Напоминание

"УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ – УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК"


Автор: Закарявичус Татьяна Лукьяновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОБУ МСОШ №2
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА
Тема: "УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ – УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК"
Раздел: полное образование





Назад




СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА

«УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ – УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК»

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МОБУ МСОШ №2

ЗАКАРЯВИЧУС ТАТЬЯНА ЛУКЬЯНОВНА

Эпиграф

Как цветок поворачивается к солнцу, так

и ребенок поворачивается к тому, от кого исходит свет,

тепло и добрый интерес. Быть таким человеком - профессиональная обязанность педагога.

В. Караковский

Традиционное обучение основано на том, что учитель является субъектом, а ученик — объектом

педагогического процесса. Педагогика сотрудничества представляет ученика как субъекта. От

сюда следует, что два субъекта должны взаимодействовать, быть партнерами, сотоварищами,

представляя собой содружество более старшего и опытного с менее опытным.

Для того, чтобы сотрудничество состоялось, очень важно наличие положительных эмоций и

отношений. Когда ученик заинтересован, то тогда передача опыта и знаний от учителя

происходит более плодотворно. Он учиться самостоятельно принимать решения под лояльным

руководством опытного наставника.

(Янченко Н.П. СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА И УЧАЩЕГОСЯ // Научное сообщество студентов XXI

столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7.

URL: sibac/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 25.02.2017)

)

Тема: ученик и учитель: взаимопонимание - взаимодействие - сотрудничество.

Цель:

снять напряжение, чувство тревоги, способствовать развитию позитивного и

конструктивного взаимодействия, умений самоанализа и преодолению психологических барьеров

у педагогов и учащихся. Создание ситуации успеха во взаимодействии «учитель-ученик»ж

Задача:

Выявить признаки взаимопонимания - взаимодействия - сотрудничества

образовательного пространства и вскрыть противоречия в практике школы по

указанной позиции

.

План тренинга:

1.

Знакомство.

2.

Разминка

3.

Основная часть тренинга

4.

Заключение.

5.

Рефлексия.

6.

Прощание.

1 этап. Знакомство.

Упражнение «Снежный ком». Сделать визитки.

Изготовление визитных карточек:

напишите свое имя, можно придумать символическое имя, и свой девиз как жизненное кредо,

которые должны отражать сущность вашего Я, ваш внутренний мир, то, чего вы хотите достичь или

то, что вы хотите в себе изменить.

Теперь представьте нам свою визитку и расскажите о себе. (по кругу).

Оборудование карточки, фломастеры, английские булавки.

Встать в круг, назвать свое имя и дать определение на первую букву своего имени,

следующий игрок называет все имена и определения предыдущих игроков.

Первое условие – все обращаются друг к другу на «ТЫ» и по имени.

2 этап. Разминка: игра «Трамвай»

Все садятся в круг. Стульев на 1 больше, чем участников. Игра идет по ходу часовой

стрелки. Начинает тот, у кого слева пустой стул. «А я еду!». Участник слева быстро

пересаживается на пустой стул «А я рядом!», за ним следующий игрок «А я зайцем!»,

следующий пересаживается и называет любого игрока из круга «А я с …..!». Названный

игрок быстро бежит и занимает пустой стул. Игра начинается заново с того стула, который

освободился.

Цель: снятие психологических барьеров, создание позитивного настроя на работу.

Игра «Молекулы» - делимся на 3 команды

Игра «Тропа препятствий» Каждому второму завязывают глаза или они сами честно

закрывают глаза. Каждая команда должна преодолеть тропу.

(Ведущий завязывает повязку на глазах одного из членов первой пары, и игра

начинается. Когда все пары преодолеют заколдованный участок тропы,

начинается обсуждение этого упражнения.)

Ведущий:

Что вы чувствовали при прохождении тропы с завязанными глазами?

Что для вас оказалось сложнее - проходить тропу или руководить

действиями партнера?

Что увидели зрители?

Кто запомнил и может продемонстрировать типичный язык тела

проходящему по заколдованному участку игрока?

Чем отличается поведение человека, лишенного возможности видеть

окружающий мир?

Ведущий: Давайте поблагодарим друг друга за помощь и взаимовыручку

аплодисментами (рукопожатиями).

2 этап. Основная часть.

Ведущий:

Вспомнила анекдот с «бородой» - Мама утром будит сына в школу:

«Вставай, сынок, уже пора», «Не хочу! Надоело! Там опять Петров с пацанами разборки

устраивает, а девчонки Айфонами хвастаются!». «Ну, вставай, неудобно опаздывать! Ты

ведь директор!».

Ведущий: Почему иногда бывает так, что не хочется идти в школу ученикам

и учителям?

Упр. «Не хочу в школу!».

Учителя и ученики пишут свои причины.

Все садятся в круг, зачитывают по очереди и выбирают основные причины, которые

снижают школьную мотивацию учеников и мешают учителям вести уроки

. (

Составляем

список основных причин).

Упр. «Меняемся ролями». Учителя должны изобразить нерадивых учеников, а

школьники изображают строгих учителей. («Самый вредный ученик/учитель»)

Ведущий: Две самые главные фигуры в школе – это учитель и ученик.

Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети

очень переживают, если они не складываются. Учителям тоже не легко, когда

дети их не понимают

В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд,

и от этого труда зависит успех в достижении цели и у тех и у других.

А кто еще может ощутить успех от такого сотрудничества?

(родители,

родственники, друзья, директор и школа в целом)

Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником

и учителем.

Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить

взаимоотношения учеников и учителей, чтобы это взаимодействие

позволяло получать максимальный результат в обучении и в личностном

развитии, и для дальнейшего доверительного общения. Ведь каждый

ученик должен ходить в школу как на работу в течение 9-11 лет, а учитель

остается учителем на всю жизнь.

Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «учитель –

ученик», назначение которой – оптимизировать учебный процесс.

Важнейшие условия сотрудничества:

- умение прислушиваться друг к другу;

- принимать совместные решения;

- доверять друг другу;

- ощущать свою ответственность за работу.

Упр.

«Что мы хотим от учителей/ учеников».

(3-5 мин) Команды совещаются и

записывают.

Представители команд зачитывают результаты как добрые пожелания

противоположной стороне.

Обсуждение и обобщение результатов в круге.

(в ходе обсуждения список может дополняться)

Ученые в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать

учителей, обладающих следующими характеристиками:

1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность,

уравновешенность.

2. Организационные качества – справедливость, последовательность,

честность, уважение других.

3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.

4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют

преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.

(выяснить, чего хотят и ждут от учителей школьники разного возраста, и как

эти ожидания меняются от одного класса к другому).

Специфические причины конфликтов «учитель – ученик»

1.

Нарушение школьных требований учащимися:

-неподготовленность домашних заданий;

-умышленное нарушение дисциплины;

- пропуски уроков без уважительной причины.

Каким же хотят видеть ученики своего учителя?

1.

Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое

достоинство, доверяет).

2. Любовь к своему предмету.

3. Качественный хороший классный руководитель, хочет сделать жизнь детей

увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.

Отрицательные качества учителей:

1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.

2. Выделяет отдельных учеников.

3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.

4. Требует от ученика безоговорочного подчинения.

5. Относится как к маленьким.

6. Относится неуважительно.

7. Не умеет хранить тайну.

Какими хотят видеть своих учеников учителя?

1.

Ответственными

2.

Внимательными

3.

Радостными

4.

Добрыми

5.

Доброжелательными

6.

Честными

7.

Старательными

8.

Помощниками

9.

Чуткими

10.

Добросовестными

(продолжите список позитивными

пожеланиями

)

4 этап. Заключение.

Ведущий подводит к выводу:

Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с

учениками были в хороших отношениях. Все высказываются по кругу.

Составляем и

записываем «договор о сотрудничестве», все ставят

подписи.

Музыкальная пауза

Участники делятся на 3 команды и придумывают движения для своего танца, выбирают

свой стиль и манеру исполнения под классическую музыку, которая длится 1-2 минуты

(репетируют в разных углах зала или выходят в коридор, фойе). Время на подготовку

10мин. (В это время помощник заполняет сертификаты).

1.

Итальянская полька Рахманинова.

2.

Танец маленьких лебедей Чайковского.

3.

Тарантелла Россини.

Выступление команд происходит по жребию. Все участники поддерживают

выступающую команду аплодисментами и одобрительными возгласами.

После выступления все делятся впечатлениями что чувствовали, когда получили

такое непривычное задание, как договаривались, кто сыграл ведущую роль в подаче

идеи и т.д.

Цель: создать атмосферу праздника, формирование навыка работы в команде,

согласование действий в группе для достижения поставленной цели, развитие творческих

идей.

Упр. «Денстерапия» звучит мелодия Баха «Воздух»

Ведущий: А теперь музыка для всех. Каждый ходит по залу, выполняет произвольные

упражнения без напряжения, не задумываясь, какое движение надо сделать и как вы

выглядите со стороны. Прислушивайтесь к своему телу, к своим ощущениям.

Расслабляемся и успокаиваемся.

Интеллектуальная викторина (если позволяет время и желание участников продолжить

занятие, можно разделиться на 3 команды и устроить интеллектуальный конкурс).

Вопросы на сообразительность: (количество вопросов можно сократить)

1.

Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный).

2.

Какая река самая страшная? (Река Тигр).

3.

Какой месяц короче всех? (Май - три буквы).

4.

Где край света? (Там, где начинается тень).

5.

Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить).

6.

Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви).

7.

Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух).

8.

Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной - все надо положить).

9.

Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным).

10. Что стоит между окном и дверью? (Буква «и»).

11.

Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).

12. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной

кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут).

13. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы).

14. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь).

15. Можно ли зажечь спичку под водой? Можно, если если воду налить в стакан, а спичку

держать ниже стакана).

16. Как может брошенное яицо пролететь три метра и не разбиться? (Нужно бросить яицо

на четыре метра, тогда первые три метра оно пролетит целым).

17. Что станет с зеленым утесом, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым).

18. Что становится больше, если его поставить вверх ногами (Число 6).

19. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? (Время,

температура).

20. Какой рукой лучше размешать чай? (Чай лучше размешивать ложкой).

5 этап. Рефлексия

Заключительная игра «Солнышко» итоговая рефлексия

Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.

Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с

количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка

пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания,

комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.

Ведущий: Каждый из вас получил карточки с вопросами. Порошу вас ответить

на них.

Какие моменты занятия понравились больше всего? Почему?

Какое из заданий оказалось самым трудным? Почему?

Почувствовали ли вы поддержку и помощь своих товарищей

(учителей/учеников) во время тренинга?

От чего зависят ваши школьные успехи (учебные/профессиональные)?

Удавалось ли во время игры избегать ссор и конфликтов?

Возможно ли сохранять добрые отношения учителя и ученика?

Что может помешать этому? Почему?

6 этап. Прощание

Завершается программа вручением сертификатов

Ведущий: А теперь я прошу вас поблагодарить друг друга за совместное

занятие и выполняют данное упражнение. Вам необходимо обнять как можно

большее количество своих товарищей за 15 секунд.

Занятие окончено. Всем спасибо!!!



В раздел образования