как
условие
формирования
коммуникативной компетентности у ученика на уроках истории
Предмет исследования – анализ содержания коммуникативной компетентности у
учителя и способов формирования ее у учащихся.
Цель исследования: анализ влияния коммуникативной компетентности учителя на
коммуникацию учащихся средствами предмета.
Задачи:
-
обобщить
и
дать
критический
анализ
накопленному
в
зарубежной
и
отечественной
науке
материалу
о
коммуникативной
компетентности
как
условию
педагогического мастерства;
- изучить основные умения, навыки и способы педагогического общения;
- охарактеризовать основные педагогические требования, которые обеспечивают
профессиональный рост учителя, его мастерство;
-
показать
в
педагогической
практике
способы
развития
коммуникативной
компетентности у учащихся средствами предмета и дать краткие выводы по результатам
профессиональной деятельности и другие.
4
Раздел I Коммуникативная компетентность как основа профессионального
мастерства учителя.
Необходимой
со ставляющей
профе ссионализма
человека
я в л я е т с я
профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность педагога
- это
многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и
способов
их
применения
в
конкретных
педагогических
ситуациях,
ценностные
ориентации
педагога,
а
также
интегративные
показатели
его
культуры
(речь,
стиль
общения,
отношения
к
себя
и
своей
деятельности,
к
смежным
областям
и
др.)
Коммуникативный ( от лат. сommunico – связываю, общаюсь) компонент компетентности
включает в себя умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить
доказательства,
анализировать
высказывать
суждения,
передавать
рациональную
и
эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои
действия
с
действиями
коллег,
выбирать
оптимальный
стиль
общения
в
различных
деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог. Педагогическое мастерство
выражается в совершенном овладении педагогом приемами и методами, всем арсеналом
педагогических
умений
и
навыков,
обеспечивающих
практическое
воплощение
педагогического искусства в процессе формирования личности.
Методы, приемы, средства общения
Каждый педагог, общаясь, выбирает свой индивидуальный стиль. Каждый находит
свои ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Первой ступенькой в
осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути,
целей,
принципов
и
содержания,
которое
реализуется
в
разнообразных
формах
воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых
можно достичь результата. От учителя требуется профессиональное владение арсеналом
методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.
Распространены три группы методов:
Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников,
формируются их взгляды), представления, понятия), осуществляется оперативный обмен
информацией в педагогической системе между ее членами.
Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников,
организуется их деятельность, стимулируются их позитивные мотивы.
Вербальные и невербальные средства общения
Специфика
профессионального
общения
предопределяется
общими
законами
передачи и восприятия информации. Информация передается с помощью вербальных
(речевых) и невербальных (неречевых) средств общения.
5
Американский ученый Алберт Мейерабиан отмечает, что передача информации
происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств
(включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, за счет невербальных средств на 55%.
Речь как основное средство педагогического взаимодействия
Произнесите одну ту же пословицу с разными целевыми установками: просто
информировать,
удивиться
или
выразить
недоумение,
посочувствовать
или
наоборот,
позлорадствовать.
В
результате
одна
и
та
же
информация,
сообщенная
педагогом,
может
быть
воспринята отрицательно, нейтрально или, став фоном, пройти незамеченной.
Если обратиться к работам ученых, исследовавших вопрос о коммуникативных
качествах педагогической речи, то можно представить себе некоторую идеальную модель речи
учителя. Это, прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного
литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и
вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям
и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризует логичность,
убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и
выразительность, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.
Речь учителя может сделать восприятие информации доступным, интересным, а может
затруднить его. О значимости этой функции в речи учителя говорит и тот факт, что знания
часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенности педагогической речи:
сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи,
характер произношения слов. Учитель не только передает школьникам знания, но и
формирует
у
них
эмоционально-ценностное
отношение
к
этим
знаниям.
Регулируя
отношения «учитель ученик», речь выступает как средство взаимопонимания между
учителем и учеником. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует
их,
предъявляет
свои
требования,
делает
замечания,
высказывает
свои
пожелания;
сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест, манера задавать вопросы и
получать ответы.
