Напоминание

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий


Автор: Красильникова Алла Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад № 58
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема

использования

дидактических

игр

в

процессе

формирования

математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее

время очень актуальна.

Актуальность

данной

проблемы

обуславливается,

прежде

всего,

тем,

что

математические

представления

активно

влияют

на

формирование

умственных

действий.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького

ребенка.

В

игре

ребенок

приобретает

новые

знания,

умения,

навыки.

Игры,

способствующие

развитию

восприятия,

внимания,

памяти,

речи,

мышления,

развитию

творческих

способностей

направлены

на

умственное

развитие

дошкольника в целом.

Два - три года – возраст начала накопления ребенком первых математических

представлений.

Этот

опыт

выражен

в

умениях

раскладывать,

прикладывать,

накладывать, вставлять предметы. Дети активно пользуются этими действиями в

разных ситуациях. Воспитатель стимулирует название детьми свойств предметов,

простых

действий

с

ними,

отношений

предметов.

Воспитатель

должен

способствовать овладению ребенком средствами и способами познания в разных

видах содержательной детской деятельности.

Организуя

образовательный

процесс

с

младшими

дошкольниками,

воспитатель

обращается

в

первую

очередь

к

эмоциям

и

чувствам

ребенка.

Младший возраст – этап детского познавательного развития, суть которого –

чувственное

постижение

истины

можно

условно

сформулировать

в

виде

восторженного возгласа: «Как много вокруг меня интересного!».

Организуя дидактические игры, которые способствуют развитию ЭМП, нужно

учитывать особенности младшего возраста:

Игра

должна

соответствовать

жизненному

опыту

детей,

способствовать

развитию активности.

Дидактические

игры

и

упражнения

с

маленькими

детьми

должны

быть

направлены

на

развитие

внимания,

памяти,

речи,

мышления,

эмоциональной

отзывчивости,

самостоятельности,

стремления

действовать

успешно

и

результативно.

Дидактические игры и упражнения должны поддерживать интерес ребенка к

совместной

с

взрослым

деятельности.

В

2-3

года

у

ребенка

наиболее

ярко

проявляется стремление делать что-то вместе с взрослым, он начинает осознавать,

что

совместная

игра

ведет

к

более

успешному

результату,

сопровождается

интересным общением: «Давай делать вместе с тобой».

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В

отличие

от

учебной

сущности

занятий

в

дидактической

игре

действуют

одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В

соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры,

учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных

дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного

воспитания

детей.

Наличие

дидактических

задач,

ради

которых

создаются

и

проводятся

с

детьми

обучающие

игры,

придает

игре

целенаправленный,

дидактический характер.

Дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в

том

случае,

когда

учебные,

познавательные

задачи

ставятся

перед

детьми

не

прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с

игровыми задачами и игровым действием. Например, в играх с дидактической

задачей – развивать восприятие формы предметов – воспитатель не говорит детям

об этом прямо, а предлагает рассмотреть картинки и подобрать похожие.

Дидактическая

задача,

таким

образом,

как

бы

замаскирована,

скрыта

от

ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в

большей

мере

непреднамеренного

усвоения

знаний

и

умений

детьми.

Взаимоотношения

между

взрослыми

и

детьми

определяются

не

учебной

ситуацией (воспитатель учит, дети учатся у него), а игрой, тем, что воспитатель и

дети, прежде всего, участники одной игры.

Для

РЭМП

у

младших

дошкольников

часто

используют

игры-поручения,

основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать,

складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь

элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием

с предметами.

Кроме дидактических задач, игровой цели и игрового действия, обязательным

элементом

дидактической

игры

являются

правила,

которые

позволяют

воспитателю воздействовать на детей, руководить игрой, но делать это опять-таки

через игру, а не путем указаний. Правила в игре имеют важное дидактическое

значение:

направляют

игру

по

заданному

пути,

соединяют

дидактические

и

игровые

задачи,

организуют

поведение

и

взаимоотношения

детей.

Без

ранее

установленных правил игровое действие развертывается стихийно и обучающие

цели могут остаться невыполненными.

Рассмотрение дидактической игры как явления обучения РЭМП, как одной из

форм организации обучения в детском саду требует уточнения самого понятия

обучающей игры. До сих пор в дошкольной педагогике бытует ее расширительное

толкование. Дидактической игрой часто называют любые занятия, упражнения,

просто игры, в процессе которых используются отдельные игровые ситуации и

приемы (загадывание загадок о предметах, внесение игрушки, стимулирующей

определенную деятельность детей, организация действий детей с игрушками и

предметами). В основу понятия дидактической, обучающей игры должна быть

положена

учебно-игровая

структура,

обязательное

наличие

и

органическое

единство в ней всех ее компонентов: дидактических задач, игровых задач, игровых

действий, правил. Без этого нет дидактической игры как таковой, и правильнее

говорить просто об играх с чем-то, играх-занятиях, играх-упражнениях, игровых

приемах и т.д. В частности, требуется более четкое разделение дидактических игр

и дидактических упражнений как форм сенсорного воспитания детей.

В основе дидактических упражнений лежит иное начало: математическое

развитие

осуществляется

путем

многократных

упражнений

с

дидактическим,

обучающим

материалом,

разработанным

с

определенной

целью.

Дошкольная

педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии

и различении величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера), формы

(наборы

плоских

и

объемных

геометрических

тел:

кругов,

квадратов,

треугольников,

шаров,

кубов,

конусов

и

т.д.),

цвета

(тогда

выше

названные

материалы

даются

разных

цветов),

положения

пространстве

(различные

геометрические мозаики) и др. Конструкция дидактических материалов такова,

что содержит не только задачу (например, различать величину), но и подсказывает

нужный способ решения (сравнивать, подбирать детали материала), дает детям

возможность контролировать себя.

