Напоминание

"Психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья."


Автор: Рыжкова Нина Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №219"
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий городской округ
Наименование материала: статья
Тема: "Психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья."
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Ӕ. Психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями

здоровья

Исследования

у

данной

категории

детей зрительного восприятия выявили низкую

активность восприятия в целом (Ю. Г. Демьянов, В. А. Ковшиков, 1972).

В

исследованиях

состояния психомоторики (В. И. Лубовский, 1978) прежде всего

указывается на большое количество отклонений в развитии двигательной сферы:

- нарушения активности;

- трудности переключения, координации и автоматизации движений;

- наличие синкинезий;

- выраженная быстрая истощаемость.

Особенно сти памяти

детей

с

ограниченными

возможностями

зд о р о в ь я

характеризуются следующим образом:

- низкая активность и целенаправленность;

- замедленная скорость;

- сниженные объем, точность и прочность запоминаемого (Т. В. Егорова, 1973; А. Н.

Корнев, 1982).

Процесс

воспроизведения

характеризуется

неточностью,

неполным

объемом

и

нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей.

Наглядная память преобладает над словесной.

Наиболее

ярко мыслительную

деятельность

детей

с

особенностями

в

развитие

характеризует инертность, низкая продуктивность, неустойчивость (С. А. Домишкевич, 1988;

Т. В. Егорова, 1973 и др.). Мышление детей данной категории тесно связано с конкретной

ситуацией, творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования (З. И.

Калмыкова, 1982).

Отмечая

неравномерность

развития

различных

сторон интеллектуальной

деятельности среди детей с особенностями в развитие исследователи выделяют ряд общих

особенностей деятельности детей данной категории (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, 1989;). К

ним относятся:

• низкий уровень мотивации познавательной деятельности;

• недостаточность организованности и целенаправленности;

• выраженная быстрая истощаемость, импульсивность;

• большое количество ошибок.

У

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

нарушено

формирование

саморегуляции в деятельности. Этому способствуют их личностные особенности:

- неадекватная самооценка;

- слабость познавательных интересов;

- низкий уровень притязаний и мотивации.

Самоконтроль у детей с особенностями в развитие также не сформирован (Н. А.

Никашина,

1977).

Это

проявляется

в

отсутствии

потребности

и

навыка

самопроверки,

неосознании допущенных ошибок.

Характеризуя

особенности

деятельности

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья, нельзя не сказать о низком развитии у них процесса внимания, который отличается

крайней неустойчивостью, слабостью распределения и концентрации, плохим переключением

и быстрой истощаемостью.

Специальное образование обычно рассматривается как служба, в помощи которой

нуждаются

лица

с

определенными

особенностями

развития.

В

основу

специального

образования

«…

должно

быть

положено

уважение

к

лицам

с

особенностями

развития,

признание их способностей, включая возможности самостоятельного принятия решений».

Усиление эффективности коррекционно-развивающего обучения – настоятельное требование

времени,

поскольку

результативность

решения

этой

важнейшей

задачи

в

значительной

степени

обуславливает

успех

социально-трудовой

адаптации

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья.

Учащиеся коррекционных классов, в силу своих особенностей в развитие,

нуждаются в

особых формах педагогического воздействия. И информационные технологии являются

одной из них. Опыт, как зарубежный, так и отечественный, показывает, что возможности

обучения с применением компьютера гораздо выше тех, которые имеются в традиционной

форме классно-урочной системы. Этому способствуют индивидуализация процесса обучения,

повышение активности детей за счет возможности наблюдать результаты своих действий,

возможности

исследовательской

деятельности,

возможности

использования

метода

опробования и анализа действий за счет их повторения. Обучающие ситуации, создаваемые с

помощью

информационных

технологий,

делают

возможной

самокоррекцию

и

индивидуальную работу ученика в сообществе с другими детьми. Таким образом, компьютер

представляется действенным педагогическим средством. Даже незаметный, на первый взгляд,

рост

уверенности

в

себе

ребенка,

источником

которого

может

стать

успешно

решенная

игровая задача, оборачивается для него весьма значимым положительным эффектом.

Учеными и учителями-практиками доказано, что с помощью компьютерных технологий

можно существенно повысить мотивацию ребенка к трудной для него работе, научить и

приучить его самого оценивать достижения в развитии, осознанно ставить перед собой

новые

задачи.

Благодаря

компьютерным

технологиям можно

обеспечить

продуктивную

деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы

умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий,

обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления

жизни человека.



В раздел образования