Автор: Лазарева Евгения Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - д/с №22 "Журавушка" Ступинского муниципального района
Населённый пункт: город Ступино Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективный план работы педагога-психолога в группах коррекционной направленности
Раздел: дошкольное образование
- Лазарева Евгения Николаевна
- Педагог-психолог
- МАДОУ ЦРР – д/с № 22 «Журавушка» Ступинского муниципального
района
- Перспективный план работы педагога-психолога с детьми, имеющими
ТНР
1
Перспективный план работы педагога-психолога
в старшей и подготовительной к школе группах,
работающих по адаптированной программе дошкольного образования
для воспитанников, имеющих ТНР
на 2016 – 2017 учебный год.
Пояснительная записка
У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую
наблюдается
снижение
познавательной
деятельности
и
входящих
в
её
структуру
процессов:
меньший
объём
запоминания
и
воспроизведения
материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость
психических
процессов,
снижение
уровня
обобщения
и
осмысления
действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны
эмоционально-волевой
сферы
также
наблюдается
ряд
особенностей:
повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность,
замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Необходимо сть
вс е сторонней
и
тщательной
п р о р а б о т к и
организационно-содержательных
аспектов
логопедической
помощи
детям,
усиление
ее
профилактические
аспектов
в
настоящее
время
является
актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
В
работе
с
детьми,
имеющими
речевые
нарушения
возникла
необходимость
поиска
единых
концептуальных
основ
взаимодействия
педагога-психолога
и
учителя-логопеда
для
согласованности
проводимых
ими
мероприятий.
Такими
основами
явились:
развитие
и
коррекция
познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.
С
этой
целью
нами
был
разработан
перспективный
план
по
сопровождению детей коррекционно-логопедической группы.
Основной
принцип
организации
работы
–
оказание
комплексной
психолого-педагогической
помощи
детям,
имеющим
речевое
нарушения.
Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому
2
ребенку,
так
и
группе
детей,
имеющих
речевые
дефекты:
отслеживать
процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической,
коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста.
В
связи
с
гуманизацией
образования
и
разработкой
принципов
личностно – ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и
развития детей основной целью деятельности педагогических работников
становится
полноценное
развитие
личности
ребенка,
сохранение
и
укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи
логопедической
работы
сводятся
к
социальной
адаптации
и
интеграции
ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся
сверстников.
Деятельность
психолога
охватывает
комплексное
психологическое сопровождение детей в образовательном процессе.
Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии
указанных
специалистов
в
развитии
(коррекции)
речи
и
внеречевых
психических процессов и функций.
СЕНТЯБРЬ
№ направление
работы
Лексическая
тема
Коррекционно-развивающие
мероприятия.
Подготовительная группа.
Обследование
детей
(1- 3 неделя)
Методика Л.А. Ясюковой «Определение
готовности к школе».
Цель: оценить уровень готовности детей
к школьному обучению; выявить детей,
входящих в группу риска и нуждающихся
в помощи специалиста.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
Тема: «Осень.
Приметы осени»
1
). «Ветер дует …»
Цель: сформировать чувство
3
2.
Р а з в и т и е
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
принадлежности к группе.
2). «Не намочи ноги»
Цель: преодолевать трудности в общении,
формировать позитивное отношение к
сверстникам.
3). «Осенние листочки»
Цель: тренировка мимики, пантомимики,
умения выражать эмоции.
4). «Тропинка»
Цель: развитие эмпатии, активизация
воображения и образного представления.
1). Т.А. Новомлынская «Минутки
здоровья в дошкольном образовательном
учреждении».
«Кабачок» (укрепление мышц стопы)
Мы пузатый кабачок положили на бочок.
(Сидя на стуле, стопами зажать кеглю, а
потом положить её на пол и поставить на
неё ступни ног.)
Покатали, покатали и немножечко устали.
(Ступнями ног покатать кеглю вперёд-
назад одноимённым и разноимённым
движением ног.)
Вот какой наш кабачок – зелёненький
бочок! (Захватить кеглю стопами,
приподнять её и удерживать 5 – 10 сек.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
«Развиваем внимание» (учебное
пособие для письменных творческих
заданий)
Цель: абстрагируемся от привычного,
4
ищем новые решения.
2). И. А. Девина, Т. А. Никитина
«Развиваем память» (учебное пособие
для письменных творческих заданий)
Цель: активизируем долговременную
память.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
Тема: «Деревья
осенью»
1). «Прогулка в лес»
Цель: снятие психоэмоционального
напряжения.
2). «Из семени в дерево»
Цель: развитие творческого воображения.
3). «Ты - маленькое деревце»
Цель: коррекция негативных черт
характера, развитие эмоциональной
сферы.
1). «Ветер и листья» (самомассаж
пальцев рук)
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать
пальцы на обеих руках, начиная с
мизинцев.)
Будем листья собирать. (Ритмично
сжимать и разжимать кулачки.)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём, (Вновь
загибать пальцы, начиная с мизинцев, на
каждую строчку текста.)
Маме осенний букет отнесём. (Потирать
ладони друг о друга и по окончании
5
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
текста выставить вперёд ладони, пальцы
развести.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1).И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: ищем закономерности.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся управлять эмоциями.
ОКТЯБРЬ
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
Тема:
«Овощи.
Огород»
1
). «Узнай, что это за овощ?»
Цель: активизация зрительного внимания
и памяти, развитие наблюдательности,
совершенствование зрительно-
пространственной ориентировки,
узнавания и описания предмета по
контуру изображению.
2). «Вершки-корешки?!»
Цель: развитие мышления, памяти.
3). «Отвечай быстро»
Цель: развитие логического мышления,
опыта ребенка, сообразительности и
наблюдательности.
4). «Ругаемся овощами»
Цель: снятие детской агрессии.
1). Т.А. Новомлынская «Минутки
здоровья в дошкольном образовательном
учреждении».
1. «Капуста» (самомассаж ладоней)
Мы капусту рубим, рубим! (Ритмичные
6
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
удары ребром правой руки по ладони.)
Мы капусту рубим, рубим! (То же левой
рукой.)
Мы морковку трём, трём! (Трущие
движения ладони о ладонь.)
Мы капусту солим, солим! (Перебирание
пальчиками.)
Мы капусту жмём, жмём! (Сгибание и
разгибание пальцев рук.)
Сок капустный пьём, пьём!
(Поглаживающие движения пальцами
одной руки ладони другой и наоборот.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: развитие логического мышления,
памяти, внимания.
2). И. А. Девина, Т. А. Никитина
Цель: развитие всех высших психических
функций.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
Тема:
«Фрукты.
Сад»
1). «Садовник»
Цель: развитие внимания.
2). «Решение логических задач А. З.