Например, вкладывая геометрические фигуры в ящик с соответствующими

отверстиями, ребенок сам заметит ошибку потому, что квадрат не входит в круглое

отверстие или что в маленький куб не входит куб большого размера.

Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином действии – основная

цель дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставится перед детьми в

качестве конкретного задания-поручения воспитателя.

При

ознакомлении

с

пространственными

свойствами

предметов

(формой,

величиной

и

др.)

и

цветом

чаще

всего

детям

предлагается:

подобрать

определенным образом используемые материалы (по цвету, форме, величине, по

признаку

парности);

вложить

геометрические

фигуры

в

соответствующие

отверстия, коробки; разложить цветные палочки по цвету, размеру или положению

на листе бумаги и т.д.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок

получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные

практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и

практических усилий. В этих условиях тот материал, с которым действуют дети,

свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в

осуществлении

задач

сенсорного

воспитания.

Проводя

упражнения,

педагог

широко опирается на автодидактизм, заботится о правильном подборе материала,

организует соответствующие действия детей с ним, то есть воздействует на детей

через дидактический, обучающий материал.

Много

общего

с

рассмотренными

упражнениями

имеется

в

играх

с

дидактическими

игрушками.

Главным

образом

это

игры

с

широко

распространенными

народными

деревянными

игрушками:

матрешками,

башенками,

шарами,

яичками,

грибочками

и

другими

сборно-разборными

игрушками

и

вкладышами.

Как

и

дидактические

материалы,

они

специально

создаются для развития ЭМП детей, для упражнения в различении величины,

формы, цвета и т.д.; имеют такое же автодидактическое, самообучающее начало.

Их

конструкция

направляет

детей

на

нужные

действия,

а

в

случае

ошибки

помогает заметить ее. Если ребенок, например, умеет различать части игрушки-

вкладыша по величине или цвету, правильно подбирает детали, то достигает

нужного результата – получает целую игрушку. В случае неправильных действий

детали игрушки не подходят друг к другу, не входят одна в другую или остаются

лишние – игрушка не собирается и ошибка наглядна. Желание получить игрушку

заставляет

детей

действовать

снова,

искать

нужные

детали,

внимательнее

их

рассматривать, сравнивать, примеривать половинки и т.д.

Но

между

упражнениями

с

дидактическим

материалом

и

играми

с

дидактическими игрушками есть существенное различие, позволяющее одни и те

действия

(вкладывать,

раскладывать,

разбирать,

собирать

и

т.д.)

считать

практическими или игровыми.

Дидактическая

игрушка

сюжетна,

образна,

передает

образ

человека

(матрешка) или предмета (грибок, яичко). Благодаря этому действия с игрушками

приобретают для ребенка определенное игровое содержание. Собирая матрешек,

например, дети видят их лица, части тела, детали одежды и не просто соединяют

половинки,

а

стараются,

чтобы

получилась

любимая

игрушка.

Маленьких

матрешек

дети

часто

называют

детками,

дочками,

больших

мамами.

Еще

активнее игра развертывается после того, как игрушки оказываются собранными.

Матрешки наделяются человеческими качествами и изображают действия людей:

«танцуют», «ходят гулять», «прячутся» и т.д. Обладание яркой и динамичной

игрушкой

всегда

радует

детей,

вызывает

положительные

эмоции,

позволяет

упражняться, играя, в процессе осуществления игрового действия, пусть очень

элементарного.

Мы

рассмотрели

особенности

дидактической

игры

как

игровой

формы

обучения и дидактических упражнений, имеющих значительное своеобразие в

характере обучающего воздействия. Мы стремились подчеркнуть, что в работе с

детьми надо использовать и то и другое, но учитывать, когда целесообразнее

решать дидактические задачи путем привлечения дидактических игр, когда лучше

для этого использовать форму более прямого влияния на детей – дидактические

упражнения. Однако, прежде всего надо, чтобы обе эти формы воспитательно-

образовательной работы, характерные именно для дошкольников, нашли более

определенное

место

в

педагогическом

процессе.

Включение

в

дидактически

организованную

систему

детского

сада

дидактических

упражнений

и

дидактических игр значительно расширяет возможности умственного воспитания.

Это позволяет совершенствовать занятия в целом, так как важные задачи по

закреплению и формированию ЭМП могут быть осуществлены в дидактических

играх и упражнениях.

Какие

же

функции

могут

выполнять

дидактические

игры,

когда

они

включаются

в

дидактически

организованную

систему

детского

сада

в

соответствии с общим ходом РЭМП.

Прежде всего, им принадлежит серьезная учебная функция, направленная на

организацию

и

дальнейшее

совершенствование

РЭМП

детей,

а

также

на

формирование у них обобщенных представлений и способов действий.

В

дидактических

играх

и

упражнениях

надо

предоставить

детям

возможность:

1. Повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их

узнавании и различении;

2.

Оформлять

чувственные

впечатления,

уточнять

названия

предметов

и

их

характерных свойств (формы, цвета, величины и др.); ориентироваться не только

по внешнему виду, но и по словесному описанию;

3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4.

Соотносить,

сравнивать

жизненные

свойства

предметов

с

имеющимися

мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими

фигурами, их окраску с основными цветами и т.д.)

Таким образом, РЭМП включает большое количество взаимосвязанных задач.

И

специально

организованные

дидактические

игры

хорошее

дополнение

к

обучению на занятиях.



В раздел образования