Техника речи - комплекс навыков в речевом дыхании, дикции, голосообразования,
которое позволяет донести до ученика все богатство содержания его слова:
· неправильное произношение - смех;
· громкая беседа, неоправданная интонация – надолго отделяют учителя от
ученика;
· не умение дышать при разговоре – появление одышки, покраснение лица,
учащение пульса;
6
· четкое произношение – профессиональная необходимость;
· чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить;
Выражение
«речь
педагога»
(синоним
–
«педагогическая
речь»,
как
правило,
употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной
речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и
результат
этого
процесса
–
устные
высказывания.
Устная
речь
учителя
–
это
речь,
создаваемая педагогом в момент говорения (в отличие от озвученной письменной речи,
например чтение вслух параграфа учебника.
Педагогическая речь призвана обеспечить:
А) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками
Б) положительное воздействие педагога на сознание, чувства учеников с целью
формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности
В) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения
Г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.
Умения педагогического общения.
На этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается прежде всего на
свою
память
и
воображение.
Он
должен
мысленно
восстановить
особенность
предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, при этом помнить не только
имена и лица воспитанников, но и их индивидуальные особенности, проявляющиеся в их
реакциях и поведении. Воображение на этом этапе проявляется в умении ставить сея на
место
другого
человека,
т.е.
идентифицироваться
с
ним,
видеть
окружающий
мир
и
происходящее
в
рем
его
глазами.
Этап
моделирования
завершается
построением
общенческой партитуры – подбором необходимого иллюстративного материала.
Организация непосредственного общения требует владения умением осуществлять
коммуникативную атаку, т.е привлекать к себе внимание. В.А. Канн-Калик отписывает
четыре
способа
привлечения
внимания
другого
субъекта
общения:
речевой
вариант
(вербальное общение к учащимся), пауза с активным внутренним общением (требованием
внимания),
двигательно-знаковый
вариант
(развешивание
таблиц,
наглядных
пособий,
запись
на
доске
и
т.п.),
смешанный
вариант,
включающий
в
себя
элементы
трех
предыдущих.
На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический контакт с
классом, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимися, создавать
обстановку
коллективного
поиска,
совместной
творческой
деятельности,
вызывать
настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания.
7
Управление общением в педагогическом процессе изначально предполагает умение
органично и последовательно действовать в публичной обстановке (умение общаться на
людях),
организовывать
совместную
с
учащимися
творческую
деятельность,
целенаправленно
поддерживать
общение
введением
элементов
беседы,
риторических
вопросов и т.п.
Успешное
управление
педагогическим
общением
требует
умений
распределять
внимание
и
поддерживать
его
устойчивость,
выбирать
по
отношению
к
классу
и
отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения, который бы
обеспечивал их готовность к восприятию информации, помогал снимать психологический
барьер
возраста
и
опыта,
приближал
ученика
к
учителю,
анализировать
поступки
воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их
поведение в различных ситуациях, создавать опт эмоциональных переживаний учащихся,
обеспечивать атмосферу благополучия в классе.
С помощью слова создается психологический климат в классе, преодолеваются
личностные
барьеры,
формируются
межличностные
отношения,
создаются
ситуации,
стимулирующие самообразование и самовоспитание.
Коммуникативные
умения
учителя-воспитателя
структурно
могут
быть
представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений
общения (вербального) и умений навыков педагогической техники.
Перцептивные
умения.
Воспринимать
и
адекватно
интерпретировать
информацию о сигналах
от партнера по общению, получаемых в ходе совместной
деятельности,
глубоко
поникать
в
личностную
суть
других
людей,
устанавливать
индивидуальное своеобразие человека, на основе быстрой оценки внешних характеристик
человека,
на
основе
быстрой
оценок
и
манер
человека
определять
внутренний
мир,
направленность и возможные будущие действия человека, определять, к какому типу
личности и темперамента относится человек, по незначительным признакам улавливать
характер переживаний, состояние человека, его причастность или не причастность к тем
или
иным
обстоятельствам,
находить
в
действиях
и
других
проявлениях
человека
признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом,
видит главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным
ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспримающего, противостоять
стереотипам восприятия другого человека.