Зака»
1. «Лимон» (расслабление мышц рук)
Я беру в ладонь лимон.
Чувствую, что твёрдый он. (Медленно
сжимать как можно сильнее правую руку
в кулак. Почувствовать, как напряжена
7
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
рука.)
А потом его бросаю, сразу руку
расслабляю. (Бросить “лимон” и
расслабить руку.)
Выполнить это же упражнение левой
рукой.
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: удерживаем в памяти логическую
цепь рассуждений.
2). И. А. Девина, Т. А. Никитина
Цель: воспроизводим по предъявленному
предмету.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
Тема:
«Насекомые»
1). «Бабочки и слоны»
Цель: развитие выразительности
движений, пантомимики.
2). «Жужа»
Цель: активизация группы, снятия общей
коллективной агрессии.
3). «Игра с муравьем»
Цель: снятие психомышечного
напряжения.
1). «Улитки»
Улитки ползут, свои домики везут.
Рожками шевелят, на рыбок глядят.
(Указательными пальцами растирать
крылья носа и массировать ноздри сверху
вниз и снизу вверх.)
8
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). «Положи картинки на свое место»
Цель: развитие речи и мышления.
2). «Домик и флажок»
Цель: развитие логичности и
обоснованности мыслительных действий.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
Тема:
«Перелетные
птицы»
1). «Большой –маленький»
Цель: закрепить знания о повадках птиц;
2). «Аист, жаворонок, лягушка»
Цель: развитие внимания;
3). «Что было бы, если я бы стал
птичкой…?»
Цель: развитие воображения.
1). «Ласточка» (нормализация тонуса
глазных мышц)
Где ты, где ты, ласточка целый день
летала? (Двигать глазами влево, а затем
вправо за пальчиком-тренажёром.)
Солнцу золотому косу заплетала.
(Вращать глазами по кругу в одну, а затем
в другую сторону вслед за пальчиком-
тренажёром.)
Где ты, где ты, ласточка, ночью
пропадала? (Следить за движением
пальца от носа к носу.)
Ме сяцу
с едому
двор
п од м е т а л а .
(Поднести ладони рук к глазам и моргать,
касаясь их ресницами.)
9
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петракова
Цель: простейшие умозаключения.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся понимать состояние других
.
НОЯБРЬ
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
Тема:
«Домашние
животные и их
детеныши»
1). «Придумаем клички животным с
картинки»
Цель: воспитывать заботливое отношение
к животным.
2). «Я и животные»
Цель: формировать умение переносить
все хорошее из мира животных.
3). «На кого я похож»
Ц е л ь :
п р е д с т а в л е н и е
о
с в я з и
и
в з а и м о з а в и с и м о с т и
ч е л о в е к а
и
животного.
1). «Тили -бом…» (отработка
правильного дыхания)
Тили -бом! Тили -бом! Загорелся Кошкин
дом!
Ты его потуши, губы трубочкой сложи:
(Свободный вдох, задержать дыхание.)
“Фу-фу-фу…” (Сложить губы трубочкой
–
“огнетушитель”
-
и
сделать
три
коротких редких выдоха.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
10
4.
Развитие
графических
навыков
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: ищем закономерности.
2). А. Девина, Т. А. Никитина
Цель: учимся управлять эмоциями.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
Тема:
«Домашние
птицы»
1). «Птицы»
Цель: развитие невербальной формы
общения;
2). «Гуси-лебеди»
Цель: учить понимать свои чувства и
других, повышать уверенность в себе;
3). «Петушки»
Цель: развивать навыки общения
мальчиков и девочек.
4). «Перышки»
Цель:
развитие
самостоятельности,
индивидуальности,
н е ве р б а л ь н о го
общения.
1). «Курочка - рябушечка”
(нормализация тонуса глазных мышц)
Курочка - рябушечка на речку пошла.
(Смотреть на пальчик-тренажёр перед
собой.)
Влево пошла – вправо пошла, речки не
нашла. (Выполнять медленные повороты
зрачками вправо, а затем влево за
пальчиком-тренажёром.)
Пошла вперёд – там речка течёт.
(Перевести взгляд с ближней точки на
дальнюю.)
Принесла
водицы
цыплятам
напиться!
(Поглаживать веки, закрыв глаза.)
11
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Е. Бортникова «Составляем рассказы
по картинкам». «Ранним утром вывела
курица цыплят во двор …»
Цель:
учить
детей
по
эмоциям
и
позе
животных определять их настроение.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: учимся работать последовательно;
2). А. Девина, Т. А. Никитина
Цель:
развиваем
кратковременную
память: запоминания.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
Тема: «Дикие
животные наших
лесов и их
детеныши»
1). «Зоопарк»
Цель: способствует снижению страха
перед животными;
2). «Доброе животное»
Цель: оптимизировать общение детей со
сверстниками;
3). «Добрый волк»
Цель:
способствует
снижению
страха
перед животными.
1). «Лечим медвежонка» (массаж шеи и
грудной области)
Медвежонок наш простужен,
Мёд ему сегодня нужен. Мы дадим ему на
ужин. (Поглаживать шею от подбородка к
грудному отделу.)
А потом, а потом мёдом грудку разотрём.
(Поглаживать
область
грудной
клетки
дугообразными
движениями
рук
сверху
вниз и наоборот.)
12
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: ищем закономерности.
2). А. Девина, Т. А. Никитина
Ц е л ь :
у ч и м с я
з а п о м и н а т ь
последовательно
.
ДЕКАБРЬ
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
Тема: «Зима»
1). «Море волнуется….»
Цель: умение выражать свои эмоции.
2). « Снежная королева»
Цель: продолжать формировать у детей
принадлежности к группе.
3). «Елочка»
Цель: развивать способность у детей к
эмпатии.
1). «Снежинки» (чередование
напряжения и расслабления мышц)
Я снежинки в ладошки ловлю,
А потом в кулачках сохраню. (Раскрыть
ладошки, пальцы с силой сжать в кулачки,
мышцы рук напряжены.)
Но где же снежинки? В ладошках вода!..
Куда же исчезли снежинки? Куда?
(Разжать кулачки, посмотреть на
ладошки, постепенно расслабляя мышцы
рук.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
13
4.
Развитие
графических
навыков
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: учимся работать последовательно.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся управлять эмоциями.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Тема: «Мебель»
1). «Шкаф»
Цель: формирование сплоченности
коллектива.
2). «Изобрази..»
Цель: развитие воображения.
1). «За осанкою следим!»
Подравнялись. Посмотрели через левое
плечо,
(Медленно посмотреть налево до упора.)
Через правое ещё. (То же направо.)
Ровненько стоим, за осанкою следим.
(Стоять прямо, плечи развести, смотреть
вперёд. )
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: простейшие умозаключения.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся управлять эмоциями.
1.
