Напоминание

Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника


Автор: Дворянинова Елена Валентиновна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 24
Населённый пункт: х. Чаплыгин
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника
Раздел: полное образование





Назад




«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА» Задачи: а) разработать план деятельности педколлектива по созданию благоприятного для развития личности школьника психологического климата на уроках; б) разработать: «Заповеди учителя школы №24» как основы психолого-педагогического обеспечения урока. Этап подготовки Данный педсовет выполняет 3 функции: - информационно-аналитическую; - мотивационную, целевую; - планово-прогностическую. Форма проведения педсовета: продуктивная игра. Цель - выработка программы деятельности учителей по созданию благоприятного психологического климата на уроках. Учителя располагаются группами по 6-7 человек. В течение работы педсовета работают пресс-группа и аналитическая группа. Пресс-группа по ходу выступлений оформляет на бумаге наиболее интересные мысли, идеи, предложения, высказанные учителями, и вывешивает их на большой стенд. Аналитическая группа анализирует, обобщает предложения, высказывания учителей, готовит проект решения педсовета. Эпиграф педсовета: «И нам дано предугадать, как наше слово отзовется?..» Этап проведения (заседание)
I. Вступительное слово (тезисы). Обоснование темы педсовета
1. Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании: а) ученик - основной объект заботы учителя; б) воспитание и обучение без уважения к ученику - подавление; в) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку. 2. В сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно; школа должна создать условия для развития личности. 3. Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися. 4. Негативные явления: жалобы родителей и учащихся на некоторое поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. 5. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы. 6. Комфортно себя чувствуют в школе лишь 58 % учащихся, 28 % - часто конфликтуют с учителями. 7. Проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить миссию.
- Каково же сегодня состояние на уроках? - Что мы можем сделать, чтобы школа не подавляла, чтобы в ней было хорошо каждому ребенку?
II. Обсуждение предложенных вопросов
Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства. Каков педагогический смысл этого понятия?
III. Работа в группах.
1. Предлагается заполнить табличку Экология воспитания Что можно Что нельзя (объективно оценивать учащихся (унижать личность, проявлять уважительно вести диалог с детьми, личную неприязнь к ученику, воспитывать доб- допускать бестактность, ос- ротой...) корблять, говорить повышен- ным тоном...) 2. Группы зачитывают и обсуждают наработанное, затем сдают в аналитическую группу для обработки.
IV. Игра-тренинг.
Проводится игра-тренинг «Оргпсихологический момент - камертон урока». (учителя сами показывают в виде сценок варианты начала урока). После этого проводится коллективная рефлексия достоинств и особенностей каждого варианта.
V. Выводы аналитической группы.
Аналитическая группа делает обобщение: чего стоит опасаться и избегать, чтобы исключить возможные конфликты и нежелательные последствия. Обсуждается вопрос о «профессиональных заповедях» учителя: нужны ли они и зачем? Группам предлагается сформулировать «заповеди», и наработанные материалы передаются аналитикам для обработки.
VI. Игра-тренинг.
Цель: узнать точку зрения учителей по рассматриваемому аспекту, определить уровень умений учителей принимать правильные с точки зрения психологии и педагогики решения. Листочки с записями педагогических ситуаций вложены в конверты, представители групп выбирают конверты, зачитывают ситуацию и, заняв ролевую позицию, предложенную в тексте, тут же предлагают варианты решения. Итог игры-тренинга: попытка оценить, насколько педагогически и
психологически верно удалось разрешить те или иные педагогические ситуации (психолог).
VII. Представление аналитической группой «заповедей учителя» и

программы деятельности учителей по созданию благоприятного

психологического климата на уроках, сформулированных на основе

материалов, переработанных учителями в ходе педсовета.

VIII. Рефлексия:
оценка деятельности участников педсовета, полезность, результативность педсовета.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
1. Ученик срывает урок. На Ваше требование покинуть класс он ответил: «Иди сама отсюда». Как предотвратить это? Если же такая ситуация произошла - Ваша реакция? 2. Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания, которые Вы задаете. 3. Вас попросили прийти в класс, в котором Вы не работаете, на замену. Вы пришли и обнаружили, что учащиеся не обращают на Вас внимание, выполнять Ваши требования отказываются. 4. Войдя в класс, Вы обнаружили на доске следующую надпись: «Мы не хотим учиться у вас». Ваши действия? 5. К Вам пришли возбужденные родители ученика, который дома заявил, что больше не желает у Вас учиться. 6. В порыве злости один из учеников на уроке заявил: «Моя мама сказала, то Вы не знаете предмета и у Вас невысокий умственный уровень». 7. Я обратила внимание, что на моих уроках ученики очень нервничают, отвечая устно у доски. 8. Я обратила внимание, что на моих уроках дети не слушают объяснение нового материала, но могут вспомнить, что было задано на дом. 9. Вчера я обнаружила, что в журнале на странице по моему предмету кто-то из учащихся подставил оценку. 10. Ученик в резкой форме выразил недовольство поставленной учителем оценкой.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники