Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника
Автор: Дворянинова Елена Валентиновна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУ СОШ № 24 Населённый пункт: х. Чаплыгин Наименование материала: методическая разработка Тема: Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника Раздел: полное образование
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
Задачи:
а) разработать план деятельности педколлектива по созданию
благоприятного для развития личности школьника психологического климата
на уроках;
б) разработать: «Заповеди учителя школы №24» как основы
психолого-педагогического обеспечения урока.
Этап подготовки
Данный педсовет выполняет 3 функции:
- информационно-аналитическую;
- мотивационную, целевую;
- планово-прогностическую.
Форма проведения педсовета: продуктивная игра.
Цель - выработка программы деятельности учителей по созданию
благоприятного психологического климата на уроках.
Учителя располагаются группами по 6-7 человек. В течение работы
педсовета работают пресс-группа и аналитическая группа.
Пресс-группа по ходу выступлений оформляет на бумаге наиболее
интересные мысли, идеи, предложения, высказанные учителями, и
вывешивает их на большой стенд.
Аналитическая группа анализирует, обобщает предложения, высказывания
учителей, готовит проект решения педсовета.
Эпиграф педсовета: «И нам дано предугадать, как наше слово отзовется?..»
Этап проведения (заседание)
I. Вступительное слово (тезисы). Обоснование темы педсовета
1. Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного
подхода в образовании:
а) ученик - основной объект заботы учителя;
б) воспитание и обучение без уважения к ученику - подавление;
в) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.
2. В сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно;
школа должна создать условия для развития личности.
3. Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к
знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися.
4. Негативные явления: жалобы родителей и учащихся на некоторое
поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках.
5. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и,
как следствие, их нервные срывы.
6. Комфортно себя чувствуют в школе лишь 58 % учащихся, 28 % - часто
конфликтуют с учителями.
7. Проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата
школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить миссию.
- Каково же сегодня состояние на уроках?
- Что мы можем сделать, чтобы школа не подавляла, чтобы в ней было
хорошо каждому ребенку?
II. Обсуждение предложенных вопросов
Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства.
Каков педагогический смысл этого понятия?
III. Работа в группах.
1. Предлагается заполнить табличку
Экология воспитания
Что можно Что нельзя
(объективно оценивать учащихся (унижать личность, проявлять
уважительно вести диалог с детьми, личную неприязнь к ученику,
воспитывать доб- допускать бестактность, ос-
ротой...) корблять, говорить повышен-
ным тоном...)
2. Группы зачитывают и обсуждают наработанное, затем сдают в
аналитическую группу для обработки.
IV. Игра-тренинг.
Проводится игра-тренинг «Оргпсихологический момент - камертон урока».
(учителя сами показывают в виде сценок варианты начала урока). После
этого проводится коллективная рефлексия достоинств и особенностей
каждого варианта.
V. Выводы аналитической группы.
Аналитическая группа делает обобщение: чего стоит опасаться и избегать,
чтобы исключить возможные конфликты и нежелательные последствия.
Обсуждается вопрос о «профессиональных заповедях» учителя: нужны ли
они и зачем?
Группам предлагается сформулировать «заповеди», и наработанные
материалы передаются аналитикам для обработки.
VI. Игра-тренинг.
Цель: узнать точку зрения учителей по рассматриваемому аспекту,
определить уровень умений учителей принимать правильные с точки зрения
психологии и педагогики решения.
Листочки с записями педагогических ситуаций вложены в конверты,
представители групп выбирают конверты, зачитывают ситуацию и, заняв
ролевую позицию, предложенную в тексте, тут же предлагают варианты
решения.
Итог игры-тренинга: попытка оценить, насколько педагогически и
психологически верно удалось разрешить те или иные педагогические
ситуации (психолог).
VII. Представление аналитической группой «заповедей учителя» и
программы деятельности учителей по созданию благоприятного
психологического климата на уроках, сформулированных на основе
материалов, переработанных учителями в ходе педсовета.
VIII. Рефлексия: оценка деятельности участников педсовета, полезность,
результативность педсовета.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
1. Ученик срывает урок. На Ваше требование покинуть класс он ответил:
«Иди сама отсюда». Как предотвратить это? Если же такая ситуация
произошла - Ваша реакция?
2. Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания,
которые Вы задаете.
3. Вас попросили прийти в класс, в котором Вы не работаете, на замену. Вы
пришли и обнаружили, что учащиеся не обращают на Вас внимание,
выполнять Ваши требования отказываются.
4. Войдя в класс, Вы обнаружили на доске следующую надпись: «Мы не
хотим учиться у вас». Ваши действия?
5. К Вам пришли возбужденные родители ученика, который дома заявил, что
больше не желает у Вас учиться.
6. В порыве злости один из учеников на уроке заявил: «Моя мама сказала, то
Вы не знаете предмета и у Вас невысокий умственный уровень».
7. Я обратила внимание, что на моих уроках ученики очень нервничают,
отвечая устно у доски.
8. Я обратила внимание, что на моих уроках дети не слушают объяснение
нового материала, но могут вспомнить, что было задано на дом.
9. Вчера я обнаружила, что в журнале на странице по моему предмету кто-то
из учащихся подставил оценку.
10. Ученик в резкой форме выразил недовольство поставленной учителем
оценкой.