Лексико-
Тема: «Посуда»
1). «Море волнуется …»
14
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Цель: умение выражать свои эмоции.
2). «Найди отличие?»
Цель: развитие логического мышления.
3). «Найди одинаковые кружки?»
Цель: развитие внимания, мышления.
1). «Полотёр»
Я хороший полотёр, я отлично пол натёр.
(Сидеть на стуле, руки опущены. Вращать
стопами влево -вправо, а затем двигать
ими по полу вперёд-назад.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: практическое задание на
логическое мышление.
2). А. Девина, Т. А. Никитина
Цель: учимся воспроизводить по
предъявленному предмету.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
Тема: «Новый
год, зимние
развлечения»
1). «Передай снежок по кругу»
Цель: умение выражать различные
эмоции.
2). «Новогодний хоровод»
Цель: развитие наблюдательности,
сообразительности, выразительности
движений.
3). «Снежная королева»
Цель: продолжать формировать у детей
15
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
принадлежности к группе.
1). «Снегоуборочная машина”»
(расслабление мышц рук)
Я чудесная лопата, меня знают все ребята.
Зимой снег загребаю, (Наклониться
вперёд, пальцы рук согнуть, загребая
“снег”, мышцы напряжены.)
Ну, а летом… от –ды -хаю. (Выпрямиться,
руки свободно опустить, расслабиться.)
Е. Бортникова «Составляем рассказы
по картинкам»
Цель: воспитывать детей эмоциональную
активность при передаче текста.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: ищем закономерности.
2). А. Девина, Т. А. Никитина.
Цель: запоминаем ассоциативные образы.
ЯНВАРЬ
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
Тема:
«Транспорт.
Правила
дорожного
движения»
1). «Веселый светофорчик»
Цель: положительно влияет на тонкости
восприятия.
2). «Ветер и парусники»
Цель: развитие ассоциативного
мышления и способствует образно
воспроизводить свои чувства.
3). «Внимание светофор»
Цель: развитие внимания, научить
ребенка сравнивать и анализировать,
16
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
находить решение различных проблем;
4). «Кораблекрушение»
Цель: развитие повышения самооценки
ребенка, сплочения детского коллектива.
1). «Машины»
На улице нашей мчатся машины,
Машины-малютки, машины большие.
(Растирать ладони друг о друга
прямолинейными движениями.)
Скорая помощь спешит, грузовик,
Мчится пожарная напрямик.
Это такси пассажира везёт,
Это трамвай, что по рельсам идёт. (На
каждое название машины загибать по
одному пальцу одной руки, надавливая на
него пальцами другой руки.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). «Экскурсия в парк, сквер»
Цель: развитие сформированных понятий,
характеризующих величину.
2). «Подбери подходящий по форме»
Цель: обучение рациональным приемам
осязательного обследования формы
предмета.
3). «Чей коврик лучше?»
Цель: развитие навыков обследования
формы предмета.
1.
Лексико-
Тема:
1). «Я взрослый»
17
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
«Профессии»
Цель: закреплять у детей представление о
том, что все люди непохожи друг на
друга;
2). «Мое будущее»
Цель: развивать восприятие образа
ровесника по его внешности и
индивидуальным особенностям.
3). «Поварята»
Цель: преодолевать трудности в общении,
развивать групповую сплоченность;
4). «Профессии»
1). «Шофёр»
Качу, лечу во весь опор.
Я сам – шофёр. И сам – мотор. (Двигать
глазами влево, затем вправо за пальчиком-
тренажёром, не поворачивая головы.)
Нажимаю на педаль – (Указательный
палец поднести к носу и последить за ним
взглядом.)
И машина мчится вдаль! (Отвести палец
далеко вперёд и перевести взгляд на
дальнюю точку).
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: учимся работать последовательно.
2). А. Девина, Т. А. Никитина
Цель: воспроизводим
последовательность
.
ФЕВРАЛЬ
18
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Р а з в и т и е
графических
навыков
Тема: «Животные
жарких стран и
севера”
1). «Животные»
Цель: подвести детей к пониманию того,
как важно учиться у животных доброте,
чуткости, верности.
2). «Изобрази животное жарких стран»
Цель: развивать воображение детей,
выразительность их движений.
3). «Заклинатели Змей»
Цель: обеспечивать адекватное ролевое
развитие детей, то есть обучать детей
принимать роли, соответствующим
новым ситуациям.
4). «Доброе слово Змею»
Цель: оптимизировать общение детей со
сверстниками, способствовать снижению
страха перед животными.
1). «Жираф»
Я – жираф, высокий очень,
С длинной-длинной шеей. (Стоять, спина
прямая, голову поднять, вытянуть шею.)
С дерева любую ветку
Я достать сумею. (Подняться на носки,
руки вверх, посмотреть на них).
Е. Бортникова «Составляем рассказы
по картинкам», – «Позвал бегемотик
своих друзей …»
Цель: продолжать учить передавать
характерные реакции животных, находить
их аналогии в человеческом поведении.
1). И. А. Девина, А. В. Петракова
19
Цель: учимся работать последовательно.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся чувствовать и понимать
настроение животных.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
Тема: «Наша
армия»
1). «Встань по порядку»
Цель: помочь каждому ребенку осознать
его характерные особенности, дать
понять, что каждый ребенок уникален и
неповторим.
2). «Помоги раненому…»
Цель: развивать чувства сплоченности
группы, помогать ребенку поверить в
свои силы.
3). Этюд «Представь себе, что ты –
солдат»
Цель: коррекция негативных характера,
развития эмоциональной сферы,
закрепление об окружающем мире.
1). «Солдат» (снятие зрительного
напряжения)
Солдат, как мотылёк, принеси нам
ветерок. (Поднести ладони к глазам,
моргать ресницами, ощущая “ветерок”.)
От ворот – поворот, а потом – наоборот.
(Двигать зрачками вправо, а затем влево
за пальчиком-тренажёром.)
Вей, вей, ветерок, натяни парусок, (Снова
моргать ресницами, подставляя ладони
рук.)
Гони кораблик в ручеёк! (Проследить
взглядом движение пальца от ближней
точки к дальней.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
20
4.
Развитие
графических
навыков
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, Т. А. Никитина
Цель: развиваем кратковременную
память.
2). «Найди отличия»
Цель: развитие мышления, внимания.
3). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся определять состояние
другого.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Тема: «Животные
морей и рек»
1). «Рыбки в сети»
Цель: развитие навыков совместных
действий.
2). «На рыбалке»
Ц е л ь :
т р е н и р о в к а
м и м и к и
и
пантомимики,
выразительно сти
и
образности движений.
1). «Рыбки»
Рыбки плывут, плавничками гребут.
(Моргать ресницами.)
Влево, вправо поворот, а потом наоборот.
