Автор: Красильникова Алла Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад № 58
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий
Раздел: дошкольное образование
Проблема
использования
дидактических
игр
в
процессе
формирования
математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее
время очень актуальна.
Актуальность
данной
проблемы
обуславливается,
прежде
всего,
тем,
что
математические
представления
активно
влияют
на
формирование
умственных
действий.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького
ребенка.
В
игре
ребенок
приобретает
новые
знания,
умения,
навыки.
Игры,
способствующие
развитию
восприятия,
внимания,
памяти,
речи,
мышления,
развитию
творческих
способностей
направлены
на
умственное
развитие
дошкольника в целом.
Два - три года – возраст начала накопления ребенком первых математических
представлений.
Этот
опыт
выражен
в
умениях
раскладывать,
прикладывать,
накладывать, вставлять предметы. Дети активно пользуются этими действиями в
разных ситуациях. Воспитатель стимулирует название детьми свойств предметов,
простых
действий
с
ними,
отношений
предметов.
Воспитатель
должен
способствовать овладению ребенком средствами и способами познания в разных
видах содержательной детской деятельности.
Организуя
образовательный
процесс
с
младшими
дошкольниками,
воспитатель
обращается
в
первую
очередь
к
эмоциям
и
чувствам
ребенка.
Младший возраст – этап детского познавательного развития, суть которого –
чувственное
постижение
истины
–
можно
условно
сформулировать
в
виде
восторженного возгласа: «Как много вокруг меня интересного!».
Организуя дидактические игры, которые способствуют развитию ЭМП, нужно
учитывать особенности младшего возраста:
Игра
должна
соответствовать
жизненному
опыту
детей,
способствовать
развитию активности.
Дидактические
игры
и
упражнения
с
маленькими
детьми
должны
быть
направлены
на
развитие
внимания,
памяти,
речи,
мышления,
эмоциональной
отзывчивости,
самостоятельности,
стремления
действовать
успешно
и
результативно.
Дидактические игры и упражнения должны поддерживать интерес ребенка к
совместной
с
взрослым
деятельности.
В
2-3
года
у
ребенка
наиболее
ярко
проявляется стремление делать что-то вместе с взрослым, он начинает осознавать,
что
совместная
игра
ведет
к
более
успешному
результату,
сопровождается
интересным общением: «Давай делать вместе с тобой».
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В
отличие
от
учебной
сущности
занятий
в
дидактической
игре
действуют
одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В
соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры,
учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.
Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных
дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного
воспитания
детей.
Наличие
дидактических
задач,
ради
которых
создаются
и
проводятся
с
детьми
обучающие
игры,
придает
игре
целенаправленный,
дидактический характер.
Дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в
том
случае,
когда
учебные,
познавательные
задачи
ставятся
перед
детьми
не
прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с
игровыми задачами и игровым действием. Например, в играх с дидактической
задачей – развивать восприятие формы предметов – воспитатель не говорит детям
об этом прямо, а предлагает рассмотреть картинки и подобрать похожие.
Дидактическая
задача,
таким
образом,
как
бы
замаскирована,
скрыта
от
ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в
большей
мере
непреднамеренного
усвоения
знаний
и
умений
детьми.
Взаимоотношения
между
взрослыми
и
детьми
определяются
не
учебной
ситуацией (воспитатель учит, дети учатся у него), а игрой, тем, что воспитатель и
дети, прежде всего, участники одной игры.
Для
РЭМП
у
младших
дошкольников
часто
используют
игры-поручения,
основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать,
складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь
элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием
с предметами.
Кроме дидактических задач, игровой цели и игрового действия, обязательным
элементом
дидактической
игры
являются
правила,
которые
позволяют
воспитателю воздействовать на детей, руководить игрой, но делать это опять-таки
через игру, а не путем указаний. Правила в игре имеют важное дидактическое
значение:
направляют
игру
по
заданному
пути,
соединяют
дидактические
и
игровые
задачи,
организуют
поведение
и
взаимоотношения
детей.
Без
ранее
установленных правил игровое действие развертывается стихийно и обучающие
цели могут остаться невыполненными.
Рассмотрение дидактической игры как явления обучения РЭМП, как одной из
форм организации обучения в детском саду требует уточнения самого понятия
обучающей игры. До сих пор в дошкольной педагогике бытует ее расширительное
толкование. Дидактической игрой часто называют любые занятия, упражнения,
просто игры, в процессе которых используются отдельные игровые ситуации и
приемы (загадывание загадок о предметах, внесение игрушки, стимулирующей
определенную деятельность детей, организация действий детей с игрушками и
предметами). В основу понятия дидактической, обучающей игры должна быть
положена
учебно-игровая
структура,
обязательное
наличие
и
органическое
единство в ней всех ее компонентов: дидактических задач, игровых задач, игровых
действий, правил. Без этого нет дидактической игры как таковой, и правильнее
говорить просто об играх с чем-то, играх-занятиях, играх-упражнениях, игровых
приемах и т.д. В частности, требуется более четкое разделение дидактических игр
и дидактических упражнений как форм сенсорного воспитания детей.
В основе дидактических упражнений лежит иное начало: математическое
развитие
осуществляется
путем
многократных
упражнений
с
дидактическим,
обучающим
материалом,
разработанным
с
определенной
целью.
Дошкольная
педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии
и различении величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера), формы
(наборы
плоских
и
объемных
геометрических
тел:
кругов,
квадратов,
треугольников,
шаров,
кубов,
конусов
и
т.д.),
цвета
(тогда
выше
названные
материалы
даются
разных
цветов),
положения
пространстве
(различные
геометрические мозаики) и др. Конструкция дидактических материалов такова,
что содержит не только задачу (например, различать величину), но и подсказывает
нужный способ решения (сравнивать, подбирать детали материала), дает детям
возможность контролировать себя.
