Напоминание

Определяющая роль мотивации в психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению


Автор: Кудрявцева Евгения Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Центр содействия семейному воспитанию № 2
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Определяющая роль мотивации в психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению
Раздел: дошкольное образование





Назад




Определяющая роль мотивации в психологической готовности старших

дошкольников к школьному обучению.

Аннотация: Статья посвящена формированию мотивов учения и положительного

отношения к школе. Появление новых познавательных мотивов, отличных от мотивов

игры или практической деятельности, расширяет возможности подготовки детей 6-7 лет к

обучению в школе, делает доступным систематическое. Сознательное усвоение ими

учебного материала.

Мотив-это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают

потребности, интересы, убеждения, представления о нормах, правилах поведения.

принятых в обществе. В основе любого действия или поступка лежит тот или мотив или

совокупность мотивов, которые (побуждают) и направляют активность человека. В

реальной жизни действует одновременно не один, а целая система мотивов. Которые

образуют сложные взаимосвязи.

Взаимодействие мотивов может быть построено по принципу доминирования

(подчинение одних мотивов другим) и взаимодополнения, когда один мотив усиливает

действие другого. Может наблюдаться и борьба мотивов, когда одновременно действуют

несколько взаимоисключающих мотивов.

Как правило борьба мотивов сопровождается неприятными переживаниями и в

конечном итоге побеждает один из конкурирующих мотивов. Задача взрослого- в данный

момент усилить действие нужного мотива и ослабить конкурирующий мотив.

В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную

устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и

широкие социальные потребности. К концу дошкольного возраста ребёнок исчерпывает

возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые

мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в

мотивационной структуре дошкольников.

Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу:

для одного ведущим мотивом учения может стать стремление занять место отличника в

классе, для другого -получение отличной оценки и одобрение взрослого, для третьего

-интерес к новым знаниям, четвертый воспринимает обучение в школе. как новую игру.

Таким образом можно выделить следующие группы мотивов.

- Мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её

выполнения: («Познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной

активности и в овладении новыми умениями. навыками. знаниями»);

-Социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребёнка в

общении с другими людьми, в их оценки и одобрении, с желанием ученика занять

определенное место в системе доступных ему общественных отношений

Первоклассники с доминированием социальных мотивов учения полностью

ориентированы на одобрение и похвалу учителя. Это позволяет им удовлетворить

потребность в общении на новом уровне. Такая структура мотивационной сферы

позволяет ученику успешно справляться со своими обязанностями до тех пор, пока для

него будет притягательной социальная позиция школьника. Но как только эта позиция

станет для него привычной и ему не нужно будет подтверждение, что он хорошо

справляется со своей ролью. похвала учителя перестанет оказывать мотивирующее

воздействие.

При доминировании познавательной мотивации дети проявляют себя как

любознательные. Они нередко приходят в первый класс, уже умея читать и считать. А в

школу стремятся, чтобы узнать ещё больше. Но если на уроках им становится

неинтересно. то они могут отвлекаться и заниматься посторонним делом. Бывает и так: на

уроках ученик внимателен, слушает новый материал, представляющий дя него интерес, а

дома не выполняет домашнее задание, потому, что повторять уже усвоенный материал

ему скучно. Если у ребёнка слабо развиты социальные мотивы учения, то у него не

наблюдается стремления хорошо выполнять обязанности ученика. Если к тому е у такого

ученика слабо развита мотивация достижения, то вскоре он, несмотря на хорошо развитую

познавательную потребность, может испытывать трудности в учении.

Таким образом, полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные

мотивы, и социальные мотивы учения, и мотивы достижения. Но индивидуальность

каждого ребенка проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов.

Оценочный мотив учения основан на свойственной детям потребности в

социальном признании и одобрении взрослого. Ребёнок очень чутко реагирует на

настроение значимого взрослого. Так порицание, отказ от общения, отвержение как

наказание за проступок, вызывает у ребёнка переживания эмоционального дискомфорта.

Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого является одним из наиболее

эффективных стимулов активности ребёнка. Ориентация на оценку взрослого в учебном

процессе является одним из условий формирования действий самооценки и самоконтроля.

Недостаточное развитие оценочного мотива проявляется в том, что учащийся не обращает

внимания на оценку и замечания педагога.

У учащихся с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми

познавательными и социальными мотивами могут формироваться нежелательные способы

учебной деятельности: низкий уровень самостоятельности при выполнении задания,

неумение оценить правильность своих действий. Эти дети постоянно спрашивают у

педагога правильно ли они делают, при ответе не столько думают, о том, что они говорят и

делают, сколько пытаются уловить эмоциональную реакцию учителя.

Основу позиционных мотивов учения составляет интерес к новой ситуации и

новой социальной роли, при этом ребёнка привлекает внешняя атрибутика, атрибутика

школьной жизни: «Я хочу в школу, потому что там спать не надо», « Мне купят красивый

портфель, красный пенал, тетради». Позиционный мотив в той или иной мере

присутствует у всех будущих школьников. Как правило, уже к концу первого месяца

обучения в школе этот мотив угасает и существенного влияния на успешность адаптации

не оказывает.

Внешние мотивы. Например, «Я пойду в школу, потому, что мама так сказала».

Внешний мотив не имеет отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывает

существенного влияния на учебную активность и успешность усвоения знаний. В случае

доминирования высших мотивов при недостаточном развитии познавательной и

социальой мотивации, велика вероятность формирования негативного отношения к школе

и учению. У таких учащихся интерес к школе угасает достаточно быстро и из-за

отсутствия других стимулов к учению формируется стойкое нежелание учиться.

Игровой мотив. Например, «Я хочу в школу, потому, что там можно играть с

друзьями», Доминирование игрового мотива отрицательно сказывается на успешном

усвоении учебного материала и формировании учебной деятельности. Такие школьники

делают на уроках не то, что задано, а то, что им хочется: в тетради пишут не буквы, а

рисуют машинки, домики, цветочки, приносят из дома игрушки и играют ими на уроках.

Не понимают специфической функции учителя, строят свое общение с ними

исключительно на эмоциональной основе, не принимают школьных правил поведения, на

уроке могут ходить по классу, не понимают обязательности выполнения учебных заданий,

в том числе и домашних.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в

мотивационной структуре ребёнка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное

влияние на формирование характер его учебной деятельности. Для каждого ребёнка

степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.

Таким образом, формирование мотивов учения и положительного отношения к

школе- одна из важнейших задач дошкольного учреждения в подготовке ребёнка к школе.

Появление новых познавательных мотивов отличных от мотивов игры, или практической

деятельности, расширяет возможности подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе,

делает доступным систематическое и сознательное ими учебного содержания.



В раздел образования