(Двигать
глазами
вправо,
влево,
не
поворачивая
головы,
за
пальчиком-
тренажёром.)
Е. Бортникова «Тетрадь. Составляем
рассказы по картинкам».
Цель:
учить
придумывать
окончание
деформированного текста.
1). «Положи картинки на свое место»
Цель: развитие кругозора, словарного
21
запаса.
2). «Обведи дельфинчика по контуру”
Цель: развитие тонкой моторики рук
.
МАРТ
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Тема: «Весна,
приметы»
1). «Имя – цветок»
Цель: способствовать гармонизации
осознания ребенком своего имени.
2). «Березки»
Цель: формировать у детей умение
устанавливать и поддерживать контакты.
3). «Лужа»
Цель: развивать навыки общения
мальчиков и девочек.
4). «Радуга»
Цель: развивать общение детей со
сверстниками, формировать о значении
взаимопомощи, способствовать
саморегуляции и снятию
психоэмоционального напряжения у
детей.
1). «Почки-листочки»
Почки, почки, зелёные листочки,
К солнышку тянитесь, солнцу
улыбнитесь! (Присесть, затем, медленно
вставая, прогнуться, руки выпрямить
вверх, ладони наружу, улыбнуться.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). «Расскажи о приметах весны»
22
Цель: формировать умение различать
времена года.
2). «Рисование со слов»
Цель: умение соотносить слова и
действие.
3). “Сделай, как я!” (игра со спичками)
Цель: развитие памяти и внимания.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
Тема: «Я, ты, он,
она – вместе
целая страна»
1) Рисование на тему: «Я, мои друзья –
это целый мир»
Цель: учить эмоционально воспринимать
окружающих; выражать собственные
чувства.
1). Дружные ребята
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы ритмично сжимаются в «замок»
и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(подушечки всех пальцев одной руки
одновременно дотрагиваются до пальцев
другой)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередно соединяем одноименные
пальцы: большой с большим,
указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять.
(одновременно касаемся подушечками
пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередное касание)
Мы закончили считать.
(встряхиваем опущенные вниз кисти рук)
Инсценировка текста по теме.
23
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петракова
Цель: учимся работать последовательно.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся чувствовать и понимать
настроение животных.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
Тема: «Город,
улица»
1). «Море волнуется раз…»
Цель: учить передавать свое
эмоциональное состояние, используя
различные выразительные средства.
2). «Кто, где живет?»
Цель: развитие мышления;
3). «Путешествие по городу
Выдумляндия»
Цель: развивать творческое воображение.
1). «Ждём вас на дорожке…»
Козоньки рогатые, козоньки бодатые,
Ждём вас на дорожке, разомните ножки.
(Ходить на пятках, держа руки перед
собой, опустив кисти-“копытца”.)
Гусь по лугу важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Ходить, сведя
24
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
ноги вместе, руки на поясе.)
Эту птицу звать индюк,
Хвост как веер, клюв как крюк. (Ходить,
приподнимая ноги и оттягивая носки
вниз, руки вдоль туловища, кисти
перпендикулярно руке – “крылышки”.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). «Найди и назови»
Цель: умение различать предметы по
форме, цвету и размеру.
2). «Составь рисунки из фрагментов»
Цель: развитие способностей
воссоздавать по образу, произвольного
внимания.
АПРЕЛЬ
Тема:
«Знакомство с
творчеством С.
Маршака»
Чтение и беседа по отрывку из
стихотворения С.Маршака «Где тут
Петя, Где Сережа?»
Цель: развивать способность детей к
эмпатии (сопереживанию); формировать
умение устанавливать и поддерживать
контакты, сотрудничать и разрешать
конфликтные ситуации.
Тема: «Мой
любимый
литературный
герой из
произведений К.
Чуковского»
Цели: развивать у детей умение
передавать образ сказочного героя;
учить детей подбирать
соответствующую цветовую гамму
для передачи характера образа;
учить детей передавать различные
выражения лица героя»
Тема:
«Викторина по
Цель: систематизирование знаний
детей о литературном творчестве С.
25
басням С.
Михалкова»
Михалкова. (конспект прилагается)
Тема:
«Путешествие по
стихотворениям
А.Л. Барто»
Цели: развитие коммуникативных
способностей, творческого
мышления, познавательного
интереса; формирование навыков
работы в команде; воспитывать
интерес к стихотворениям.
(конспект прилагается)
МАЙ
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
Тема:
« В е с н а ,
растительный
мир»
1). «Цветы и пчелки»
Цель: развивать навык общения
мальчиков и девочек.
2). «Солнечный зайчик»
Цель: помочь каждому ребенку осознать
свои характерные особенности,
предпочтения.
3). «Ромашка с настроением»
Цель: способствовать снижению
агрессивности и уровня негативных
эмоций детей.
4). «Клеевой дождик»
Цель: формировать у детей адекватную
самооценку.
1. «Бабочка»
Бабочка над цветком летает
И порхает, и порхает… (Прослеживать
взглядом “полёт” бабочки от “цветка к
цветку” по кругу за пальчиком-
тренажёром сначала в одну, затем в
другую сторону.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
26
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
эмоциональности движений.
1). «Палочки»
Цель: развитие логичности и
обоснованности мыслительных действий.
2). «Разложи по порядку и составь
рассказ»
Цель: развитие логического мышления,
умение мыслить последовательно и
замечать непоследовательность в
суждениях.
3). «Найди ошибку»
Цель: умения устанавливать
закономерность.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
Тема:
«Перелетные
птицы»
1). «Большой –маленький»
Цель: закрепить знания о повадках птиц.
2). «Аист, жаворонок, лягушка»
Цель: развитие внимания.
3). «Что было бы, если я бы стал
птичкой…?»
Цель: развитие воображения.
1). «Ласточка» (нормализация тонуса
глазных мышц)
Где ты, где ты, ласточка целый день
летала? (Двигать глазами влево, а затем
вправо за пальчиком-тренажёром.)
Солнцу золотому косу заплетала.
(Вращать глазами по кругу в одну, а затем
в другую сторону вслед за пальчиком-
тренажёром.)
Где ты, где ты, ласточка, ночью
пропадала? (Следить за движением
пальца от носа к носу.)
Месяцу седому двор подметала.
27
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
(Поднести ладони рук к глазам и моргать,
касаясь их ресницами.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: простейшие умозаключения.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся понимать состояние других.
Тема:
«Творчество А.С.
Пушкина»
Чтение отрывков из сказки А. С.
Пушкина «Сказка о царе
Салтане»; беседа
Цель: развитие эмоции удивления,
интереса.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
Тема: «Скоро в
школу.
Школьные
принадлежности
»
1). «Игра в школу»
Цель: формирования общение со
взрослыми.
2). «Сложи квадрат»
Цель: развитие логического мышления.
3). «Нарисуй себя в школе»
Цель: развивать представление о школе.
1). «Ожившая картинка»
Детям предлагается рассмотреть картинку
( “Дети в школе”), найти место своего
персонажа (роли распределяет ведущий)
и изобразить его так, как он нарисовал на
картинке, в пространственном
соотношение с другими персонажами.
28
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Роли, которые получают дети, могут быть
и одушевленными, и неодушевленными
( дети, парта)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). «Нарисуй фигуру двумя руками»
Цели: развитие пространственно –
ориентации.
2). «Непорядок»
Цель: развитие внимания.
3). «Найди букву»
Цель: развитие внимания.
СЕНТЯБРЬ
№ направление
работы
Лексическая
тема
Коррекционно-развивающие
мероприятия.
Старшая группа.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
Тема: «Детский
сад»
1). «Приход в детский сад»
Цель: создание образа достижения на
бесконфликтное общение.
2). «Знакомство - представление»
Цель: сформировать позитивное отношение
к сверстникам.
3). Игра – ассоциация «Какая наша
дружба»
Цель: расширить представления детей о
различных способах коммуникации с
окружающими.
29
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
4). Беседа «Кто с тобой рядом?»
Цель: учить детей понимать различия
между мальчиками и девочками в основных
чертах характера и поведения.
1. Карандаш
Всё нарисует карандаш,
(держат в руке «карандаш»)
Когда ему работу дашь.
(стучат пальцами по столу)
Но сам без дела не сиди:
(сжимают и разжимают пальцы)
Карандашом руководи.
(пишут «карандашом» по столу)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1).И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: ищем закономерности.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся управлять эмоциями.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
Тема: «Овощи»
1
). «Узнай, что это за овощ?»
Цель: активизация зрительного внимания и
памяти, развитие наблюдательности,
совершенствование зрительно-
пространственной ориентировки, узнавания
и описания предмета по контуру
изображению.
2). «Съедобное – не съедобное»
Цель: развитие внимания, знакомство со
30
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
свойствами предметов.
3). «Ругаемся овощами»
Цель: снятие детской агрессии.
1). Т.А. Новомлынская «Минутки здоровья
в дошкольном образовательном
учреждении».
1. «Капуста» (самомассаж ладоней)
Мы капусту рубим, рубим! (Ритмичные
удары ребром правой руки по ладони.)
Мы капусту рубим, рубим! (То же левой
рукой.)
Мы морковку трём, трём! (Трущие
движения ладони о ладонь.)
Мы капусту солим, солим! (Перебирание
пальчиками.)
Мы капусту жмём, жмём! (Сгибание и
разгибание пальцев рук.)
Сок капустный пьём, пьём!
(Поглаживающие движения пальцами
одной руки ладони другой и наоборот.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: развитие логического мышления,
памяти, внимания.
2). И. А. Девина, Т. А. Никитина
Цель: развитие всех высших психических
функций.
ОКТЯБРЬ
1.
Лексико-
Тема: «Фрукты.
1). «Фрукты» (игра-разминка)
31
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Сад»
Цель: расширение словарного запаса
2). «Третий лишний»
Цель: развитие внимая, быстроты реакции
3). «Ругаемся фруктами»
Цель: снятие детской агрессии.
1. «Лимон» (авт. корректировка текста)
(расслабление мышц рук)
Я беру в ладонь лимон.
Чувствую, что твёрдый он. (Медленно
сжимать как можно сильнее правую руку в
кулак. Почувствовать, как напряжена рука.)
А потом его бросаю, сразу руку расслабляю.
(Бросить “лимон” и расслабить руку.)
Выполнить это же упражнение левой рукой.
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: удерживаем в памяти логическую
цепь рассуждений.
2). И. А. Девина, Т. А. Никитина
Цель: воспроизводим по предъявленному
предмету.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
Тема: «Ягоды.
Грибы»
1). «Тренируем эмоции»
(испугаться как ребенок, потеряться в лесу
и т.д)
Цель: развивать способность детей к
32
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
связной речи
эмпатии (сопереживанию); формировать
умение устанавливать и поддерживать
контакты, сотрудничать и разрешать
конфликтные ситуации.
2). Игра – перевоплощение «представь
себя грибочком в лесу»
Цель: развитие эмоциональности движений.
3). «Ягоды, грибы»
Цель: развитие внимания, развитие
словарного запаса.
1). «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
(пальчики обеих рук «здороваются»,
начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять.
(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
(Загибают пальчики, начиная с больших.)
2). Упражнение на дыхание «Чем пахнет
лес»
Ягоды мы собрали.
(сделать чашечку из двух ладошек)
Носиком вдыхаем, ротиком выдыхаем.
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: удерживаем в памяти логическую
цепь рассуждений.
33
4.
Развитие
графических
навыков
2). И. А. Девина, Т. А. Никитина
Цель: воспроизводим по предъявленному
предмету.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Р а з в и т и е
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
Тема «Осень»
1). «Прогулка в осенний лес»
Цель: акрепить положительную мотивацию
в общении детей друг с другом
2). «Не намочи ноги»
Цель: преодолевать трудности в общении,
формировать позитивное отношение к
сверстникам.
3). «Осенние листочки»
Цель: тренировка мимики, пантомимики,
умения выражать эмоции.
1). «Осенние листья»:
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(«Шагают» по столу средним и
указательным пальцами).
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
34
навыков
«Развиваем внимание» (учебное пособие
для письменных творческих заданий)
Цель: абстрагируемся от привычного, ищем
новые решения.
2). И. А. Девина, Т. А. Никитина
«Развиваем память» (учебное пособие для
письменных творческих заданий)
Цель: активизируем долговременную
память.
НОЯБРЬ
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
Тема:
«Домашние
животные»
1). «Придумаем клички животным с
картинки»
Цель: воспитывать заботливое отношение к
животным.
2). «Кошки, собаки, медведи и зайцы»
Цель: избавить от чувства одиночества,
удовлетворить потребность детей в теплоте
и бдизости.
3). «Чудо-животное»
Цель: упражнять в умении находить
животное по отдельным признакам,
развивать логическое мышление и умение
делать зрительный анализ.
1). «Тили -бом…» (авт. корректировка
текста) (отработка правильного
дыхания)
Тили -бом! Тили -бом! Загорелся Кошкин
дом!
Ты его потуши, губы трубочкой сложи:
(Свободный вдох, задержать дыхание.)
“Фу-фу-фу…” (Сложить губы трубочкой –
“огнетушитель” - и сделать три коротких
редких выдоха.)
35
4.
Развитие
графических
навыков
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: ищем закономерности.
2). А. Девина, Т. А. Никитина
Цель: учимся управлять эмоциями.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
связной речи
Тема:
«Перелетные
птицы»
1). «Летает – не летает»
Цель: закрепить знания о повадках птиц;
2). «Аист, жаворонок, лягушка»
Цель: развитие внимания;
3). «Птицы»
Цель: развивать произвольную регуляцию,
вызвать положительные эмоции.
1). «Ласточка» (нормализация тонуса
глазных мышц)
Где ты, где ты, ласточка целый день летала?
(Двигать глазами влево, а затем вправо за
пальчиком-тренажёром.)
Солнцу золотому косу заплетала. (Вращать
глазами по кругу в одну, а затем в другую
сторону вслед за пальчиком-тренажёром.)
Где ты, где ты, ласточка, ночью пропадала?
(Следить за движением пальца от носа к
носу.)
Месяцу седому двор подметала. (Поднести
ладони рук к глазам и моргать, касаясь их
ресницами.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
36
4.
Развитие
графических
навыков
1). И. А. Девина, А. В. Петракова
Цель: простейшие умозаключения.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся понимать состояние других.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
Тема:
«Игрушки»
1). «Надувная кукла»
Цель: осознание языка собственного тела.
2). «Магазин игрушек»
Цель: осознание капризного поведения.
3). «Чаша доброты»
Цель: вызвать чувство эмпатии и симпатии
друг к другу, эмоциональный отклик на
общение, чувство доброты.
4). «Велосипед»
Цель: преодоление препятствий, трудностей
1.«Кораблик» ( упражнять в
поочередном расслаблении мышц ног и
корпуса тела)
Руки за спиной в замок:
Стало палубу качать!
(легкие покачивающиеся движения)
Ногу к палубе прижать!
( движения ногами и корпусом тела)
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
(вдох – пауза, выдох – пауза, руки
расцеплены).
Е. Бортникова «Тетрадь. Составляем
рассказы по картинкам».
Цель: учить придумывать окончание
деформированного текста.
37
графических
навыков
1). «Положи картинки на свое место»
Цель: развитие кругозора, словарного
запаса.
2). «Обведи игрушки по контуру”
Цель: развитие тонкой моторики рук.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
связной речи
Тема:
«Изменения в
природе.
Лиственные
деревья»
1). «Что бывает осенью»
Цель: упражнять в классификации
признаков осени.
2). «Прогулка в лес»
Цель: снятие психоэмоционального
напряжения.
3). «Ты - маленькое деревце»
Цель: коррекция негативных черт
характера, развитие эмоциональной сферы.
1). «Ветер и листья» (самомассаж
пальцев рук)
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы
на обеих руках, начиная с мизинцев)
Будем листья собирать. (ритмично сжимать
и разжимать кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём, (Вновь загибать
пальцы, начиная с мизинцев, на каждую
строчку текста.)
Маме осенний букет отнесём. (Потирать
ладони друг о друга и по окончании текста
выставить вперёд ладони, пальцы развести.)
38
4.
Развитие
графических
навыков
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1).И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: ищем закономерности.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся управлять эмоциями.
ДЕКАБРЬ
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Тема:
«Зимующие
птицы»
1). «Птицы»
Цель: развитие невербальной формы
общения.
2). «Воробьиные драки»
Цель: снятия физической агрессии и
напряжения.
3). «Птичка в клетке…»
Цель: интеллектуальная зарядка.
1). «Ворона» (активизация дыхательной
функции)
На фонарь ворона села, посидела,
посмотрела
И сказала громко: (На вдохе сидеть, руки на
коленях, голову приподнять, шею
вытянуть.)
“Кар-р!” (Произнести протяжно на выдохе.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: практическое задание на логическое
39
мышление.
2). А. Девина, Т. А. Никитина
Цель: развиваем кратковременную
образную память: воспроизведение.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
связной речи
Тема: «Зимние
забавы»
1). «Игра в снежки»
Цель: снятие мышечных зажимов.
2). «Снежная королева»
Цель: продолжать формировать у детей
принадлежности к группе.
3). «Запомни и укрась по образцу
рукавичку»
Цель: упражнять зрительную память.
1. «Зимняя сказка»
Утром дети удивились, (разводят руки в
стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и
разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в
воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и
открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
Е. Бортникова «Составляем рассказы по
картинкам»
Цель: воспитывать детей эмоциональную
активность при передаче текста.
40
4.
Развитие
графических
навыков
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: ищем закономерности.
2). А. Девина, Т. А. Никитина.
Цель: запоминаем ассоциативные образы.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Тема: «Новый
год»
1). «Украсим елку по заданию»
Цель: упражнять в умении слышать и
выполнять вербальную инструкцию.
2). «Новогодний хоровод»
Цель: развитие наблюдательности,
сообразительности, выразительности
движений.
3). «Передай снежок по кругу»
Цель: умение выражать различные эмоции.
1.«Олени» ( освоение и закрепление позы
покоя, расслабление мышц рук)
Руки над головой скрещены, напряжены,
затем расслабляются.
«Посмотрите, мы олени.
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих – расправим плечи.
Руки снова на колени
А теперь немножко лени,
Руки не напряжены, а расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.
Дышится легко, ровно, глубоко».
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: учимся работать последовательно.
41
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся управлять эмоциями.
ЯНВАРЬ
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Тема: «Зимняя
одежда»
1). «Зеркало»
Цель: развивать групповую сплоченность.
2). «Рукавички»
Цель: учить понимать свои чувства и
чувства других людей.
3). «Надень и попляши»
Цель: развивать навык общения между
мальчиками и девочками.
1). «Жук в рубашке полосатой»
(укрепление дыхательной мускулатуры)
Жук в рубашке полосатой
Прилетел играть к ребятам.
На цветок лиловый сел – песню звонкую
запел: “Ж-ж-ж…” (Развести руки в
стороны, расправить плечи, голову держать
прямо – вдох. Скрестив руки на груди,
опустить голову, произнося: “ж-ж-ж” -
выдох.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: практическое задание на логическое
мышление.
2). А. Девина, Т. А. Никитина
42
Цель: учимся воспроизводить по
предъявленному предмету.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Тема: «Обувь»
1). «Не намочи ноги»
Цель: умение устанавливать и
поддерживать контакты, сотрудничать и
решать конфликтные ситуации.
2). «Камушек в ботинке»
Цель: формировать чувство
принадлежности к группе.
3). «Походки»
Цель: знание о культуре жеста,
возможности выражать свои мысли, чувства
при помощи мимики, жестов, движений,
осанки, позы.
1). «Сапожник» (массаж спины)
Дети встают “паровозиком” по кругу и
выполняют друг другу массаж спины.)
Мастер, мастер, помоги – (Постукивать по
спине пальцами обеих рук.)
Прохудились сапоги. (Рисовать маленькие
круги по спине, энергично надавливая
указательными пальцами.)
