Автор: Кудрявцева Евгения Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Центр содействия семейному воспитанию № 2
Населённый пункт: Санкт Петербург
Наименование материала: Тематическое планирование
Тема: Планирование образовательной работы в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Кудрявцева Евгения Анатольевна
Должность: Воспитатель
Организация: СПб ГБУ для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
«Центр содействия семейному воспитанию №2»
Тема: « Планирование образовательной работы в ДОУ»
План
-Вступление
-Цели и задачи
-Структура разработки календарных планов
-Принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.
-Содержание разделов воспитательно-образовательной работы с детьми.
-Примеры планирования на примере старшей группы.
-Вывод
Список литературы.
1.И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова «Прогулки в д/с»м.т.ц. « сфера»-2009г.
2.Л.Л. Тимофеева, Е.Е.Корнеичева, Н.И.Грачева « Планирование
образовательной деятельности в ДОО» (старшая группа)-центр. пед.
Образования-2014г.
3. Л.Л. Тимофеева, Е.Е.Корнеичева, Н.И.Грачева « Планирование
образовательной деятельности и оздоровительной работы в ДОО в летний
период-центр. пед. образования-2014г.
4. Л.Л. Тимофеева, Е.Е.Корнеичева, Н.И.Грачева « Планирование
образовательной деятельности дошкольников в режиме дня »
(разновозрастная группа)-центр. пед. Образования-2013г
1
Вступление.
Планирование-основа содержания воспитательно-образовательной работы в
ДОУ.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает
трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.
План -не просто отчетный документ, главное в нём- рабочая ценность,
заблаговременный, преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей
работы с детьми
Планирование позволяет устранить отрицательный эффект
неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться
экономичного функционирования и облегчить контроль.
Планирование связано с предупреждением ошибок – с одной стороны, и с
необходимостью использования всех возможностей- с другой.
Успешно спланировать работу воспитателю помогают методические пособия,
рекомендации полученные на педсовете, методические объединении, .курсы.
В основе любого планирования лежат следующие принципы:
-учет конкретных педагогических условий, возрастного состава группы,
уровня развития детей.
-взаимосвязь процесса воспитания и обучения.
-регулярность, последовательность, цикличность воспитательных
воздействий.
2
-Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации
основной общеобразовательной программы.
Цели : Создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи.
-Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
дошкольников.
-Формирование компетентностей обеспечивающих благоприятную
адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию.
-Создание условий для эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с
семьями воспитанников.
3
Структура разработки календарных планов.
-Начинать написание плана с режимных моментов: утро, день, вечер.
-Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям.
-Учитывать степень усложнения материала.
-Включать все виды деятельности.
-Прослеживать усложнения приемов, не только наглядных и словесных. Но и
таких как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.
Принципы планирования воспитательно –образовательной работы.
-Учет учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка.
-учет медико-гигиенических требований к последовательности длительности
проведения различных режимных моментов.
-Учет время года и погодных условий.
-Учет уровня развития детей
-учет взаимосвязи процесса воспитания, обучения и развития.
-учет интеграции усилий всех специалистов.
- планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а
обязательно соответствующим образом мотивируется.
-предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы
способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого
ребенка.
-должна быть прослежена работа с родителями.
4
Содержание разделов воспитательно-образовательного процесса.
1.Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
-Утренний отрезок времени
-Прогулка
-Вечерняя прогулка
2.Расписание сетки занятий по программам и требованиям Сан Пинов.
-младшая группа 11 занятий в неделю.
-средняя группа 12 занятий в неделю.
-старшая группа 15 занятий в неделю.
-подготовительная группа 17 занятий в неднлю.
3. План работы с родителями.
-родительские собрания
-консультации
-семинары
-тематические выставки
-клубы по интересам
-развлечения и досуг
-экскурсии
-туристические походы.
4.Планирование утреннего отрезка времени.
-беседы с детьми
-рассматривание предметов и иллюстраций
-короткие наблюдения явлений общественной жизни.
-игровая деятельность
5
5.Планирование второй половины дня
-наблюдение
-разнообразная игровая деятельность
-трудовая деятельность
а.-уборка групповой комнаты.
б.- ремонт книг, пособий
в- стирка кукольного белья
г-изготовление игрушек самоделок
Различные развлечения
-кукольный, настольный, теневой театр
-концерты
-спортивные, музыкальные и литературные досуги
-слушание аудиокассет
Вечерние прогулки.