Информационные умения. Обычно их связывают только с непосредственным
изложением
учебной
информации,
во
время
как
они
имеют
место
и
в
способах
ее
получения.
Это
умения
и
навыки
работы
с
печатными
источниками
и
8
библиографирования,
умения
добывать
информацию
из
других
источников
и
дидактически
ее
преобразовывать,
т.е.
умения
интерпретировать
и
адаптировать
информацию к задачам обучения и воспитания.
На этапе непосредственного общения с воспитанниками информационные умения
проявляются в способности ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику
предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст, логически
правильно
построить
и
вести
конкретный
рассказ,
объяснение,
беседу,
проблемное
изложение,
органично
сочетают
использование
индуктивного
и
дедуктивного
путей
изложения
материал,
формулировать
вопросы
в
доступной
Фоме,
кратко,
четко
и
выразительно, применять технические средства, электронно-вычислительную технику и
средств наглядности, выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков,
оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материал с
использованием разнообразных методов, перестраивать в случае необходимости план и
ход изложения материала.
Овладеть искусством речи должен, и может каждый педагог. Не следует забывать
тривиальную истину: для того чтобы хорошо говорить, надо много говорить.
Речь
педагога
должна
обеспечить
выполнение
задач
обучения
и
воспитания
школьников,
поэтому
к
ней,
помимо
общекультурных,
предъявляются
и
профессиональные,
педагогические
требования.
Педагог
несет
социальную
ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему
речь педагога рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.
9
Разд ел II
Способы
формирования
коммуникативной
компетентности
у
учащихся средствами предмета (из опыта работы учителя истории).
Моя методическая тема: Способы развития коммуникативной компетентности у
учащихся средствами предмета. Компетентностный подход не является новым и чуждым
для
российской
школы.
Работа
над
ключевыми
компетенциями
ученика
–
это
путь,
которым системы образования в мире в целом пытаются прийти к преодолению разрыва
между результатами, как общего, так и профессионального образования и современными
требованиями жизни.
Развитие коммуникативной компетентности у учащихся развивает способность у
него вступать в коммуникацию с целью быт понятым. Грамотно, красиво, выразительно и
эффективно общаться с коллегами и преподавателями (устно и письменно). Ученик учится
обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику. Взаимодействуют с
учащимися в классе при решении задач, и помогает им. Умеет входить в контакт с
незнакомыми людьми.
Приемами и средствами могут быть: объяснение, доказательство,
рассуждение,
сравнение обобщение, групповая работа, дискуссии, проблемные задания, игра и т.д.
Позиция педагога во взаимоотношениях со школьниками и в общении с ними
исключительно
важна.
Внимание
к
каждому
ребенку,
учет
его
положения
среди
школьников и в семье, доброжелательность, терпение, стремление помочь ему, опора на
потребности и интересы детей, увлечение их познавательной деятельностью с элементами
игры и романтики – все это помогает создать атмосферу сотрудничества на уроке. Главное
для меня на уроке – деятельность самих детей. Образно говоря, учитель не солист и даже
не столько дирижер, сколько драматург (или сценарист) и постановщик урока. Я, избегаю
приказного тона и затянутого монолога. Извиняюсь в случае собственной ошибки или
оплошности.
Стараюсь
избегать
ненужных
конфликтов,
не
допускать
педагогической
предубежденности
и
неэтичности,
унижения
ученика.
Стремлюсь
обеспечить
его
положительное самочувствие удовольствие от познавательной деятельности.
