Автор: Рыжкова Нина Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №219"
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий городской округ
Наименование материала: статья
Тема: "Психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья."
Раздел: дошкольное образование
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Ӕ. Психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями
здоровья
Исследования
у
данной
категории
детей зрительного восприятия выявили низкую
активность восприятия в целом (Ю. Г. Демьянов, В. А. Ковшиков, 1972).
В
исследованиях
состояния психомоторики (В. И. Лубовский, 1978) прежде всего
указывается на большое количество отклонений в развитии двигательной сферы:
- нарушения активности;
- трудности переключения, координации и автоматизации движений;
- наличие синкинезий;
- выраженная быстрая истощаемость.
Особенно сти памяти
детей
с
ограниченными
возможностями
зд о р о в ь я
характеризуются следующим образом:
- низкая активность и целенаправленность;
- замедленная скорость;
- сниженные объем, точность и прочность запоминаемого (Т. В. Егорова, 1973; А. Н.
Корнев, 1982).
Процесс
воспроизведения
характеризуется
неточностью,
неполным
объемом
и
нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей.
Наглядная память преобладает над словесной.
Наиболее
ярко мыслительную
деятельность
детей
с
особенностями
в
развитие
характеризует инертность, низкая продуктивность, неустойчивость (С. А. Домишкевич, 1988;
Т. В. Егорова, 1973 и др.). Мышление детей данной категории тесно связано с конкретной
ситуацией, творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования (З. И.
Калмыкова, 1982).
Отмечая
неравномерность
развития
различных
сторон интеллектуальной
деятельности среди детей с особенностями в развитие исследователи выделяют ряд общих
особенностей деятельности детей данной категории (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, 1989;). К
ним относятся:
• низкий уровень мотивации познавательной деятельности;
• недостаточность организованности и целенаправленности;
• выраженная быстрая истощаемость, импульсивность;
• большое количество ошибок.
У
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
нарушено
формирование
саморегуляции в деятельности. Этому способствуют их личностные особенности:
- неадекватная самооценка;
- слабость познавательных интересов;
- низкий уровень притязаний и мотивации.
Самоконтроль у детей с особенностями в развитие также не сформирован (Н. А.
Никашина,
1977).
Это
проявляется
в
отсутствии
потребности
и
навыка
самопроверки,
неосознании допущенных ошибок.
Характеризуя
особенности
деятельности
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья, нельзя не сказать о низком развитии у них процесса внимания, который отличается
крайней неустойчивостью, слабостью распределения и концентрации, плохим переключением
и быстрой истощаемостью.
Специальное образование обычно рассматривается как служба, в помощи которой
нуждаются
лица
с
определенными
особенностями
развития.
В
основу
специального
образования
«…
должно
быть
положено
уважение
к
лицам
с
особенностями
развития,
признание их способностей, включая возможности самостоятельного принятия решений».
Усиление эффективности коррекционно-развивающего обучения – настоятельное требование
времени,
поскольку
результативность
решения
этой
важнейшей
задачи
в
значительной
степени
обуславливает
успех
социально-трудовой
адаптации
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Учащиеся коррекционных классов, в силу своих особенностей в развитие,
нуждаются в
особых формах педагогического воздействия. И информационные технологии являются
одной из них. Опыт, как зарубежный, так и отечественный, показывает, что возможности
обучения с применением компьютера гораздо выше тех, которые имеются в традиционной
форме классно-урочной системы. Этому способствуют индивидуализация процесса обучения,
повышение активности детей за счет возможности наблюдать результаты своих действий,
возможности
исследовательской
деятельности,
возможности
использования
метода
опробования и анализа действий за счет их повторения. Обучающие ситуации, создаваемые с
помощью
информационных
технологий,
делают
возможной
самокоррекцию
и
индивидуальную работу ученика в сообществе с другими детьми. Таким образом, компьютер
представляется действенным педагогическим средством. Даже незаметный, на первый взгляд,
рост
уверенности
в
себе
ребенка,
источником
которого
может
стать
успешно
решенная
игровая задача, оборачивается для него весьма значимым положительным эффектом.
Учеными и учителями-практиками доказано, что с помощью компьютерных технологий
можно существенно повысить мотивацию ребенка к трудной для него работе, научить и
приучить его самого оценивать достижения в развитии, осознанно ставить перед собой
новые
задачи.
Благодаря
компьютерным
технологиям можно
обеспечить
продуктивную
деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы
умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий,
обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления
жизни человека.