Планирование совместной деятельности детей и воспитателя по
речевому развитию
-викторины, конкурсы с речевым материалом
-подвижные игры, сопровождающиеся литературным текстом или песней.
-подвижные игры со звукоподражанием
-беседы
-игры эксперименты
-специально речевые занятия.
-чтение художественных произведений
-сочинения сказок, историй 6
Планирование театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность может быть запланирована, как специальное
занятие.
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
-игры драматизации с куклами би-ба-бо
-подготовка к разыгрыванию разнообразных сказок и инсценировок.
-упражнение по формированию выразительности исполнения
(вербальной и невербальной
-отдельные упражнения по этике
-упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Примеры планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Старшая группа. Утренний отрезок времени.
-Беседа на тему: «Золотая осень»
Выяснить у детей какое сейчас время года .
Уточнить. что есть ранняя осень, золотая и поздняя.
С помощью вопросов выяснить, что характерно для периода «Золотая осень»
Активизация словаря детей за счет прилагательных:
-Игра-путешествие: «В гости к осени»
Цель: Уточнить представления детей о временах года.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» - Овощной отдел
Цель: Уточнить знания детей об овощах растущих в наших регионах.
Планирование прогулки. Утренняя прогулка
-Сравнительное наблюдение за небом.
7
Предложить детям рассмотреть небо и описать его (ясное, голубое,
прозрачное, облачное, хмурое, серое)
-Дидактическая игра: продолжи предложение по теме: «Осень»
Цель:Учить продолжать фразу по заданному образцу: Например,
Ягоды у рябины летом зеленые, а осенью стали красными
-Подвижная игра «Мышеловка»
Цель: Развивать внимание, быстроту реакции, воспитывать
доброжелательность, укреплять здоровье детей.
-трудовые поручения
Уборка листьев на групповом участке
Учить детей приводить участок в порядок. Правильно подбирать инвентарь,
договариваться о сотрудничестве.
-спортивное упражнение
Катание на самокате.
Цель: Учить детей сохранять равновесие, прямое положение придвижении
змейкой.
Вечерняя прогулка
-дедуктивное наблюдение: « Погода и одежда прохожих»
Цель: Предложить детям по результатам наблюдения рассказать во, что одеты
люди . Какую они выбирают верхнюю одежду, головные уборы,
обувь..Обсудить почему очень важно одеваться по погоде .Активизировать в
речи детей и уточнить названия предметов и элементов демисезонной
одежды, аксессуаров.
-Подвижно-дидактическая игра: «Какая погода?»
Цель: Учить выполнять по сигналу оговоренные движения. Развивать
способность концентрировать и переключать внимание.
8
-Сюжетно –ролевая игра «Семья»
Сюжет : «Прогулка по осеннему лесу»
Цель: Подводить детей к построению самостоятельных игровых замыслов.
Стимулировать использования в игре знаний об обитателей леса, о правилах
безопасности для себя и окружающей природы.
-Чтение по ролям сказок о животных из книги В.Зотова «Лесная мозаика»
Цель: Обогащать представления детей о внешней виде о жизнедеятельности
обитателей леса. Работать над выразительностью речи, четкости
произношения звуков. Учить передавать характер персонажей.
Планирование вечернего отрезка времени.
-Компьютерная презентация: « Перелетные птицы»
Цель: Обогащать представления детей о жизнедеятельности птиц. Учить
различать птиц по внешнему виду, показать, как выглядят стаи различных
птиц. Пояснить почему птицы на время перелета собираются в стаи.
-Пальчиковая гимнастика. «Журавли»
Цель6 Учить детей при помощи кистей рук и предплечий передавать
движения летящих журавлей.
-Творческая мастерская
Коллективная аппликация «Журавли»
Цель: Учить детей складывать заготовки пополам, обводить шаблон, облака
наклеивать в определенном порядке.
-Познавательный рассказ « Птичьи секреты»
Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями жизнедеятельности птиц
в осенний период. Поддерживать познавательный интерес, стремление узнать
что-то новое.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Проект: «Моя семья»
Цель: Предложить родителям сделать или развесить кормушки для
зимующих птиц. Познакомить с различными вариантами изготовления
кормушек из подручных средств, 9
Вывод: В плане должны быть отражены разнообразие и содержательность
видов детской деятельности согласно режимным отрезкам учтены
возрастные и индивидуальные особенности детей.
10
Примеры планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.