Использую
возможность
поблагодарить
ученика
за
выполненную
работу,
подчеркиваю его успехи, не выпячиваю недоработки и просчеты. Такой стиль ведения
уроков характерен не только в работе с сильными, но и со всеми остальными, в том числе
и со слабоуспевающими учениками. Такой характер и стиль деятельности и общение
педагога
с
детьми
помогает
мне
оптимизировать
сотрудничество,
способствует
формированию коллективистских и гражданских качеств.
В
своей
педагогической
деятельности
я
использую
общеизвестные
методы
дидактики.
10
Однако опыт работы показал, что наиболее эффективными для меня являются
проблемно-поисковый метод и метод проблемного изложения, метод диалога.
«Минута на шум» - очень простой и эффективный прием. После оглашения
дискуссионного
вопроса
микроколлективам
внутри
класса
(не
более
5-8
человек)
предлагаю минуту (2-3-5) на «шум», т.е. на обсуждение проблемы между собой в группе.
Для развития умения видеть проблему применяю методику «Посмотри на
мир чужими глазами». Например: «Составь рассказ о средневековом городе от имени
иностранного путешественника, впервые его посетившего», «Расскажи о военном походе
киевских князей с позиций народного ополченца или дружинника».
Методика работы с текстом развивает у учащихся умение анализировать,
выделять главное и второстепенное. Это умение позволяет учащимся находить факты,
доказывающие их точку зрения или подтверждающие их идею.
Для
развития
способности
к
суждению
использую
различные логические
упражнения, например: «Проверь правильность утверждений»:
Весьма
результативен
так
называемый прием
ПОПС-формулы,
который
использую на уроках при организации споров, дискуссии. Высказывание ученика должно
соответствовать
ПОПС-формуле.
Таким
образом,
выступление
обучаемого
становится
более логичным, структурированным, может состоять из двух-четырех предложений и
занимает примерно 2 минуты.
В
своей
деятельности
использую
как традиционные,
так
и нетрадиционные
формы ведения уроков.
Современное общество ставит перед школой серьезную задачу – формирование у
учащихся и выпускников КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. Одним из средств, в решении
данной задачи, является на сегодняшний день – использование ИКТ в образовательном
процессе:
· во-первых, это применение интерактивной доски;
· во-вторых, это привлечение мультимедийных презентаций подготовленных как
учителем, так и учащимися;
· в-третьих, использование на уроках готовых учебно-методических комплексов,
соответствующих учебным программам и образовательным стандартам.
Кроме того, применение информационно-коммуникационных технологий на
уроках истории способствует:
· овладению каждым учащимся знаниями по истории на базовом уровне;
·
формированию
у
учащихся
умения
самостоятельно
работать
с
исторической
информацией;
11
· стимулированию познавательного интереса к предмету;
· осуществлению практической подготовки экзамену в форме тестирования;
· формированию информационной и коммуникационной компетенций.
Таким
образом,
информационно-коммуникационные
технологи
являются
подходящим инструментом для пропаганды осмысленного заинтересованного обучения.
Это дает возможность учащимся взаимодействовать с базой данных таким способом,
который
позволяет
обучаться
под
руководством
учителя,
получать
знания
в
сотрудничестве с одноклассниками. Преподаватель же выступает в роли консультанта.
ИКТ эффективно могут применяться на всех типах урока и на всех его этапах, т.к.
смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и
сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности. При подготовке уроков с
применением ИКТ большую помощь оказывают Интернет-ресурсы. Хочу отметить, что у
учащихся,
работающих
с
компьютером,
формируется
более
высокий
уровень
самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации,
умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
Активную позицию учащихся легче сформировать через деятельностное освоение
изучаемого материала,
когда ученик участвует вместе с учителем в моделировании
социальных и исторических явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссии,
диалога.
Коллективные и групповые формы деятельности на уроке, не только личная, но и
групповая
самоорганизация
и
ответственность,
допустимые
на
уроке
элементы
совместных действий и даже самоуправление – все это позволяет усилить коллективные
начала
и
увеличить
опыт
сотрудничества
школьников.
Для
выполнения
этих
задач
использую нетрадиционные уроки. Формы их весьма разнообразны: дискуссии, диспуты;
семинары; конференция; имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры; консультации;
практикумы; лабораторные работы.