Например, вкладывая геометрические фигуры в ящик с соответствующими
отверстиями, ребенок сам заметит ошибку потому, что квадрат не входит в круглое
отверстие или что в маленький куб не входит куб большого размера.
Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином действии – основная
цель дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставится перед детьми в
качестве конкретного задания-поручения воспитателя.
При
ознакомлении
с
пространственными
свойствами
предметов
(формой,
величиной
и
др.)
и
цветом
чаще
всего
детям
предлагается:
подобрать
определенным образом используемые материалы (по цвету, форме, величине, по
признаку
парности);
вложить
геометрические
фигуры
в
соответствующие
отверстия, коробки; разложить цветные палочки по цвету, размеру или положению
на листе бумаги и т.д.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок
получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные
практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и
практических усилий. В этих условиях тот материал, с которым действуют дети,
свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в
осуществлении
задач
сенсорного
воспитания.
Проводя
упражнения,
педагог
широко опирается на автодидактизм, заботится о правильном подборе материала,
организует соответствующие действия детей с ним, то есть воздействует на детей
через дидактический, обучающий материал.
Много
общего
с
рассмотренными
упражнениями
имеется
в
играх
с
дидактическими
игрушками.
Главным
образом
это
игры
с
широко
распространенными
народными
деревянными
игрушками:
матрешками,
башенками,
шарами,
яичками,
грибочками
и
другими
сборно-разборными
игрушками
и
вкладышами.
Как
и
дидактические
материалы,
они
специально
создаются для развития ЭМП детей, для упражнения в различении величины,
формы, цвета и т.д.; имеют такое же автодидактическое, самообучающее начало.
Их
конструкция
направляет
детей
на
нужные
действия,
а
в
случае
ошибки
помогает заметить ее. Если ребенок, например, умеет различать части игрушки-
вкладыша по величине или цвету, правильно подбирает детали, то достигает
нужного результата – получает целую игрушку. В случае неправильных действий
детали игрушки не подходят друг к другу, не входят одна в другую или остаются
лишние – игрушка не собирается и ошибка наглядна. Желание получить игрушку
заставляет
детей
действовать
снова,
искать
нужные
детали,
внимательнее
их
рассматривать, сравнивать, примеривать половинки и т.д.
Но
между
упражнениями
с
дидактическим
материалом
и
играми
с
дидактическими игрушками есть существенное различие, позволяющее одни и те
действия
(вкладывать,
раскладывать,
разбирать,
собирать
и
т.д.)
считать
практическими или игровыми.
Дидактическая
игрушка
сюжетна,
образна,
передает
образ
человека
(матрешка) или предмета (грибок, яичко). Благодаря этому действия с игрушками
приобретают для ребенка определенное игровое содержание. Собирая матрешек,
например, дети видят их лица, части тела, детали одежды и не просто соединяют
половинки,
а
стараются,
чтобы
получилась
любимая
игрушка.
Маленьких
матрешек
дети
часто
называют
детками,
дочками,
больших
–
мамами.
Еще
активнее игра развертывается после того, как игрушки оказываются собранными.
Матрешки наделяются человеческими качествами и изображают действия людей:
«танцуют», «ходят гулять», «прячутся» и т.д. Обладание яркой и динамичной
игрушкой
всегда
радует
детей,
вызывает
положительные
эмоции,
позволяет
упражняться, играя, в процессе осуществления игрового действия, пусть очень
элементарного.
Мы
рассмотрели
особенности
дидактической
игры
как
игровой
формы
обучения и дидактических упражнений, имеющих значительное своеобразие в
характере обучающего воздействия. Мы стремились подчеркнуть, что в работе с
детьми надо использовать и то и другое, но учитывать, когда целесообразнее
решать дидактические задачи путем привлечения дидактических игр, когда лучше
для этого использовать форму более прямого влияния на детей – дидактические
упражнения. Однако, прежде всего надо, чтобы обе эти формы воспитательно-
образовательной работы, характерные именно для дошкольников, нашли более
определенное
место
в
педагогическом
процессе.
Включение
в
дидактически
организованную
систему
детского
сада
дидактических
упражнений
и
дидактических игр значительно расширяет возможности умственного воспитания.
Это позволяет совершенствовать занятия в целом, так как важные задачи по
закреплению и формированию ЭМП могут быть осуществлены в дидактических
играх и упражнениях.
Какие
же
функции
могут
выполнять
дидактические
игры,
когда
они
включаются
в
дидактически
организованную
систему
детского
сада
в
соответствии с общим ходом РЭМП.
Прежде всего, им принадлежит серьезная учебная функция, направленная на
организацию
и
дальнейшее
совершенствование
РЭМП
детей,
а
также
на
формирование у них обобщенных представлений и способов действий.
В
дидактических
играх
и
упражнениях
надо
предоставить
детям
возможность:
1. Повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их
узнавании и различении;
2.
Оформлять
чувственные
впечатления,
уточнять
названия
предметов
и
их
характерных свойств (формы, цвета, величины и др.); ориентироваться не только
по внешнему виду, но и по словесному описанию;
3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
4.
Соотносить,
сравнивать
жизненные
свойства
предметов
с
имеющимися
мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими
фигурами, их окраску с основными цветами и т.д.)
Таким образом, РЭМП включает большое количество взаимосвязанных задач.
И
специально
организованные
дидактические
игры
–
хорошее
дополнение
к
обучению на занятиях.