Забивай покрепче гвозди – (Постукивать по
спине кулачками.)
Мы пойдём сегодня в гости! (Поглаживать
спину ладонями.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: учимся достигать цели.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
43
Цель: учимся определять настроением
других.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Тема: «Дикие
животные
наших лесов»
1.«Кто что делает?»
Цель: упражнять в эмоциональной
выразительности, развивать воображение,
двигательную память.
2). «Доброе животное»
Цель: оптимизировать общение детей со
сверстниками;
3). «Черепаха»
Цель: развивать двигательный контроль,
произвольную саморегуляцию.
1). «Лечим медвежонка» (массаж шеи и
грудной области)
Медвежонок наш простужен,
Мёд ему сегодня нужен. Мы дадим ему на
ужин. (Поглаживать шею от подбородка к
грудному отделу.)
А потом, а потом мёдом грудку разотрём.
(Поглаживать область грудной клетки
дугообразными движениями рук сверху
вниз и наоборот.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: ищем закономерности.
2). А. Девина, Т. А. Никитина
Цель: учимся запоминать последовательно.
ФЕВРАЛЬ
1.
Лексико-
Тема: «Наша
1). «Разрежь пирог»
44
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
пища»
Цель: развитие логического мышления.
2). «Хлопни»
Цель: развитие внимания.
3). «Ругаемся овощами»
Цель: снятие детской агрессии.
1). «Арбуз» (самомассаж головы и лица)
Вот какой у нас арбуз:
Замечательный на вкус. (Пальцами рук
проводить от середины верхней части
головы до подбородка и обратно вверх, не
слишком надавливая.)
Даже нос и щёки
Все в арбузном соке. (Массировать
пальцами рук крылья носа, а затем щёки
лица.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: удерживаем в памяти логическую
цепь рассуждений.
2). А. Девина, Т. А. Никитина.
Цель: развиваем кратковременную память.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
Тема:
«Транспорт»
1). «Транспорт»
Цель: развитие слуховой памяти.
2). «Ветер и парусники»
45
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Цель: развитие ассоциативного мышления и
способствование образно воспроизводить
свои чувства.
3). «Внимание светофор»
Цель: развитие внимания, научить ребенка
сравнивать и анализировать, находить
решение различных проблем.
4). «Честный шофер»
Цель: отреагтрование положительных черт
характера.
1). «Машины»
На улице нашей мчатся машины,
Машины-малютки, машины большие.
(Растирать ладони друг о друга
прямолинейными движениями.)
Скорая помощь спешит, грузовик,
Мчится пожарная напрямик.
Это такси пассажира везёт,
Это трамвай, что по рельсам идёт. (На
каждое название машины загибать по
одному пальцу одной руки, надавливая на
него пальцами другой руки.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). «Подбери подходящий по форме»
Цель: обучение рациональным приемам
осязательного обследования формы
предмета.
2). «Чей коврик лучше?»
Цель: развитие навыков обследования
формы предмета.
46
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Тема: «Наша
армия»
1). «Встань по порядку»
Цель: помочь каждому ребенку осознать его
характерные особенности, дать понять, что
каждый ребенок уникален и неповторим.
2). «Защитники девочек»
Цель: развивать способность к эмпатии.
3). Этюд «Представь себе, что ты –
солдат»
Цель: коррекция негативных характера,
развития эмоциональной сферы,
закрепление об окружающем мире.
1. «Праздник защитников»
Сегодня праздник всех отцов,
(сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех кто готов,
(хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить,
(из ладошек делают «домик», руки
прикладывают к сердцу)
Всех нас от бед отгородить!
(сжимают и разжимают пальцы)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, Т. А. Никитина
Цель: развиваем кратковременную память.
2). «Найди отличия»
Цель: развитие мышления, внимания.
3). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся определять состояние
другого.
47
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Тема: «Зима»
1). «Море волнуется….»
Цель: умение выражать свои эмоции.
2). « Снежная королева»
Цель: продолжать формировать у детей
принадлежности к группе.
3). «Елочка»
Цель: развивать способность у детей к
эмпатии.
1). «Снежинки» (чередование
напряжения и расслабления мышц)
Я снежинки в ладошки ловлю,
А потом в кулачках сохраню. (Раскрыть
ладошки, пальцы с силой сжать в кулачки,
мышцы рук напряжены.)
Но где же снежинки? В ладошках вода!..
Куда же исчезли снежинки? Куда? (Разжать
кулачки, посмотреть на ладошки,
постепенно расслабляя мышцы рук.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: учимся работать последовательно.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся управлять эмоциями.
МАРТ
1.
Лексико-
грамматическ
Тема: «Мамин
праздник»
1). Чтение стихотворения О.Бедарева
«Кто чей?»
48
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
Цель: учить видеть достоинства и
недостатки собственного поведения и
поведения окружающих взрослых.
2). «Мы очень любим маму»
Цель: дать представление о важности и
значимости различных профессий (на
примере мамы).
3). «Чем порадуем родителей?»
Цель: продолжать учить детей проявлять
уважение, доверие, взаимопонимание и
взаимопомощь, заботливое отношение к
членам семьи.
1. «Моя семья»
Знаю я, что у меня
(поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья:
и в соответствии с текстом
Это – мама,
в определенной последовательности
загибают пальцы:
Это – я,
сначала безымянный, затем мизинец,
указательный палец,
Это – бабушка моя,
средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
Е. Бортникова «Тетрадь. Составляем
рассказы по картинкам».
Цель: учить придумывать окончание
деформированного текста.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
49
навыков
Цель: учимся работать последовательно.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся управлять эмоциями
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
Тема: « Ранняя
весна»
1). «Имя – цветок»
Цель: способствовать гармонизации
осознания ребенком своего имени.
2). «Березки»
Цель: формировать у детей умение
устанавливать и поддерживать контакты.
3). «Лужа»
Цель: развивать навыки общения мальчиков
и девочек.
4). «Радуга»
Цель: развивать общение детей со
сверстниками, формировать о значении
взаимопомощи, способствовать
саморегуляции и снятию
психоэмоционального напряжения у детей.
1). «Весёлые льдинки»
Под самым карнизом,
(сжимают и разжимают пальцы)
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
(стучат пальцами по столу)
Весеннее солнце.
(поднимают руки и делают «солнышко»)
Сверкая, бегут
(сжимают и разжимают пальцы)
По сосульками слезинки…
И тают сосульки –
(стучат пальцами по столу)
Весёлые льдинки.
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
50
4.
Развитие
графических
навыков
1). «Расскажи о приметах весны»
Цель: формировать умение различать
времена года.
2). «Рисование со слов»
Цель: умение соотносить слова и действие.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Тема: «Семья,
человек и его
тело»
1). «Родители и дети»
Цель: воспитывать интерес детей к истории
своей семьи.