Выбор
формы
зависит
от
многих
обстоятельств:
возрастных
особенностей
учащихся, уровня их подготовки, информированности, психологических особенностей.
Так, в младших классах (с пятого) с большим успехом проходят уроки-экспедиции. Они
дают широкие возможности для формирования у учащихся интереса к историческому
прошлому при изучении нового материала.
Известно, что человек запоминает около 10% воспринятого на слух, около 50%
того,
что
видит,
и
до
90%
того,
что
он
делает
сам.
Если
действия
сопряжены
с
воспроизведением или переосмыслением информации, извлеченной из документов, то эта
информация будет усвоена более полно. Кроме того, в игре сюжетно-ролевого типа ребята
12
овладевают интеллектуальными и коммуникативными умениями. В 5-6 классах с успехом
провожу
урок – театрализованную игру (или представление) «Колониальные захваты
европейцев», сюжетно-ролевую игру «Совет земли Русской: «остаться в живых - 2011».
В отличие от театрализованного урока, в котором существует довольно жесткий сценарий,
а реплики, как правило, заучиваются заранее, в ролевой игре намечается лишь сюжетная
канва. Участники такой игры решают поставленную перед ними проблему. Участвуя в
таких уроках, дети организуют деятельность, принимая на себя функцию взрослых в
сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра является первой в хронологическом плане для
формирования общественного сознания детей. Немецкий психолог К.Гросс определяет
игру «как форму жизнедеятельности и самоусовершенствования молодых существ».
В старших классах использую более сложные формы нетрадиционных уроков: как
круглый стол, урок – деловая игра, «Учителем буду я» , урок – регламентированная
дискуссия, урок-диспут, уроки-практикумы лабораторные занятия, семинары.
Интересно проходят занятия в форме деловой или ролевой игры. Это достаточно
сложная
форма
проведения
урока.
Проведение
деловой
или
ролевой
игры
позволяет
достичь многих целей: подробно разобрать ситуацию, описываемую в задаче; развивать
ораторские
способности
старшеклассников;
учить
проявлению
объективности,
уважительности, корректности к оппонирующей стороне, но самое важное – такие уроки
позволяют учащимся проявить свою гражданскую позицию, а мне как учителю помогают
увидеть, насколько эта позиция является сформированной.
Деятельность
в
группах
помогает
учащимся
научиться
работать
в
"команде",
развивает личностные качества: умение брать на себя ответственность за выбор, решение,
разделять ответственность, анализировать результаты. Ребята научаются сотрудничеству,
сотворчеству,
в
ходе
коллективного
обсуждения
учатся
культуре
дискуссии,
культуре
общения, учатся слышать друг друга. При этом ученик понимает, что он может делать
маленькие и большие открытия в незыблемом, казалось бы, мире взрослых истин. В итоге
он
ощущает
свою
значимость,
самоценность
как
члена
небольшого
гражданского
сообщества. Высшая задача подобных уроков – достижение эффекта саморегуляции.
В
10-11классах
мне
нравится
проводить активные
семинары
под
общим
названием «Встречи на Олимпе», или «История России в исторических лицах» , на
которых
происходит
столкновение
точек
зрения
ученых-историков,
исторических
деятелей различных эпох.
Задачи,
которые
решаются
в
ходе
такого
урока
следующие:
1)
формирование
умений
анализа
и
обобщения
на
основе
знаний
об
истории
России;
2)
развитие
коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса; 3) формирование
13
умений
конструирования
альтернативных
вопросов;
4)
развитие
интереса
к
истории
России на примере углубленного изучения исторических личностей. Выступая в роли
докладчиков, оппонентов, учащиеся раскрывают деятельность исторического лица, его
вклад
в
историю,
историческое
значение
данной
личности.
При
оценке
учащихся
учитываются их добавления, заданные корректные вопросы, рецензии и умение вести
дискуссию.