2). «Кто кому кто?»
Цель: формировать нравственность во
взаимоотношениях с родителями, а также с
незнакомыми взрослыми и сверстниками;
3). «Фантазии»
Цель: учить высказывать свое мнение о
друзьях, замечая хорошие и плохие
поступки;
1). «Не замёрзнет наша дочка…»
Носик, носик. Греем носик.
Лобик, лобик. Греем лобик.
Щёчка, щёчка. Греем щёчку.
Не замёрзнет наша дочка… (Растирать
каждую зону, энергично массируя её.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
51
Цель: учимся работать последовательно.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся управлять настроением
других.
АПРЕЛЬ
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Тема: «Дом и
его части»
1). «Моя комната»
Цель: снятие стресса.
2). «Дотронься до…»
Цель: помогать ребенку чувствовать себя
более уверенно;
3). «Дом с колокольчиком»
Цель: умения сотрудничать, разрешать
конфликтные ситуации.
1). «Строим дом»
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем. (Приподняться
на носки, руки поднять вверх и развести в
стороны, спина прямая, плечи развести.)
Вот какой красивый дом,
Хорошо жить будет в нём! (Удерживая
красивую позу, улыбнуться.)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений
1). И. А. Девина, А. В. Петраков.
Цель: логические игры со словами.
2). А. Девина, Т. А. Никитина
Цель: изучаем основы этикета.
52
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Тема:
«Мебель»
1). «Шкаф»
Цель: формирование сплоченности
коллектива.
2). «Нос – пол – потолок»
Цель: развитие внимания.
3). «Изобрази..»
Цель: развитие воображения.
1). «За осанкою следим!»
Подравнялись. Посмотрели через левое
плечо,
(Медленно посмотреть налево до упора.)
Через правое ещё. (То же направо.)
Ровненько стоим, за осанкою следим.
(Стоять прямо, плечи развести, смотреть
вперёд. )
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). И. А. Девина, А. В. Петраков
Цель: простейшие умозаключения.
2). И. А. Девина, И. В. Маштакова
Цель: учимся управлять эмоциями.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
Тема: «Речные
и аквариумные
рыбки»
1). «Рыбки в сети»
Цель: развитие навыков совместных
действий.
53
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
2). «На рыбалке»
Цель: тренировка мимики и пантомимики,
выразительности и образности движений.
1). «Рыбки»
Рыбки плывут, плавничками гребут.
(Моргать ресницами.)
Влево, вправо поворот, а потом наоборот.
(Двигать глазами вправо, влево, не
поворачивая головы, за пальчиком-
тренажёром.)
Е. Бортникова «Тетрадь. Составляем
рассказы по картинкам».
Цель: учить придумывать окончание
деформированного текста.
1). «Положи картинки на свое место»
Цель: развитие кругозора, словарного
запаса.
2). «Обведи дельфинчика по контуру”
Цель: развитие тонкой моторики рук.
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
Тема:
«Комнатные и
декоративные
растения»
1). «Цветы и пчелки»
Цель: развивать навык общения мальчиков
и девочек.
2). «Цветик – семицветик»
Цель: формировать у детей адеватную
самооценку.
3). «Заяц и одуванчики»
Цель: учить детей позитивным способам
общения со сверстниками.
54
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
1). «Одуванчик»
Как воздушный шар на ножке,
Одуванчик у дорожки.
Одуванчик – шарик белый.
Дунул я. И улетел он! (Сделать спокойный
вдох, не поднимая плеч, и
продолжительный выдох: “Ф –ф -ф-ф-ф…”)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). «Гусеница»
Цель: развивать умения точно попадать в
цель, развитие тонкой моторики руки.
2). «Лабиринты»
Цель: развитие тонкой моторики руки,
зрительно – двигательной координации.
МАЙ
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
Тема: «День
победы»
1). «Встань по порядку»
Цель: помочь каждому ребенку осознать его
характерные особенности, дать понять, что
каждый ребенок уникален и неповторим.
2). «Помоги раненому…»
Цель: развивать чувства сплоченности
группы, помогать ребенку поверить в свои
силы;
3). «Военные действия»
Цель: развитие адекватной самооценки.
1. «Капитан»
Я плыву на лодке белой
(концы пальцев направить вперед, прижать
55
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной.
друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан,
проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган.
качается на волнах, а затем плавными
движениями рук
Чайки белые кружатся,
сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся.
стиха показать чайку, скрестив руки,
соединив
Лишь пугает птичий крик
ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб.
пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны,
выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны,
прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой,
плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой. как
рыбы плывут в воде)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). «Чей силуэт?»
Цель: развитие зрительно –
пространственной ориентировки,
воображения.
2). «Путаница»
Цель: развитие зрительного внимания и
памяти.
1.
Лексико-
грамматическ
Тема:
«Полевые и
1). «Цветок – имя»
Цель: способствовать гармонизации
56
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
лесные цветы»
осознания ребенком своего имени.
2). «Рисунок радости»
Цель: формировать положительные эмоции,
чувства.
3). «Роза и ромашка»
Цель: преодоление неуверенности, чувства
неполноценности при низкой самооценке.
1. «На окне в горшочках»
На окне в горшочках
(дети сидят на корточках лицом в круг,
Поднялись цветочки.
медленно встают)
К солнцу потянулись,
(тянутся на носочках, руки вверх, широко в
Солнцу улыбнулись.
стороны)
К солнышку листочки
(ладони развернуть вверх)
Повернут цветочки.
Развернут бутоны,
(руки соединить над головой, медленно
В солнышке утонут.
развести в стороны)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). «Скажи, что неверно»
Цель: развитие речи и мышления.
57
1.
Лексико-
грамматическ
ие категории
2.
Развитие
моторики
(самомассаж,
пальчиковая
гимнастика)
3.
Развитие
связной речи
4.
Развитие
графических
навыков
Тема:
«Насекомые»
1). «Бабочки и слоны»
Цель: развитие выразительности движений,
пантомимики.
2). «Чего не хватает?».
Цель: развитие зрительного внимания.
3). «Игра с муравьем»
Цель: снятие психомышечного напряжения.
1. «Пчела»
Прилетела к нам вчера
(машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
(на каждое название насекомого
И веселый мотылек,
загибают один пальчик)
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делают кружочки из пальчиков и подносят
к глазам)
Пожужжали, полетали,
(машут ладошками)
От усталости упали.
(роняют ладони на стол)
Инсценировка текста по теме.
Цель: развитие мимики и пантомимики,
эмоциональности движений.
1). «Положи картинки на свое место»
Цель: развитие речи и мышления.
2). «Домик и флажок»
Цель: развитие логичности и
обоснованности мыслительных действий.
58