Я твердо убеждена, что для воспитания гражданских качеств педагог не должен
ограничиваться лишь уроками. Внеурочной деятельности в школе должно быть много.
Она должны охватывать как можно больше школьников. Эта деятельность увлекает детей,
сплачивает детский коллектив, развивает у школьников ценностные качества личности.
Каждый ребенок, если он потрудился, хочет, чтоб его труд был оценен.
Я уделяю особое внимание оцениванию деятельности учащихся. Под оцениванием
понимаю процесс сравнения настоящих (сегодняшних) успехов (или неуспехов) учащегося
с его прежними результатами, а также процесс соотнесения результатов образования с
заранее заданными нормами.
Придерживаюсь следующих принципов оценивания уровня подготовки учащихся,
развитие их социальных компетентностей:
значимость;
адекватность;
объективность;
интегрированность;
открытость;
ясность.
Считаю,
что
оценка
должна
создавать
перспективу,
учитывать
не
только
сегодняшний результат, но и потенциальные возможности ребенка обучать, а не только
оценивать.
Справедливая, адекватная и выстроенная в соответствии с вышеперечисленными
принципами
система
оценивания
не
только
стимулирует
учебную
и
познавательную
деятельность учащихся, но и способствует, на мой взгляд, формированию гражданской
ответственности, готовит их к исполнению роли граждан.
Определение
критериев
из
эффективности
усилий
педагога
–
весьма
сложная
задача, прежде всего, потому, что в педагогике, как в любой гуманитарной дисциплине,
трудно применить жесткие критерии. Педагог скорее чувствует, чем точно знает, что
получилось и что не получилось в его работе. К сожалению, до сих пор его интуиция
14
педагога, его чувства не принимаются в качестве объективных критериев эффективности
его деятельности».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
В эпоху компьютерных технологий наши дети потеряли способность грамотно и
образно излагать свои мысли на правильном русском языке, от устных рассказов, от
семейного чтения книг, и сочинения длинных писем.
Но
ведь
не
надо
забывать,
что
развивающемуся
обществу
нужны
современно
образованные,
нравственные
предприимчивые
люди,
которые
могут
самостоятельно
принимать
решения
в
ситуации
выбора,
способны
к
сотрудничеству,
отличаются
мобильностью,
динамизмом,
конструктивностью,
готовы
к
межкультурному
взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-
экономическое процветание.
Вот
почему
я
выбрала
своей
темой
именно
развитие
коммуникативной
компетентности у учащихся, т. к. она
развивает способность у ребенка вступать в
коммуникацию с целью быт понятым. Грамотно, красиво, выразительно и эффективно
общаться
со
сверстниками
и
преподавателями
(устно
и
письменно).
Ученик
учится
обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику. Взаимодействуют с
учащимися в классе при решении задач, и помогает им. Умеет входить в контакт с
незнакомыми людьми.
Для меня представляет интерес та модель урока, которая связана с человеческим
достоинством ученика и учителя, уважением к истории. Уклад жизни урока, принимается
мною как мини - модель современного общества.
Поэтому при построении урока:
учитываю
возрастные
особенности
и
возможности
гуманистического
гражданского становления каждого ребенка;
соблюдаю права человека, ребенка с позиции
толерантности, умения вести
диалог, терпимости к ошибкам и т. д.;
даю возможность каждому участнику высказать собственное суждение, сделать
собственные выводы на уроке;
принимаю критику.
Деятельность в группах помогает учащимся научиться работать в "команде",
развивает личностные качества: умение брать на себя ответственность за выбор, решение,
разделять ответственность, анализировать результаты. Ребята научаются сотрудничеству,
15
сотворчеству,
в
ходе
коллективного
обсуждения
учатся
культуре
дискуссии,
культуре
общения, учатся слышать друг друга. При этом ученик понимает, что он может делать
маленькие и большие открытия в незыблемом, казалось бы, мире взрослых истин. В итоге
он
ощущает
свою
значимость,
самоценность
как
члена
небольшого
гражданского
сообщества. Высшая задача подобных уроков – достижение эффекта саморегуляции.
Для себя я выделяю следующие результаты работы: создание положительного
микроклимата
на
уроках
истории, стремление учащихся к полноценному диалогу и
сотрудничеству, их осознанное и активное включение в обмен мнениями; толерантность,
принятие позиции другого в качестве особой ценности; возросший
уровень
активности
учащихся на уроках и во внеурочной деятельности; умение принимать ответственность за
себя и свое окружение; стремление учащихся к проявлению индивидуальности; стойкий
интерес учащихся к предмету
Все это позволяет мне сделать следующий вывод: данные приемы, формы работы,
технологии по развитию коммуникативной компетентности у учащихся влияют на рост
уровня
качества
знаний
по
истории
обществознанию;
помогают
мне,
как
учителю
продвигаться по лестнице профессионального роста, педагогического мастерства; двигают
меня к саморазвитию, совершенствованию в моей профессиональной деятельности.
Результаты не заставляют долго ждать. Так например, мои учащиеся постоянно
являются
участниками
олимпиад,
неоднократно
занимали
призовые
места
на
муниципальном
и
региональном
уровнях.
Я,
стремлюсь
постоянно
задействовать
учащихся
в
школьных
и
районных,
окружных
конкурсах,
научных
конференциях
по
истории.
Анкетирование
по
усвоению
исторических
понятий
и
учебного
материала
показало, что 84% учащихся владеют ими хорошо.
Поступления
4
выпускников
из
4
сдававших
мой
предмет
в
высшие
ученые
заведения Москвы и Казани с результатами ЕГЭ по истории на бюджетные места, говорят
о высоком уровне знаний учащихся.
16
Список литературы:
1.
Абросимова
М.Г.
Использование
информационных
и
коммуникационных
технологий…// Стандарты и мониторинг.2004.№3.
2.
Адольф
В.А.
Профессиональная
компетентность
современного
учителя.
Монография/Красноярский Гос Университет. – Красноярск, 1998.
3. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства. – М.,2007.
4. Аксенова Э.А. Компетентностный подход к допрофессиональной подготовке
школьников в ФРГ.// Стандарты и мониторинг.2004.№2.
5. Андреев П.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-
методологического анализа// Педагогика.2005 №4.
6.
Байденко
В.
Компетенции
в
профессиональном
образовании
(к
освоению
компетентностного подхода)// Высшее образование в России.2004.№11.
7. Боголюбов Л.Н. Компетентностный подход к отбору содержания образования на
примере формирования компетенции избирателя.// Стандарты и мониторинг.2004.№2.
8. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной
программе// Педагогика, 2003. №10.
9.
Галицких
Е.
Заманчивей
всего
и
бескорыстное
на
свете:
педагогическая
мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре/ А.А. Галицких//Воспитание
школьников. – 2003. - №2 – С.31-33.
10.
Гера
Р.Д.
проблема
формирования
гражданско-правовых
компетенций.//
Образование в современной школе.2004.№7.
11.Дахин
А.Н.Компетенция
и
компетентность:
сколько
их
у
российского
школьника?//Стандарты и мониторинг.2004.
12. Зимняя И.А. Ключевые компетентности
как результативно-целевая основа
компетентностного подхода в образовании. М. 2004.
13. Зимняя И.А. Отражение содержания ключевых социальных компетентностей в
текстах действующих ГОС ВПО (теоретико-эмпирический анализ) Проблемы качества
образования: Кн. 2. Ключевые социальные компетентности студента. М.: Уфа,2004.
14. Иванов Д.А. Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в
образовании:
Проблемы,
понятия,
инструментарий:
Учебно-методическое
пособие.
–
Омск,2003.
15.Равен
Дж.
Компетентность
в
современном
обществе:
Выявление,
развитие
реализация. – М., 2002.
16.
Ирхина
И.В.
Современные
ориентиры
развития
школьного
образования
в
России.
17
17.
Канн-Калик
В.А.
Тренинг
профессионально-педагогического
общения.
–
М.2004.
18